Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Но именно осуществление задач воспитания нравственно-волевых качеств в процессе игровой деятельности не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является определение педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогический процесс, направленный на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 6
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 18
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 19
2.2. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 28
2.3. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
Приложения

Файлы: 1 файл

воля.docx

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Уровни 

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий

7%

83%

Средний

80%

27%

Низкий 

13%

-


 

Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказывают эффективность созданных  педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств детей  старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Игра  – основной вид деятельности дошкольника. В ней заложены возможности широкого использования её в воспитательно-образовательных  целях: физическом, нравственном, эстетическом развитии детей, формировании умственных способностей.

В игре дети получают опыт общественного поведения  в среде сверстников, практически  усваивают моральные нормы и  правила поведения, приобщаются  к жизни окружающих взрослых, имеют  возможность проявить большую, чем  в какой-либо другой деятельности, активность и самостоятельность.

Положительное значение для усвоения и формирования нравственно-волевых качеств имеют игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение качеств, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.

Подводя итог исследовательской работе, можно  заключить, что эффективными педагогическими  условиями воспитания нравственно-волевых  качеств детей старшего дошкольного  возраста в подвижных играх являются:

  1. доступное освоению дошкольниками содержание подвижных игр;
  2. поэтапная система проведения подвижных игр, направленных на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
  3. обеспечение постепенного нарастания активной позиции ребенка как субъекта игровой деятельности.

Таким образом, цель курсовой работы реализована, гипотеза доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М., 1984. 
  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. - М., 1980.
  3. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  4. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой – М.: Просвещение, 1988.
  5. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1986.
  6. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника - М., 1985.
  7. История дошкольной педагогики /Под ред. И.А. Каирова, О.С.  Богдановой. - М.: Просвещение, 1984.
  8. Козлова С.. Нравственное воспитание у детей в современном мире //Дошкольное воспитание № 9, 2001. – с.18
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998.
  10. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. /Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989.
  11. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании – М.: Просвещение, 1967.
  12. Мир детства /Под ред. А.Г.Хрипковой, А.В.Запорожца - М. 1980.
  13. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
  14. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1984.
  15. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду /Под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987.
  16. Островская  Л. Руководить нравственным воспитанием дошкольника.  //Дошкольное воспитание - № 4, 1988. – с.48 
  17. Психолого–педагогический словарь. /Сост. В.А.Мижериков. – Р-н-Д: издательство «Феникс» 1998.
  18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1983.
  19. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М, 1974.
  20. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1989.
  21. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Гардарики, 1999.
  22. Юдашина Н. Душевная жизнь ребенка: свобода и наказание //Домашнее воспитание № 4, 2002. – с.66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Не попадись на удочку

Для игры нужна  веревка длиной 2-3 метра с привязанным  на конце грузиком - мешочком с песком. Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой в руках. Он начинает раскручивать ее так, чтобы она вращалась над самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения веревки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадется на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся веревку. Попавшийся водит. Игра продолжается.

 

Самый ловкий - это ты!

Начертите на земле два круга диаметром  до метра. Круги расположены рядом. В центр круга положите шайбу, кубик, мячик, городок. Играть могут  двое или две команды из трех-четырех  человек. По сигналу ведущего дети должны игрушечной шпагой, саблей, гимнастической палкой этот предмет (предметы) выбить из круга «противника:», защитив свои. Ребята как бы сражаются на шпагах и саблях. Побеждает тот или те, кто, выбив предмет «противникам не допустил(и) его к своим.

Горелки

Участники игры становятся парами в  затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит: 
Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасло. 
Глянь на небо: 
Птички летят, 
Колокольчики звенят. 
Раз, два, три, Последняя пара, беги! 
После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.

Воробьи-попрыгунчики

На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в  центре круга, остальные играющие - «воробышки» -становятся за кругом у самой черты. 
По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь.

Берегись, Буратино!

У одного из играющих на голове колпачок. Он -Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они. меняются ролями.

Колобок

Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок»  друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что  «лиса» сможет его поймать.

Охотники

Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны .сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.

Невод

Все игроки - рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они  стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных  рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков  являются победителями, при повторении игры они - рыбаки.

Рыбачок и рыбки

На полу или на площадке чертится большой  круг. Один из играющих - рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок». 
На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

Совушка

Ребята  становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет  изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

 


Информация о работе Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх