Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:46, курсовая работа
Но именно осуществление задач воспитания нравственно-волевых качеств в процессе игровой деятельности не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является определение педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогический процесс, направленный на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 6
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 18
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 19
2.2. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 28
2.3. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
Приложения
* Подбирая игры и предлагая их детям, следует учитывать и погодные условия. Зимой на прогулках полезны игры, в которых задействованы все дети. Однако активные движения нужно чередовать с отдыхом, для того чтобы избежать перегрева и возможного последующего переохлаждения. В холодную погоду не рекомендуется проводить на открытом воздухе игры с пением, речитативом. Летом, в жару, целесообразны игры спокойного характера и меньшей подвижности.
С целью определения
Цель: определить эффективность педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Задачи, содержание и методика контрольного эксперимента соответствуют задачам, содержанию и методике констатирующего эксперимента.
Результаты изучения интереса детей к подвижным играм представлены в таблице 6.
Интерес детей к подвижным играм
№ |
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень |
1 |
Катя В. |
3 |
высокий |
2 |
Алина Ц |
2 |
средний |
3 |
Варвара Н. |
3 |
высокий |
4 |
Костя Ж |
3 |
высокий |
5 |
Кирилл Ш. |
3 |
высокий |
6 |
Кирилл Т. |
3 |
высокий |
7 |
Данил |
3 |
высокий |
8 |
Даниил О. |
3 |
средний |
9 |
Ангелина |
3 |
высокий |
10 |
Арина Щ. |
2 |
средний |
11 |
Стас Д |
2 |
средний |
12 |
Зоя У. |
2 |
средний |
13 |
Илья Р. |
3 |
высокий |
14 |
Мария В. |
3 |
высокий |
15 |
Богдан Т. |
3 |
высокий |
Анализ результатов выявления уровня развития интереса детей, старшего дошкольного возраста, к подвижным играм показал, что 70% детей предпочитают подвижные игры другим видам игр. Свой выбор мотивируют тем, что это самая интересная игра, в которой можно бегать, нужно быть ловким и все дети участвуют в игровых действиях. 30% детей отдавали предпочтение подвижным играм только со второго предъявления.
Результаты изучения уровня развития представлений детей о нравственно-волевых качествах представлены в таблице 7.
Таблица 7
Уровень развития представлений детей
о нравственно-волевых
№ |
Имя ребенка |
ситуации |
Средний балл |
Уровень | ||
1 |
2 |
3 | ||||
1 |
Катя В. |
2 |
3 |
3 |
2,6 |
высокий |
2 |
Алина Ц |
3 |
3 |
2 |
2,6 |
высокий |
3 |
Варвара |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
4 |
Костя Ж |
3 |
2 |
3 |
2,6 |
высокий |
5 |
Кирилл |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
средний |
6 |
Кирилл |
2 |
2 |
3 |
2,3 |
средний |
7 |
Данил |
2 |
3 |
2 |
2,3 |
средний |
8 |
Даниил |
2 |
2 |
3 |
2,3 |
средний |
9 |
Ангелина |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
10 |
Арина |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
11 |
Стас Д |
2 |
3 |
3 |
2,6 |
высокий |
12 |
Зоя У. |
2 |
2 |
3 |
2,6 |
высокий |
13 |
Илья Р. |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
средний |
14 |
Мария В. |
2 |
3 |
3 |
2,6 |
высокий |
15 |
Богдан Т. |
2 |
2 |
3 |
2,3 |
средний |
Анализ результатов таблицы 6 показал, что 40% детей продемонстрировали средний уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах, 60% детей – высокий уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах.
Результаты наблюдения представлены в таблице 8.
Особенности проявления
нравственно-волевых качеств
№ |
Имя ребенка |
Критерии наблюдения |
Средний балл |
Уровень | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||
1 |
Катя В. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
2 |
Алина Ц. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
3 |
Варвара |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
4 |
Костя Ж |
2 |
3 |
2 |
3 |
2,5 |
высокий |
5 |
Кирилл |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,7 |
высокий |
6 |
Кирилл |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
7 |
Данил |
3 |
2 |
3 |
2 |
2,5 |
высокий |
8 |
Даниил |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,7 |
высокий |
9 |
Ангелина |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
10 |
Арина |
2 |
3 |
2 |
3 |
2,5 |
высокий |
11 |
Стас Д |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
12 |
Зоя У. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2,5 |
высокий |
13 |
Илья Р. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,2 |
средний |
14 |
Мария В. |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,5 |
высокий |
15 |
Богдан Т. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,7 |
высокий |
Анализ таблицы 4 позволяет сделать вывод о том, что 40% детей продемонстрировали средний уровень проявления нравственно-волевых качеств в подвижных играх. 60% детей проявили высокий уровень нравственно-волевых качеств.
Эффективность педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста можно проследить по результатам наблюдения за свободной игровой деятельностью детей. Возникающие конфликтные ситуации в процессе игровой деятельности разрешались детьми самостоятельно. Несмотря на то, что игровая деятельность на диагностическом этапе организовывалась педагогом, распределение игровых ролей взяли на себя дети. Дети принимали и соблюдали игровое правило, помогали друг другу, сформировалась единая команда, в которой каждый отвечал за другого игрока. Значимым для детей стало на только достижение результата, но и сам процесс игры. Общий уровень воспитанности нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 9.
Таблица 9
Уровень воспитанности
нравственно-волевых качеств
№ |
Имя ребенка |
Серии заданий |
Общий балл |
Средний балл |
Уровень | ||
1 |
2 |
3 | |||||
1 |
Катя В. |
3 |
2,6 |
2 |
7,6 |
2,5 |
Высокий |
2 |
Алина Ц. |
2 |
2,6 |
2 |
6,6 |
2,2 |
Средний |
3 |
Варвара |
3 |
3 |
2 |
8 |
2,6 |
Высокий |
4 |
Костя Ж |
3 |
2,6 |
2,5 |
8,1 |
2,7 |
Высокий |
5 |
Кирилл |
3 |
2,3 |
2,7 |
8 |
2,6 |
Высокий |
6 |
Кирилл |
3 |
2,3 |
2 |
7,3 |
2,4 |
Средний |
7 |
Данил |
3 |
2,3 |
2,5 |
7,8 |
2,6 |
Высокий |
8 |
Даниил |
3 |
2,3 |
2,7 |
8 |
2,6 |
Высокий |
9 |
Ангелина |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
Высокий |
10 |
Арина |
2 |
3 |
2,5 |
7,5 |
2,5 |
Высокий |
11 |
Стас Д |
2 |
2,6 |
2 |
6,6 |
2,2 |
Средний |
12 |
Зоя У. |
2 |
2,6 |
2,5 |
7,1 |
2,4 |
Средний |
13 |
Илья Р. |
3 |
2,3 |
2,2 |
7,5 |
2,5 |
Высокий |
14 |
Мария В. |
3 |
2,6 |
2,5 |
8,1 |
2,7 |
Высокий |
15 |
Богдан Т. |
3 |
2,3 |
2,7 |
8 |
2,6 |
Высокий |
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет заключить, что 27% детей находятся на среднем уровне воспитанности нравственно-волевых качеств, 73% детей – на среднем уровне.
Динамика уровня воспитанности
нравственно-волевых качеств
Таблица 10
Динамика уровня воспитанности
нравственно-волевых качеств
№ |
Имя ребенка |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
1 |
Катя В. |
2,1 |
2,5 |
2 |
Алина Ц. |
1,9 |
2,2 |
3 |
Варвара |
1,4 |
2,6 |
4 |
Костя Ж |
2 |
2,7 |
5 |
Кирилл |
2 |
2,6 |
6 |
Кирилл |
2,1 |
2,4 |
7 |
Данил |
2,2 |
2,6 |
8 |
Даниил |
1,9 |
2,6 |
9 |
Ангелина |
2,3 |
3 |
10 |
Арина |
2,3 |
2,5 |
11 |
Стас Д |
1,2 |
2,2 |
12 |
Зоя У. |
2 |
2,4 |
13 |
Илья Р. |
2,2 |
2,5 |
14 |
Мария В. |
1,8 |
2,7 |
15 |
Богдан Т. |
2,5 |
2,6 |
Таблица 11
Динамика уровня воспитанности
нравственно-волевых качеств