Педагогические взгляды И. И. Бецкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:24, лекция

Описание работы

В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”. В докладе говорилось о необходимости воспитать в России “новую породу людей — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев — “третий чин людей”, способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. Для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с пяти-шестилетнего возраста должны пребывать в течение 10—12 лет. Их следует изолировать от окружающих, с тем чтобы не подвергать “развращенному влиянию среды.

Файлы: 1 файл

практика номер 8.docx

— 91.16 Кб (Скачать файл)

Гофмейстер уже выполнял другие функции: во-первых, он был воспитателем; во-вторых, строевым начальником (ротным командиром); в-третьих, он руководил придворной службой пажей. Гофмейстер надзирал преимущественно за камер-пажами и являлся помощником директора корпуса.

Директор корпуса подчинялся главноуправляющему корпусом, а тот, в свою очередь шефу корпуса, который имел право личного доклада императору. Вся эта иерархическая система обеспечивала своего рода интригу педагогических воззрений Ж. Руссо и энциклопедистов с аракчеевской системой вахтпарадов и строевой службы.

На пять пажей полагался  один служитель для их обслуживания, а для камер-пажей — один служитель  на четыре камер-пажа. Внутренние полицейские  обязанности исполняли два унтер-офицера. Пажи не имели дисциплинарных прав по отношению к своим служителям, но могли обращаться с жалобами на них к начальству.

Специальный комитет, состоявший из директора корпуса, штаб- и обер-офицеров, следил за экономической деятельностью казначея и бухгалтера корпуса, закупавших у поставщиков необходимое продовольствие и предметы вещевого довольствия пажей. Комитет рассматривал и утверждал расходование деежных сумм содержания Пажеского корпуса, поступавших из государственного казначейства.

Распорядок  дня в корпусе был по-армейски достаточно строгим и напряженным:

Утренняя заря — 6 часов  утра.

Утренний осмотр и завтрак.

Занятия до 11 утра с 10-минутными  перерывами через каждый час. 

Обед — 12 часов (офицеры  обедают вместе с пажами).

Занятия с 14 до 16 часов в  классах. 

Самостоятельные занятия  с 16 до 20 часов.

Ужин.

Вечерняя заря — 21 час.

Отбой — 22 часа.

Для производства в офицеры аттестацию подписывал директор корпуса, затем она утверждалась главноуправляющим корпусом. И казенокоштные воспитанники, обучавшиеся на казенный счет и своекоштные — обучавшиеся за вносимую ими плату, находились одинаково на казарменном положении. Наказания осуществлялись публично, в исключительных случаях — розги. Высшая педагогика и командная инстанция — император, которому непосредственно докладывал и от которого получал инструкции шеф Пажеского корпуса (посредник между главноуправляющим корпусом и императором).

Устав корпуса не подлежал изменению без ведома императора. Директор корпуса — исполнительный организатор и руководитель. В течение 29 лет им был генерал-майор Гогель — до этого воспитатель Кадетского корпуса, участник штурма Измаила и других сражений, проходивший службу и в пехоте и в кавалерии. Об образовании этого человека в послужном списке было сказано: «По-немецки и французски читать умеет», вот и все, что известно о нем.

Гофмейстер Свиньин начал  службу в 22 года в Лейб-гвардии конном полку капралом. Через шесть лет  он стал подпоручиком, еще через  год — поручиком, через три  года перешел в армию подполковником. Воевал в Польше в 1749 г.

Карл Федорович  Клингерн — один из дореформенных руководителей корпуса, боевой офицер, имел репутацию отличного педагога. При реформе корпуса офицерский состав переменился, а штатные учителя остались прежние. Это были дети священников или воспитанники солдатских рот, образованных при корпусах для замещения впоследствии вакансий преподавателей. Нештатные преподаватели — все из разночинцев.

Придворной  Службы пажей реформа не коснулась. Четыре камер-пажа для царя и царицы дежурили только по большим праздникам и во время выходов на балах. При вдовствующей императрице Марии Федоровне — восемь камер-пажей для четырех очередей в ежедневных дежурствах по два пажа. При великих княжнах Марии и Екатерине — при каждой по два пажа для дежурства с 15 часов до вечера.

Императрица Мария Федоровна  имела обыкновение ежедневно  в 12 часов отправляться в сопровождении  камер-пажей в заведения, находящиеся  под ее попечением или институты  и больницы. В ее привычки входило  проверять все лично в подведомственных ей благотворительных заведениях. Камер-пажи несли за ней шали или боа. После  этого неизменно в 16 часов был  обед, во время которого камер-пажи стояли за императрицей, при необходимости  оказывали ей за столом ту или иную услугу. В случае вечернего приема камер-пажи сопровождали выход вдовствующей императрицы.

В дореформенном корпусе  знания даже выпускников оценивались  неопределенно: «знает изрядно», «читать, писать умеет» и т. д.

После реформы корпуса  в 1802 г. стали проводить экзамены, В том числе и для производства в камер-пажи. Оценка по результатам  экзамена выставлялась по многобальной системе:

русский язык, арифметика — 30 баллов; алгебра, история, география, артиллерия, французский и немецкий — 60 баллов; геометрия — 80 баллов; фортификация — 90 баллов.

«Мы можем  сказать без хвастовства, что  в эту эпоху (1805-1809), когда на учебные  заведения не было обращено особого  внимания со стороны правительства, воспитанники Пажеского корпуса  выходили с лучшим того времени образованием. Пажеский корпус в то время был  лучшим из учебных заведений. Преподаватели  все пользовались авторитетом в  учебном мире. Так как тогда  не было никаких программ, каждый преподаватель  читал нам свой предмет, не стесняясь  ничем, и развивал свободно наш ум» — напишет впоследствии бывший паж Ф.Я. Милорадович в своих записках. Большая часть пажей была прилежна, а немногие, считавшиеся ленивыми и тупыми, носили название — «черненькие».

До 1810 г. камер-пажи выпускались  в гвардию поручиками, а пажи —  в армию подпоручиками и прапорщиками, но с 1811 г. всех стали выпускать с  первым офицерским чином, камер-пажей  в гвардию, а пажей — в армию. Это положило конец старой традиции.

Особую страницу в истории  корпуса оставила Отечественная  война 1812 г. Многие его воспитанники, стремясь в действующую армию, под  видом болезни увольнялись из Пажеского корпуса и поступали  унтер-офицерами в полки, где за отличия производились в офицеры. 27 августа 1812г. состоялся выпуск из корпуса 36 пажей, на следующий день после Бородинского сражения — усиленный  выпуск 38 пажей, а в ноябре — еще семь пажей.

Среди погибших в Бородинском  сражении были и воспитанники Пажеского  корпуса: И.Ф. Буксгевден, А.Б. Миллер, А.П. Левшин, П.Ф. Шапошников, В.Ф. Саврасов, А.Е. Чемоданов, А.О. Раль, К.К. Сивере, А.Ф. Клингер, П.Г. Левшин.

Высочайшим рескриптом от 14 марта 1807 г. при 2-м кадетском  корпусе был создан Волонтерский корпус, предназначенный для ускоренной, в течение двух лет, подготовки офицеров из числа малоимущих дворян. Через год это учебное заведение получило название Дворянский полк, а спустя 48 лет, в 1855 г., оно было преобразовано в Константиновский кадетский корпус

 

(1 вопрос) Екатерина  II внесла существенный вклад в  развитие культуры и искусства

в России.  Сама  она  получила  прекрасное  домашнее  образование:  обучение

иностранным языкам,  танцам,  политической  истории,  философии,  экономики,

права и считалась  умной и образованной женщиной. При  Екатерине была  создана

Российская Академия,  Вольное  экономическое  общество,  основано  множество

журналов,  создана  система  народного  образования,   основание   Эрмитажа,

открытие публичных  театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

      Ряд мероприятий эпохи «просвещенного  абсолютизма»  имел  прогрессивное

значение.  Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в  1755

году Московский университет сыграл огромную  роль  в  развитии  просвещения,

русской национальной науки и культуры, выпустив большое  число  специалистов

по разным отраслям знаний. В  1757г.  Начала  обучение  Академия  художеств.

Скуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших

монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие  угодья,  на  которых

они до этого отбывали барщину, избавляла  их  от  повседневных  наказаний  и

истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

      Во второй половине  столетия  власти  предприняли  интересную  попытку

реформы образования  и воспитания.  Ее  инициатором  и  активным  проводником

стал Иван Иванович Бецкой. Воцарение Екатерины II,  матери  которой  в  свое

время   представили    Бецкого,   принесло   ему   огромные   богатства    и

начальствование  над  рядом  заведений  -  Академией  художеств,  Сухопутным

шляхетским  кадетским  корпусом  и  воспитательными  домами   в   Москве   и

Петербурге, Смольным институтом.

      В основу своей педагогической  реформы  Бецкой  положил   идею  создания

новой  породы  людей  путем  воспитания.  По  его  мысли,  заимствованной  у

французских  просветителей  и  поддержанной  императрицей   дать   юношеству

хорошее образование  и  нравственное  развитие.  Для  этого  учеников  нужно

изолировать от косной  среды  и  поместить  в  закрытые  школы.  Эти  усилия

Бецкого способствовали распространению общего  образования.  Он  же  положил

начало женскому образованию.

      Во время правлении Екатерины  II творят такие мастера пера  как  Василий

Лукич Боровиковский, который приобрел  известность портретами  императрицы,

Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в  60-е  годы  стол

академиком, преподавал  в  Академии  художеств,  Федор  Степанович  Рокотов,

который  работал  вместе  с  Ломоносовым,  написал   коронационный   портрет

Екатерины II, который  очень ей понравился.

 

 

     

Военно-воспитательная деятельность выделялась в отдельную отрасль государственного управления, был образован комитет из директоров петербургских военно-учебных заведений, разработавший проект Общего положения и Устава для военно-учебных заведений. По новому положению все военно-учебные заведения были разделены на три класса:  
   к первому отнесены губернские военные училища и кадетские корпуса;  
    ко второму - Пажеский корпус и столичные кадетские корпуса;  
    к третьему - Инженерное и Артиллерийское училище.  
   Общая цель учреждения этих заведений была заключена в "доставлении юному российскому дворянству приличного сему званию воспитания, дабы, укоренения в воспитанниках правила благочестия и нравственности и обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании необходимо, нужно соделать их способными с пользой и честью служить государю" 
    Таким образом, реформа, проводимая Николаем I, на первое место в системе военного образования ставила именно воспитание. Безусловно, здесь речь идет, прежде всего о нравственном патриотическом воспитании, о воспитании в духе преданности государству и государю. Однако это как раз и было позитивным: проблемы воспитания стали существенной частью профессионального военного (и не только) образования, что позволило в дальнейшем расширить рамки понятия "воспитания", насытить его гуманитарной направленностью.  
   В николаевской России была подчеркнута цель широкого понимания задач военного образования: "главное назначение всех их есть поприще военное; но они должны иметь сведения общие, сведения необходимые и для образованного человека, и для члена семейства, и для члена гражданского общества". Примером может служить кадетский корпус. С самого начала он получил двоякую цель: давать молодежи военное и гражданское образование, готовить офицеров для армии и государственных чиновников для учреждений. В основном эта цель сохранилась за кадетскими корпусами до 1863 года. Вместе с Пажеским, кадетский корпус оставался самым престижным военно-учебным заведением. Сознание нравственного профессионального долга по отношению к нации и государю, а также народу, было господствующей чертой лучших чиновников и офицеров, воспитанных при императоре Николае I. 
    До реформы 1861 г. сохранялись закрытые военно-учебные заведения интернатного типа. В документах николаевского времени, касающихся обучения в кадетских корпусах, говорилось о том, что оно предполагает необходимость повышения уровня преподавания и расширения круга предметов, так как "редкий юноша может получить образование у нас в доме родительском." Военное обучение дополнилось солидным фундаментальным образованием,  начали  уделять больше внимания гуманитарным предметам: литературе, истории, языкам. В 1836 г. был создай "Журнал для воспитанников военно-учебных заведений", просуществовавший до 1863 года.  
    В 1848 году высочайше утверждается "Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений", в котором говорилось, что военно-учебным заведениям поставлено в обязанность приготовлять "не чисто ученого, но собственно светского и образованного члена семейства и государства, верного подданного и офицера, постигающего сознательно прямые обязанности будущего своего назначения... Основа всего воспитания и учения укреплена на развитии нравственном и умственном, а не на труде одной памяти. Все преподавание проникнуто любовью к Вере, Государю, России, Закону, Долгу." 
   Николаевские кадетские корпуса стали образцом порядка, дисциплины и образования и не только и России. Так и 1838 г. но просьбе короля Фридриха Вильгельма III прусскому военному министерству было сообщено подробное описание нового устройства русских кадетских корпусов, но типу которых затем было преобразовано Берлинское военное училище с провинциальными отделениями. Это ознаменовало, что отечественная военная школа приобретала европейский авторитет. 
    Управление военно-учебных заведении имело свой штаб, во главе которого стоял начальник. В 1843 г. начальником был назначен великий князь Михаил Павлович. Главному начальнику военно-учебных заведении были присвоены права Военного министра. В 1848 г. должность главного начальника получил цесаревич Александр Николаевич, который возглавил штаб Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям.  
    Шефом военно-учебных заведений при Николае I был великий Князь Михаил Павлович, который уделял много внимания жизни и быту кадет. Кадетам запрещалось посещение развлекательных заведений сомнительного свойства: биллиардных, ресторанов, пивных, однако регулярно и бесплатно их водили на концерты и спектакли в Императорский театр, где им были предоставлены постоянные места. Николай Павлович был сторонником "полезного" искусства как средства нравственного воздействия, поэтому придавал большое значение художественному воспитанию. В корпусе устраивались празднества с концертами, балы, в которых принимали участие сами кадеты. На любительские концерты приглашались родители и родственники воспитанников, там кадеты демонстрировали свои разносторонние способности и дарования. 
   Уделялось большое внимание любительскому музицированию. Музыка, как было сказано в одном из распоряжений по военным заведениям, имеет большое значение в нравственном воспитании юношества. По традиции в программу обучения входили занятия "полезными искусствами": пением, музыкой, "танцеванием". Преподавание танцев в кадетском корпусе должно было способствовать развитию в воспитанниках ловкости, красивой и приличной внешности, выработать в них чувство меры и изящества в осанке и движениях и дать им ту светскую представительность, которая выражалась хорошими манерами и умением держать себя в обществе.  
   Важно отметить, что впервые возникла в кадетских корпусах такая форма организации досуга, как внеклассные занятия. Здесь были введены большие новшества. Внеклассное время в корпусах до правления императора Николая I (с 1765 г.) посвящалось, главным образом, фронтовым занятиям. Увлечение ими в те времена, несомненно, явилось отголоском той системы обучения солдат, которая была принята в армии. Не секрет, что при Павле I и Алексадре I кадетские корпуса потеряли свое значение колыбели просвещенных людей России, завоеванное усилиями И.И. Бецкого, Ф.Е. Ангальта, М.И. Кутузова. В них господствовала атмосфера грубости, была во многом утрачена традиция эстетического воспитания. При Николае I, наоборот, утвердилось мнение, что специальная подготовка молодежи успешно может осуществляться при условии, если она базируется, прежде всего, на нравственном воспитании н развитии душевных качеств. Система внеклассных занятий должна была способствовать организации полезно заполненного досуга. Большая роль здесь отводилась музыкально-любительским занятиям, которые поощрялись особым приказом. В нем раскрывались цели и задачи музыкального воспитания. 
    В приказе Николая I по военно-учебным заведениям от 2 февраля 1835 года № 49, в частности, говорилось: "В подведомственных мне заведениях вовсе не поощряется, а в некоторых, как мне известно, даже дозволяется неохотно обучение воспитанников музыке. Музыка, как и всякое изящное искусство, возвышает дух человека, дает им новые средства быть приятным в обществе, а в трудных обстоятельствах жизни служит ему иногда и утешением. Обучать воспитанников музыке насчет правительства невозможно... почему я, не вменяя отнюдь обучение музыке в обязанность главным директорам заведений, объявляю им только желание мое, чтобы обучение сие было ими, но мере возможности, поощряемо, вследствие чего и предписываю: 
    1. Не запрещать воспитанникам в свободное от учебы время заниматься музыкой.  
   2. Дозволять родителям или родственникам воспитываемого обучать их музыке за свой счет. 
    3. Помогать в сем случае родителям всеми зависящими от нас средствами, как-то: отведением для обучения воспитания музыки особенных комнат, освещением сих комнат, изготовлением музыкальных столов, хранением и сбережением инструмента и т.д."

Таким образом, система внеклассных занятий  в военно-учебных заведениях впервые  утвердилась на государственном  уровне. С этого момента музыкально-любительские занятия входят как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах. Традиция получила свое широкое развитие в последующие  периоды развития русского общества, особенно после реформы 1861 года.

(9 Вопрос) Педагогические  идеи К.Д. Ушинского

Мысли К.Д. Ушинского  об обучении и воспитании коренят­ся в его философском, психолого-педагогическом понимании природы человека вообще и родного слова в особенности, роли последнего в развитии человеческого  сознания. Слово — не про­сто  средство для выражения понятий  и идей. Оно — величайший наставник, формирующий ум, чувство, волю и характер челове­ка. Могучая сила русского языка  выдвинула родное слово в центр, вокруг которого группируются и которым  согреваются все учебные дисциплины народной школы. И не только народной. Общее образование получает значение «мастерской человечно­сти» только потому, что родное слово развивает  и оплодотворяет мышление учащихся и побуждает их к самостоятельному нравст­венному и умственному совершенствованию, вырабатывает серь­езный взгляд на труд и жизнь. Слово, родное и иностранное, — это ключ познания отечественной  и зарубежной культуры. Род­ной язык есть одно из исходных начал общего развития, воспи­тания и обучения. Такое понимание Ушинским роли родного  слова в общем раз­витии и  воспитании обусловило его подход к  решению частных и общих вопросов обучения прежде всего в начальной  школе.

Конкретные задачи народного образования определялись, со­гласно Ушинскому, тем, что, прежде всего, нужно было тогдаш­ней России, что согласовывалось с ходом  ее истории, духом и потребностями  народа. Такой «прямой и верный путь» обновления русского народ­ного образования не исключал заимствования  чужеземных идей. Напротив, Ушинский считал, что мы можем занять много полез­ных  педагогических изобретений у наших  западных соседей, опередивших нас  в образовании. Но дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы нами самими, «сообразно исто­рии нашего народа, степени  его развития, его характеру, его  ре­лигии». «Народная школа, ее становление  — это жизненно важный вопрос, от разрешения которого, более или менее  удачного, за­висит, по утверждению  Ушинского, правильный исход всех прочих реформ, начатых или предполагавшихся в начале 60-х годов прошлого века. Многие правительственные чиновники  по ведомству просвещения пытались объяснить крайне малое количество школ в России и плохое их состояние  финансовыми затруднениями. Ушинский же доказывал, что устройство хоро­ших школ, правильно развивающих и  правильно воспитываю­щих народ, есть одна из самых выгодных и самых  прочных фи­нансовых операций. Развивая умственные и нравственные силы народа, обогащая его полезными знаниями, возбуждая в нем разумную предприимчивость и любовь к труду, поощряя его  избегать диких, непроизводительных издержек, укореняя в массах простого населения  правильный и ясный взгляд на необходи­мость администрации, законов и государственных  издержек, — истинное народное образование  сохраняет, открывает и под­держивает  именно те источники, из которых льется народное богатство, и льется само собой, без всяких насильственных мер. Время, труд, честность, знание, умение владеть собой, физиче­ские, умственные и нравственные силы человека — вот творцы всякого богатства».

Информация о работе Педагогические взгляды И. И. Бецкого