Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:24, лекция
В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”. В докладе говорилось о необходимости воспитать в России “новую породу людей — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев — “третий чин людей”, способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. Для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с пяти-шестилетнего возраста должны пребывать в течение 10—12 лет. Их следует изолировать от окружающих, с тем чтобы не подвергать “развращенному влиянию среды.
Научная и преподавательская деятельность Каптерева на курсах Фребелевского общества продолжалась почти четверть века (до 1898 г .). За эти годы он многое сделал для развития практики и теории дошкольного воспитания в России. В своих первых статьях и публичных лекциях для членов Общества Каптерев не только глубоко и разносторонне освещал вопросы воспитания детей до школы , но и по-новому решал проблемы дошкольного воспитания , в особенности детских игр , их роли в развитии ума и всей личности ребёнка. Своими трудами он привлек внимание родительской общественности к делу правильного воспитания малышей , познакомил её с научными основами дошкольной педагогики.
После ухода из духовной семинарии (1878) Каптерев был принят на службу по ведомству учреждений императрицы Марии (так называемое Маринское ведомство) и шесть лет преподавал педагогику на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. По вольному найму (совместителем) Каптерев преподавал логику и психологию в Александровском лицее (в 1882-1885 гг.).
В первой половине 1883 г . вышло переработанное издание « Педагогическоей психологии» , в котором Каптерев заменил некоторые главы новыми , усилил объяснительную часть и сократил описательную. Критика оценила эту книгу как новый труд , а не как переиздание прежнего. Реакционный еженедельник «Гражданин» назвал её «безумной педагогикой» за то , что в ней давалось материалистическое объяснение происхождения человеческого сознания , отвергалась врождённость идеё (о боге , о христианской нравственности и др.) . Вслед за анонимной рецензией последовал донос в цензуру на литографированные лекции по логике и психологии , выпущенные слушательницами педагогических курсов. Для рассмотрения этих лекций была назначена экспертная комиссия , от имени которой профессор духовной академии М. Коринский дал заключение , в целом благожелательное для Каптерева , но в вопросе о соответствии нервных явлений психическим привёл несколько толкований. Основываясь на них , Каптерева обвинили материализме, безбожии , подрыве христианской нравственности , следовательно , в нарушении устава педагогических курсов.
Каптерев был отстранён от преподавания с осени 1884 г . (он вынужден был также уйти из Александровского лицея). На всех членов комиссии сильное впечатление произвело поведение Каптерева , его письменное объяснение по поводу анонимных обвинений. Он заявил , что давать ответ «на обвинения из-за угла» и унизительно и бесполезно. Унизительно потому , что автор анонимки - невежда в науке ; а бесполезно потому , что мнение о нём и его лекциях составлено с пристрастием. Маринское ведомство , отстранив Каптерева от преподавания , однако , разрешило принять его на службу в это же ведомство помощником старшего чиновника Первой экспедиции , где было сосредоточено управление и инспектирование женских учебных заведений. Здесь он прослужил почти 32 года , до марта 1917 г ., когда это ведомство было упразднено. Последовательно Каптерева повышали по службе ; старший чиновник (1900-1909) , чиновник особых поручений (1909-1912) , председатель учебного комитета (1912-1917).
Служба давала Каптереву постоянный заработок , а также возможность всё свободное время посвятить научно – педагогической , преподавательской и общественно – педагогической деятельности.
В эти годы он становится организатором, участником многих объединений психологов , педагогов и врачей при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге (педагогическая секция , отдел Я.А.Коменского , а потом К.Д,Ушинского , Родительский кружок) , принимает активное участие в подготовке и проведении съездов : по семейному воспитанию , педагогической психологии , экспериментальной психологии , народному образованию.
Часто выезжая в губернские города для инспектирования мариинских гимназий и институтов, он выступает с лекциями на учительских съездах, встречается с народными учителями Курской, Костромской, Пермской и др. губерний. Так, летом 1901 г . Каптерев прочитал учителям Пермской губернии цикл лекций «Народная школа как воспитательно-образовательное заведение». Инспе - кторская работа давала Каптереву обильный материал для его научно-педагогических исследований и преподавательской деятельности в частных женских гимназиях ( Э.П.Шаффе , М.Н.Стоюниной и М.А.Макаровой), а впоследстви и- в институтах и на курсах по подготовки преподавателей средней школы Петербургского учебного округа.
Основным
типом школы в России к началу
ХХ века, как и раньше, была начальная
школа, отличавшаяся пестротой не только
по ведомственной принадлежности, но
и по срокам и содержанию обучения.
Самыми распространенными ее типами
были сельские одноклассные и двухклассные
народные училища, и городские училища,
подведомственные Министерству народного
просвещения; одноклассные и двухклассные
церковно-приходские школы Священного
синода. Кроме того, но их было значительно
меньше, существовали школы различных
ведомств: Министерства внутренних дел,
железнодорожные, частные, ведомства Императрицы
Марии, казачьи и др.
Деятельность сельских школ определялась
«Инструкцией для двухклассных и одноклассных
сельских училищ Министерства народного
просвещения» (1875). Срок обучения в одноклассных
училищах по-прежнему составлял три года,
а обязательными предметами в них были
Закон Божий, славянская грамота, русский
язык с чистописанием, арифметика. В двухклассных
училищах, с пятилетним сроком обучения,
дополнительно преподавались начатки
истории, географии, естествознания, церковное
пение и черчение. При наличии средств
«Инструкцией» допускалось введение в
учебный план гимнастики, обучение ремеслам
для мальчиков и рукоделию для девочек,
а также садоводству, огородничеству,
пчеловодству.
Важнейшим условием открытия этих училищ
было обязательство местных земств, сельских
общин или других учредителей обеспечить
их участком земли, помещением, выделять
средства на содержание учителей, на приобретение
учебных пособий для учащихся. Министерство
же выделяло на содержание этих училищ
всего около одной трети общей суммы затрат,
однако они подчинялись министерству,
дирекции и инспекторам народных училищ.
В каждом одноклассном училище работали
один учитель и один законоучитель, а в
двухклассном – два учителя и один законоучитель,
в некоторых вводились должности помощников
учителя. Ими, как правило, были выпускники
двухклассных училищ, которых оставляли
при школах для подготовки к поступлению
в учительскую семинарию.
Самым распространенным типом начальной
школы в России этого периода были по-прежнему
церковно-приходская школа и школы грамоты,
находившиеся в ведении Святейшего синода.
Они, как и министерские школы, были одноклассными
и двухклассными, в первых курс обучения
продолжался 3 года, а во вторых – 4 года,
в школах грамоты дети обучались 2 года.
Последние открывались по инициативе
приходских священников или других членов
причта и утверждались главой епархии.
Как указывалось в «Положении о церковных
школах ведомства православного исповедания»
(1902), главной задачей всех этих школ являлось
«распространение в народе образования
в духе православной веры и церкви», утверждение
христианской нравственности и сообщение
детям необходимых полезных знаний.
В церковно-приходских школах обучали
Закону Божьему, церковному пению, чтению
книг церковной и гражданской печати,
письму и арифметике; в двухклассных училищах
добавлялись начатки русской истории,
географии, черчение и рисование. На предметы,
связанные с религией, отводилось свыше
40% всего учебного времени.
Несмотря на то, что церковно-приходские
школы способствовали повышению общей
грамотности населения, уровень общеобразовательной
подготовки учащихся в них, их материальная
база значительно уступали министерским
школам. Все это привело в предреволюционные
годы к сокращению их численности.
Основным типом начальных учебных заведений
в городах были городские училища, которые
по «Положению о городских училищах» (1872)
могли открываться не только правительством,
но и земствами, городскими обществами,
сословными учреждениями и частными лицами.
Они находились в ведении попечителей
учебных округов и осуществляли свою деятельность
под руководством инспекторов народных
училищ. Целью городских училищ, как она
определялась в «Положении», было обеспечение
детям всех сословий начального умственного
и религиозно-нравственного образования.
В 1912г. в соответствии с «Положением о
высших начальных училищах» все городские
училища стали преобразовываться в высшие
начальные училища с четырехлетним сроком
обучения. Для поступления в высшие начальные
училища необходимо было окончить одногодичное
начальное училище Министерства просвещения
или соответствующее ему другое начальное
учебное заведение.
В учебные планы высших начальных училищ
входили Закон Божий, русский язык с элементами
церковнославянского, арифметика, начатки
географии, истории, естествоведения,
рисование и черчение. В отличии от городских
училищ учебный план высших начальных
училищ предполагал ознакомление учащихся
с элементами алгебры, геометрии и физики.
Пение и гимнастика из необязательных
предметов становились обязательными.
Создание высших начальных училищ облегчало
переход из начальной школы в среднюю
при условии сдачи дополнительных экзаменов
по тем предметам, которые отсутствовали
в учебных планах начальных училищ, но
имелись в гимназиях: это, прежде всего
древние и современные иностранные языки.
В учебном плане женских гимназий все
предметы делились на обязательные и необязательные.
К первым относились Закон Божий, русский
язык, арифметика, элементы всеобщей и
русской географии, чистописание, различные
виды рукоделия, гимнастика. Вторые включали
французский и немецкий язык, предметы
эстетического цикла – рисование, музыку,
пение, танцы. Сравнение учебных планов
мужских и женских гимназий свидетельствует
о том, что и по количеству предметов, и
по программам всех общих дисциплин женское
образование было более ограниченным
и поверхностным.
Характерной особенностью данного периода
было развитие общественно-педагогического
движения. Отражая интересы различных
политических сил, с середины 90-х гг. в
нем выделились три основных направления:
оппозиционно-либеральное, буржуазно-демокротическое
и социал-демократическое. Каждое из них,
отражая интересы определенного слоя
российского населения, предлагало свою
модель народного образования, однако
социально-экономическое развития общества
выдвинуло такие проблемы, которые оказались
близкими для всего педагогического движения,
несмотря на различия в политической ориентации
разных его направлений.
Важнейшим вопросом, который, так или иначе,
ставился в то время, являлся вопрос о
необходимости введения всеобщего начального
обучения. В поисках путей решения этой
проблемы активно участвовали уездные
и городские земства, которые изыскивали
средства для развития школьной сети,
разрабатывали местные проекты расширения
всеобщего начального образования, создавали
специальные комиссии для изучения состояния
народного образования и выработки перспектив
его развития, пропагандировали результаты
своей деятельности. Примером может служить
педагогическая выставка, организованная
в 1902г. В г. Курске, на которой были представлены
проекты различных земств относительно
введения всеобщего начального образования.
Центральным вопросом, волновавшим всю
педагогическою общественность, был вопрос
о том, кокой должна быть начальная народная
школа. Значительная часть деятелей земского
движения, отдельные представители Министерства
народного просвещения активно выступали
за введение в содержание работы начальной
школы предметов, позволяющих давать детям
первоначальную профессиональную подготовку.
Однако против профессионализации начальной
школы выступали как большинство ученых,
так и наиболее прогрессивная часть учительства.
Так, говоря о значении общеобразовательной
подготовки учащихся как основы будущего
профессионального обучения, известный
педагог Н.Ф. Бунаков полагал, что без необходимого
общего образования молодежи любые профессиональные
школы – технические, сельскохозяйственные,
ремесленные и прочие училища будут выпускать
только плохих техников, ремесленников,
земледельцев, способных лишь к работе
по старинке, но не будут вести дело образования
вперед, совершенствуя его в соответствии
с требованиями времени.
Наконец, еще одна проблема, которая очень
остро встала на рубеже двух столетий
и была предметом серьезных дискуссий,
- это материальное, юридическое и общественное
положение учителей. Между либералами
и демократами существовали разногласия
по вопросам профессионального объединения
учителей, руководства обществами взаимопомощи,
полицейского надзора за политической
благонадежностью учителей, что указывало
на наличие политической дифференциации
среди участников общественно-педагогического
движения, хотя в целом оно выступало как
серьезный противовес государственной
политике по отношению к учительству.
Таким образом, общественно-педагогическое
движение, выдвинув злободневные вопросы
развития народного образования, способствовало
привлечению внимания к ним общественных
сил страны, развитию общественной и частной
инициативы в области организации начального,
среднего и высшего образования.
Одним из наиболее разработанных был проект
члена Русского технического общества
И.А. Анопова (1844-1907). По его мнению, такой
школой могла бы стать реальная общеобразовательная
школа с 8-летним сроком обучения, с обязательным
введением в учебные планы прикладной
математики (механики и основ строительного
искусства) и ручного труда, который не
только позволяет развивать у учащихся
определенные умения и навыки, но и способствует
лучшему усвоению любого учебного материала,
применению полученных знаний на практике.
Школа, по мысли Анопова, должна обеспечивать
доступ в высшие учебные заведения наиболее
способным юношам, а остальным давать
знания, необходимые для умелого руководства
каким-либо делом на месте: ведение собственного
сельского или городского хозяйства, промышленного
предприятия, а также включаться в различные
формы деятельности на фабриках, заводах,
железных дорогах и т.д. Учебный план такой
школы, по проекту Анопова, должен был
включать изучение иностранных языков,
географии, истории, математики, естественной
истории, физики, химии при сокращении
времени на изучение закона Божьего. Все
предметы он разделял на научные, практические
занятия в учебных мастерских и лабораториях,
ручной труд (I, II и III классы) и искусства.
Таким образом, сближая общеобразовательную
профессиональную школу, И.А.Анопов не
упускал из виду взаимосвязь между теоретическими
и практическими занятиями, дополняя теоретическое
обучение практическими занятиями, проводимыми
в учебных мастерских и школьных лабораториях.
В учебный процесс он считал необходимым
включать трудовую подготовку, которая
является важным фактором профессиональной
ориентации учащихся. Однако все это были
частные инициативы, делавшие попытки
реформировать среднюю общеобразовательную
школу «снизу».
Первые шаги реформирования средней общеобразовательной
школы «сверху» были сделаны министром
народного просвещения Н.П. Боголеповым
(1846-1901), издавшим 8 июля 1899г. циркуляр, в
котором приводился перечень недостатков
средней школы, и объявлялось о создании
специальной комиссии по их устранению.
Комиссия подходила к реформированию
средней общеобразовательной школы, по
признанию министра, постепенно и осторожно,
так как учебное дело не терпит грубой
ломки. Представленный комиссией проект
сохранял основы классической гимназии
и реального училища как основных типов
средней школы. В нем указывалось на существование
односторонней ориентации, на умственное
развитие учащихся и предлагалось основательно
проработать вопрос о физическом воспитании
детей. Проблема специальной подготовки
должна была решаться путем расширения
сети профессиональных учебных заведений
в системе Министерства народного просвещения,
идея же введения уроков ручного труда
в средние общеобразовательные школы
поддержки не получила.
Следующий шаг в реформировании средней
общеобразовательной школы был сделан
Министерством народного просвещения
под руководством П.С. Ванновского (1822-1904),
назначенного на пост министра 24 марта
1901г. Комиссия под его руководством разработала
проект «Основных положений устройства
общеобразовательной средней школы».
По этому проекту намечалось создать единый
тип среднего общеобразовательного учебного
заведения с семилетним курсом обучения.
С IV класса предполагалось ввести бифуркацию:
в одном отделении должен был изучаться
латинский язык, в другом – дополнительный
курс естествознания и графического искусства.
Ручной труд наряду с гимнастикой и военными
упражнениями, как необязательный предмет,
включался в программу всех классов, кроме
последнего (в первых трех классах по 4
часа в неделю, в остальных – по 2 часа).
Николай II, ознакомившись с проектом, высказал
свое недовольствие по поводу несвоевременной
ломки школы, что представлялось ему крайне
опасным и вредным. После отставки Ванновского
все изменения, которые были им, внесены
в среднюю общеобразовательную школу
(отмена преподавания латинского языка
в первых двух классах, а греческого в
III и IV классах гимназии, усиление преподавания
русского языка и географии, введение
в программу I класса русской истории,
отмена переводных экзаменов из класса
в класс), были постепенно устранены.
Первая мировая война побудила общественные
силы усилить требования радикальных
перемен в области народного образования,
переоценку взгляда на общеобразовательную
подготовку молодежи. В этот период на
пост министра просвещения был назначен
граф П.Н.Игнатьев (1870-1945), авторитетный
и трезвомыслящий общественный деятель
и политик. Первые его шаги на этом посту
были направлены на смягчение противоречий
между стремлением общественности к коренным
реформам в области образования и политикой
правительственных верхов, которые пытались
сохранить все по-старому. При министерстве
были созданы различные комитеты и комиссии,
такие как комиссия по реформе начальной
школы (с участием городов и земств), комитет
по средней школе (совместно с членами
правительства и Государственной думы),
комитет по профессиональной подготовке
и т.д. В этих комиссиях и комитетах рассматривались
предложения и записки от отдельных учебных
заведений, ученых и частных лиц, желающих
участвовать в преобразовании школы. В
частности, в 1915г. для обсуждения был предложен
проект нового «Положения о гимназиях»,
подготовленный под руководством самого
П.Н.Игнатьева.
Данный проект реформы средней общеобразовательной
школы предполагал внесение значительных
изменений в ее задачи и структуру. Школа
должна была давать общее образование,
а не ставить целью просто подготовку
учащихся к поступлению в высшие учебные
заведения. Ученики, окончившие среднюю
школу, должны были получить возможность
продолжать обучение или в высших учебных
заведениях или включаться непосредственно
в практическую деятельность. В связи
с этим по-новому ставился вопрос о содержании
и построении обучения в средней школе,
а также о специализации в ее старших классах.
Выдвинутые перед средней школой задачи
могли быть решены только путем широкого
внедрения идей трудового начала во все
стороны ее учебно-воспитательной деятельности.