Педагогические взгляды И. И. Бецкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:24, лекция

Описание работы

В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”. В докладе говорилось о необходимости воспитать в России “новую породу людей — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев — “третий чин людей”, способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. Для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с пяти-шестилетнего возраста должны пребывать в течение 10—12 лет. Их следует изолировать от окружающих, с тем чтобы не подвергать “развращенному влиянию среды.

Файлы: 1 файл

практика номер 8.docx

— 91.16 Кб (Скачать файл)

Эффективными были признаны такие принципы и формы воспитания, как:

• большая свобода во всем, что не несет в себе зла;

• разрешение конфликтов внутри коллектива;

• разнообразные занятия  по интересам в свободные часы;

• годовой цикл школьных торжеств, праздников.

Школа Рачинского активно  осваивала окружающую среду. Это  выражалось в ее участии во всех сельских событиях. Признавалось необходимым пользоваться всеми силами, готовыми прийти на помощь воспитанию и обучению детей.

Педагоги школ Рачинского выступали в роли сообщества, в котором происходил обмен опытом и шла учеба. Такие встречи проходили в Татеве и притягивали к себе учителей, многих образованных людей не только из школ округи, но и из других мест России. 

 

В отдельных школах Рачинского было введено самоуправление в форме  советов школ, которые наделялись широкими полномочиями. В их состав входили председатель, попечитель, учителя и выборные представители от прихода. Советы школ располагали финансовыми средствами и реально определяли состояние и развитие школ.

Таким образом, «во главу  угла» в сельской школе Рачинского было поставлено воспитание. Главным в школе был ее дух.

Воспитательная задача школы  состояла в том, чтобы развить  в детях, те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.

Исследователи того времени  оставили нам свое понимание педагогических взглядов С.А. Рачинского и устройства его школы. 

 

Жизнь в Татевской школе строилась в согласии с народным характером и народным бытом. «С.А. Рачинский глубоко обдумывал каждую деталь, каждую мелочь как во внешней обстановке своей школы, так и в порядке занятий, в образе жизни и во взаимных отношениях и своих к детям, и всех членов школьной семьи между собой. Школа поражала своей чистотой и убранством. С.А. Рачинский сумел придать своей школе красивый и художественный вид... силами почти исключительно самих учеников». Школа приучала детей к труду и воспитывала любовь к крестьянским работам и ремеслам. Ученики по хозяйству делали все: топили печи, носили воду, мыли полы, чистили и убирали школу, помогали кухарке, сторожили.

Обычный школьный строй жизни  украшался целым рядом школьных торжеств. Гениальный педагог устранил один важный недостаток нашей школы - невнимание к детям со стороны  школы в праздничные дни. Он говорил  даже, что школа должна запомниться  не буднями, а праздниками.

Рачинский впервые в педагогической практике применил народный способ воспитания патриотизма - путешествия по русским святым местам. Ему удалось впервые -полнее, ярче, нагляднее и убедительнее всех показать, чего ищет народ в школе и что должна дать русскому народу сельская начальная школа.  

 

Дополняют наши знания о школе  Рачинского педагогические статьи В. Лясковского, который 20 лет переписывался с Сергеем Александровичем и неоднократно посещал Татево. Из первого же своего посещения он вынес много интересных суждений об увиденном и услышанном. Одно из них: «Руководитель этих школ путем долгого опыта пришел к убеждению, что прочно прививаются детям не знания, а умения». Второе наблюдение: «Требования, предъявляемые к учению родителями учеников... носят по существу своему чисто практический характер. Не образования или развития вообще... ищет крестьянин для своего сына, отдавая его в школу, а тех же простых и немногосложных умений...». С.А. Рачинский «первый решился прямо сказать, что школа должна согласоваться с требованиями, предъявляемыми к ней родителями учеников, хотя бы и неграмотными». Между тем повсеместно «начальная школа в России велась по образцу школ иностранных; это была, во-первых, школа совершенно светская и, во-вторых, ее программа не сообразовалась нисколько с запросами русской народной жизни».

Важная особенность –  «почти все учителя, преподающие в школах Сергея Александровича, суть воспитанники этих самых школ» (Рачинский подготовил более 50 преподавателей).

В деревне Глухово, в 12 верстах от Татева, учительствовал с 43 учениками кандидат словесности Н.М. Горбов. Свою теорию воспитания он изложил в работе «О внешних приемах воспитания в народной школе», где использовал и взглядыС.А. Рачинского. Н.М. Горбов определяет воспитание следующим образом: «Оно есть забота о развитии в учениках хороших навыков, умственных, нравственных, физических». Н.М. Горбов считал, что «сила воспитания» должна быть прежде всего силой внутренней. К «внешним приемам воспитания» он относит меры понуждения: поощрения и наказания. Им признается практический смысл наград за учебные успехи; награды за хорошее поведение, по его мнению, вредны, а на наказаниях строить систему воспитания нельзя.

 

Современная теория воспитательных систем может включить в свой арсенал  страстный призыв Н.М. Горбова, обращенный им к учителям начала XX века: «О учитель! Сойди с твоей неприступной кафедры, оставь на ней твое жалкое, смешное величие, подойди к ученикам твоим как друг и скажи им: «Давайте вместе работать».

Это и другие высказывания ученого, сельского учителя и ученика С.А. Рачинского как нельзя лучше отражают суть представлений о построении отношений в сельской школе, бытовавших в школах Рачинского: «Бодрый самостоятельный труд учеников при помощи и под руководством близкого друга учителя, вот картина, которую... должна представлять школа... Помните, что вам надо не обуздывать ваших учеников и не бороться с ними, а жить с ними в любовном общении истины и добра».

Отдавая должное роли школы в  воспитании детей, тем не менее Н.М. Горбов утверждал, что «естественное  место воспитания - в семье. Школа - помощница семьи».

Татевская школа была «умственным центром» свыше 17 лет. Здесь сформировались особые взгляды на программу школы и приемы преподавания. Рачинский требовал от учителей прежде всего знания предмета, целей обучения и полагал, что «чем проще они будут учить, тем лучше - лишь бы учили усердно». Важное место отводилось словесности и математике. Рачинский утверждал, что сама грамотность есть «средство в жизненной борьбе». Научные знания следует дополнять различными практическими знаниями и умениями. Но, как уже подчеркивалось, отличительная черта его программы - или устройства Татевской школы - была ее воспитательная сторона.

Ярко охарактеризована и  раскрыта теория воспитания Рачинского и в дневнике учителя Дровнинской школы, ученика Сергея Александровича, В.Лебедева. В этой школе, находившейся в с. Дровнино Гжатского уезда Смоленской губернии (соседний район с Бельским), процветало обучение ремеслам.

Школа с двухгодичным курсом обучения была открыта в 1886 году, учеников было 40. Через 7 лет в ней обучалось 200 детей. Курс обучения стал шестилетним. Он был расширенным и носил и общеобразовательный характер. По окончании курса воспитанников разделяли на следующие группы: на покидающих школу, на ремесленников и на стремящихся к учительству.

Основываясь на своих наблюдениях, учителя Дровнинской школы посчитали необходимым заведование каждой школой вверить совету, состоящему из председателя-священника, учителей, попечителя и из выборных представителей от прихода. Совет мог «сокращать и расширять. программу, переносить из одного года в другой положенное по программе, составлять и изменять расписание уроков, устанавливать порядок дня в школе, назначать сроки приема учеников, начало и конец учебного года, переводить из одного отделения в другое без экзаменов, увольнять ученика, излагать условий приема учеников в общежитие, выбирать учебники и пособия,.. приискивать учителей...».

Наблюдение за повседневным ходом школьной жизни проходило через дежурство всех учителей.

Большое внимание уделялось  правильной постановке мастерских. Учителя  Дровнинской школы считали, что в условиях сельской школы «ремеслу нельзя обучиться, можно разве ознакомиться с ним». Чтобы «провести в крестьянскую среду ремесленные знания, особенно применимые к сельскому хозяйству, и задержать побольше учеников при школе, и ослабить вредное влияние столичных мастерских», обучение ремеслу при школе строилось следующим образом: учеников мастерству обучал мастер; учитель наблюдал и руководил мастером; учитель, заведующий мастерской, должен был обладать специальными знаниями в достаточной степени (доверяться одному мастеру никогда не следует); главная цель для учеников в мастерских - изучение ремесла; науки и ремесла одновременно и в равной степени в школе существовать не могут.

В школах Рачинского сельхозтруд, приобщение, к культуре земледелия «становится предметом почти общеобразовательным».

Ясно осознавая, что «воспитание, рассчитанное исключительно на узкую сферу местных временных потребностей, заглушает врожденную человеку способность развития», С.А. Рачинский ищет ответы на им самим поставленные вопросы. Где же средний путь между такими крайностями как развитие личности ребенка и конкретные потребности общества? До какой степени воспитание должно быть национально и современно, до какой степени должен быть развит в нем элемент общечеловеческий, вечный? Не менее затруднительна, считал Рачинский, другая вечная проблема воспитания. Это противоречие между правом индивидуальности на самобытное развитие и «нестерпимым насилием» над личностью, когда мы подводим ее под стандартный уровень. С другой стороны, индивидуализм может развиться до опасного для общества уровня. Есть ли и где она, «истинная, законная граница этому стремлению, где средства удержать его развитие в должных пределах, не насилуя природы ребенка»? 

 

В.В. Розанов, который хорошо знал Сергея Александровича, так высказывался о Рачинском: «Он никогда не был только специалистом... Круг умственных и сердечных его интересов был бесконечно и неопределенно разнообразен. Он был философ по жизненному труду своему, особенно - по практической философии, выразившейся в делах».

Свои педагогические идеи С.А. Рачинский изложил в сборнике статей «Сельская школа». Книга издавалась в 1891, 1892, 1898, 1899, 1902 и 1991 годах. В свое время она была настольной книгой учительства России и поистине может быть названа школьным заветом для русской народной школы.

Научно- педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Его труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и пед . образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Практический и научный интерес к трудам русского педагога с годами заметно усиливается. П.Ф. Каптерев – видный педагог России второй половины XIX – начало XX столетия.

Пётр Фёдорович Каптерев родился 7(20) июля 1849г. в семье сельского священника в селе Клёнова Подольского уезда Московской губернии. В семинарии Каптерев увлёкся сочинениями Дж. Локка и Г. Спенсера, впервые познакомился с трудами К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, а также П.Г. Редкина , П.Д. Юркевич и др. русских педагогов.

В 1872г. Каптерев окончил Московскую духовную академию, и в том же году совет Петербургской духовной семинарии избрал его преподавателем философских учений. Молодой преподаватель вскоре завоевал уважение коллег и семинаристов, ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Личность Каптерева покоряла окружающих, особенно его интеллект, обширность и глубина знаний.

После того как истёк обязательный срок службы в духовном ведомстве  за бесплатное обучение в Московской духовной академии, Каптерев покинул семинарию и решил посветить себя науке.

Год 1874 –знаменательная веха в жизни Каптерева : результаты своих научных изысканий он публикует в нескольких журналах Петербурга. В журнале «Народная школа» (№6,7) в статье «Обучение детей дошкольного возраста» (№8,9) появилась другая его статья – «Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания», а в следующем номере статья «Как образовать стойкий характер». Осенью того же года журнал «Знание»

(№10) публикуют большую  статью Каптерева «Этюды по психологии народа (Мифология как религиозное первоначальное и научное мировоззрение человечества)», а в конце года «Народная школа» (№11,12) – статью «Эвристическая форма обучения в народной школе». Содержание названных пяти статей заключает в себе главные проблемы, которые Каптерев будет исследовать на протяжении всей своей жизни и которые станут стержневыми в его психолого - педагогическом творчестве. Эти вопросы формирования мировоззрения, содержания и методов обучения, развития ума, характера и воли ребёнка.

Разрабатывая лекционные курсы по психологии, дидактике, истории  педагогики, Каптерев глубоко изучал отечественные и зарубежные научные источники. С конца 1874г. на протяжении двух лет в популярном среди учителей журнале. «Народная школа» он публикует главы из книги «Педагогическая психология для народных учителей, воспитательниц и воспитательниц», а в 1876г. издаёт ёё полностью как приложение к журналу. В 1877г. книга вышла отдельным изданием. В ней Каптерев попытался психологически обосновался процесс обучения и воспитания , дать учителям не рецептурное пособие по педагогике , а научные знания о психических явлениях , лежащих в основе педагогической деятельности. В истории отечественной психологии и педагогики это был первый завершённый труд подобного рода . И самое понятие « педагогическая психология » вошло в научный оборот с появлением книги Каптерева .

В самом начале своей деятельности в Петербурге Каптерев познакомился с многими видными педагогами столицы , сгруппировавшимися вокруг журнала «Народная школа» , основанного Ф.Н.Медниковым . В своё здесь сотрудничал К.Д. Ушинский , а во времена Каптерева – Н.Ф. Бунаков ,В.И. Водовозов , Л.Н. Модзалевский , С.И. Миропольский и другие. Вскоре П.Г. Редкин , возглавлявший Педагогическое общество , рекомендовал Петра Фёдоровича в члены Педагогического общества , а затем – в совет Петербургского фребелевского общества , при котором действовали частные педагогические курсы по подготовке воспитательниц детских садов . На курсах параллельно с работой в духовной семинарии с осени 1874 г . Каптерев читал лекции по психологии , истории педагогики, проводил практические занятия . Под его руководством слушательницы учились наблюдать за детьми в детском саду и анализировать результаты своей работы.

Информация о работе Педагогические взгляды И. И. Бецкого