Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:57, реферат
Педагогика гуманизации Л.Н. Толстого и современность. В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих “Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых” - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы.
Введение………………………………………………………………….с. 3
1. Основополагающие педагогические принципы……………………с. 4
2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса…………………………………………………………………………с. 6
2.1. Наглядность в обучении.........................................................с. 8
2.2. Индивидуальный подход к учащимся.................................с. 11
3. Философская основа...........................................................................с. 13
4. Гуманизация детства на примере деятельности детского образовательного учреждения № 146 г. Тулы................................................с. 16
Заключение.............................................................................................с. 22
Список литературы …………………………………………………..с. 23
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
Кафедра
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История педагогики и образования»
Тема: «Педагогические взгляды Л.Н. Толстого»
Выполнил: студентка
Учебная группа
Специальность
Проверил:
Москва 2013 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Основополагающие педагогические принципы……………………с. 4
2. Методы и приемы обучения, способствующие
активизации учебного процесса…………………………………………………………
2.1. Наглядность в обучении......................
2.2. Индивидуальный подход к учащимся......................
3. Философская основа........................
4. Гуманизация детства на
Заключение....................
Список литературы …………………………………………………..с. 23
Введение
Педагогика гуманизации Л.Н. Толстого и современность. В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих “Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых” - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы.
К сожалению, в изучении педагогических
исканий нашего земляка долгое время
существовали некоторые методологические
просчеты, как следствие прямолинейного
толкования и упрощенного понимания,
поверхностное отношение к
Задачи данной работы - отойти от традиционного
рассмотрения педагогических взглядов
Л. Н. Толстого, раскрыть те стороны
его педагогической деятельности и
системы дидактических
Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности
образовательно-
Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала “опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы”.
Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.
Исходя из принципа свободы в
педагогике, Толстой обосновывал
и всю педагогическую концепцию.
Толстой по-новому подошел к пониманию
сущности учебного процесса. Толстой-педагог
велик тем, что глубже и всесторонне,
чем кто-либо из его современников,
последователей и предшественников,
понял необходимость изучения внутреннего
мира ребенка, его желаний, интересов
и устремлений. Помещая в центр
своей педагогической концепции
личность ребенка, он выстраивает вокруг
нее систему дидактических
Большое место он отводит принципу
сознательности и активности. Обучение,
как справедливо утверждал
После ознакомления с саксонскими школами Толстой отмечал в своем дневнике, что все обучение построено там на бездумном заучивании наизусть, а детская психика изуродована запугиванием, побоями. Ярко и точно описал Толстой различия в психическом состоянии детей: “Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе, - то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, - то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха, скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик, все высшие способности - воображение, творчество, соображение - уступают место каким-то другим, полуживотным способностям …одним словом способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием - страх, напряжение памяти и внимание...” Какое ужасающее своей справедливостью наблюдение!
Усвоение памятью
Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.
В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.
Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований: “1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.”
способствующие активизации учебного процесса
Лучшим приемом для достижения
доступности обучения Толстой считал
накопление учащимися возможно большего
количества конкретных сведений и фактов,
в отличие от традиционного сообщения
обобщенных и отвлеченно-абстрактных
истин. По Толстому, педагогу необходимо
исходить от конкретного, жизненного опыта
детей, от частных фактов и явлений
вести детей к обобщениям. Толстой
рекомендовал учителям обращать внимание
учеников на полное понимание совершаемых
ими действий, использовать элемент
проблемности в обучении, подводить
учащихся к самостоятельному выведению
правил, заключений. Вот как он формулирует
данное положение в своем
Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад
в разработку принципа прочности
в обучении, наметил некоторые
черты своеобразной системы, а также
условий, средств и приемов, направленных
на достижение в процессе обучения
высокой степени прочности
Прочность усвоения для Толстого естественным
образом связана, взаимопереплетена
с сознательной умственной деятельностью
учеников, то есть с принципом сознания
и активности. Толстой не считал
зазубренные, выученные наизусть слова,
фразы признаком прочности
Свои педагогические соображения
о сути прочных знаний и путях
их достижения он разрабатывал не только
на основе своего личного опыта, наблюдений
за деятельностью школ в России и
за рубежом и обобщения
Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала. Таким образом, мы вновь отмечаем в педагогической концепции Толстого тесную взаимосвязь основополагающих принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имеет права требовать от учеников закрепления в памяти того или иного знания или навыка. “Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться,- писал Толстой,- ежели бы будущность его учения представлялась ему только искусством писать или считать... Для того, чтобы ученик мог отдаться весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем”.
Существенными признаками прочного знания Толстой считал понимание сути изучаемого, умение связать части знания в целое, установить причинно-следственные отношения явлений, умение объяснить и разъяснить другому то, что самому ясно и понятно. Именно о прочности знания говорит умение самостоятельно связать новое знание с прежним запасом знаний по принципу сходства, различия, противопоставления, умение свободно оперировать ими, применить теоретическое знание к практике, объяснить те или иные явления окружающей действительности с точки зрения усвоенных знаний, и, наконец, быстрое, точное и легкое воспроизведение имеющихся знаний в связи с новым материалом, через любой промежуток времени.
Прочность знаний Толстой справедливо
рассматривал как один из важнейших
результатов правильного