Педагогические взгляды Л.Н. Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:57, реферат

Описание работы

Педагогика гуманизации Л.Н. Толстого и современность. В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих “Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых” - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….с. 3
1. Основополагающие педагогические принципы……………………с. 4
2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса…………………………………………………………………………с. 6
2.1. Наглядность в обучении.........................................................с. 8
2.2. Индивидуальный подход к учащимся.................................с. 11
3. Философская основа...........................................................................с. 13
4. Гуманизация детства на примере деятельности детского образовательного учреждения № 146 г. Тулы................................................с. 16
Заключение.............................................................................................с. 22
Список литературы …………………………………………………..с. 23

Файлы: 1 файл

реферат история пед и обр.docx

— 62.83 Кб (Скачать файл)

Особый интерес представляют взаимоотношения  Толстого-учителя и учащихся. Они  были основаны на уважении к личности ребенка, проникнуты любовью к детям, полны свободы и доверия.

В развитии творческих способностей учащихся, по мнению Толстого, большое  значение имеют детские сочинения. Творческие работы и сочинения учащихся Л. Н. Толстой считал одной из самых  ярких форм связи обучения с жизнью. По любому предмету он рекомендовал уже  с самого начала обучения практиковать небольшие сочинения.

Он уделял особое внимание разработке специальной методики выбора тем  для сочинений. В начальных классах  он предоставлял право учащимся самостоятельно выбирать темы и лишь в отдельных  случаях предлагал заимствовать их из тематики, предложенной самим  учителем. В статье “Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам  у нас или нам у крестьянских ребят?” Толстой пишет о способах и приемах, использованных им для развития творческой фантазии учеников и активизации учебного процесса. Что научить ребят писать самобытные, интересные сочинения, он давал следующие рекомендации:

1) предоставлять ученикам большой  и разнообразный выбор тем,  не придумывая их собственно  для детей;

2) темы должны быть в то  же время серьезными и интересовать  самого учителя;

3) давать детям в качестве  образцов детские сочинения, так  как они всегда “справедливее,  изящнее и нравственнее сочинений  взрослых”;

4) во время рассмотрения детских  сочинений не говорить ученикам  об ошибках (орфографических и  каллиграфических) и о недостатках  построения предложений.

Для развития художественной стороны  сочинения нужно из большого числа  возникающих мыслей и образов  выбрать одну и облечь ее в соответствующие  слова. Учащимся лучше удавались  сочинения на темы, связанные с  описанием событий и воспоминаний, чем на темы, названные педагогом  без учета интересов учеников, запаса их представлений и знаний. Сочинения писали обычно ученики  совместно с учителем, два раза в месяц по отдельным предметам  после изучения той или иной части  программы.

В результате осуществления разработанной  методики ученики Яснополянской  школы достигли высоких творческих успехов. В статье “Кому у кого учиться...” Толстой делает вывод, что писателям нужно учиться  сочинительству у крестьянских ребятишек. Лучшие повести, написанные учениками, Толстой считал “образцом языка как в отношении слов, так и их сочетаний”. Конечно, он был прав в том, что русские писатели должны черпать в народном языке все лучшее, хотя, возможно, преувеличивал литературные достижения учеников. Несомненно однако то, что систематическое написание творческих работ способствовало повышению мотивации к учебе, развитию фантазии, образного мышления учеников, общей активизации учебно-воспитательного процесса.

 

  1. Философская основа

 

В своих педагогических статьях  Л. Н. Толстой уделяет большое  внимание обоснованию принципа свободы  в воспитательно-образовательном процессе. Толстой не случайно так много занимался этой проблемой. Свободное воспитание в понимании Толстого во многом обусловлено его политическими и философскими взглядами.

Знаменитый “критериум свободы” Толстого вытекает из его философских рассуждений на тему свободы человека, воли личности и самостоятельности. Почему же Толстой во главу угла своей педагогической концепции поставил именно принцип свободы духа и выбора, а не какой-либо другой постулат?

Сначала нужно рассмотреть понятие  воли и самостоятельности. Самостоятельность  есть одно из важнейших качеств человека, основа его духовного развития, самосовершенствования. Самостоятельность - это не просто способность  осуществлять какую-либо деятельность без помощи окружающих, но, прежде всего, способность находить опору в  жизни в себе самом, уверенность  в себе, независимость, умение делать свой собственный выбор. В самостоятельности  проявляется волевое начало человека.

Понятие воли было введено для объяснения порождения действия. Изучение воли как  психического механизма “свободного  выбора”, личностного выбора между  различными желаниями, побуждениями проясняет  значение познавательных процессов, разума в волевом акте. Только благодаря  разуму человек способен проявлять  подлинную волю, управляющую его  желаниями.

В самостоятельности, воле человека проявляется  его стремление к свободе, независимости. Недаром под волей подразумевается  свобода человека.

И. В. Ежов в научной работе “Введение  в психологию духовного развития личности ребенка”, рассматривая подход “свободного выбора” к изучению воли, так определяет самостоятельность:

“Самостоятельность, “сила личности” - это проявление силы саморазвития, самоуправления, самодвижения (воли), осознания  власти души над телом и определенными  обстоятельствами, постоянно подкрепляемые  конкретной деятельностью, поступками человека.

Самостоятельность, “сила личности” - это вера в себя, способность  жить своим умом, без которых невозможно духовное развитие человека”

Толстой в книге “Путь жизни” приводит слова Эмерсона, показывающие высокую ценность самостоятельности разума: “Верь или будь проклят”. В этом главная причина зла. Если человек принимает без рассуждения то, что он должен бы был разобрать своим разумом, человек в конце концов отвыкает от рассуждения и подпадает проклятию сам и вводит в грех своих ближних. Спасение людей в том, чтобы каждому научиться думать своим умом”.

Л. Н. Толстой указывал на неразрывную  связь ума, добродетельности и самостоятельности: “Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был  светел, нужна добрая жизнь... Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом”.

Толстой уделял большое внимание раскрытию  сущности принципа свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое решение проблемы. Уже на раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на то, что  необходимо изучить главный “критериум” педагогики - свободу:

“...Нам необходимо изучать все  те условия, которые способствовали совпадению стремлений образовывающего  и образовывающегося; нам нужно  определить, что такое есть та свобода, отсутствие которой препятствует совпадению обоих стремлений и которая одна служит для нас критериумом всей науки образования”.

Во-первых, Толстой рассматривал вопрос о свободе с точки зрения организации  народного образования в стране. Толстой считал, что царское правительство  не должно лишать крестьян права свободно устраивать свои школы и самим  выбирать учителей и предметы. Он высказывался против какого-либо принуждения человеческой личности. В статье “О народном образовании” (1874 год) он делал соответствующий  вывод: “В народной школе точно также  право это определять то, чему надо учиться, с какой бы стороны мы ни рассматривали этот вопрос, принадлежит  народу...”

Касаясь понимания свободы в  деле организации школ, Лев Николаевич писал, что нельзя государственным  путем принудительно насаждать  систему школ в стране, напротив, надо дать народу возможность свободно осознать и проявить свою волю в  деле образования и строить школы  так, как этого хочет народ; под  “народом” Толстой подразумевал широкие массы крестьянства. Он глубоко  верил в творческие способности  народа. В работе “О народном образовании”, написанной в 1862 году, он подчеркивает природное стремление простых людей  к знаниям и нежелание правительства  идти навстречу простому люду в вопросах образования:

“Потребность образования лежит  в каждом человеке; народ любит  и ищет образования, как любит  и ищет воздуха для дыхания. Правительство  и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря на все насилие, хитрости и упорство правительств и обществ, народ постоянно заявляет свое недовольство предлагаемым ему образованием и  шаг за шагом сдается только силе”.

Во-вторых, Толстой развивал идею о  свободе выбора как основополагающий принцип, определяющий сущность воспитания и обучения, взаимоотношения учителя  и учащихся в школе. Именно с этой точки зрения мы рассмотрим толстовскую  идею свободы более подробно ниже.

Необходимо отметить, что убеждения  Толстого претерпевали изменения вместе с эволюцией его философских  взглядов и гражданской позиции. В ранних педагогических статьях  Толстой понимал под традиционным воспитанием умышленное и принудительное формирование сознания учащихся. В  своей работе “Воспитание и образование  он пишет: “Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется  хорошим”. Он резко противопоставлял воспитание образованию: “...Образование  есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность  одного приобретать сведения,  а другого - сообщать уже приобретенное им”. Сущность образования он видел в элементарном усвоении детьми фактических знаний, сообщаемых в школе. Свободное воспитание Толстой понимал в 60-х годах как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процесс обогащения их сознания при осторожной помощи педагога, который не имеет права “принудительно” влиять на формирование взглядов детей.

“Критериум свободы” выражал в  педагогике Л. Н. Толстого новый тип  общения и подхода к личности ребенка. Если один учитель видит  свою задачу только в том, чтобы научить  ученика решать задачи, второй - чтобы  научить детей правописанию и  синтаксису и т. д., то вскоре школа, общество, семья будет пожинать печальные  плоды пренебрежения нравственной идеей обучения. Толстого прежде всего интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, “в человечестве и вселенной”, формирование всей личности ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.

Толстой добивался пробуждения  всех творческих возможностей ученика, используя при этом не принуждение, а возбуждение интереса ученика. Возбуждение интереса в обучении - это усиление многостороннего умственного  и нравственного воздействия  на основе внимания к личности ученика. Такое бережное, уважительное отношение  к ребенку помогает раскрыть все  его творческие силы, способности, склонности.

В статье “О народном образовании” (1874 год) Толстой писал: “В той мысли, что для успешного обучения нужно  не принуждение, а возбуждение интереса ученика, согласны все педагоги противной  мне школы. Разница между нами только та, что это положение о том, что учение должно возбуждать интерес ребенка, у них затеряно в числе других, противоречащих этому положению о развитии, в котором они уверены и к которому принуждают; тогда как я возбуждение интереса в ученике, наивозможнейшее облегчение и потому непринужденность и естественность учения считаю основным и единственным мерилом хорошего и дурного учения”.

Толстой уделял большое внимание обстановке на уроке. Дети в Яснополянской школе  видели перед собой не обычного учителя, а своего лучшего друга, помощника  во всех радостях и бедах, которого, оказывается, вообще не стоит бояться. Добиваясь максимального учета  жизненного опыта, знаний, умений и  навыков своих учеников, Толстому удавалось создать у детей  чувство радости от малейшего  шага вперед, уверенности в преодолении  трудностей.

По мнению Толстого, свобода является для учителя своеобразным средством  проверки, насколько удовлетворительна  постановка преподавания в школе, то есть насколько учитель удовлетворяет  запросы детской души, детской  любознательности. Чем глубже педагог  знает детскую душу, тем свободнее  чувствуют себя дети на его уроке. Он отмечал: “... Граница этой свободы  сама собой определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой... мера этой свободы есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя”. Свобода  развивает у детей чувство  ответственности, правдивости, сознательного  отношения к своим обязанностям. Кроме того, свобода - эта цель развития педагогики, согласно Л. Н. Толстому: “Всякое  движение вперед педагогики, если мы внимательно  рассмотрим историю этого дела, состоит  только в большем приближении  к естественности отношений между  учителем и учениками...” 

 

  1. Гуманизация детства на примере деятельности детского образовательного учреждения № 146 г. Тулы

 

Школа отражает реалии общества, в  границах которого она существует, обнажая его идеалы и кризисы, его потребности, особенности, противоречия. Школа советского периода строилась  на основе идеологического единообразия и единомыслия. Школа готовила послушного исполнителя, нивелируя индивидуальные различия учащихся. Ученик из цели образования  превратился в средство добывания  положительных показателей деятельности учителя. Недооценка гуманитарного  образования привела к распространению  бездуховности и ограниченности.

Сегодня, как никогда, активизировался  поиск выхода из сложившейся ситуации. Многие учителя почувствовали возможность  работать творчески и свободно. Десятки  альтернативных направлений, школ противостоят рутинности “массового” образования.

Назрела проблема создания такой педагогической системы, которая раскрывала бы гуманистическую  природу человека в процессе его  духовного и физического становления  и развития.

Неудивительно, что тульские педагоги обратились к наследию великого гуманиста, земляка Льва Николаевича Толстого. Так, в начале 90-х годов сформировалась экспериментальная педагогическая система “Школа Л. Н. Толстого”.

Информация о работе Педагогические взгляды Л.Н. Толстого