Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:57, реферат
Педагогика гуманизации Л.Н. Толстого и современность. В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих “Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых” - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы.
Введение………………………………………………………………….с. 3
1. Основополагающие педагогические принципы……………………с. 4
2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса…………………………………………………………………………с. 6
2.1. Наглядность в обучении.........................................................с. 8
2.2. Индивидуальный подход к учащимся.................................с. 11
3. Философская основа...........................................................................с. 13
4. Гуманизация детства на примере деятельности детского образовательного учреждения № 146 г. Тулы................................................с. 16
Заключение.............................................................................................с. 22
Список литературы …………………………………………………..с. 23
Особый интерес представляют взаимоотношения Толстого-учителя и учащихся. Они были основаны на уважении к личности ребенка, проникнуты любовью к детям, полны свободы и доверия.
В развитии творческих способностей учащихся, по мнению Толстого, большое значение имеют детские сочинения. Творческие работы и сочинения учащихся Л. Н. Толстой считал одной из самых ярких форм связи обучения с жизнью. По любому предмету он рекомендовал уже с самого начала обучения практиковать небольшие сочинения.
Он уделял особое внимание разработке специальной методики выбора тем для сочинений. В начальных классах он предоставлял право учащимся самостоятельно выбирать темы и лишь в отдельных случаях предлагал заимствовать их из тематики, предложенной самим учителем. В статье “Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?” Толстой пишет о способах и приемах, использованных им для развития творческой фантазии учеников и активизации учебного процесса. Что научить ребят писать самобытные, интересные сочинения, он давал следующие рекомендации:
1) предоставлять ученикам
2) темы должны быть в то
же время серьезными и
3) давать детям в качестве
образцов детские сочинения,
4) во время рассмотрения детских
сочинений не говорить
Для развития художественной стороны
сочинения нужно из большого числа
возникающих мыслей и образов
выбрать одну и облечь ее в соответствующие
слова. Учащимся лучше удавались
сочинения на темы, связанные с
описанием событий и
В результате осуществления разработанной методики ученики Яснополянской школы достигли высоких творческих успехов. В статье “Кому у кого учиться...” Толстой делает вывод, что писателям нужно учиться сочинительству у крестьянских ребятишек. Лучшие повести, написанные учениками, Толстой считал “образцом языка как в отношении слов, так и их сочетаний”. Конечно, он был прав в том, что русские писатели должны черпать в народном языке все лучшее, хотя, возможно, преувеличивал литературные достижения учеников. Несомненно однако то, что систематическое написание творческих работ способствовало повышению мотивации к учебе, развитию фантазии, образного мышления учеников, общей активизации учебно-воспитательного процесса.
В своих педагогических статьях
Л. Н. Толстой уделяет большое
внимание обоснованию принципа свободы
в воспитательно-
Знаменитый “критериум свободы” Толстого вытекает из его философских рассуждений на тему свободы человека, воли личности и самостоятельности. Почему же Толстой во главу угла своей педагогической концепции поставил именно принцип свободы духа и выбора, а не какой-либо другой постулат?
Сначала нужно рассмотреть понятие воли и самостоятельности. Самостоятельность есть одно из важнейших качеств человека, основа его духовного развития, самосовершенствования. Самостоятельность - это не просто способность осуществлять какую-либо деятельность без помощи окружающих, но, прежде всего, способность находить опору в жизни в себе самом, уверенность в себе, независимость, умение делать свой собственный выбор. В самостоятельности проявляется волевое начало человека.
Понятие воли было введено для объяснения порождения действия. Изучение воли как психического механизма “свободного выбора”, личностного выбора между различными желаниями, побуждениями проясняет значение познавательных процессов, разума в волевом акте. Только благодаря разуму человек способен проявлять подлинную волю, управляющую его желаниями.
В самостоятельности, воле человека проявляется
его стремление к свободе, независимости.
Недаром под волей
И. В. Ежов в научной работе “Введение в психологию духовного развития личности ребенка”, рассматривая подход “свободного выбора” к изучению воли, так определяет самостоятельность:
“Самостоятельность, “сила личности” - это проявление силы саморазвития, самоуправления, самодвижения (воли), осознания власти души над телом и определенными обстоятельствами, постоянно подкрепляемые конкретной деятельностью, поступками человека.
Самостоятельность, “сила личности” - это вера в себя, способность жить своим умом, без которых невозможно духовное развитие человека”
Толстой в книге “Путь жизни” приводит слова Эмерсона, показывающие высокую ценность самостоятельности разума: “Верь или будь проклят”. В этом главная причина зла. Если человек принимает без рассуждения то, что он должен бы был разобрать своим разумом, человек в конце концов отвыкает от рассуждения и подпадает проклятию сам и вводит в грех своих ближних. Спасение людей в том, чтобы каждому научиться думать своим умом”.
Л. Н. Толстой указывал на неразрывную связь ума, добродетельности и самостоятельности: “Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь... Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом”.
Толстой уделял большое внимание раскрытию
сущности принципа свободы в воспитании
и обучении детей, предложив свое
решение проблемы. Уже на раннем
этапе становления
“...Нам необходимо изучать все те условия, которые способствовали совпадению стремлений образовывающего и образовывающегося; нам нужно определить, что такое есть та свобода, отсутствие которой препятствует совпадению обоих стремлений и которая одна служит для нас критериумом всей науки образования”.
Во-первых, Толстой рассматривал вопрос
о свободе с точки зрения организации
народного образования в
Касаясь понимания свободы в
деле организации школ, Лев Николаевич
писал, что нельзя государственным
путем принудительно насаждать
систему школ в стране, напротив,
надо дать народу возможность свободно
осознать и проявить свою волю в
деле образования и строить школы
так, как этого хочет народ; под
“народом” Толстой подразумевал
широкие массы крестьянства. Он глубоко
верил в творческие способности
народа. В работе “О народном образовании”,
написанной в 1862 году, он подчеркивает
природное стремление простых людей
к знаниям и нежелание
“Потребность образования
Во-вторых, Толстой развивал идею о свободе выбора как основополагающий принцип, определяющий сущность воспитания и обучения, взаимоотношения учителя и учащихся в школе. Именно с этой точки зрения мы рассмотрим толстовскую идею свободы более подробно ниже.
Необходимо отметить, что убеждения
Толстого претерпевали изменения вместе
с эволюцией его философских
взглядов и гражданской позиции.
В ранних педагогических статьях
Толстой понимал под
“Критериум свободы” выражал в
педагогике Л. Н. Толстого новый тип
общения и подхода к личности
ребенка. Если один учитель видит
свою задачу только в том, чтобы научить
ученика решать задачи, второй - чтобы
научить детей правописанию и
синтаксису и т. д., то вскоре школа,
общество, семья будет пожинать печальные
плоды пренебрежения
Толстой добивался пробуждения всех творческих возможностей ученика, используя при этом не принуждение, а возбуждение интереса ученика. Возбуждение интереса в обучении - это усиление многостороннего умственного и нравственного воздействия на основе внимания к личности ученика. Такое бережное, уважительное отношение к ребенку помогает раскрыть все его творческие силы, способности, склонности.
В статье “О народном образовании” (1874 год) Толстой писал: “В той мысли, что для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса ученика, согласны все педагоги противной мне школы. Разница между нами только та, что это положение о том, что учение должно возбуждать интерес ребенка, у них затеряно в числе других, противоречащих этому положению о развитии, в котором они уверены и к которому принуждают; тогда как я возбуждение интереса в ученике, наивозможнейшее облегчение и потому непринужденность и естественность учения считаю основным и единственным мерилом хорошего и дурного учения”.
Толстой уделял большое внимание обстановке на уроке. Дети в Яснополянской школе видели перед собой не обычного учителя, а своего лучшего друга, помощника во всех радостях и бедах, которого, оказывается, вообще не стоит бояться. Добиваясь максимального учета жизненного опыта, знаний, умений и навыков своих учеников, Толстому удавалось создать у детей чувство радости от малейшего шага вперед, уверенности в преодолении трудностей.
По мнению Толстого, свобода является
для учителя своеобразным средством
проверки, насколько удовлетворительна
постановка преподавания в школе, то
есть насколько учитель
Школа отражает реалии общества, в
границах которого она существует,
обнажая его идеалы и кризисы,
его потребности, особенности, противоречия.
Школа советского периода строилась
на основе идеологического единообразия
и единомыслия. Школа готовила послушного
исполнителя, нивелируя индивидуальные
различия учащихся. Ученик из цели образования
превратился в средство добывания
положительных показателей
Сегодня, как никогда, активизировался
поиск выхода из сложившейся ситуации.
Многие учителя почувствовали
Назрела проблема создания такой педагогической
системы, которая раскрывала бы гуманистическую
природу человека в процессе его
духовного и физического
Неудивительно, что тульские педагоги
обратились к наследию великого гуманиста,
земляка Льва Николаевича Толстого.
Так, в начале 90-х годов сформировалась
экспериментальная