Педагогический консилиум как метод педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 18:03, реферат

Описание работы

Каким же образом осуществлять подобный анализ? Реально возможно это только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания.
Для успешной реабилитации обучающихся с образовательными проблемами необходимым условием являются совместные усилия врачей, педагогов, психологов в выборе учебно–воспитательных и учебно-коррекционных воздействий на них. В связи с этим особую актуальность принимает углубленное всестороннее изучение каждого ребенка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ.
Сущность и содержание понятия «педагогический консилиум». Задачи, принципы, функции консилиумов…...4
Виды консилиумов……………......6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1. Организация работы педагогического консилиума.
Состав консилиума ……………………………………10
2.2. Обязанности участников консилиума ……………...49
2.3. Документация, необходимая для проведения
консилиума ……………………………………………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...73

Файлы: 1 файл

реферат педконсилиум.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

 

 

Факультет педагогики и психологии

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и педагогика начального образования

Очная форма обучения (4 года)

 

Реферат на тему:

«Педагогический консилиум как метод педагогики»

 

Выполнила:

студентка 1 курса

Колдаева Ирина Алексеевна

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры ТиМДиНО

Медведева Наталья Геннадьевна

 

 

Курск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ.

    1. Сущность и содержание понятия «педагогический консилиум». Задачи, принципы, функции консилиумов…...4
    2. Виды консилиумов……………......6

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

2.1. Организация работы  педагогического консилиума.

Состав консилиума ……………………………………10

2.2. Обязанности участников консилиума ……………...49

2.3.  Документация, необходимая для проведения

консилиума ……………………………………………………………….55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..68

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...73

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

          Развитие современной школы, в совокупности с предъявляемыми к ней требованиями, предполагает знание особенностей каждого обучающегося, что позволит организовать качественное профессиональное сопровождение, определить индивидуальный маршрут ребенка с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей.

           Известный российский педагог К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его также во всех отношениях». Другой  талантливейший педагог, В.А. Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе».

           Каким же образом осуществлять подобный анализ? Реально возможно это только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания.

          Для успешной реабилитации обучающихся с образовательными проблемами необходимым условием являются совместные усилия врачей, педагогов, психологов в выборе учебно–воспитательных и учебно-коррекционных воздействий на них. В связи с этим особую актуальность принимает углубленное всестороннее изучение каждого ребенка.

        Одним из перспективных методов оказания помощи субъектам и объектам обучения является психолого-педагогический консилиум. Ю.К. Бабанский отмечает, что "для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учебе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов, которая стала особенно актуальной и сложной в условиях всеобщего среднего образования".

Для повышения качества обучения и воспитания каждого обучающегося необходимо с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно

 

1

перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий педагогов и воспитателей). Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных обучающихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.силиум психологический педагогический школьник

У педагогов часто складывается жесткое и однозначное мнение о том или ином ученике, и изменить это мнение очень не просто. Что бы ученик ни сделал, все его действия и отношения воспринимаются через установку на него учителя. Поэтому проведение консилиума позволяет решить следующие задачи:

1. Показать педагогическому коллективу обучающегося с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и пр., о причинах происхождения и существования личностных проблем школьника.

2. Пробудить у педагога сомнения в верности оценки обучающегося и в правильности своих педагогических действий. Подвести его к примерно таким вопросам и рассуждениям: "А если разобраться серьезно, что делали с ребенком? Прорабатывали на классном часе, в учительской, вызывали родителей. А знаю ли я, чем интересуется, о чем мечтает этот ученик? Что он читает? Какие фильмы любит смотреть? Какая обстановка у него дома? Что он умеет и любит делать? За что-нибудь его когда-либо похвалили? Поставили хоть раз в чем-нибудь в пример другим ребятам? Поручили какое-нибудь значимое для него дело? Поинтересовались, есть ли у него друг, а если нет, то помогли ли этого друга найти? Наконец, поговорили с учеником в школе хоть раз "по душам", без упреков и угроз?"

Постановка учителем перед собой подобного рода вопросов позволяет поколебать его субъективную установку на ребенка, вызывает переосмысление и переоценку самого себя: что же это я? Ведь рядом человек, я за него ответствен, а я его не знаю. Можно ли еще что-то исправить?

Педагога в силу загруженности, недостаточности профессиональной квалификации или личностного развития устраивает определенность в оценке того или иного ученика. Он его внутренне, для себя, оценил и ведет себя по отношению к школьнику соответственно этой оценке, и совесть его спокойна, он не мучается вопросом: правильно или неправильно он поступил, как это может отразиться на настроении, самочувствии ученика?

3. Выработать психолого-педагогическим консилиумом коллективное понимание всеми педагогами сути личностной проблемы ученика. Только в

 

2

 

этом случае можно рассчитывать на их взаимодействие в интересах

школьника.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого обучающегося свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода. Кроме решения такой утилитарно-педагогической задачи, консилиум решает и другую: взаимно обогащает знаниями каждого из его участников, знакомя психолога со спецификой школьной программы и раскрывая педагогу психологические истоки успешности (или неуспешности) его учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ.

 

  1. 1.Сущность и содержание понятия «педагогический консилиум». Задачи, принципы, функции консилиумов.

 

        

               Педагогический консилиум - комплексная методика и форма организации диагностики реальных учебных возможностей учащихся, уровня их воспитанности, состояния здоровья и других значимых показателей успеха образовательного процесса. Методика педагогического консилиума и сам термин «педагогический консилиум» были предложены в конце 60-х годов в рамках разработанной академиком Ю.К. Бабанским и его сотрудниками концепции оптимизации педагогического процесса. До настоящего времени педагогический консилиум является одной из лучших форм коллективной диагностики в сфере образования. Его близость по стилистике и общей направленности к медицинскому консилиуму и обусловила возникновение такого педагогического термина.

            Педагогический консилиум проводится в форме творческого совещания учителей конкретного класса (параллели классов) с участием классных руководителей, представителей администрации школы, медицинских работников, школьных психологов и других лиц. Наряду с идеей обязательного представительства ключевых фигур образовательного процесса действует правило, по которому к участию в работе консилиума принято привлекать тех и только тех лиц, от участия которых в педагогическом консилиуме может быть реальная польза.

Таким образом, психолого – педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать.

В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей  в процессе  обучения.

Психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

 

4

ПМПк является объединением специалистов конкретного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динaмичeского диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения различной этиологии в связи с отклонениями в развитии окончание сужает спектр проблем. Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков.

ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Задачи консилиума:

  1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей.
  2. Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка.
  3. Подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении.
  4. Выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов.
  5. Анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи.

5

  1. Формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения.
  2. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ.
  3. Определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью выявления «группы риска».
  4. Решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и др.).
  5. При положительной динамике и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам.
  6. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;
  7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности.
  8. Организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.

Информация о работе Педагогический консилиум как метод педагогики