Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 18:03, реферат
Каким же образом осуществлять подобный анализ? Реально возможно это только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания.
Для успешной реабилитации обучающихся с образовательными проблемами необходимым условием являются совместные усилия врачей, педагогов, психологов в выборе учебно–воспитательных и учебно-коррекционных воздействий на них. В связи с этим особую актуальность принимает углубленное всестороннее изучение каждого ребенка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ.
Сущность и содержание понятия «педагогический консилиум». Задачи, принципы, функции консилиумов…...4
Виды консилиумов……………......6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1. Организация работы педагогического консилиума.
Состав консилиума ……………………………………10
2.2. Обязанности участников консилиума ……………...49
2.3. Документация, необходимая для проведения
консилиума ……………………………………………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...73
19
Примечание для психологов:
Например, под таким понятием, как «слабый ученик», классный руководитель может подразумевать неуспевающего, медицинский работник – болезненного, а учитель физкультуры – неловкого, неуклюжего ребёнка.
проведение родительских собраний,
консультирование администрации,
проведение групповых консультаций педагогов – предметников,
проведение индивидуальных консультаций педагогов, родителей, учащихся.
20
2.3. Документация,
необходимая для проведения
На этапе подготовки консилиума проводятся все необходимые обследования и делаются соответствующие записи в карте развития учащегося. До начала консилиума его участники обычно знакомятся с содержанием карты развития, с протоколами обследований и заключениями специалистов. Дату проведения консилиума рекомендуется объявлять заранее. Динамические наблюдения к плановым консилиумам могут проводиться в течение недели.
Если готовится первичный консилиум, особое внимание следует уделить сбору анамнеза. Необходимо отметить, что некоторые родители относятся с определенным недоверием к этой «процедуре» и остаются «закрытыми» не только для психолога, но даже для школьного врача. Расположив к себе родителей, объяснив им цель изучения анамнестических данных, психолог может достаточно легко решить подобную задачу. Однако не следует настаивать, если родители не считают нужным раскрывать то, что они считают своими «семейными» тайнами.
Во время проведения консилиума рекомендуется вести протокол. Специалисты высказывают свою точку зрения, и после обсуждения в протокол заносится ее краткая формулировка. Заключительными записями в протоколе консилиума являются решения и рекомендации, которые подписываются присутствующими и являются обязательными для всех специалистов, проводящих коррекционную, учебную и воспитательную работу с учащимся.
Результатом проведения консилиума должна стать разработка комплексной программы работы с учащимся, различные части которой не должны противоречить друг другу. Поэтому особенно желанно во время консилиума добиваться полного взаимопонимания между его участниками: определить проблему, выступающую на первый план в данный момент; обязательно увязать задачи обучения и коррекции; назначить сроки выполнения коррекционной программы и дату проведения следующего консилиума.
Как показывает опыт, иногда сложности могут возникнуть при подготовке педагогического представления, поэтому рекомендуется
21
предложить учителям перечень вопросов, отражающих основные показатели учебной деятельности учащегося, например:
1. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (степень социальной зрелости учащегося; ориентация в явлениях и предметах окружающей жизни).
2. Учебные навыки (степень сформированности учебных навыков к настоящему моменту; динамика формирования знаний и навыков за какой-либо значительный период времени: с начала обучения, за четверть и т. д.; целенаправленность, умение контролировать себя; внимательность, работоспособность, активность; способность к решению задач: насколько быстро ориентируется в условиях задачи и находит решение, наличие необходимости повторений, дополнительных разъяснений и т.д.).
3. Развитие устной речи и языковые умения (звукопроизношение: правильное или нарушенное; состояние активного словаря, наличие аграмматизмов в речи).
4. Эмоционально-поведенческие особенности (реакция на успех и неудачи, наличие учебной мотивации).
5. Особенности семейного воспитания и другие сведения.
Примерный перечень документации, необходимой для проведения школьного психолого – педагогического консилиума:
1.Положение о консилиуме данного учреждения, в котором определены:
2. Приказ
по образовательному
3. План работы школьного психолого – педагогического консилиума на текущий учебный год.
4.Документация по проведению консилиума:
В протоколе фиксируются результаты всех обследований в первичной числовой форме и в виде качественного уровневого показателя. Этими данными пользуется только психолог. В приложении даётся обобщённая информация по результатам обследования, которая может быть предоставлена для ознакомления другим участникам консилиума.
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, консилиум играет в системе психолого - педагогической деятельности очень важную роль. Он позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик, психолог и т.д., и на основе целостного видения ученика, с учётом данных о прошлом состоянии разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Психолого – педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.
Данная организационная форма деятельности представляет собой существенный этап психопрофилактической работы, расширяет возможности психолога, делая его работу более конкретной, содержательной и результативной.
Профессионально грамотно подготовленный, он помогает развитию и учащихся, и учителей, и всего педагогического коллектива.
23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
№ 06/2000.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
6. Перминова Л. М, Федоров Б.И. Наука обучать. СПб, 2000.
7. Рабочая книга школьного психолога (Под ред. И.В. Дубровиной). М., 1991..
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение № 1.
Педагогическая характеристика
1). Общие сведения о ребёнке:
2). Качественные характеристики учебной деятельности:
3). Количественные показатели учебной деятельности:
Информация о работе Педагогический консилиум как метод педагогики