Другими словами,
задачами ПМПк являются:
- Принятие
коллективного решения о соответствующих
для данного ученика типе класса, учебной
программы, особенностях обучения.
- Разработка
программы педагогических мер в целях
коррекции отклоняющегося развития.
6
- Консультация
в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Принципы работы психолого – педагогического
консилиума:
- Принцип уважения
к личности ребёнка и опоры на положительное.
- Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
- Принцип закрытости
информации. Диагноз, или заключение консилиума,
не должны публично обсуждаться, чтобы
не нанести моральный ущерб личности,
например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений
со взрослыми и сверстниками.
Психолого-медико-педагогический
консилиум - организационная форма, в рамках
которой возможно:
- психологическое ознакомление
субъектов учебно-воспитательного
процесса с особенностями развития
ребенка;
- более наблюдательное
и объективное наблюдение и
оценка педагогами различных
сторон обучения и поведения
детей,
- выработка общего языка
обсуждения тех или иных проблем;
- объединение усилия педагогов,
психологов и других субъектов
учебно-воспитательного процесса, заинтересованных
в успешном обучении и полноценном развитии
детей и подростков;
- определение программы
индивидуального развития ребенка;
- распределение обязанности
и ответственность субъектов
учебно-воспитательного процесса;
- координирование действия
субъектов учебно-воспитательного
процесса в выработке совместной
стратегии помощи проблемному
ученику.
ПМПк выполняет следующие функции:
- Диагностическая:
- выявление причин и характера
отклонений в поведении и учении;
- изучение социальной ситуации
развития, положении в коллективе;
- определение потенциальных
возможностей и способностей учащегося.
Вся диагностическая и экспертная
деятельность консилиума с детьми проводится
только с добровольного согласия родителей
(законных представителей) и, при желании,
в их присутствии.
ПМПК осуществляет диагностику
развития ребенка, процесс образования
(формировании знаний, умений
и навыков общесоциального и академического
плана и целостном развитии личности),
способной к самореализации, адаптации
и интеграции в социум на каждом возрастном
этапе (от 0 до 18 лет).
Экспертные аспекты данной
функции предполагают высокопрофессиональный
уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание
которого в семье или образовательном
учреждении требует
7
специальной психолого-педагогической
и сопутствующей медицинской, социальной
и правовой помощи.
При осуществлении экспертно-диагностической
функции необходимо обратить внимание на следующие составляющие
достоверности диагностики, обеспечиваемые
многоаспектностью диагностической картины
в сочетании с наблюдениями за ее динамическими
изменениями:
- своевременность
диагностики (ранняя диагностика) (как можно более раннее выявление отклонений в развитии
или постановка вопроса о наличии отклонений
в развитии ребенка с последующей адекватной
процедурой диагностики);
- комплексность диагностики (учет медицинских, психологических,
педагогических, социальных аспектов
диагностики развития, выявляемых специалистами
соответствующих профилей);
- всесторонняя диагностика (осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции). Под всесторонностью любого вида обследования (медицинского, психологического, педагогического) имеется
в виду широкий системный взгляд каждого специалиста
на проблемы развития ребенка сквозь призму
конкретного предмета исследования. Например,
психолог, предполагающий отклонения
в состоянии мышления ребенка, обязательно
оценивает роль и место этих отклонений
в структуре его психического развития.
В частности, речь идет о соотношении первичного
и вторичных отклонений в развитии.
(Например, мышление может страдать из-за нарушений собственно мыслительных операций, а может и вследствие нарушений мотивации, эмоционально-волевой
и личностной сферы, умственной работоспособности,
конкретных психических функций и т.п.)
- динамические аспекты
диагностики (анализ анамнестических и катамнестических данных, «срезовые» или лонгитюдные исследования и наблюдения за развитием
ребенка на разных возрастных этапах.
Динамика развития ребенка оценивается
с точки зрения как общих онтогенетических
закономерностей, так и индивидуальных
особенностей развития);
- целостный подход (реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов
диагностики развития и заключается в
понимании онтогенетических закономерностей
развития, в создании необходимых условий
для адаптации и максимальной самореализации
личности ребенка в социуме).
Таким образом, диагностика
должна рассматриваться в развитии. В
центре внимания любого специалиста находится
развивающийся ребенок, а не диагноз.
8
Специалист ПМПк должен
понимать, в каких условиях развитие
ребенка будет максимально приближено
к реализации имеющихся у него
потенциальных или резервных
возможностей.
- Реабилитирующая:
- защита интересов ребёнка, попавшего
в неблагоприятные учебно – воспитательные
или семейные условия;
- выбор оптимальных форм обучения,
коррекционного воздействия;
- выявление и выработка мер по
развитию потенциальных возможностей
ребёнка как в условиях школьного обучения,
так и методами семейного воспитания;
Реабилитация может быть:
- семейной, в процессе которой педагог стремится повысить глазах родителей статус ребенка, как члена семьи;
- школьной, в процессе которой ПМПк способствует
разрушению отрицательного стереотипа
ребенка, сложившегося у педагогов, а также повышению его статуса в коллективе класса.
- семейная реабилитация, смысл
которой в повышении статуса ребёнка в
глазах родителей;
- школьная реабилитация, которая направлена
на разрушение отрицательного стереотипа
ученика, сложившегося у учителей;
- выработка рекомендаций разным
участникам образовательного процесса.
- Воспитательная:
- разработка стратегии педагогического
воздействия на учащихся «группы риска»;
- интеграция воспитательных
воздействий педагогического коллектива,
родителей на ученика;
- обеспечение преемственности
педагогических воздействий.
- Нормативная
функция
Деятельность ПМПк руководствуется
Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом
Российской Федерации «Об образовании»,
Федеральным законом об основных гарантиях
прав ребенка в РФ, Семейным кодексом РФ
и
основывается на основе Инструктивное
письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования
Российской Федерации:
- ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности
руководствуется уставом образовательного
учреждения, договором между образовательным
учреждением и родителями (законными представителями)
обучающегося, воспитанника, договором
между ПМПк и ПМПК.
9
- Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей)
или сотрудников образовательного учреждения
с согласия родителей (законных представителей)
на основании договора между образовательным
учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников.
- Председатель ПМПк ставит в
известность родителей (законных представителей)
и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения
проблемы ребенка и организует подготовку
и проведение заседания ПМПк.
- Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в
образовательном учреждении, при наличии
показаний и с согласия родителей (законных
представителей) направляет ребенка в
детскую поликлинику.
- При отсутствии в данном образовательном
учреждении условий, адекватных индивидуальным
особенностям ребенка, а также
при необходимости углубленной диагностики
и/или разрешения конфликтных и спорных
вопросов специалисты ПМПк рекомендуют
родителям (законным представителям) обратиться
в психолого-медико-педагогическую комиссию
(ПМПК).
- Изменение условий получения образования
(в рамках возможностей, имеющихся в данном
образовательном учреждении) осуществляется
по заключению ПМПк и заявлению родителей
(законных представителей).
- Заключения специалистов, коллегиальное
заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей)
в доступной для понимания форме, предложенные
рекомендации реализуются только с их
согласия.
- При направлении ребенка в ПМПК
копия коллегиального заключения ПМПк
выдается родителям (законным представителям)
на руки или направляется по почте, копии
заключений специалистов направляются
только по почте или сопровождаются представителем
ПМПк. В другие учреждения и организации
заключения специалистов или коллегиальное
заключение ПМПк могут направляться только
по официальному запросу.
- Прогностическая
функция
Прогностическая функция включает
в себя регулярный анализ и оценку концепции
деятельности ПМПк конкретного образовательного
учреждения, используемых в работе диагностических
методик, коррекционных программ сопровождения
определенного ребенка и т.д.
Данное направление предполагает оценку
актуальности, обоснованности поставленных
целей и
10
задач, а также условий их достижения с помощью предлагаемых приемов,средств,
методов.
- Организационная
функция
Данная функция предполагает следующее:
- ПМПк может быть создан на базе
образовательного учреждения любого типа
и вида независимо от организационно-правовой
формы приказом руководителя образовательного
учреждения при наличии соответствующих
специалистов.
- Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного
учреждения.
- Обследование проводится каждым
специалистом ПМПк индивидуально с учетом
реальной возрастной психофизической
нагрузки на ребенка.
- На заседании ПМПк ведущий специалист,
а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной
работе с ребенком, представляют заключения
на ребенка и рекомендации. Коллегиальное
заключение ПМПк содержит обобщенную
характеристику структуры психофизического
развития ребенка (без указания диагноза)
и программу специальной (коррекционной) помощи,
обобщающую рекомендации специалистов;
подписывается председателем и всеми
членами ПМПк.
- Примерный состав ПМПк: заместитель
руководителя образовательного учреждения
по учебно-воспитательной работе (председатель
консилиума), учитель или воспитатель дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ), представляющий
ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели
ДОУ) с большим опытом работы, учителя
(воспитатели) специальных (коррекционных)
классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр
(невропатолог, психиатр), медицинская
сестра.
- Специалисты, включенные в ПМПк,
выполняют работу в рамках основного рабочего
времени, составляя индивидуальный план
работы в соответствии с реальным запросом
на обследование детей с отклонениями в развитии
и/или состояниями декомпенсации. Специалистам
может быть установлена доплата за увеличение
объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно.
С этой целью необходимые ассигнования
для оплаты труда специалистов за работу
в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
- Заседания ПМПк подразделяются
на плановые и внеплановые и проводятся
под руководством председателя.
11
- Периодичность проведения ПМПк
определяется реальным запросом образовательного
учреждения на комплексное, всестороннее
обсуждение проблем детей с отклонениями
в развитии и/или состояниями декомпенсации;
плановые ПМПк проводятся не реже одного
раза в квартал.
- На период подготовки к ПМПк
и последующей реализации рекомендаций
ребенку назначается ведущий специалист:
учитель и/или классный руководитель,
воспитатель ДОУ или другой специалист,
проводящий коррекционно-развивающее
обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу.
Ведущий специалист отслеживает динамику
развития ребенка и эффективность оказываемой
ему помощи и выходит с инициативой повторных
обсуждений на ПМПк.
- На заседании ПМПк ведущий специалист,
а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной
работе с ребенком, представляют заключения
на ребенка и рекомендации. Коллегиальное
заключение ПМПк содержит обобщенную
характеристику структуры психофизического
развития ребенка (без указания диагноза)
и программу специальной (коррекционной) помощи,
обобщающую рекомендации специалистов;
подписывается председателем и всеми
членами ПМПк.
- Функция
сопровождения
На основании данных диагностического
исследования специалисты ПМПк определяют
специальные образовательные потребности
детей с отклонениями в развитии. Определив
образовательные потребности ребенка,
специалисты консилиума разрабатывают
определенный индивидуальный маршрут
проблемного ребенка; дают рекомендации
педагогам, родителям, ребенку; непосредственно
воздействуют на личность учащегося в
ходе собеседования. Эта работа сопровождает
ребенка и его проблему до достижения
стабильной положительной динамики.
12
- Виды консилиумов.
По цели психолого – педагогические
консилиумы можно разделить на первичные,
плановые, срочные и заключительные. Подробней
остановимся на характеристике каждого
вида.
- Первичный консилиум проводится при зачислении
учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов. Как правило, это психолог, логопед и/или дефектолог, психиатр, педагог; в отдельных случаях могут быть привлечены другие специалисты.
Цель консилиума: определение
- особенностей развития учащегося,
- возможных условий и форм его
обучения,
- необходимого психологического,
логопедического и/или иного сопровождения
педагогического процесса.