- Плановый консилиум рекомендуется проводить не
реже одного раза в полугодие.
Цель консилиума:
- оценка динамики обучения и коррекции,
- внесение, в случае необходимости,
поправок и дополнений в коррекционную
работу,
- изменение формы, режима или
программы обучения,
- назначение дополнительных
обследований.
- Срочный консилиум проводится по просьбе педагога
или любого из специалистов, работающих
с учащимся, в случае необходимости (длительная
болезнь, неожиданная аффективная реакция,
возникновение иных внезапных проблем
в обучении или коррекционной работе).
Цель консилиума:
- выяснение причин возникших
проблем;
- оценка размеров регресса, его
устойчивости, возможности его преодоления;
- определение допустимых нагрузок;
- определение необходимости
изменения режима или формы обучения.
- Заключительный консилиум проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной
школы в среднее звено) или в связи с завершением
коррекционной работы.
13
Цель консилиума:
- оценка статуса учащегося на
момент окончания обучения:
приобретённые знания по всем
учебным предметам,
степень социализации,
состояние эмоционально-волевой и поведенческой
сфер, уровень развития высших психических
функций;
- рекомендации для педагогов,
которые будут работать с учащимся в дальнейшем.
Материалы заключительного
консилиума используются как основа для
составления психолого –
педагогической характеристики ребёнка.
14
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1. Организация работы
педагогического консилиума.
Состав консилиума. Реализация решений
консилиума.
ПМПк
организуется на базе образовательного
учреждения независимо от типа
и вида, утверждается приказом
руководителя образовательного
учреждения. Общее руководство ПМПк
возлагается на руководителя
образовательного учреждения. ПМПк
работает во взаимодействии с вышестоящими структурными
подразделениями и с психолого-медико-педагогической
комиссией.
Заседания консилиума проводятся
по мере необходимости, но не менее трёх
обсуждений каждого ученика в учебном
году. Наиболее целесообразно проводить
заседания, посвящённые учащимся одного
класса СКО. Совещание может быть также
созвано в экстренном порядке.
Заседание психолого-медико-педагогического
консилиума проводится:
- по результатам обследования
всех специалистов;
- по запросу учителя (воспитателя);
- по запросу психолога;
- по запросу учителя-логопеда;
- по запросу родителей;
- по запросу социального
работника;
- по запросу медицинского
работника;
- по запросу ученика.
Организация
заседаний проводится в два этапа.
1 этап – Подготовительный.
Подготовка консилиума проводится каждым
участником отдельно.
осуществляется
сбор, обобщение диагностических данных;
формулируются
предварительные выводы и рекомендации;
диагностические
данные анализируются по ряду показателей:
-медицинскому;
-психологическому;
-логопедическому;
-социологическому;
-педагогическому.
2 этап – Основной.
- проводится обсуждение по итогам
диагностики;
- вырабатывается коллективное
решение, рекомендации;
- обсуждаются и утверждаются
тип класса, учебной программы, приёмы
и методы педагогического воздействия.
15
Состав
консилиума.
Для эффективной и компетентной
работы состав консилиума должен быть
достаточно гибок. Он включает в себя постоянных
и временных участников.
Постоянные
участники присутствуют на каждом заседании, участвуют в
его подготовке и последующем контроле
за выполнением рекомендаций. Обязательными
участниками консилиума являются завуч,
психолог, классные руководители. Весьма
желательно участие в консилиуме медицинского
работника (школьного врача или медсестры,
врача – психиатра, других врачей в зависимости
от специфики работы образовательного
учреждения). Если образовательное учреждение
специальное (коррекционное)
или есть классы СКО в общеобразовательной
школе, то очень важно участие в работе
консилиума школьного логопеда или дефектолога.
Полноправным участником консилиума также
может быть социальный педагог.
Временные участники приглашаются
на данное заседание по необходимости
для повышения эффективности работы и
успешности в формулировке заключения
(решения) и выработке коллективных рекомендаций.
Временными участниками могут быть учителя
– предметники, различные специалисты-консультанты,
выступающие в качестве экспертов, инспектор
ИДН, в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях могут быть приглашены воспитатель,
сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог
и т.п.
2.2. Обязанности участников консилиума.
- Председатель
консилиума (им может быть завуч или представитель администрации школы, курирующий работу классов СКО, или психолог):
- организует работу психолого
– педагогического консилиума;
- обеспечивает систематичность
заседаний;
- формирует состав участников
следующего заседания;
- формирует состав учащихся,
обсуждаемых на заседании;
- координирует связи консилиума
с другими звеньями учебно – воспитательного
процесса;
- организует контроль за выполнением
рекомендаций консилиума.
- Классный
руководитель или учитель, работающий
в классе СКО:
- предоставляет педагогическую
характеристику учебной деятельности
и поведения конкретных учеников и класса
в целом, опираясь на результаты собственных
наблюдений и бесед с учителями-предметниками;
- анализирует характер продвижения
ученика в своём развитии и овладении знаниями
и умениями;
16
- выявляет трудности, которые
испытывает ученик в различных педагогических
ситуациях;
- предоставляет информацию об
индивидуальных особенностях обучения,
общения и самочувствия ученика;
- формулирует педагогические
гипотезы, выводы и рекомендации.
- Учитель
– предметник:
- предоставляет информацию об
успешности обучения и поведении ученика
на его уроке;
- выявляет трудности, которые
испытывает ученик по данному предмету,
определяет пути преодоления этих трудностей;
- формулирует педагогические выводы и
рекомендации.
Не рекомендуется
часто приглашать учителей-предметников
на заседания консилиума в силу ряда причин:
- выработка индивидуальной стратегии
сопровождения в присутствии всего педагогического
коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов
на ребёнка очень затруднена, а принимаемые
решения не всегда эффективны;
- проблемы конкретного ребёнка
могут быть связаны именно с отношением
к нему определённого учителя, каким-либо
острым конфликтом в их отношениях.
Необходимую информацию учителя-предметники
могут передать на консилиум через классного
руководителя и/или психолога, а познакомиться
с решением заседания могут на консультациях,
проводимых председателем консилиума,
обсудить итоги с психологом в рамках
его работы по реализации решений консилиума.
- Медицинский
работник:
- информирует о состоянии здоровья
учащихся;
- даёт рекомендации по режиму
жизнедеятельности ребёнка;
- обеспечивает направление на
консультацию к медицинскому специалисту
(по рекомендации консилиума либо по мере необходимости).
- Логопед
школы:
- организует сбор диагностических
данных о речевом недоразвитии учащихся;
- обобщает, систематизирует
полученные диагностические данные;
- формулирует диагностические
выводы, рекомендации;
- проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.
- Дефектолог
школы:
- организует сбор диагностических
данных о сформированности у учащихся
учебных и общеучебных навыков, о продвижении
ученика в своём развитии;
- обобщает и систематизирует
полученные диагностические данные;
17
- формулирует диагностические
выводы, рекомендации;
- проводит собеседования с педагогами
и родителями.
Обязанности специалистов будут
меняться в зависимости от специфики работы
образовательного учреждения. Например,
в школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей учителю-дефектологу
необходимо предоставить информацию о
состоянии слуха детей (без слухового
аппарата и со слуховым аппаратом) и произносительной
стороны речи, о продвижении ученика в
развитии остаточного слуха, об усвоении
умений и навыков с предметных уроков,
о развитии познавательных психических
процессов.
- Социальный
педагог:
- предоставляет информацию об
учащихся «группы риска»;
- выявляет причины отклонений
в поведении учащихся;
- формулирует педагогические
гипотезы, выводы и рекомендации;
- осуществляет решения консилиума,
которые касаются непосредственной работы
с семьёй, с социальными службами, инспекцией
по делам несовершеннолетних;
- проводит педагогические беседы
с учащимися и их родителями (или лицами,
их заменяющими).
Если в школе нет социального педагога,
то эти обязанности могут взять на себя
заместитель директора по воспитательной
работе и психолог (работают в паре).
- Инспектор
ИДН:
- представляет информацию о
социально-педагогической ситуации в
микрорайоне (о неформальных объединениях, происшествиях и правонарушениях,
в которых задействованы ученики данной
школы и т.д.);
- даёт характеристику неблагополучным
семьям, стоящим на учёте.
Данную информацию может предоставить
и социальный педагог, постоянно взаимодействующий
с инспектором ИДН.
- Педагог
– психолог:
- организует сбор диагностических
данных на подготовительном этапе;
- обобщает, систематизирует
результаты диагностики;
- формулирует диагностические
выводы, диагностические гипотезы, предварительные
рекомендации;
- проводит диагностические собеседования с учащимися
и их родителями.
Задачи
психолога в психолого – педагогическом
консилиуме:
- помочь учителям с разных сторон
подойти к оценке интеллектуального развития
ученика, основных качеств его личности,
к пониманию его интересов и склонностей;
18
- показать сложность и неоднозначность
проявлений его поведения, отношений со
взрослыми и сверстниками;
- показать особенности его самооценки,
уровня притязаний, мотивации, эмоционального
настроя;
- помочь учителю объективно
оценить и понять интеллектуальные возможности и личностные
особенности ученика;
- обеспечить подход к ребёнку
с оптимистической позиции относительно
перспектив его дальнейшего развития;
- наметить реальную программу
работы с ребёнком.
Примерный
алгоритм психологического сопровождения
в рамках
работы школьного психолого – педагогического
консилиума (по Битяновой М.Р.).
- Организационная
и методическая подготовка к проведению
цикла сопровождающей деятельности.
- Чёткое почасовое планирование
диагностических мероприятий, консилиумов.
- Согласование данного плана со всеми участниками
консилиума.
- Подготовка необходимых методических
материалов – бланков, текстов методик, ключей, таблиц для обработки и т.д.