Педагогический консилиум как метод педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 18:03, реферат

Описание работы

Каким же образом осуществлять подобный анализ? Реально возможно это только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания.
Для успешной реабилитации обучающихся с образовательными проблемами необходимым условием являются совместные усилия врачей, педагогов, психологов в выборе учебно–воспитательных и учебно-коррекционных воздействий на них. В связи с этим особую актуальность принимает углубленное всестороннее изучение каждого ребенка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ.
Сущность и содержание понятия «педагогический консилиум». Задачи, принципы, функции консилиумов…...4
Виды консилиумов……………......6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1. Организация работы педагогического консилиума.
Состав консилиума ……………………………………10
2.2. Обязанности участников консилиума ……………...49
2.3. Документация, необходимая для проведения
консилиума ……………………………………………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...73

Файлы: 1 файл

реферат педконсилиум.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)
  1. Плановый консилиум рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие.

Цель консилиума: 

    • оценка динамики обучения и коррекции,
    • внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу,
    • изменение формы, режима или программы обучения,
    • назначение дополнительных обследований.
  1. Срочный консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с учащимся, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).

Цель консилиума:

    • выяснение причин возникших проблем;
    • оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления;
    • определение допустимых нагрузок;
    • определение необходимости изменения режима или формы обучения.
  1. Заключительный консилиум проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в среднее звено) или в связи с завершением коррекционной работы.

 

 

 

 

13

Цель консилиума:

    • оценка статуса учащегося на момент окончания обучения:

приобретённые знания по всем учебным предметам,

степень социализации,

состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер, уровень развития высших психических функций;

    • рекомендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем.

Материалы заключительного консилиума используются как основа для составления психолого – педагогической характеристики ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

2.1. Организация работы  педагогического консилиума.

Состав консилиума. Реализация решений консилиума.

 

       ПМПк  организуется на базе образовательного  учреждения независимо от типа  и вида, утверждается приказом  руководителя образовательного  учреждения. Общее руководство ПМПк  возлагается на руководителя  образовательного учреждения. ПМПк  работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией.

Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений каждого ученика в учебном году. Наиболее целесообразно проводить заседания, посвящённые учащимся одного класса СКО. Совещание может быть также созвано в экстренном порядке.

Заседание психолого-медико-педагогического консилиума проводится:

- по результатам обследования  всех специалистов;

- по запросу учителя (воспитателя);

- по запросу психолога;

- по запросу учителя-логопеда;

- по запросу родителей;

- по запросу социального  работника;

- по запросу медицинского  работника;

- по запросу ученика.

Организация заседаний проводится в два этапа.

1 этап – Подготовительный.

Подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно.

  • осуществляется сбор, обобщение диагностических данных;
  • формулируются предварительные выводы и рекомендации;
  • диагностические данные анализируются по ряду показателей: 

-медицинскому;

-психологическому;

-логопедическому;

-социологическому;

-педагогическому.

2 этап – Основной.

  • проводится обсуждение по итогам диагностики;
  • вырабатывается коллективное решение, рекомендации;
  • обсуждаются и утверждаются тип класса, учебной программы, приёмы и методы педагогического воздействия.

 

 

15

Состав консилиума.

          Для эффективной и компетентной работы состав консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных участников.

        Постоянные участники присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке и  последующем контроле за выполнением рекомендаций. Обязательными участниками консилиума являются завуч, психолог, классные руководители. Весьма желательно участие в консилиуме медицинского работника (школьного врача или медсестры, врача – психиатра, других врачей в зависимости от специфики работы образовательного учреждения). Если образовательное учреждение

специальное (коррекционное) или есть классы СКО в общеобразовательной школе, то очень важно участие в работе консилиума школьного логопеда или дефектолога. Полноправным участником консилиума также может быть социальный педагог.

  Временные участники приглашаются на данное заседание по необходимости для повышения эффективности работы и успешности в формулировке заключения (решения) и выработке коллективных рекомендаций. Временными участниками могут быть учителя – предметники, различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, инспектор ИДН, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях могут быть приглашены воспитатель, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог и т.п.

 

2.2. Обязанности участников консилиума.

 

  1. Председатель консилиума (им может быть завуч или представитель администрации школы, курирующий работу классов СКО, или психолог):
  • организует работу психолого – педагогического консилиума;
  • обеспечивает систематичность заседаний;
  • формирует состав участников следующего заседания;
  • формирует состав учащихся, обсуждаемых на заседании;
  • координирует связи консилиума с другими звеньями учебно – воспитательного процесса;
  • организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.
  1. Классный руководитель или учитель, работающий в классе СКО: 
  • предоставляет педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных учеников и класса в целом, опираясь на результаты собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками;
  • анализирует характер продвижения ученика в своём развитии и овладении знаниями и умениями;

 

16

  • выявляет трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях;
  • предоставляет информацию об индивидуальных особенностях обучения, общения и самочувствия ученика;
  • формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации.
  1. Учитель – предметник:
  • предоставляет информацию об успешности обучения и поведении ученика на его уроке;
  • выявляет трудности, которые испытывает ученик по данному предмету, определяет пути преодоления этих трудностей;
  • формулирует педагогические выводы и рекомендации.

Не рекомендуется часто приглашать учителей-предметников на заседания консилиума в силу ряда причин:

  • выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребёнка очень затруднена, а принимаемые решения не всегда эффективны;
  • проблемы конкретного ребёнка могут быть связаны именно с отношением к нему определённого учителя, каким-либо острым конфликтом в их отношениях.

Необходимую информацию  учителя-предметники могут передать на консилиум через классного руководителя и/или  психолога, а познакомиться с решением заседания могут на консультациях, проводимых председателем консилиума, обсудить итоги с психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума.

  1. Медицинский работник:
  • информирует о состоянии здоровья учащихся;
  • даёт рекомендации по режиму жизнедеятельности ребёнка;
  • обеспечивает направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости).
  1. Логопед школы:
  • организует сбор диагностических данных о речевом недоразвитии учащихся;
  • обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;
  • формулирует диагностические выводы, рекомендации;
  • проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.
  1. Дефектолог школы:
  • организует сбор диагностических данных о сформированности у учащихся учебных и общеучебных навыков, о продвижении ученика в своём развитии;
  • обобщает и систематизирует полученные диагностические данные;

 

17

  • формулирует диагностические выводы, рекомендации;
  • проводит собеседования с педагогами и родителями.

Обязанности специалистов будут меняться в зависимости от специфики работы образовательного учреждения. Например, в школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей  учителю-дефектологу необходимо предоставить информацию о состоянии слуха детей (без слухового аппарата и со слуховым аппаратом) и произносительной стороны речи, о продвижении ученика в развитии остаточного слуха, об усвоении умений и навыков с предметных уроков, о развитии познавательных психических процессов.

  1. Социальный педагог:
  • предоставляет информацию об учащихся «группы риска»;
  • выявляет причины отклонений в поведении учащихся;
  • формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации;
  • осуществляет решения консилиума, которые касаются непосредственной работы с семьёй, с социальными службами, инспекцией по делам несовершеннолетних;
  • проводит педагогические беседы с учащимися и их родителями (или лицами, их заменяющими).

Если в школе нет социального педагога, то эти обязанности могут взять на себя заместитель директора по воспитательной работе и психолог (работают в паре).

  1. Инспектор ИДН:
  • представляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне (о неформальных объединениях, происшествиях и правонарушениях, в которых задействованы ученики данной школы и т.д.);
  • даёт характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учёте.

Данную информацию может предоставить и социальный педагог, постоянно взаимодействующий с инспектором ИДН.

  1. Педагог – психолог:
  • организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
  • обобщает, систематизирует результаты диагностики;
  • формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы, предварительные рекомендации;
  • проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.

Задачи психолога в психолого – педагогическом консилиуме:

  • помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, к пониманию его интересов и склонностей;

 

18

  • показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений со взрослыми и сверстниками;
  • показать особенности его самооценки, уровня притязаний, мотивации, эмоционального настроя;
  • помочь учителю объективно оценить и понять интеллектуальные возможности и личностные особенности ученика;
  • обеспечить подход к ребёнку с оптимистической позиции относительно перспектив его дальнейшего развития;
  • наметить реальную программу работы с ребёнком.

 

Примерный алгоритм психологического сопровождения в рамках работы школьного психолого – педагогического консилиума (по Битяновой М.Р.).

 

  1. Организационная и методическая подготовка к проведению цикла сопровождающей деятельности.
  • Чёткое почасовое планирование диагностических мероприятий, консилиумов.
  • Согласование данного плана со всеми участниками консилиума.
  • Подготовка необходимых методических материалов – бланков, текстов методик, ключей, таблиц для обработки и т.д.

Информация о работе Педагогический консилиум как метод педагогики