Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
- проанализировать профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе;
- раскрыть реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже XX-XXI веков;
- рассмотреть три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования;
- проанализировать инновационные процессу в содержании педагогического образования.
Введение 3
Глава 1 Система педагогического образования в зарубежных странах 6
1.1 Профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе 6
1.2 Реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже 16
XX-XXI веков 16
Глава 2 Структура и инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 24
2.1 Три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования 24
2.2 Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 28
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Содержание
Актуальность темы. На современном этапе образование становится одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Существенно повышается социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Нельзя не согласиться с положением из доклада Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» о том, что «высшее образование способствует сплочению нации, содействуя укреплению социального единства и доверия к социальным институтам, активизации населения и открытых дискуссий, а также правильному пониманию вопросов гендерного, этнического, религиозного и социального разнообразия» [9. С.15].
В этих условиях вузы должны выступать центрами науки, образования и культуры. Современная эпоха представляет собой эпоху глобального реформирования образования на мировом уровне. Это выражается в интернациональной унификации национальных образовательных стандартов, диверсификации образовательных моделей, совершенствовании технологий обучения. Вместе с тем каждая из стран стремится не только не потерять, но и обогатить свой исторически наработанный образовательный потенциал, активно изучая инновационный опыт организации и содержания образования других стран. Это позволяет выделить общие закономерности развития образования, способствует формированию единого образовательного пространства, позволяет избежать ошибок, вызванных односторонностью или поспешным заимствованием иностранных систем.
В условиях динамично
и последовательно
Активное реформирование педагогического образования начинается повсеместно в мире в последней четверти 20 века. Необходимость реформ была обусловлена задачей подготовки нового учителя, готового к работе в современных условиях, способного быстро реагировать на общественные запросы, адаптироваться к педагогическим инновациям.
В этот же период выявляются две противоположные тенденции развития педагогического образования, которые наблюдаются и на сегодняшний день:
1) унификация — создание унифицированных систем педагогического образования, вычленение блока обязательных дисциплин, введение новых дисциплин;
2) диверсификация — развитие различных каналов получения высшего педагогического образования.
В каждой стране реформы имеют свою специфику. Вместе с тем существуют общие направления реорганизации педагогического образования, присущие всем странам: расширение объема психолого-педагогической подготовки; поиск новых моделей педагогического образования; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров [3. С. 165].
Содержание педагогической подготовки в мире сейчас существенно модернизируется. Курс обучения в педагогическом вузе, как правило, включает три компонента: общеобразовательный, специальный, а также школьную практику. В ряде стран определение соотношения между ними — прерогатива вуза. Нередко национальные Министерства образования и науки рекомендуют соблюдать определенное соотношение между этими компонентами. Так, в частности, во Франции действует министерская инструкция, рекомендующая две трети учебного времени отводить на общеобразовательный и специальный компоненты, а одну треть — на педагогическую практику.
Таким образом, сегодня, необходим опыт развития профессионального образования за рубежом, а также опыт взаимодействия по данным вопросам, для создания более совершенной и востребованной системы профессионального образования в современном мире.
Гипотеза работы: изучение актуальных проблем педагогического образования зарубежных стран может быть полезным при выявлении актуальных проблем подготовки педагогических кадров в отечественной системе образования и определении возможных путей их преодоления.
Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.
Объектом данной работы является профессиональное образование.
Предметом данной работы является процесс становления и развития профессионального образования в Англии.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
- проанализировать профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе;
- раскрыть реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже XX-XXI веков;
- рассмотреть
три уровня структуры
- проанализировать
инновационные процессу в
Целью современного профессионального педагогического образования за рубежом является обеспечение широкой междисциплинарной подготовки специалистов. В 90-е годы 20-го столетия произошли существенные изменения в содержании профессионального педагогического образования в ведущих европейских странах. Кардинально изменилось соотношение образовательного, специально-предметного и профессионального (психолого-педагогического и методического) компонентов подготовки специалиста. Начала проявляться тенденция к установлению оптимального научно обоснованного баланса между дисциплинами разных циклов, теоретическим и практическим циклами. Большое внимание уделяется педагогической специализации студентов. Во многих зарубежных странах она теперь осуществляется с первых курсов. Ведущая идея заключается том, что университеты должны подготовить специалистов высокого профессионального уровня, которые смогли бы приступить к выполнению своих полифункциональных обязанностей сразу после завершения учебы.
Направленность
профессионального педагогическ
В последние годы произошли значительные изменения в организации процесса профессионального обучения будущих учителей в европейских вузах. Внедрение модульной технологии позволило перейти к блочному усвоению учебной информации, определить функции преподавателя как организатора, руководителя и консультанта учебного процесса. Организация учебного процесса, имеющая приоритетом самостоятельную работу, повышает ответственность студентов за качество и сроки выполнения индивидуального учебного плана.
Наметилась тенденция к переходу от фронтальных и групповых форм и методов обучения к индивидуально-групповым: тьюторским занятиям, тренингам, работе с малыми группами, стажировкам и практикам под руководством преподавателя+ментора. Работа с небольшими группами студентов (3–6 человек) создала оптимальные условия для подготовки специалистов, способных ориентироваться в возникающих проблемных ситуациях, принимать неординарные решения. Широкое распространение получили микропреподавание, моделирование педагогической ситуации, ролевые игры, самостоятельная работа [1. С.45].
В настоящее время продолжает действовать тенденция к установлению оптимального научно обоснованного баланса между дисциплинами различных циклов, а также между теоретическими и практическими блоками. В системе университетского педагогического образования больше внимания уделяется педагогической специализации студентов. Ведущей идеей стала мысль о том, что университеты должны готовить специалистов высокого профессионального уровня, которые смогли бы приступить к выполнению своих полифункциональных обязанностей в школе сразу после завершения учебы.
Следует отметить, что специфика типологии высших педагогических образовательных учреждений Западной Европы обусловлена особенностями социокультурного уровня общественного развития в каждой из стран. Поэтому каждой из национальных структур педагогического образования присущ ряд специфических характеристик, представляющих их национальную самобытность.
Министерство образования (Department of Education) формулирует в настоящее время следующие стратегические цели деятельности английских университетов: увеличение количества учебных заведений и программ высшего педагогического образования с соблюдением высокого качества подготовки будущих педагогов; поиск новых подходов процесса обучения в педагогических вузах, внедрение инновационных технологий; повышение эффективности работы руководителей школ. В современной системе подготовки педагогических кадров в Англии можно выделить три этапа: довузовский, вузовский, послевузовский.
Как показано на рис. 1, первый – довузовский – этап связан с профессиональной ориентацией школьников. Данный этап подразумевает профориентацию абитуриентов в период их школьного обучения. Абитуриент определяется в выборе направления будущей профессиональной подготовки, а затем – в предметной области. Содержание профориентационной работы включает лекции и беседы о роли и особенностях педагогической профессии, качественных характеристиках специалиста, профессиональных умениях и навыках, которыми нужно овладеть.
Рисунок 1. Этапы обучения в многоуровневой системе педагогического образования Англии
На данном этапе важно установить наличие определенных педагогических умений и навыков у абитуриентов, а также опыта работы с детьми в местной школе или молодежью в результате волонтерской деятельности. Учащиеся старших классов, желающие стать учителем и поступить в учебное заведение педагогического профиля, занимаются педагогической практикой в своей или в какой-либо другой школе. Студенты непедагогических университетов и колледжей с целью переквалификации на педагогическую профессию в обязательном порядке проходят педагогическую практику через систему студенческих тьюторских отделов по временному трудоустройству в школах.
Второй – вузовский – этап подразумевает обучение в вузе (ITT – курс начального педагогического обучения). Вузовская подготовка учителей на первом этапе осуществляется на педагогических факультетах университетов и институтов, в колледжах и высших школах с последующим получением степени бакалавра образования, наук или искусств и после сдачи определенных экзаменов – статуса квалифицированного учителя. Затем студент продолжает дальнейшее обучение в магистратуре и далее при желании – в докторантуре. Таким образом, абитуриент, поступая в педагогическое заведение, оказывается в многоуровневой системе обучения (рис. 2).
Рисунок 2. Структура многоуровневой системы педагогического образования в Англии
Третий этап в многоуровневой системе подготовки педагогических кадров – послевузовский осуществляется в области профессиональной научной и непосредственно педагогической деятельности в трех направлениях:
– на курсах последипломного образования;
– на курсах повышения квалификации;
– в течение первого года работы молодых специалистов в школе.
Документация по стандартизации высшего профессионального образования состоит из следующих частей: общие требования, перечень направлений и специальностей, государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому направлению и специальности, документы о высшем образовании. Основными группами являются стандарты:
– определяющие
уровень начальной
– определяющие успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов (Induction for Newly Qualified Teachers);
– для ведущих учителей-предметников (Advanced Skills Teachers);
– для руководящих органов [2. С.34].
На основе государственного
стандарта высшего
Следует отметить, что в стране широко используются профессиональные стандарты, так как они определяют структуру и содержание профессионального развития учителей. Стандарты создают основу для контроля со стороны правительства за профессиональной деятельностью учителя, начиная с университетской подготовки учителей и заканчивая руководством школ. Эффективно то, что каждый стандарт не требует отдельной оценочной деятельности. Группы стандартов тесно переплетаются и взаимодополняют друг друга, что дает возможность оценить их в целостности. Оценочная комиссия принимает окончательное решение по присуждению статуса после проверки соблюдения всех стандартов. Стандарты используются также в конце обучения для проверки определенных областей знаний студентов.