Педагогическое образование за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
- проанализировать профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе;
- раскрыть реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже XX-XXI веков;
- рассмотреть три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования;
- проанализировать инновационные процессу в содержании педагогического образования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Система педагогического образования в зарубежных странах 6
1.1 Профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе 6
1.2 Реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже 16
XX-XXI веков 16
Глава 2 Структура и инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 24
2.1 Три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования 24
2.2 Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 28
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Британский  Парламент выдвигает проблему реформирования образования на передний план, формулирует свое отношение к ней как высшему приоритету (top priority). В Белой Книге (1997) подчеркивается, что в XXI в. знания и умения будут главным ключом к жизненному успеху. Целью каждой страны станет построение такого общества, где каждый индивид высокообразован и способен обновлять свои знания в течение всей жизни. И экономическое благополучие, и социальная сплоченность государства зависят от достижения данной цели [1. С. 9 - 10].

Английские  ученые считают, что в 1980-х гг. были предприняты первые шаги в этом направлении - разработан Государственный учебный план (ГУП) и приняты многочисленные поправки к нему, созданы эффективные управленческие системы и инспекции, налажены более тесные контакты с родителями учащихся. Школам было предложено пересмотреть свои учебные планы и выработать более строгий подход к процессу преподавания, планированию и анализу результатов обучения. В рамках ГУПа учебные заведения могли варьировать программы и содержание образования в зависимости от потребностей учащихся, а также выбирать те или иные методы оценки их знаний.

ГУП школы был  структурирован по основным ступеням обучения. Он включает в себя государственные  и негосударственные элементы. К  первым относятся:

«корневые» (от англ. core - корень) предметы (core subjects) - английский язык, математика, предметы естественнонаучного цикла, технология;

базовые предметы (foundation subjects) - история, география, музыка, ИЗО, физическая культура, современный  иностранный язык для учащихся средней  школы;

религиозное образование.

Общекультурный  блок мировоззренческого характера, призванный обеспечить гуманитарную направленность всего процесса обучения и «пронизывающий»  все дисциплины учебного плана (cross-curricular issues), включает в себя экологическое, экономическое, медицинское, гражданское, профессиональное образование и основы профориентации [1. С. 34].

После принятия акта 1988 г. (Education Act) можно было проследить развитие четкой рыночной тенденции  в идеологии образования, основанной на принципах конкурентоспособности, спроса и предложения, индивидуализации и разнообразия, контроля над качеством, продуктивности и информативности [2. С. 3].

Эти принципы определили передачу полномочий контроля над бюджетом от местных органов народного  образования школам. Первые, однако, сохраняют за собой некоторый контроль над организационной деятельностью учебных заведений, например, в их ведении находится поддержание в должном состоянии зданий и т.п. Школы самостоятельны в сборе средств на закупку оборудования и компьютеров, на оплату отдельных занятий и обучения музыке. Органы школьного самоуправления теперь распределяют собственный бюджет, производят набор штата служащих, делают необходимые назначения, ищут источники финансирования, принимают ответственные решения по реализации учебного плана, исключению из школы и следят за поведением учащихся.

«Рыночные»  отношения развиваются и внутри школ, и между ними. Проводятся конкурсы на льготное финансирование, развивается  соревновательность между возрастными  группами и учебными заведениями, которые до этого работали по принципу партнерства, чтобы привлечь учащихся и дополнительные финансовые средства. Повышается спрос на персонал «среднего уровня», так как опытные учителя стоят значительно дороже, чем новички, и их наем может создать в школе финансовый дефицит, привести в итоге к сокращению штатов. Укрепляются связи с родителями, промышленными предприятиями и коммерческими спонсорами.

Совершенствуется  механизм контроля над качеством  образования, ведутся подробная  документация каждого аспекта школьной работы, общешкольное планирование; обнародуются экзаменационные и аттестационные результаты, разрабатываются программы «школьной эффективности» и «школьного совершенствования». Более строгая система подотчетности влечет за собой усиление «управленческой ментальности» в школах и их бюрократизацию [2. С. 4].

В связи с  проведением реформ меняются требования к учителю, к его профессиональной подготовке. «В руках педагога - ключ к успеху его учеников», - утверждают авторы Белой Книги, которая в конце XX в. стала важным ориентиром для работающих и будущих учителей, так как в ней намечены перспективы развития системы образования на ближайшие пять лет и сформулированы задачи повышения качества обучения английских школьников. В специальном разделе Белой Книги, посвященном учителю [1. С. 45 - 52], намечен ряд задач, выдвинутых сложившейся ситуацией:

учителя и руководители школ должны быть в курсе новейших достижений в области педагогического  мастерства;

им необходимо обеспечить оперативный доступ к научным исследованиям, новейшим учебным материалам и средствам;

должны быть созданы все условия для обмена передовым педагогическим опытом;

важно повысить статус педагогической профессии, сделать  ее ценной и привлекательной для  лучших представителей английской молодежи;

наиболее передовым  школам предложить создание на их базе своеобразных исследовательских лабораторий  для проведения экспериментов и  апробации инновационных методов  обучения;

разработать новые  стандарты к программам подготовки учителей для начальных и средних школ;

способствовать  укреплению сотрудничества школ с колледжами и университетами, осуществляющими  педагогическое образование;

обеспечить  каждому начинающему учителю  в течение одного года психолого-педагогическую поддержку и помощь при содействии Агентства по подготовке учителей (Teacher Training Agency - ТТА);

с целью повышения  качества подготовки учителей всесторонне  содействовать внедрению на всех уровнях новейших педагогических технологий;

для высококвалифицированных  учителей ввести новую должность - учитель-мастер (Advanced Skills Teacher) [1. С. 48].

На последнюю  должность, как правило, рекомендуется  учитель, обладающий глубокими психолого-педагогическими  и предметными знаниями, развитыми  профессиональными умениями и творческими  способностями. Он призван играть ключевую роль в повышении качества обучения в школах и оказывать поддержку студентам-практикантам, выступая наставником молодых учителей. Кроме того, авторы Белой Книги предлагают включать таких учителей в коллективы высших образовательных учреждений с тем, чтобы более активно вовлекать их в процесс подготовки педагогических кадров.

Необходимость повышения качества образования, новые  задачи, сформулированные перед учителями  в Белой Книге, многочисленные публикации в педагогической печати, выступления общественности побудили Департамент образования и трудоустройства (DfEE) издать ряд циркуляров, посвященных проблемам подготовки учителя, и разработать новые требования к соответствующим образовательным программам [2].

Новые учебные  планы базовой подготовки будущих учителей конкретизируют ядро знаний и навыков, которые они должны уметь использовать применительно к основным школьным учебным предметам - английскому языку, математике, естествознанию, а также к такой сравнительно новой учебной дисциплине, как информационные и коммуникационные технологии. Эти планы используются в качестве основы при разработке учебных программ, которые, в свою очередь, должны быть логически последовательными, стимулирующими интеллектуальную деятельность студентов и развивающими их интерес к избранной профессии. Разработав программы своих курсов с учетом учебных планов, преподаватели вправе работать самостоятельно, используя собственные дидактические материалы.

Статус квалифицированного учителя предполагает соответствие определенным требованиям. Молодые специалисты удостаиваются его после успешного завершения базового педагогического образования в аккредитованном вузе либо одновременно с получением степени бакалавра (Bachelor of Arts или Bachelor of Science) в университете Соединенного королевства или другом вузе с соответствующими полномочиями.

Требования  последнего циркуляра Департамента образования и трудоустройства, отражающие стандарты по всем учебным  дисциплинам, условно подразделяются на следующие разделы:

I. Знание и  понимание.

II. Планирование, преподавание и классное руководство.

III. Диагностика,  контроль, регистрация, оценка и  отчетность.

IV. Другие профессиональные  требования.

Рассмотрим  их подробнее. Согласно первому разделу, английский квалифицированный учитель призван:

быть абсолютно  компетентным в области своего предмета на уровне 3 и 4 основных ступеней обучения (KS-3, KS-4), обладать глубокими знаниями в смежных науках;

понимать принципы построения учебных планов;

обладать хорошими знаниями дисциплин, изучаемых в данном типе школы на так называемом продвинутом уровне (A-level);

постоянно быть в курсе перемен и инноваций  в педагогической теории и практике, внимательно наблюдать за развитием  и реформированием образовательной  системы в своей стране и за рубежом;

знать типичные ошибки учеников по своему предмету;

уметь оценивать  и использовать данные инспекторских  проверок и проводимых в классе исследований для совершенствования своей  педагогической деятельности;

обладать глубокими  знаниями по информационным и коммуникативным технологиям;

понимать, каким  образом физическое, умственное, эмоциональное  и социальное развитие детей влияет на их учебную деятельность;

быть компетентным в области школьной гигиены, техники  безопасности;

планировать уроки  так, чтобы избежать возможных конфликтов и несчастных случаев [3. С. 9].

Все это предполагает регулярную и тщательную работу над  совершенствованием уже имеющихся  знаний и навыков, поиск и установление параллелей со смежными дисциплинами, закономерностей их взаимодействия и взаимодополнения.

Внимательное  отношение к нововведениям и  реформам жизненно необходимо для поиска новых способов организации деятельности учащихся в школе и реализации на практике передового педагогического  опыта. Чуткое реагирование на инновационные изменения в области образования обеспечивает более эффективную подготовку детей к полноценной жизни в обществе в соответствии с его ожиданиями и требованиями к молодому специалисту и гражданину.

Профессиональная  интуиция, опыт разрешения конфликтов в детском и взрослом коллективе и, наконец, призвание - также необходимые составляющие знаний и умений квалифицированного учителя. Он должен быть высокообразованным специалистом, способным оказать помощь ученикам также и в вопросах, выходящих за пределы его профиля.

Реализация  требований, изложенных во втором разделе  стандартов, предполагает следующие  знания и умения педагога:

четкое определение  целей и задач педагогического  процесса в соответствии с уровнем  развития, интересами и ожиданиями детей;

умение разрабатывать планы серии или циклов уроков;

понимание того, как и когда эффективнее применять  те или иные формы влияния на ребенка  для достижения педагогических целей;

составление заданий  для групповой и индивидуальной работы в классе, а также для  стимулирования познавательной деятельности учащихся и самовоспитания за пределами школы;

владение технологиями диагностики класса при наличии  умений распределять учащихся по группам: дети, требующие особого подхода, дети среднего уровня развития, способные  или талантливые дети;

максимальное  обеспечение эффективности работы целого класса при достижении всех поставленных задач с предельно  рациональным использованием учебного времени;

поддержание целесообразной рабочей и дружеской атмосферы  в классе;

предоставление  детям возможности осознанного понимания критериев оценки их знаний и поведения [3. С. 11 - 12].

Общая эрудиция учителя имеет немаловажное значение для развития его способностей оказывать  помощь за пределами учебного заведения. Зачастую дети обращаются к нему в надежде разрешить беспокоящую их проблему, опасаясь довериться родителям или сверстникам. В этой ситуации педагог призван проявить терпение, профессиональный такт и спокойствие, оправдывая оказанное ему доверие. Безразличие или невнимание с его стороны могут повлечь за собой психологический дисбаланс всего педагогического процесса, что является недопустимым и противоестественным для гуманистически направленной организации работы в школе. Поэтому при планировании и организации учебного процесса важно также решать задачи личностного, духовного, нравственного, социального и культурного развития учеников, что составляет фундаментальную основу образовательного процесса и пронизывает собой все аспекты школьной жизни [13. С.113].

Согласно требованиям  третьего раздела стандартов, учитель должен:

хорошо владеть  технологией педагогической оценки, планирования и организации работы в классе;

систематически  проверять и руководить порученной учащимся классной и домашней работой;

обеспечивать  выполнение работы над речевыми и письменными ошибками;

регулярно проверять  понимание учащимися учебного материала;

выявлять сильные  и слабые стороны в деятельности учащихся для целенаправленного  вмешательства в процесс учения;

знать критерии обученности учащихся по предмету специализации;

использовать  различные методы контроля знаний и  умений [3. С. 15].

Осуществляя контроль знаний, умений, навыков, учитель учитывает цель и временные рамки урока, в процессе которого он стимулирует учеников на активную работу. Он призван не только замечать ошибки, но и тактично исправлять их, помогая детям преодолевать трудности в учении. Общение педагога с учащимися на уроке главным образом направлено на повышение уровня их знаний. Для этого он внимательно и заинтересованно выслушивает их ответы, анализирует их, кратко, но содержательно и корректно комментирует.

При оценке работы детей, согласно законам детской психологии, необходимо сохранять положительный и доброжелательный тон, поддерживать в детях уверенность в их способностях и одаренности, создавать «ситуации успеха». С другой стороны, критика или требование могут стать в отдельных случаях гораздо эффективнее похвалы в стимулировании развивающей деятельности детей, если они используются корректно и в разумных пределах.

Информация о работе Педагогическое образование за рубежом