Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
- проанализировать профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе;
- раскрыть реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже XX-XXI веков;
- рассмотреть три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования;
- проанализировать инновационные процессу в содержании педагогического образования.
Введение 3
Глава 1 Система педагогического образования в зарубежных странах 6
1.1 Профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе 6
1.2 Реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже 16
XX-XXI веков 16
Глава 2 Структура и инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 24
2.1 Три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования 24
2.2 Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 28
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Британский Парламент выдвигает проблему реформирования образования на передний план, формулирует свое отношение к ней как высшему приоритету (top priority). В Белой Книге (1997) подчеркивается, что в XXI в. знания и умения будут главным ключом к жизненному успеху. Целью каждой страны станет построение такого общества, где каждый индивид высокообразован и способен обновлять свои знания в течение всей жизни. И экономическое благополучие, и социальная сплоченность государства зависят от достижения данной цели [1. С. 9 - 10].
Английские ученые считают, что в 1980-х гг. были предприняты первые шаги в этом направлении - разработан Государственный учебный план (ГУП) и приняты многочисленные поправки к нему, созданы эффективные управленческие системы и инспекции, налажены более тесные контакты с родителями учащихся. Школам было предложено пересмотреть свои учебные планы и выработать более строгий подход к процессу преподавания, планированию и анализу результатов обучения. В рамках ГУПа учебные заведения могли варьировать программы и содержание образования в зависимости от потребностей учащихся, а также выбирать те или иные методы оценки их знаний.
ГУП школы был структурирован по основным ступеням обучения. Он включает в себя государственные и негосударственные элементы. К первым относятся:
«корневые» (от англ. core - корень) предметы (core subjects) - английский язык, математика, предметы естественнонаучного цикла, технология;
базовые предметы (foundation subjects) - история, география, музыка, ИЗО, физическая культура, современный иностранный язык для учащихся средней школы;
религиозное образование.
Общекультурный блок мировоззренческого характера, призванный обеспечить гуманитарную направленность всего процесса обучения и «пронизывающий» все дисциплины учебного плана (cross-curricular issues), включает в себя экологическое, экономическое, медицинское, гражданское, профессиональное образование и основы профориентации [1. С. 34].
После принятия
акта 1988 г. (Education Act) можно было проследить
развитие четкой рыночной тенденции
в идеологии образования, основанной
на принципах конкурентоспособност
Эти принципы определили передачу полномочий контроля над бюджетом от местных органов народного образования школам. Первые, однако, сохраняют за собой некоторый контроль над организационной деятельностью учебных заведений, например, в их ведении находится поддержание в должном состоянии зданий и т.п. Школы самостоятельны в сборе средств на закупку оборудования и компьютеров, на оплату отдельных занятий и обучения музыке. Органы школьного самоуправления теперь распределяют собственный бюджет, производят набор штата служащих, делают необходимые назначения, ищут источники финансирования, принимают ответственные решения по реализации учебного плана, исключению из школы и следят за поведением учащихся.
«Рыночные» отношения развиваются и внутри школ, и между ними. Проводятся конкурсы на льготное финансирование, развивается соревновательность между возрастными группами и учебными заведениями, которые до этого работали по принципу партнерства, чтобы привлечь учащихся и дополнительные финансовые средства. Повышается спрос на персонал «среднего уровня», так как опытные учителя стоят значительно дороже, чем новички, и их наем может создать в школе финансовый дефицит, привести в итоге к сокращению штатов. Укрепляются связи с родителями, промышленными предприятиями и коммерческими спонсорами.
Совершенствуется механизм контроля над качеством образования, ведутся подробная документация каждого аспекта школьной работы, общешкольное планирование; обнародуются экзаменационные и аттестационные результаты, разрабатываются программы «школьной эффективности» и «школьного совершенствования». Более строгая система подотчетности влечет за собой усиление «управленческой ментальности» в школах и их бюрократизацию [2. С. 4].
В связи с проведением реформ меняются требования к учителю, к его профессиональной подготовке. «В руках педагога - ключ к успеху его учеников», - утверждают авторы Белой Книги, которая в конце XX в. стала важным ориентиром для работающих и будущих учителей, так как в ней намечены перспективы развития системы образования на ближайшие пять лет и сформулированы задачи повышения качества обучения английских школьников. В специальном разделе Белой Книги, посвященном учителю [1. С. 45 - 52], намечен ряд задач, выдвинутых сложившейся ситуацией:
учителя и руководители школ должны быть в курсе новейших достижений в области педагогического мастерства;
им необходимо обеспечить оперативный доступ к научным исследованиям, новейшим учебным материалам и средствам;
должны быть созданы все условия для обмена передовым педагогическим опытом;
важно повысить статус педагогической профессии, сделать ее ценной и привлекательной для лучших представителей английской молодежи;
наиболее передовым
школам предложить создание на их базе
своеобразных исследовательских лабораторий
для проведения экспериментов и
апробации инновационных
разработать новые стандарты к программам подготовки учителей для начальных и средних школ;
способствовать укреплению сотрудничества школ с колледжами и университетами, осуществляющими педагогическое образование;
обеспечить каждому начинающему учителю в течение одного года психолого-педагогическую поддержку и помощь при содействии Агентства по подготовке учителей (Teacher Training Agency - ТТА);
с целью повышения качества подготовки учителей всесторонне содействовать внедрению на всех уровнях новейших педагогических технологий;
для высококвалифицированных учителей ввести новую должность - учитель-мастер (Advanced Skills Teacher) [1. С. 48].
На последнюю
должность, как правило, рекомендуется
учитель, обладающий глубокими психолого-
Необходимость повышения качества образования, новые задачи, сформулированные перед учителями в Белой Книге, многочисленные публикации в педагогической печати, выступления общественности побудили Департамент образования и трудоустройства (DfEE) издать ряд циркуляров, посвященных проблемам подготовки учителя, и разработать новые требования к соответствующим образовательным программам [2].
Новые учебные планы базовой подготовки будущих учителей конкретизируют ядро знаний и навыков, которые они должны уметь использовать применительно к основным школьным учебным предметам - английскому языку, математике, естествознанию, а также к такой сравнительно новой учебной дисциплине, как информационные и коммуникационные технологии. Эти планы используются в качестве основы при разработке учебных программ, которые, в свою очередь, должны быть логически последовательными, стимулирующими интеллектуальную деятельность студентов и развивающими их интерес к избранной профессии. Разработав программы своих курсов с учетом учебных планов, преподаватели вправе работать самостоятельно, используя собственные дидактические материалы.
Статус квалифицированного учителя предполагает соответствие определенным требованиям. Молодые специалисты удостаиваются его после успешного завершения базового педагогического образования в аккредитованном вузе либо одновременно с получением степени бакалавра (Bachelor of Arts или Bachelor of Science) в университете Соединенного королевства или другом вузе с соответствующими полномочиями.
Требования последнего циркуляра Департамента образования и трудоустройства, отражающие стандарты по всем учебным дисциплинам, условно подразделяются на следующие разделы:
I. Знание и понимание.
II. Планирование,
преподавание и классное
III. Диагностика, контроль, регистрация, оценка и отчетность.
IV. Другие профессиональные требования.
Рассмотрим их подробнее. Согласно первому разделу, английский квалифицированный учитель призван:
быть абсолютно компетентным в области своего предмета на уровне 3 и 4 основных ступеней обучения (KS-3, KS-4), обладать глубокими знаниями в смежных науках;
понимать принципы построения учебных планов;
обладать хорошими знаниями дисциплин, изучаемых в данном типе школы на так называемом продвинутом уровне (A-level);
постоянно быть
в курсе перемен и инноваций
в педагогической теории и практике,
внимательно наблюдать за развитием
и реформированием
знать типичные ошибки учеников по своему предмету;
уметь оценивать и использовать данные инспекторских проверок и проводимых в классе исследований для совершенствования своей педагогической деятельности;
обладать глубокими знаниями по информационным и коммуникативным технологиям;
понимать, каким образом физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие детей влияет на их учебную деятельность;
быть компетентным в области школьной гигиены, техники безопасности;
планировать уроки так, чтобы избежать возможных конфликтов и несчастных случаев [3. С. 9].
Все это предполагает регулярную и тщательную работу над совершенствованием уже имеющихся знаний и навыков, поиск и установление параллелей со смежными дисциплинами, закономерностей их взаимодействия и взаимодополнения.
Внимательное отношение к нововведениям и реформам жизненно необходимо для поиска новых способов организации деятельности учащихся в школе и реализации на практике передового педагогического опыта. Чуткое реагирование на инновационные изменения в области образования обеспечивает более эффективную подготовку детей к полноценной жизни в обществе в соответствии с его ожиданиями и требованиями к молодому специалисту и гражданину.
Профессиональная интуиция, опыт разрешения конфликтов в детском и взрослом коллективе и, наконец, призвание - также необходимые составляющие знаний и умений квалифицированного учителя. Он должен быть высокообразованным специалистом, способным оказать помощь ученикам также и в вопросах, выходящих за пределы его профиля.
Реализация требований, изложенных во втором разделе стандартов, предполагает следующие знания и умения педагога:
четкое определение целей и задач педагогического процесса в соответствии с уровнем развития, интересами и ожиданиями детей;
умение разрабатывать планы серии или циклов уроков;
понимание того,
как и когда эффективнее
составление заданий для групповой и индивидуальной работы в классе, а также для стимулирования познавательной деятельности учащихся и самовоспитания за пределами школы;
владение технологиями диагностики класса при наличии умений распределять учащихся по группам: дети, требующие особого подхода, дети среднего уровня развития, способные или талантливые дети;
максимальное
обеспечение эффективности
поддержание целесообразной рабочей и дружеской атмосферы в классе;
предоставление детям возможности осознанного понимания критериев оценки их знаний и поведения [3. С. 11 - 12].
Общая эрудиция учителя имеет немаловажное значение для развития его способностей оказывать помощь за пределами учебного заведения. Зачастую дети обращаются к нему в надежде разрешить беспокоящую их проблему, опасаясь довериться родителям или сверстникам. В этой ситуации педагог призван проявить терпение, профессиональный такт и спокойствие, оправдывая оказанное ему доверие. Безразличие или невнимание с его стороны могут повлечь за собой психологический дисбаланс всего педагогического процесса, что является недопустимым и противоестественным для гуманистически направленной организации работы в школе. Поэтому при планировании и организации учебного процесса важно также решать задачи личностного, духовного, нравственного, социального и культурного развития учеников, что составляет фундаментальную основу образовательного процесса и пронизывает собой все аспекты школьной жизни [13. С.113].
Согласно требованиям третьего раздела стандартов, учитель должен:
хорошо владеть технологией педагогической оценки, планирования и организации работы в классе;
систематически проверять и руководить порученной учащимся классной и домашней работой;
обеспечивать выполнение работы над речевыми и письменными ошибками;
регулярно проверять понимание учащимися учебного материала;
выявлять сильные
и слабые стороны в деятельности
учащихся для целенаправленного
вмешательства в процесс
знать критерии обученности учащихся по предмету специализации;
использовать различные методы контроля знаний и умений [3. С. 15].
Осуществляя контроль знаний, умений, навыков, учитель учитывает цель и временные рамки урока, в процессе которого он стимулирует учеников на активную работу. Он призван не только замечать ошибки, но и тактично исправлять их, помогая детям преодолевать трудности в учении. Общение педагога с учащимися на уроке главным образом направлено на повышение уровня их знаний. Для этого он внимательно и заинтересованно выслушивает их ответы, анализирует их, кратко, но содержательно и корректно комментирует.
При оценке работы детей, согласно законам детской психологии, необходимо сохранять положительный и доброжелательный тон, поддерживать в детях уверенность в их способностях и одаренности, создавать «ситуации успеха». С другой стороны, критика или требование могут стать в отдельных случаях гораздо эффективнее похвалы в стимулировании развивающей деятельности детей, если они используются корректно и в разумных пределах.