Педагогическое образование за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
- проанализировать профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе;
- раскрыть реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже XX-XXI веков;
- рассмотреть три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования;
- проанализировать инновационные процессу в содержании педагогического образования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Система педагогического образования в зарубежных странах 6
1.1 Профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе 6
1.2 Реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже 16
XX-XXI веков 16
Глава 2 Структура и инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 24
2.1 Три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования 24
2.2 Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 28
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Педагог должен осознавать, каким образом изучение преподаваемого им предмета влияет на детское развитие - социальное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, физическое. Этот тезис является базовым в теории развивающего обучения, основная цель которого - разностороннее развитие личности ребенка, создание оптимальных условий для проявления его способностей и талантов, осуществления его ожиданий и целей.

Следует отметить, что английские дидакты в своих  исследованиях опираются не только на теории западных психологов Ж. Пиаже  и Дж.Брунера, но и используют многие положения Л. С. Выготского о развивающем  обучении [5. С. 216]. При этом они считают необходимыми условиями функционирования системы развивающего образования гуманизм, демократическую направленность работы и соблюдение гражданских прав ребенка.

При аттестации на получение статуса квалифицированного учителя (QTS) студент-выпускник должен также продемонстрировать следующие практические умения: обеспечивать эффективное руководство работой целого класса, группы учащихся или одного ученика; осуществлять контроль за процессом и результатами обучения, поддерживая при этом сознательную дисциплину в классе; формировать в учебно-воспитательном процессе благоприятную атмосферу, способствующую развитию положительной мотивации учащихся к учению; использовать побуждающие методы обучения, поддерживающие темп работы учеников на должном уровне [3. С. 13].

Кроме того, он должен обладать знаниями и опытом работы с родителями или опекунами  детей. Активное взаимодействие с семьей ребенка помогает более оперативно и эффективно решать поставленные педагогические задачи при рациональном использовании ресурсов времени с обеих сторон, а также достигать цели общения в системе «учитель – семья». Ему необходимо знать роли и функции других организаций и учреждений, которые занимаются воспитанием, образованием и духовной подготовкой детей.

Каждое из вышеприведенных требований не нуждается в отдельном анализе: группа стандартов может быть построена таким образом, чтобы было легко их оценивать совокупно. Однако, по убеждению авторов циркуляра, процесс оценивания не должен быть механическим. Для того, чтобы провести комплексный анализ достигнутой студентом компетентности, следует подходить к рассмотрению личности будущего учителя всесторонне и целостно.

Поощряя любознательность детей, их интерес к изучаемому предмету и, соответственно, положительную мотивацию к учению, учитель должен использовать различные коммуникативные технологии, избегать монотонности и однообразия в проведении занятий, что обеспечивается разнообразием в выборе форм работы, продуманным подбором информации, выделением ключевых моментов урока и достижением заранее прогнозируемых результатов, компетентным использованием специальной терминологии, применением тщательно подобранных иллюстраций и примеров.

Он должен также  уметь выбирать и использовать в  учебном процессе именно те учебники и методические пособия, которые помогут ему оптимально достигать поставленные цели; предоставлять ученикам возможность самостоятельно углублять свои знания по изученному материалу как в классе, так и в процессе хорошо организованной работы дома, в библиотеках, с помощью компьютера.

Педагогу необходимо обладать способностью к анализу  собственной деятельности, умением  взглянуть на свою работу как бы со стороны и критически оценить  ее с целью повышения эффективности  своего труда. В этом требовании в  известной мере нашла свое отражение идея непрерывного образования. Квалифицированный учитель не может не повышать свой профессионализм, удовлетворяясь достигнутыми результатами. Помимо интеллектуального развития и профессиональной компетентности, он призван проявлять высокий уровень духовности, выражающейся в его личных моральных качествах. Необходимым условием при этом являются доброжелательное, уважительное отношение к ученикам и такт.

При процедуре  контроля и оценки компетентности и  профессионализма молодые учителя должны продемонстрировать, что они обладают знаниями и пониманием:

профессиональных  обязанностей учителя, условий его  труда и оплаты, установленных  в специальном документе (School Teachers' Pay & Conditions document);

юридической ответственности  относительно: Закона о расовой принадлежности 1976 г.; Закона о расовой дискриминации 1970 г.; параграфов 7 и 8 Закона о безопасности и охране здоровья на работе 1974 г.;

роли службы образования в защите детей от физических и моральных оскорблений (Циркуляр 10/95 Министерства здравоохранения и внутренних дел);

необходимости защиты и обеспечения нормальных культурно-бытовых условий детей (Закон о детях 1989 г.);

ограничения деятельности учащихся на основе требований дисциплины (Закон об образовании 1997 г.). Другими словами, педагогу необходимо осознавать всю степень юридической ответственности за вверенных ему детей.

Английские  специалисты в последние десятилетия  стали акцентировать в «послужном списке» учителя знания и умения обращения с ТСО, владение компьютерными технологиями, глобальной сетью Интернет и другими современными источниками информации. В этой связи инновационный учебный план начальной педагогической подготовки (Initial Teacher Training Curriculum) предусматривает специфические знания и умения, относящиеся к особому блоку информационных и коммуникационных технологий в преподавании школьных предметов.

Следует отметить, что глобальная компьютеризация  западных стран привела к тому, что в подготовке учителей приоритет  стал отдаваться именно техническим  источникам информации: компьютеру, телефаксу, спутниковому телевидению и т.п. Разнообразие источников информации позволяет английским учителям оперативно и быстро находить нужные данные и эффективно использовать их как на уроках, так и для самообразования. Главной целью обучения работе с информационными и коммуникативными технологиями (ИКТ) является обеспечение учителя необходимыми знаниями, умениями и пониманием того, как, когда надо и когда не надо их использовать. Использование ИКТ стимулирует профессиональный рост учителя, расширяет его общеобразовательный кругозор, повышает психолого-педагогическую и предметную компетентность.

Новые стандарты, как мы убедились, отражают знания, умения, навыки и способности, которых  требует профессия педагога и  реформируемая английская школа в XXI в. Здесь содержатся важные аксиологические ориентиры и для вузовских преподавателей, осуществляющих подготовку учителя.

Выводы  по второй главе

Изучение системы  педагогического образования Великобритании позволяет сделать вывод, что она складывалась под воздействием разнообразных факторов, сформировавшихся под влиянием исторических традиций, философских концепций, потребностей экономики, уровня производительных сил страны, состояния образования.

Исследование  позволило определить основные структурные характеристики системы педагогического образования учителей в Великобритании: отказ от системы структурных различий в подготовке учителей элитарных и массовых школ; ориентация на университетскую систему подготовки учителей; создание наряду с существованием традиционных структур различного рода курсов с целью профессионально-педагогической подготовки специалистов-предметников; учет требований вхождения в общеевропейское образовательное пространство; следование принципу интеграции экономики и образования постиндустриальной эры; подчинение многих функций образования целям экономического развития страны; обеспечение целостности школьной реформы, реформы высшего образования, реформы педагогического образования; поиск конструктивных решений в определении новых перспектив «послесреднего образования»; усиление влияния центрального правительства на подготовку учителей, повышение их профессионализма; государственное финансирование педагогических программ, научно-исследовательских проектов, деятельности существующих и организующихся педагогических Ассоциаций, Сообществ, Советов; передача большей оперативной власти школам с целью совершенствования учебного процесса.

 

 

 

Заключение

 

Система педагогического  образования в Англии за последние  двадцать лет  претерпела глобальные изменения. Начиная с 1983 года правительством страны был издан ряд Циркуляров и документов, целью которых было реформирование и усовершенствование как среднего, так и высшего образования в стране. Основными направлениями в реформировании педагогического образования стали: разработка новых практических путей, которые позволяют привлечь в учительскую профессию людей других специальностей; систематическое инспектирование  всех учреждений, которые занимаются подготовкой учителей, их акредитирование и установление единого централизованного контроля над ними; организация совместных проектов, в которых принимают участие школы и педагогические учреждения.

В 1993 году была введена новая схема базовой  подготовки будущих учителей на базе школы. Школе был предоставлен шанс продемонстрировать свое видение процесса усовершенствования качества подготовки педагогических кадров. А в 1997 году в специальном разделе Высокое качество в школе, в так называемом правительственном документе Белой  книге, речь шла опять об организации совместной работы учреждений среднего образования с колледжами и педагогическими отделениями университетов с целью активного апробирования студентами своих теоретических знаний на практике; разработке  новых стандартов к курсам базовой подготовки будущих учителей  в колледжах и университетах. Таким образом, во второй половине 90-х годов ХХ столетия центр практической подготовки учительских кадров был постепенно перенесен в школу.

В 90-х годах  в соответствии с циркуляром 4/98 общее  количество времени для будущих учителей  начальной или средней школы, которые проходили четырехгодичное обучение в колледже или университете, составляло 32 недели педагогической практики. Те, кто обучается на протяжении трех лет для работы в будущем в младшей школе, должны пройти педагогическую практику в течении 24 недель. Студенты–заочники должны провести 24 недели в школе, если в будущем они будут преподавать в средней школе и 18 недель, если их будущая специальность – учитель младшей школы.

Таким образом, возникшие в начале 90-х годов ХХ столетия партнерские отношения между школами и учреждениями педагогической подготовки получили значительное развитие и усилили практическую направленность подготовки английских учителей.

Педагогическая  практика студентов в школах Англии является четко спланированным процессом, в организации которого принимает участие ряд специалистов. Каждый из них выполняет определенные функции. В состав команды, которая руководит и отвечает за деятельностью студентов входят:

- ментор;

- тьютор;

- школьный учитель,  за которым закреплен один  или несколько студентов-практикантов.

Ментором является учитель, работающий в школе, на базе которой осуществляется педагогическая практика. Анализаируя литературу, посвященную данной проблеме, мы пришли к выводу, что если в 70-х – 80-х годах ХХ столетия ментору отводилась роль пассивного наблюдателя за деятельностью практикантов, то на современном этапе необходимым условием работы учителей– менторов является обязательное проведение консультаций с будущими учителями. В процессе обсуждения им необходимо обсудить и проанализировать проведенную студентами работу. В задачи ментора входит методическое консультирование студентов  при планировании уроков, оценка их деятельности на уроке.

Тьюторы – это  представители школы, роль которых выполняют высококвалифицированные практикующие учителя. Они координируют работу студентов – практикантов и учителей – менторов. В их обязанности также входит информирование студентов в области всех необходимых им профессиональных вопросов, обеспечение студентов необходимой информацией в отношении предмета их специализации, обучение будущих учителей основам управления группой детей, умению проведения анализа собственной деятельности.

В обязанности  школьных учителей входит предоставление студентам-практикантам необходимой для них информации в отношении проведения уроков, ответы на вопросы, которые возникают у практикантов в ходе их практики.

В последние  годы также значительно повысились требования к  знаниям, умениям и  моральным ценностям студентов, которые проходят педагогическую практику в школе, а именно:

- студенты –  практиканты должны владеть глубокими  знаниями своего предмета;

- им следует  уметь использовать инновационные  средства в процессе преподавания (компьютер, аудио и видео технику);

- будущие учителя  должны воспитывать  у учеников  чувство уважения друг к другу,  способствовать развитию их социальных, культурных, лингвистических, религиозных  и этнических ценностей;

- студентам  необходимо осознавать важность  своей роли в общем образовательном процессе школы, на базе которой они проходят практику.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что практическая подготовка будущих  учителей в Англии осуществляется на более качественном уровне, что ведет  к развитию системы, как среднего, так и высшего педагогического образования.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абазовик Е.В. Реформирование подготовки учителей в Великобритании на рубеже XX-XXI веков // Человек и образование. – 2008. - №3. – С.83-87.
  2. Алферов С.Ю. Непрерывное образование: опыт развитых стран. // Педагогика. - 1990. - № 8. - С.131-136.
  3. Андреева Г.А., Онищенко Ю. Ю. Профессионализм английского учителя как ценностный вектор на пути к педагогическому мастерству // Народное образование - 2007 - №8 - С 226.
  4. Андреева Г.А., Онищенко Ю.Ю. Формирование профессионализма английского учителя в истории, теории и практике педагогического образования // Психолого-педагогический поиск -2007 -№1(5) – С. 161-170.
  5. Артамонова Е.И. Особенности организации многоуровневого педагогического образования и его функционирования в рамках Болонского процесса // Педагогическое образование и наука. – 2011. - №8. – С.8-15.
  6. Глузман А.В. Тенденции развития университетского педагогического образования за рубежом. – Минск, 1999.
  7. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие. – М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998.
  8. Джуринский А.Н Развитие образования в современном мире: учеб. пособие. – М.: ВДАДОС, 1999.
  9. Дмитриева В.П. О системе классического образования в Англии. // Учительская газета. – 2001. № 28-29. – С. 11 – 23.
  10. История педагогики и образования: Учебное пособие для педагог. учебных заведений / Под. ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  11. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учебное пособие. – Минск, Новое знание, 2004.
  12. Педагогическое образование и подготовка учителя по многоуровневой системе в Европе и США: Материалы международной конференции. – М.: ГКШВ, 1993.
  13. Поздеев М.М Обзор исследований по педагогическому образованию в Великобритании // Педагогика. – 1994. – №1. - С. 113-117.
  14. Сабирова Д.Р. Оценка качества послевузовского педагогического образования в Великобритании: основные критерии // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 10 – стр. 76-77
  15. Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию // Педагогическое образование и наука. – 2011. - №8. – С.4-7.
  16. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в Великобритании. // Социально-политический журнал. - 1997. - №3.
  17. Титов В.А. Сравнительная педагогика: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2008. – 158с.
  18. Шамова Т.И. Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии // Педагогика. - 2003. - № 6. - С. 97.

Информация о работе Педагогическое образование за рубежом