Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
- проанализировать профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе;
- раскрыть реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже XX-XXI веков;
- рассмотреть три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования;
- проанализировать инновационные процессу в содержании педагогического образования.
Введение 3
Глава 1 Система педагогического образования в зарубежных странах 6
1.1 Профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе 6
1.2 Реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже 16
XX-XXI веков 16
Глава 2 Структура и инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 24
2.1 Три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования 24
2.2 Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 28
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Для французской
системы педагогического
Одной из особенностей
организации системы
Для того чтобы получить звание преподавателя начальной школы, необходимо выдержать конкурсный экзамен КАПЕ (САРЕ – certificat d’aptitude аи professorat des ecoles). Будущие преподаватели колледжа и лицея сдают КАПЕС (CAPES – certificat d’aptitude au professorat des lycees professionnels).
КАПЕПС (CAPEPS – certificat d’aptitude аи professorat d’education physigue et sportive) предназначен для тех, кто будет преподавать физкультуру в колледжах, лицеях и высшей школе.
А звание учителя технологического образования в лицеях обеспечивает конкурсный экзамен КАПЕТ (САРЕТ – certificat d’aptitude au professorat de l’enseignement technologigue) [5. С.89].
Срок обучения в педагогических институтах – два года. На первом году обучения происходит предметная и общая подготовка будущих педагогов. Расписание первого года обучения студентов в ИЮФМ подразделяется на обязательные часы (предметная и общая подготовка), факультативные часы, ознакомительную практику, а также на экзамены по окончании данного этапа обучения.
Цель преподавателей
ИЮФМ в первый год обучения учителей
средней школы – довести
Главная цель второго года обучения – совершенствование профессиональных качеств учителя. Этот этап обучения включает в себя прохождение самостоятельной практики, т.е. занятия, посвященные углубленному изучению предмета (сто двадцать часов, 22 дня), дни общей психолого-педагогической подготовки (девяносто шесть часов, 21 день) и свободные дни для индивидуальной работы.
По окончании второго года обучения в педагогических институтах студенты должны сдать экзамены на звание сертифье. А затем желающие могут принять участие в экзамене на научное звание агреже. Специалисты-агреже имеют более глубокую научную подготовку. Также принять участие в этом экзамене могут выпускники четвертого курса обучения университета (мэт-риз), высших нормальных школ, колледжа Совинье в Париже и студенты, прошедшие обучение в Национальном центре дистанционного обучения.
Следует отметить,
что на изучение предметов психолого-
В германской системе
высшего педагогического
В конце первой фазы обучения обязательна сдача государственного экзамена. Государственный экзамен обычно состоит из следующих составляющих: первый и второй предмет преподавания; педагогика (психология и педагогика школы); один из предметов общественно-научного цикла: философия, политология, социология [7. С.45].
После успешной сдачи государственного экзамена студенты приступают ко второй фазе обучения, которая носит чисто практический характер и называется референдарием. Студент начинает проводить десять уроков в неделю в учебном заведении. Руководит этой практикой и контролирует ее учитель-предметник. Параллельно проводятся занятия по методике и педагогике (два–четыре часа в неделю) в форме семинаров-обсуждений. Цель этих занятий – повышение педагогической и методической подготовки будущих педагогов. Студенты работают по индивидуальным планам. Одним из главных способов организации учебной деятельности является самостоятельная работа [11. С.34].
Особенности функционирования германской системы подготовки педагогических кадров можно рассмотреть на примере двух педагогических вузов, находящихся в Кобленце и Ландау. В обоих университетах существуют практически одинаковые условия обучения. Для поступления абитуриентам необходимо представить свидетельство об окончании гимназии или равноценного учебного заведения. Вступительных экзаменов по большинству предметов нет. Исключение составляют только музыка, спорт и искусствоведение. Время обучения в вузах – три с половиной года, учитывая время экзаменов. Абитуриенты при поступлении должны выбрать отделение для обучения. Предлагаются следующие отделения:
– обучение учителей для работы в начальной и средней школе (Lehramt an Grund – und Hauptschulen);
– обучение учителей для работы в реальной школе (Lehramt an Reaischulen);
– обучение учителей для работы в спецшколах для детей с задержкой психического и физического развития (Lehramt an Sonderschulen).
Затем абитуриенту предлагают на выбор предметы для изучения. В период своего обучения студент должен освоить два обязательных и один дополнительный предмет (по выбору) и, конечно же, предметы базового цикла.
Следует отметить, что в педагогических вузах Германии, как и в специальных вузах, ведется подготовка социальных работников, которые ориентированы главным образом на деятельность в следующих учебных заведениях: учреждения детского и дошкольного воспитания; центры по оказанию социальной помощи семьям; центры, осуществляющие помощь молодежи; детские и взрослые приюты; служба по работе с неполноценными детьми вне школы.
Между получением профессии социального педагога в университете и в специализированном вузе с социально-педагогическим уклоном существуют некоторые различия.
Анализ структуры, содержания, технологий профессионально-практической подготовки будущих педагогов в странах Западной Европы, осуществленный в ходе исследования, показывает, что в последние десятилетия XX века именно практическая направленность обучения занимает ведущее место в формировании важнейших практических навыков и умений, которые необходимы для будущей успешной работы с детьми. Практическую направленность в подготовке педагогов считают в этих странах одним из главных организационных условий развития системы западноевропейского педагогического образования.
В Германии ряд
федеральных министерств
Основные задачи
подготовки педагогического персонала
формулируются главным образом
на различных конференциях, посвященных
проблемам педагогического
Во второй половине XX века подготовка учителей в Великобритании стала государственной проблемой. Рост численности населения, развитие техники и современных технологий требовали увеличения количества учителей и повышения качества их подготовки. Нехватка учителей, нежелание выпускников работать в школе из-за низкого социального статуса профессии, зарплаты, а также существующий уровень педагогического образования не удовлетворяли общественность и подвергались острой критике.
С целью повышения престижа
профессии учителя
Подготовка учителей средней
школы в английских университетах
того времени характеризуется
Несмотря на определенные достижения (создание бинарной системы высшего образования и введение степени бакалавра образования, наличие нескольких типов учебных заведений по подготовке учителей), главными проблемами подготовки педагогических кадров в Англии в 60-70-е гг. были децентрализация, разобщенность деятельности учебных заведений, отсутствие единого учебного плана и единых требований к учителю. Критике подвергалось содержание образования [6. С.87]. К 80-м гг. правительство осознало необходимость решительных мер по реформированию обучения педагогических кадров, стали активно разрабатывать модель компетентного учителя. Анализ реформаторской деятельности британского правительства в области подготовки учителей позволяет выделить несколько направлений реформ.
Первыми направлениями реформирования стали централизация управления и стандартизация образования в целом и подготовки учителей, в частности. В 1984 г. правительством были ликвидированы «институты педагогики» - территориальные учреждения, которые осуществляли и контролировали подготовку учителей с 60-х годов XX столетия. Их функции стал выполнять Совет по аккредитации подготовки учителей (САТЕ) - государственный контролирующий орган в области подготовки учителей. Данная структура была призвана сократить автономию университетов и сблизить процесс подготовки педагогических кадров с реальными требованиями школы.
1988 год стал переломным во всей системе образования Великобритании, когда был принят новый закон об образовании (The Education Reform Act), предполагающий реформы во всех учебных заведениях, в том числе педагогических. Тогда же был утвержден Государственный учебный план, который впоследствии много раз уточнялся и совершенствовался. В государственном учебном плане (его первых версиях) детально рассматривалось содержание педагогического образования. Это вызвало недовольство преподавателей вузов, так как содержание этой подготовки для них в то время было невыполнимым, его надо было бы пересматривать. Также возникли несоответствия с планами школ и экзаменами. В результате план был пересмотрен. К концу XX века Государственный учебный план школы был структурирован по основным ступеням, которые определяются в соответствии с возрастом учащихся от 5 до 16 лет:
1. Основная ступень 1 (Кеу Stage 1] -для детей 5-7 лет;
2. Основная ступень 2 (Кеу Stage 2] -для детей 7-11 лет;
3. Основная ступень 3 (Кеу Stage 3) -для детей 11-14 лет;
4. Основная ступень 4 (Кеу Stage 4) -для детей 14-16 лет [3, 7].
Также правительство Великобритании создало ряд контролирующих организаций в целях централизации управления, стандартизации образования в стране. Образовательными приоритетами Великобритании конца XX века стали: соответствие системы образования мировым стандартам (Доклад 1993 г. «Учиться преуспевать»), тенденция рыночных отношений в образовании, повышение конкурентоспособности учебных заведений на европейском и мировом рынке образовательных услуг, повышение качества подготовки учителей [2. С.78]. Изменилось ценностное отношение к профессионализму учителя и его личностным качествам, совершенствованию навыков педагогической деятельности, компетентности, профессиональной ответственности.