Педагогическое образование за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
- проанализировать профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе;
- раскрыть реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже XX-XXI веков;
- рассмотреть три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования;
- проанализировать инновационные процессу в содержании педагогического образования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Система педагогического образования в зарубежных странах 6
1.1 Профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе 6
1.2 Реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже 16
XX-XXI веков 16
Глава 2 Структура и инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 24
2.1 Три уровня структуры британской системы непрерывного педагогического образования 24
2.2 Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии 28
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Для французской  системы педагогического образования  основным типом образовательных педагогических заведений признаны педагогические институты при университетах. Эти высшие государственные учебные заведения были созданы в 1991 году в каждом учебном округе Франции и ведут подготовку будущих специалистов в области образования по всем дисциплинам и для всех уровней обучения [3. С.36].

Одной из особенностей организации системы педагогической подготовки кадров во Франции является обязательное участие в конкурсах  на замещение штатных должностей преподавателей. В этих конкурсах принимают участие студенты ИЮФМ, а также те, кто обучается в Национальном центре дистанционного обучения (CNED – le Centre national d’ensegnement a distance), и те, кто готовится к прохождению этих конкурсов самостоятельно. Следовательно, процедура прохождения конкурсов различна. Для студентов ИЮФМ это только конкурсные экзамены, а для остальных еще и экзамены, допускающие к участию в этих конкурсах. После удачного прохождения экзаменов студенты получают звание стажеров ИЮФМ. На первом году обучения они уже получают зарплату. Условия каждого конкурса публикуются официальным бюллетенем национального образования [4. С.56].

Для того чтобы  получить звание преподавателя начальной  школы, необходимо выдержать конкурсный экзамен КАПЕ (САРЕ – certificat d’aptitude аи professorat des ecoles). Будущие преподаватели колледжа и лицея сдают КАПЕС (CAPES – certificat d’aptitude au professorat des lycees professionnels).

КАПЕПС (CAPEPS – certificat d’aptitude аи professorat d’education physigue et sportive) предназначен для тех, кто будет преподавать физкультуру в колледжах, лицеях и высшей школе.

А звание учителя  технологического образования в  лицеях обеспечивает конкурсный экзамен  КАПЕТ (САРЕТ – certificat d’aptitude au professorat de l’enseignement technologigue) [5. С.89].

Срок обучения в педагогических институтах – два  года. На первом году обучения происходит предметная и общая подготовка будущих  педагогов. Расписание первого года обучения студентов в ИЮФМ подразделяется на обязательные часы (предметная и  общая подготовка), факультативные часы, ознакомительную практику, а также на экзамены по окончании данного этапа обучения.

Цель преподавателей ИЮФМ в первый год обучения учителей средней школы – довести максимальное количество студентов до успешного  прохождения конкурсных экзаменов. Академическая подготовка студентов занимает двести пятьдесят – пятьсот пятьдесят часов (зависит от специальности). До начала занятий в университете студенты проходят пассивную педагогическую практику. Общая подготовка включает обязательные модули для изучения (анализ деятельности преподавателя, работа учебных заведений) и факультативные (чаще всего это информатика или работа с документацией, технология устного общения). Дидактическую подготовку студенты проходят в университете.

Главная цель второго года обучения – совершенствование профессиональных качеств учителя. Этот этап обучения включает в себя прохождение самостоятельной практики, т.е. занятия, посвященные углубленному изучению предмета (сто двадцать часов, 22 дня), дни общей психолого-педагогической подготовки (девяносто шесть часов, 21 день) и свободные дни для индивидуальной работы.

По окончании  второго года обучения в педагогических институтах студенты должны сдать экзамены на звание сертифье. А затем желающие могут принять участие в экзамене на научное звание агреже. Специалисты-агреже имеют более глубокую научную подготовку. Также принять участие в этом экзамене могут выпускники четвертого курса обучения университета (мэт-риз), высших нормальных школ, колледжа Совинье в Париже и студенты, прошедшие обучение в Национальном центре дистанционного обучения.

Следует отметить, что на изучение предметов психолого-педагогического  цикла программой обучения выделяется небольшое количество часов при  подготовке будущих преподавателей как для начальной школы, так и для лицея. Занятия по данному курсу проводятся сразу для двух категорий учителей в виде совместных обсуждений. Но, несмотря на это, по мнению многих французских педагогов, этот недостаток исправляется за счет практической направленности в отборе обучения [6. С.91].

В германской системе  высшего педагогического образования  университеты всегда являлись и являются в настоящее время основным звеном подготовки педагогических кадров. Традиционно  обучение в университетах состоит  из двух фаз. Первая фаза обучения – это теоретическая подготовка (studium). Во время теоретической подготовки главное внимание уделяется изучению двух-трех специальных предметов, которые в дальнейшем будет преподавать студент. На его практико-педагогическую подготовку выделяется только 11% учебного времени. Следует отметить, что срок обучения зависит от типа школы, в которой студент будет работать. Например, для начальной и первой школьной ступеней длительность подготовки учителя в первой фазе составляет шесть семестров (три года), а для второй школьной ступени – восемь-девять семестров (четыре с половиной года).

В конце первой фазы обучения обязательна сдача  государственного экзамена. Государственный  экзамен обычно состоит из следующих  составляющих: первый и второй предмет преподавания; педагогика (психология и педагогика школы); один из предметов общественно-научного цикла: философия, политология, социология [7. С.45].

После успешной сдачи государственного экзамена студенты приступают ко второй фазе обучения, которая  носит чисто практический характер и называется референдарием. Студент начинает проводить десять уроков в неделю в учебном заведении. Руководит этой практикой и контролирует ее учитель-предметник. Параллельно проводятся занятия по методике и педагогике (два–четыре часа в неделю) в форме семинаров-обсуждений. Цель этих занятий – повышение педагогической и методической подготовки будущих педагогов. Студенты работают по индивидуальным планам. Одним из главных способов организации учебной деятельности является самостоятельная работа [11. С.34].

Особенности функционирования германской системы подготовки педагогических кадров можно рассмотреть на примере  двух педагогических вузов, находящихся  в Кобленце и Ландау. В обоих  университетах существуют практически  одинаковые условия обучения. Для поступления абитуриентам необходимо представить свидетельство об окончании гимназии или равноценного учебного заведения. Вступительных экзаменов по большинству предметов нет. Исключение составляют только музыка, спорт и искусствоведение. Время обучения в вузах – три с половиной года, учитывая время экзаменов. Абитуриенты при поступлении должны выбрать отделение для обучения. Предлагаются следующие отделения:

– обучение учителей для работы в начальной и средней  школе (Lehramt an Grund – und Hauptschulen);

– обучение учителей для работы в реальной школе (Lehramt an Reaischulen);

– обучение учителей для работы в спецшколах для детей  с задержкой психического и физического  развития (Lehramt an Sonderschulen).

Затем абитуриенту  предлагают на выбор предметы для изучения. В период своего обучения студент должен освоить два обязательных и один дополнительный предмет (по выбору) и, конечно же, предметы базового цикла.

Следует отметить, что в педагогических вузах Германии, как и в специальных вузах, ведется подготовка социальных работников, которые ориентированы главным образом на деятельность в следующих учебных заведениях: учреждения детского и дошкольного воспитания; центры по оказанию социальной помощи семьям; центры, осуществляющие помощь молодежи; детские и взрослые приюты; служба по работе с неполноценными детьми вне школы.

Между получением профессии социального педагога в университете и в специализированном вузе с социально-педагогическим уклоном  существуют некоторые различия.

Анализ структуры, содержания, технологий профессионально-практической подготовки будущих педагогов в странах Западной Европы, осуществленный в ходе исследования, показывает, что в последние десятилетия XX века именно практическая направленность обучения занимает ведущее место в формировании важнейших практических навыков и умений, которые необходимы для будущей успешной работы с детьми. Практическую направленность в подготовке педагогов считают в этих странах одним из главных организационных условий развития системы западноевропейского педагогического образования.

В Германии ряд  федеральных министерств осуществляют управление и координируют работу высших школ, их научно-исследовательскую  деятельность. Среди них – Министерство образования и науки, созданное  в 1969 году, основными задачами которого являются следующие: планирование образования и исследовательской деятельности в области просвещения; прогнозирование развития высшей школы; урегулирование финансовых проблем, относящихся к педагогическому персоналу вузов и школ; профессиональное образование.

Основные задачи подготовки педагогического персонала  формулируются главным образом  на различных конференциях, посвященных  проблемам педагогического образования. Например, в 1999 году немецкими учеными-педагогами среди основных умений педагогических работников выделялись следующие: педагогическое и специальное научное планирование; организация процесса обучения; контроль учебы; организация и проведение общественной работы; выполнение руководящих функций; непосредственно педагогическая деятельность; введение дидактических и методических концепций в специализированных областях; составление каталогов обучения и учебных планов; подбор материала для преподавания адекватно целям и задачам процесса обучения [9. С.78].

1.2 Реформирование подготовки учителей в Англии на рубеже

XX-XXI веков

 

Во второй половине XX века подготовка учителей в Великобритании стала государственной проблемой. Рост численности населения, развитие техники и современных технологий требовали увеличения количества учителей и повышения качества их подготовки. Нехватка учителей, нежелание выпускников работать в школе из-за низкого социального статуса профессии, зарплаты, а также существующий уровень педагогического образования не удовлетворяли общественность и подвергались острой критике.

С целью повышения престижа профессии учителя педагогическим колледжам был присвоен статус высших учебных заведений. В 60-80-х годах  произошло расширение университетского сектора и увеличение числа студентов, а также неуниверситетского сектора высшего образования за счет реорганизации политехнических колледжей, институтов продолженного образования и вузов заочного обучения [5. С.89]. Хотя уровень знаний в указанных учебных заведениях был достаточно высоким, все же педагогические колледжи, как и остальные учебные заведения Великобритании того времени, не имели единого учебного плана и единых учебных программ [1. С.78], в отличие от России. Таким образом, разный объем содержания и длительность изучения предметов приводили к неодинаковой подготовке студентов в разных колледжах.

Подготовка учителей средней  школы в английских университетах  того времени характеризуется формированием  бинарной системы высшего образования  вообще и педагогического, в частности. В 60-е годы прошлого столетия была введена степень бакалавра образования. Студенты обучались в течение трех лет на одном из факультетов в соответствии с выбранной специальностью и получали первую академическую степень бакалавра. После этого студенты, желающие получить педагогическую подготовку для работы в школе, поступали на педагогическое отделение университета и продолжали обучение в течение одного года (последипломное образование) [4. С.65]. Введение степени бакалавра было шагом вперед к включению подготовки учителей в систему высшего образования, хотя содержание программы бакалавриата подвергалось критике со стороны общественности из-за излишней теоретизации и недостаточной профессионально - педагогической подготовки. Педагогическая подготовка для желающих работать в школах не была обязательной, поэтому половина рабочих мест в школах была занята учителями с университетским образованием, но без необходимой в работе педагогической подготовки. Тем не менее возможность получения степени бакалавра стимулировала тех, кто выбрал профессию учителя. К концу 70-х годов 80% учителей имели степень бакалавра, что говорит о повышении общей образованности учительского состава. Как известно, в России наряду с высшим педагогическим образованием, получила развитие система среднего педагогического образования, существующая и в наше время.

Несмотря на определенные достижения (создание бинарной системы  высшего образования и введение степени бакалавра образования, наличие нескольких типов учебных  заведений по подготовке учителей), главными проблемами подготовки педагогических кадров в Англии в 60-70-е гг. были децентрализация, разобщенность деятельности учебных заведений, отсутствие единого учебного плана и единых требований к учителю. Критике подвергалось содержание образования [6. С.87]. К 80-м гг. правительство осознало необходимость решительных мер по реформированию обучения педагогических кадров, стали активно разрабатывать модель компетентного учителя. Анализ реформаторской деятельности британского правительства в области подготовки учителей позволяет выделить несколько направлений реформ.

Первыми направлениями реформирования стали централизация управления и стандартизация образования в  целом и подготовки учителей, в  частности. В 1984 г. правительством были ликвидированы «институты педагогики» - территориальные учреждения, которые осуществляли и контролировали подготовку учителей с 60-х годов XX столетия. Их функции стал выполнять Совет по аккредитации подготовки учителей (САТЕ) - государственный контролирующий орган в области подготовки учителей. Данная структура была призвана сократить автономию университетов и сблизить процесс подготовки педагогических кадров с реальными требованиями школы.

1988 год стал переломным во всей системе образования Великобритании, когда был принят новый закон об образовании (The Education Reform Act), предполагающий реформы во всех учебных заведениях, в том числе педагогических. Тогда же был утвержден Государственный учебный план, который впоследствии много раз уточнялся и совершенствовался. В государственном учебном плане (его первых версиях) детально рассматривалось содержание педагогического образования. Это вызвало недовольство преподавателей вузов, так как содержание этой подготовки для них в то время было невыполнимым, его надо было бы пересматривать. Также возникли несоответствия с планами школ и экзаменами. В результате план был пересмотрен. К концу XX века Государственный учебный план школы был структурирован по основным ступеням, которые определяются в соответствии с возрастом учащихся от 5 до 16 лет:

1. Основная ступень 1 (Кеу Stage 1] -для детей 5-7 лет;

2. Основная ступень 2 (Кеу Stage 2] -для детей 7-11 лет;

3. Основная ступень 3 (Кеу Stage 3) -для детей 11-14 лет;

4. Основная ступень 4 (Кеу Stage 4) -для детей 14-16 лет [3, 7].

Также правительство Великобритании создало ряд контролирующих организаций в целях централизации управления, стандартизации образования в стране. Образовательными приоритетами Великобритании конца XX века стали: соответствие системы образования мировым стандартам (Доклад 1993 г. «Учиться преуспевать»), тенденция рыночных отношений в образовании, повышение конкурентоспособности учебных заведений на европейском и мировом рынке образовательных услуг, повышение качества подготовки учителей [2. С.78]. Изменилось ценностное отношение к профессионализму учителя и его личностным качествам, совершенствованию навыков педагогической деятельности, компетентности, профессиональной ответственности.

Информация о работе Педагогическое образование за рубежом