Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа
Изучение сенсомоторного развития ребенка занимает одно из важных мест в возрастной психологии и психофизиологии (Е.И.Бойко, Н.И.Чуприкова). Онтогенетическое исследование сенсомоторного развития позволяет раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека. В связи с последними достижениями возрастной психофизиологии и нейропсихологии одной из актуальных проблем является изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка с позиции структурно-функционального созревания мозга.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы………………………………7
Особенности строения опорно-двигательного аппарата…………7
Осанка и некоторые деформации опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………………………11
Классификация и этиология возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………17
Глава 2. Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………26
2.1. Метод коррекции опорно-двигательного аппарата у дошкольников…………………………………………………………………..26
2.2. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников по средствам подвижных игр…………………………………29
Заключение………………………………………………………………53
Список используемых источников…………………………………….55
Курсовая работа:
«Подвижные игры для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический аспект проблемы………………………………7
Глава 2. Подвижные игры для детей
с нарушением опорно-двигательного
аппарата…………………………………………………………
2.1. Метод коррекции опорно-двигательного
аппарата у дошкольников………………………………………………
2.2. Профилактика нарушений опорно-двигательного
аппарата дошкольников по средствам подвижных
игр…………………………………29
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………….55
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
- одна из актуальнейших проблем нашего
времени.
Говоря о здоровье, мы используем определение,
которое предлагает Всемирная организация
здравоохранения – «состояние полного
физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезней…»
Не менее серьезное влияние на здоровье
и развитие ребенка-дошкольника оказывают
отклонения в опорно-двигательном аппарате,
являющиеся первопричиной многих болезней,
которые не поддаются медикаментозному
лечению.[1]
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много
новых проблем, среди которых самой актуальной
на сегодняшний день является проблема
сохранения здоровья. В последние годы
наблюдается ухудшение состояния здоровья
детей. Это обусловлено многими фактами.
Помимо неблагоприятных климатических
особенностей на здоровье детей отрицательно
влияют ухудшение экологической обстановки,
электронно-лучевое, «металло-звуковое»
облучение детей (компьютерные игры, длительное
пребывание перед телевизором, постоянно
звучащая музыка), а также социальная напряженность
в обществе и интенсификация процесса
обучения.
Все родители мечтают, чтобы их дети были
здоровыми, красивыми, умными, добрыми.
Родители прилагают для этого большие
усилия. Но успех вряд ли будет достигнут
в полной мере, если из комплекса мероприятий,
направленных на обретение здоровья и
красоты, выпадает работа над хорошей,
правильной осанкой.
По общим данным в нашей Республике примерно
у 17% детей 3-4 лет, сутулая спина и различные
отклонения в развитии опорно-двигательного
аппарата (далее ОДА). По данным обследований
дошкольных учреждений, у 78% детей - различные
нарушения ОДА. Поэтому очень актуальна
проблема профилактики нарушений ОДА
и формирования правильной осанки. Дети
дошкольного возраста – это самый благодатный
контингент для формирования правильной
осанки и профилактики сколиоза. [1,2]
Правильная красивая осанка – ключ к здоровью
ребенка. Осанка ребенка является динамическим
стереотипом и в дошкольном возрасте носит
неустойчивый характер, легко изменяясь
под действием позитивных или негативных
факторов. Осанка зависит от состояния
нервно-мышечного аппарата и психики человека.
Слабость мышечного корсета, неправильные
порочные позы, которые ребенок принимает
в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе,
во время игры, во сне – вызывают развитие
нарушений осанки.[13]
Эффективным средством оздоровительной
работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного
аппарата являются подвижные игры, которые
позволяют создать оптимальные условия
для правильного положения туловища, гармоничной
тренировки и укрепления основных групп
мышц и вестибулярного аппарата, развивают
координацию движений и функцию равновесия,
содействуют развитию двигательных способностей
и повышают эмоциональный фон занятий,
вызывают положительный настрой.[13]
Исследование психофизиологического
созревания ребенка является на сегодняшний
день одной из наиболее актуальных проблем
возрастной психологии. Интенсивно развиваются
такие направления психологии развития,
как возрастная психофизиология и детская
нейропсихология (Т.М.Марютина, Д.А.Фарбер,
Э.Г.Симерницкая, Т.В.Ахутина, Т.В.Ахутина,
Ю.В.Микадзе и др.). Нейропсихологический
и психофизиологический подход к анализу
развития психических функций ребенка
направлен на выявление соотношения и
взаимосвязи, существующей между созревающими
структурами мозга и формирующимися на
их основе психическими функциями (Д.А.Фарбер,
Э.Г.Симерницкая, Ю.В.Микадзе).
В рамках указанных направлений особое
внимание уделяется дошкольному возрасту.
Это связано с тем, что дошкольный период
– это один из важных критических периодов
развития, характеризующийся высокими
темпами психофизиологического созревания
(Л.А.Венгер, Т.Н.Осипенко). [16]
Методологической основой возрастной
психофизиологии и нейропсихологии является
концепция функциональной системы и системогенеза
П.К.Анохина, а также теория системной
динамической локализации высших психических
функций А.Р. Лурия. В соответствии с принципами
системогенеза и гетерохронного развития
функциональных систем П.К.Анохина различные
структуры мозга достигают зрелости на
разных стадиях онтогенеза ребенка. В
связи с этим для каждого возрастного
периода характерны специфические нейрофизиологические
условия формирования и реализации психических
функций и, соответственно, определенные
психологические возможности ребенка
(П.К.Анохин, 1968).
Работы А.Р.Лурия показали, что понятие
функциональная система может быть применено
к психическим функциям, а основные формы
сознательной деятельности следует рассматривать
как сложнейшие психические функциональные
системы, необходимым условием существования
которых является совместная работа различных
отделов мозга. Закон гетерохронии проявляется,
в соответствии с этим, как в становлении
различных мозговых структур и связей
между ними, так и в развитии психических
функций (А.Р.Лурия).
Существует большое количество экспериментальных
фактов, подтверждающих различия в структурно-функциональной
организации психики и мозга у детей, имеющих
различные нарушения, в том числе в опорно-двигательном
аппарате (Э.Г.Симерницкая, Human Developmental
Neuropsychology, Handbook of Clinical Child Neuropsychology).
В настоящее время в детской психофизиологии
и нейропсихологии интенсивно исследуются
закономерности развития восприятия,
внимания, памяти и других психических
функций детей с различными нарушениями
(Т.Г.Бетелева, Э.Г.Симерницкая, Н.В.Дубровинская,
Микадзе, Д.А.Фарбер и др.). Большое число
работ посвящено изучению закономерностей
структурно-функционального созревания
мозга ребенка. Вместе с тем, все еще остаются
мало исследованными многие формы целостной
поведенческой активности ребенка. В частности,
до сих пор не проводилось систематического
изучения сенсомоторного развития в онтогенезе
ребенка с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Изучение сенсомоторного развития ребенка
занимает одно из важных мест в возрастной
психологии и психофизиологии (Е.И.Бойко,
Н.И.Чуприкова). Онтогенетическое исследование
сенсомоторного развития позволяет раскрыть
закономерности формирования целенаправленных
движений на разных этапах развития ребенка,
проанализировать становление механизмов
и структуры произвольных реакций человека.
В связи с последними достижениями возрастной
психофизиологии и нейропсихологии одной
из актуальных проблем является изучение
закономерностей сенсомоторного развития
ребенка с позиции структурно-функционального
созревания мозга.
В рамках данной работы поставлена цель
– определить возможности подвижной игры
в профилактике нарушений опорно-двигательного
аппарата у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования являются дети
дошкольного возраста.
Предмет исследования – нарушения опорно-двигательного
аппарата.
В соответствии с целью, предметом и объектом
были сформулированы следующие задачи:
^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПРОБЛЕМЫ
Осанкой принято называть привычную
позу непринужденно стоящего человека,
которую он принимает без излишнего
мышечного напряжения. Правильная осанка
является одной из обязательных черт гармонически
развитого человека, внешним выражением
его телесной красоты и здоровья.[19]
При осмотре человека, имеющего правильную
осанку, определяется вертикальное положение
головы, подбородок слегка приподнят,
линия, соединяющая нижний край орбиты
и козелок уха, горизонтальна; шейно-плечевые
углы, образованные боковой поверхностью
шеи и надплечьем, одинаковы, плечи расположены
на одном уровне, слегка опущены и разведены,
грудная клетка симметрична относительно
средней линии. Точно также при правильной
осанке симметричен живот (пупок находится
посередине), лопатки прижаты к туловищу
на равном расстоянии от позвоночного
столба, нижние углы лопаток расположены
на одной горизонтальной линии.[19]
При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется
несколько приподнятой грудной клеткой,
прямыми нижними конечностями, а также
умеренно выраженными физиологическими
изгибами позвоночного столба. Благодаря
физиологическим изгибам увеличивается
его устойчивость и подвижность, а также
проявляются рессорные свойства, предохраняющие
головной и спинной мозг от сотрясений.[19]
Позвоночный столб новорожденного ребенка
имеет только одну кривизну – крестцово-копчиковый
кифоз. Остальные физиологические изгибы
начинают формироваться позже. Это связано
с определенными этапами в развитии ребенка
и обусловлено развитием и функционированием
мышц, прикрепленных к остистым и поперечным
отросткам. Так, шейный лордоз формируется
под влиянием работы мышц спины и шеи,
во время поднимания головы и сохранения
позы с поднятой головой. Грудной кифоз
начинает формироваться во втором полугодии
жизни ребенка, когда приобретается умение
переходить из положения лежа в положении
сидя и длительно сохранять сидячую позу.
Поясничный лордоз образуется под воздействием
мышц, обеспечивающих сохранение вертикального
положения туловища и конечностей во время
стояния и ходьбы. Выраженность физиологических
изгибов позвоночного столба зависит
от угла наклона таза, который колеблется
в пределах 35-55 . Он меньше у мальчиков
и больше у девочек. При увеличении угла
наклона таза позвоночный столб, неподвижно
сочленный с ним, наклоняется вперед, поэтому
для сохранения вертикального положения
тела соответственно уменьшаются. Осанка
человека рано принимает характер навыка
и может определяться уже в дошкольном
возрасте. Вначале она неустойчива, так
как в период роста организму ребенка
свойственна неравномерность в развитии
костного, суставно-связочного аппаратов
и мышечной системы. Это несоответствие
постепенно уменьшается, и к окончанию
роста осанка стабилизируется. [17]
Отклонения от нормальной осанки принято
называть нарушениями, или дефектами,
осанки. Нарушения осанки не являются
заболеванием. Они связаны с функциональными
изменениями опорно-двигательного аппарата,
при которых образуются порочные условно-рефлекторные
связи, закрепляющие неправильное положение
тела, а навык правильной осанки утрачивается.
К факторам, под влиянием которых формируется
правильная осанка или возникают нарушения
осанки, следует отнести развитие основных
мышечных групп, формирование двигательных
навыков, условия гигиенического воспитания
ребенка (одежда, кровать, на которой он
спит, и др.). Чем старше ребенок, тем больше
значения для формирования осанки приобретает
поза во время занятий с игрушками, при
чтении и письме в школе и домашних условиях.[16]
Ограничение естественной потребности
в движениях, связанное с нерациональным
домашним режимом, сочетающееся со значительной
статистической нагрузкой на позвоночный
столб и мышцы туловища при однообразных
позах во время умственной деятельности
ребенка способствует закреплению порочной
осанки. В формировании дефектов осанки
весьма существенную роль играют неправильное
физическое воспитание и связанное с этим
плохое физическое развитие ребенка. Неблагоприятные
условия внешней среды особенно отражаются
на осанке тех детей, организм которых
ослаблен заболеваниями (рахитом, детскими
инфекциями). [16]
Нарушения осанки могут быть в сагиттальной
и фронтальной плоскостях. [20]
В сагиттальной плоскости различают нарушения
осанки с уменьшением и увеличением физиологической
кривизны позвоночного столба.[20]
К нарушениям осанки с увеличением кривизны
позвоночного столба относятся:
А) сутуловатость – увеличение грудного
кифоза и уменьшение поясничного лордоза;
Б) круглая спина (тотальный кифоз) – увеличение
грудного кифоза с почти полным отсутствием
поясничного лордоза;
В) кругловогнутая спина – все изгибы
позвоночного столба увеличены, увеличен
также угол наклона таза.[20]
При сутуловатой и круглой спине грудь
западает, плечи, шея и голова наклонены
вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены,
лопатки крыловидно выпячены, для компенсации
отклонения центра тяжести от средней
линии человек стоит на согнутых в коленных
суставах ногах; при кругловогнутой спине
голова, шея, плечи наклонены вперед, живот
выступает, колени максимально разогнуты,
мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся
к седалищному бугру, растянуты и истончены
по сравнению с мышцами передней поверхности.
[20]
К нарушениям осанки с уменьшением физиологических
кривизна позвоночного столба относятся:
А) плоская спина – уплощение поясничного
лордоза, наклон таза уменьшен (грудной
кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена
вперед, нижняя часть живота выстоит, лопатки
крыловидны).
Б) плосковогнутая спина – уменьшение
грудного кифоза при нормальном или несколько
увеличенном поясничном лордозе (грудная
клетка узкая, мышцы живота ослаблены).[20]
К нарушениям осанки во фронтальной плоскости
относится так называемая асимметричная
осанка. Она характеризуется выраженной
асимметрией между правой и левой половинами
туловища. Позвоночный столб при осмотре
стоящего прямо ребенка представляет
собой дугу, обращенную вершиной вправо
и влево. Отмечается неравномерность треугольников
талии – пространств между боковой поверхностью
тела и внутренней поверхностью свободно
опущенной вниз руки. При нарушении осанки
во фронтальной плоскости плечо и лопатка
с одной стороны опущены по сравнению
с другой стороной. [20]
Нарушения осанки помимо значительного
косметического дефекта нередко сопровождается
расстройствами деятельности внутренних
органов: уменьшением экскурсии грудной
клетки и диафрагмы, снижением жизненной
емкости легких по сравнению с физиологической
нормой, уменьшением колебаний внутригрудного
давления. Эти изменения неблагоприятно
отражаются на деятельности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, приводя к снижению
их физиологических резервов, нарушая
адаптационные возможности организма.
Слабость мышц живота и согнутое положение
тела вызывают нарушения перистальтики
кишечника и оттока желчи. Снижение рессорной
функции позвоночного столба у людей с
плоской спиной способствует постоянным
микротравмам головного мозга, во время
ходьбы, бега и других движений, что сопровождается
быстрым утомлением, а нередко и головными
болями. Помимо неврологических расстройств
уменьшается устойчивость позвоночного
столба к различным деформирующим воздействиям,
что может способствовать возникновению
сколиоза
1.2. Осанка и некоторые деформации опорно-двигательного
аппарата
При нарушениях осанки мышцы ослаблены,
физическая работоспособность понижена.
Исключение может составлять лишь круглая
спина. При этом дефекте осанки мускулатура
обычно хорошо развита, но отмечается
выраженное превосходство силы мышц-сгибателей.
Таким образом, различные нарушения осанки
хотя и представляют собой функциональные
расстройства опорно-двигательного аппарата
человека и не являются в полном смысле
слова заболеваниями, однако, сопровождаясь
нарушениями функции нервной системы
и деятельности ряда внутренних органов,
делают организм более подверженным целому
ряду заболеваний, и в первую очередь заболеваниям
позвоночного столба.[1]
Для предупреждения дефектов осанки необходимо
соблюдать целый ряд профилактических
мер. Важное место среди них занимает правильный
режим дня: он должен соответствовать
возрастным особенностям ребенка. Не менее
важно полноценное физическое воспитание
во всех возрастных группах. В детских
дошкольных учреждениях программой физического
воспитания предусматривается постоянная
работа по созданию необходимых физиологических
условий для формирования правильной
осанки, по развитию и укреплению мышц,
удерживающих позвоночный столб в вертикальном
положении.[13]
Занятия любым видом спорта должны способствовать
формированию навыка правильной осанки.
Для этого в их содержание должны входить
физические упражнения, обеспечивающие
хорошее общее развитие спортсмена, а
также специальные средства, направленные
на формирование навыка правильной осанки.
[12]
Широкое использование физической культуры
при исправлении дефектов осанки основано
на механизмах лечебного действия физических
упражнений. Так, благодаря механизму
общетонизирующего действия они способны
повысить общий жизненный тонус, улучшить
течение нервных процессов, активизировать
деятельность всех органов и систем организма,
поднять его защитные силы. Трофическое
действие физических упражнений позволяет
активизировать обмен веществ и, в частности,
местные процессы в мышцах туловища. Присущий
физическим упражнениям механизм нормализующего
действия позволяет разрушить ранее сформировавшийся
стереотип порочной осанки и тем самым
способствовать нормализации осанки,
свойственной здоровому организму.[2]
Физическое воспитание детей дошкольного
возраста с дефектами осанки должно быть
направлено на решение следующих общих
задач: повышение эмоционального состояния;
нормализацию основных нервных процессов;
улучшение деятельности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем; укрепление дыхательной
мускулатуры; укрепление физического
развития; активизацию общих и местных
(в мышцах туловища) обменных процессов.[5]
На фоне общих задач необходимо решать
и специальные задачи, направленные на
создание физиологических предпосылок
правильной осанки, выработку достаточной
силовой и общей выносливости мышц туловища,
улучшение координации движений и равновесия,
совершенствование двигательных навыков.
К специальным задачам относятся также
исправление имеющегося дефекта и закрепление
навыка правильной осанки.[5]
Весь цикл занятий делится на два периода
– подготовительный и основной. В первом
периоде ведущая роль отводится выработке
представления о правильной осанке и созданию
физиологических предпосылок для ее формирования.
Во втором, основном, периоде завершается
работа по воспитанию и закреплению навыка
правильной осанки. Общие задачи решаются
путем широкого использования общеразвивающих
упражнений, соответствующих возрасту
и физической подготовленности занимающихся.[5]
Исправление дефектов осанки достигается
с помощью специальных упражнений. Наиболее
рациональным исходным положением для
укрепления мышц туловища является такое,
при котором возможна максимальная разгрузка
позвоночного столба по оси и исключается
влияние угла наклона таза (положение
лежа на спине, лежа на животе, стоя в упоре
на коленях).[6]
В исходном положении стоя в упоре на коленях
достигается провисание позвоночного
столба между поясом верхних конечностей,
умеренное растягивание его. Это дает
возможность мобилизовать позвоночный
столб в месте наиболее выраженного дефекта,
ограничивая подвижность в соседних отделах,
т.е. целенаправленно корригировать нарушение
осанки. [6]
Динамические упражнения необходимо чередовать
с упражнениями в статических напряжениях,
включать упражнения в расслаблении и
дыхательные упражнения; сами исходные
положения также необходимо чередовать;
упражнения, направленные на укрепление
мышечного корсета, необходимо сочетать
с упражнениями, способствующими исправлению
имеющихся дефектов осанки.[6]
При асимметричной осанке выраженный
корригирующий эффект оказывают симметричные
упражнения. Такое действие их связано
с физиологическими перераспределением
нагрузки. Для сохранения срединного положения
тела, более ослабленные мышцы на стороне
отклонения во время выполнения упражнений
работают с большей нагрузкой, чем более
сильные мышцы на противоположной стороне
(так называемая физиологическая асимметрия).
При этом выравнивается мышечная сила
и ликвидируется асимметрия мышечного
тонуса. При увеличении угла наклона таза
применяются упражнения, способствующие
удлинению мышц передней поверхности
бедер, поясничный части длинных мышц
спины, квадратной мышцы поясницы, подвздошно-поясничных
мышц, а также укреплению брюшного пресса
и мышц задней поверхности бедер. При уменьшении
угла наклона таза рекомендуются упражнения
для мышц поясницы и передней поверхности
бедер.[8,11]
Нормализация физиологических изгибов
позвоночного столба достигается в ряде
случаев улучшением подвижности его в
месте наиболее выраженного дефекта (например,
в грудном отделе при сутуловатой спине)
с одновременным укреплением мышц спины.[8]
Дефект крыловидных лопаток и приведенных
плеч может быть исправлен с помощью динамической
и статической нагрузки на трапециевидную
и ромбовидную мышцы, а также упражнений
на растягивание грудных мышц.[8]
Дефект вышестоящего живота устраняется
при использовании упражнений для мышц
брюшного пресса, выполняемых преимущественно
в исходном положении лежа на спине. Наиболее
эффективны упражнения с одновременным
максимальным (для данного человека) напряжением
прямых и косых мышц.[8]
Коррекция осанки, достигнутая с помощью
упражнений, может дать стойкий эффект
лишь при одновременном формировании
навыка правильной осанки на основе мышечно-суставного
чувства, позволяющего ощущать положение
определенных частей тела. После объяснений,
необходимых для создания представления
о правильной осанке, и показа «идеальной»
осанки приступают к выработке соответствующих
ей мышечно-суставных ощущений. Для этого
используются [11]:
а) тренировка перед зеркалом (зрительный
самоконтроль);
б) принятие правильной осанки и исправление
дефектов у стены,
когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются
тактильные при соприкосновении со стеной;
в) исправление дефектов осанки по указанию
инструктора.
Для выработки и закрепления навыка правильной
осанки используют различные общеразвивающие
упражнения (при обязательном сохранении
правильного положения тела), упражнения
в равновесии и координации, а также игры,
правила которых предусматривают соблюдение
правильной осанки.
К числу функциональных нарушений опорно-двигательного
аппарата относятся также уплощения свода
стопы, плоскостопие и полая стопа, связанные
с нарушением формирования свода стопы.[5]
Стопа человека осуществляет опорную,
рессорную локомоторную функции. Вследствие
этого в строении стопы имеются существенные
особенности, обусловленные прежде всего
вертикальным положением туловища. Пальцы
стопы короткие и менее подвижные, плюсна
мощная и прочная, кости располагаются
в разных плоскостях и образуют продольный
и поперечный своды. Укрепляют своды стопы
туго натянутые связки, называемые пассивными
«затяжками» стопы. В укреплении сводов
стопы важную роль выполняют мышцы, которые
являются активными «затяжками» стопы.
Таким образом, конструкция стопы в виде
сводчатой арки поддерживается благодаря
форме костей, прочности связок и тонусу
мышц.
Детская стопа по сравнению со взрослой
коротка, широка, а в пяточной области
сужена. Пальцы расходятся, в то время
как у взрослых они плотно прилегают друг
к другу. На подошве у детей сильно выражена
подкожная клетчатка, заполняющая свод
стопы, что приводит нередко к диагностическим
ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят
из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие,
эластичные, легко поддаются деформациям.
Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось
выше, играют важную роль в укреплении
сводов стопы, относительно слабо развиты.
Суставно-связочный аппарат стоп еще не
сформирован, суставы в сравнении с суставами
взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие
своды стопы, менее прочны и более эластичны.
Объем движений детской стопы больше,
чем взрослой, вследствие большей эластичности
мышечно-связочного аппарата, поэтому
детская стопа менее приспособлена к статическим
нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько
уплощаются, но по ее окончании тотчас
же, с помощью активного сокращения мышц,
возвращаются в исходное положение. Длительная
и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению
мышц и стойкому опущению сводов. Таким
образом, в дошкольном возрасте стопа
находится в стадии интенсивного развития,
ее формирование еще не завершено, поэтому
любые неблагоприятные внешние воздействия
могут приводить к возникновению тех или
иных функциональных отклонений. [17]
Стопа является опорой, фундаментом тела,
поэтому естественно, что нарушение этого
фундамента обязательно отражается на
формировании подрастающего организма.
Изменение формы стопы вызывает не только
снижение ее функциональных возможностей,
но, что особенно важно, изменяет положение
позвоночника. Это отрицательно влияет
на функции последнего и, следовательно,
на осанку и общее состояние ребенка.[17]
Специальные комплексы упражнений, направленные
на укрепление мышц стопы и голени и формирование
сводов стопы, применяются в различных
формах физического воспитания. Особенностью
комплексов является использование игровых
упражнений с привлекательными для детей
образами, также упражнений с предметами
– мячом, обручем, скакалкой. Подобные
упражнения профилактической и коррекционной
направленности воспринимаются детьми
как часть игры и включаются ими в самостоятельную
двигательную деятельность, что чрезвычайно
важно.[2]
1.3. Классификация и этиология возникновения
нарушений опорно-двигательного аппарата
Проблема нарушений опорно-двигательного
аппарата (ОДА) является одной из самых
актуальных для детского и юношеского
возраста.[19]
Причины, обуславливающие нарушения ОДА
у детей делят на 3 группы: 1.Первичные:
отягощенная наследственность, врожденные
пороки развития, родовая травма, ДЦП.
2. Вторичные: последствия перенесенных
воспалений, травм ОДА, головы, тяжелой
инфекционной, соматической или эндокринной
патологии. 3. Идиопатические: нарушения
ОДА без видимой очевидной причины.[20]
Одной из наиболее характерных особенностей
физического развития детей нашего времени
является диспропорция роста и дисфункция
(гетерохрония) физического развития. Гетерохрония
развития: акселерация –
ускорение роста и развития; ретардация –
задержка роста и развития. В настоящее
время преобладает ретардация за счет
преимущественно низкой массы тела. Гетерохрония
развития приводят к расхождению биологического
и хронологического возраста, сопровождается
морфофункциональными изменениями, потенцирует
возникновение целого ряда системных
нарушений, в том числе и со стороны ОДА.
Данную закономерность нельзя рассматривать
без учета проблем остеопороза (ОП), дисплазии
соединительной ткани (ДСТ) на фоне роста
врожденной, соматической патологии, проблем
рационального возрастного питания, общего
снижения качества здоровья детского
населения. Отклонения периода формирования
и развития костно-мышечной системы, с
возрастом приводят к стойкой патологии
позвоночника, стоп, хроническим заболеваниям
сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
неврологическим изменениям. Как правило,
изменения со стороны ОДА развиваются
медленно, постепенно и малозаметны на
ранних стадиях. Однако именно в эти сроки
наиболее эффективными являются методы
комплексной медико-педагогической реабилитации.
[17]
Дефектологами особое место отводится
изучению этиологии (причин) возникновения
нарушений опорно-двигательного аппарата.
Выделяют следующие наиболее распространенные
причины нарушений опорно-двигательного
аппарата [1]:
1. Внутриутробная патология (в настоящее
время многими исследователями доказано,
что более 400 факторов могут оказать воздействие
на ЦНС развивающегося плода, особенно
в период до 4 мес. внутриутробного развития):
- инфекционные заболевания матери: микробные,
вирусные (за последние годы распространённость
нейроинфекций возросла, особенно вирусных
– таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы
и др.);
- последствия острых и хронических соматические
заболевания матери (сердечно-сосудистые,
эндокринные нарушения);
- тяжелые токсикозы беременности;
- несовместимость по резус-фактору или
группам крови;
- травмы, ушибы плода;
- интоксикации;
- экологические вредности.
2. Родовая травма, асфиксия.
3. Патологические факторы, действующие
на организм ребенка на первом году жизни:
- нейроинфекции (менингит, энцефалит
и др.);
- травмы, ушибы головы ребенка;
- осложнение после прививок.
Сочетание внутриутробной патологии с
родовой травмой считается в настоящее
время одной из наиболее частых причин
возникновения ДЦП.[1]
Рассмотрим наиболее распространенную
классификацию нарушений опорно-двигательного
аппарата. [17]
Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного
аппарата.
Существует следующая
В основе врожденных деформаций лежат
дефекты развития зародышевого ядра
в определенной стадии эмбриогенеза,
внутриутробно перенесенные заболевания
или травмы, узость полости матки,
недостаток околоплодных вод и др.
2. Опухоли костей
Среди разных локализаций новообразований
опухоли костей составляют 11,4%. Они могут
быть первичными и вторичными. Первичные
опухоли костей состоят из костных и хрящевых
структур, находящихся на разной стадии
дифференциации, возникают из тканей,
принимающих участие в костеобразовании
(надкостница, эндостальные элементы и
пр.), и из тканей, не имеющих непосредственного
отношения к остеогенезу (кроветворные
элементы красного костного мозга, его
сосуды, ретикулярные и мезенхимальные
формации и т.д.). Вторичные опухоли прорастают
в костную ткань из окружающих тканей
(злокачественная синовиома) или развиваются
в кости из метастатического очага (метастазы
в кость рака предстательной, молочной
и щитовидной желез, бронхов, внутренних
органов, гипернефромы и др.). Метастазы
обычно поражают несколько костей скелета
и протекают по типу остеолитической формы
со значительной деструкцией кости или
по типу остеопластической формы с преобладанием
процессов костеобразования.
3.Хондробластома
Существует группа заболеваний скелета,
проявляющихся в виде опухолей подобных
образований. К ним относится
группа генотинических хондродисплазий
(хондроматоз костей, множественные
экзостозы и др.), а также остеопатии
неопределенной природы - фиброзная
дисплазия с опасной тенденцией
к малигнизации и др.
Болеют чаще мальчики в возрасте
4—12 лет. Заболевание может быть
одно- и двусторонним и возникает
вследствие сосудистых расстройств
в субхондрально расположенном
губчатом веществе головки бедренной
кости при повторных
Нередко болезнь появляется после закрытого
вправления врожденного вывиха бедра.
Вероятно, существует наследственная
предрасположенность к заболеванию.
Информация о работе Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата