Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа
Изучение сенсомоторного развития ребенка занимает одно из важных мест в возрастной психологии и психофизиологии (Е.И.Бойко, Н.И.Чуприкова). Онтогенетическое исследование сенсомоторного развития позволяет раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека. В связи с последними достижениями возрастной психофизиологии и нейропсихологии одной из актуальных проблем является изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка с позиции структурно-функционального созревания мозга.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы………………………………7
Особенности строения опорно-двигательного аппарата…………7
Осанка и некоторые деформации опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………………………11
Классификация и этиология возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………17
Глава 2. Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………26
2.1. Метод коррекции опорно-двигательного аппарата у дошкольников…………………………………………………………………..26
2.2. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников по средствам подвижных игр…………………………………29
Заключение………………………………………………………………53
Список используемых источников…………………………………….55
Игра «Челночный бег»
Цель: развитие
умения ориентироваться в пространстве,
выносливости и ловкости.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: кегли
(набивные мячи, стойки).
Инструкция. Для
проведения игры обозначают стартовую
линию, в 8–10 м от нее – место поворота,
затем через каждые 3 м еще три точки поворота
(кегли, набивные мячи, стойки). По сигналу
ведущего направляющие обеих команд бегут
к первой отметке, поворачивают, бегут
к линии старта, затем снова – до второй
отметки, пока не пробегут все точки поворота.
После этого в игру вступают следующие
участники команды. Победитель – команда,
закончившая бег первой.
Вариант: у каждой
команды предметы: флажки, палочки – по
количеству поворотов. На каждом повороте
бегун оставляет один из предметов, а бегущий
за ним поднимает его и передает следующему.
Методические указания. Игра
большой интенсивности, поэтому необходимо
следить за тем, чтобы играющие не перевозбудились.
^
Игра «Точно в цель»
Цель: развитие
глазомера, точности движений.
Количество игроков: 5–10.
Инвентарь: 10–12
кеглей, теннисные мячи.
Инструкция. На
расстоянии 10 м от линии старта, где шеренгой
с теннисными мячами выстраивается команда,
размещаются 10–12 городков (кеглей) на
расстоянии 50–80 см друг от друга. По сигналу
ведущего игроки команды одновременно
бросают мячи, стараясь сбить как можно
больше городков. По количеству сбитых
городков определяется победитель (команда).
Вариант: можно
использовать разные по весу и диаметру
мячи.
Методические указания. Игра
средней интенсивности, может повторяться
несколько раз.
^
Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с элементами баскетбола
Игра «Охотники и утки»
Цель: развитие
точности движений, ловкости и быстроты
реакции.
Количество игроков: 10–20.
Инвентарь: небольшие
мячи.
Инструкция. Играющие
делятся на две команды – «охотников»
и «уток». «Охотники» становятся по кругу
за чертой, а «утки» произвольно располагаются
внутри круга. По сигналу «охотники» стараются
«запятнать» «уток» мячом. Они, бегая и
прыгая внутри круга, уворачиваются от
мяча. «Подстреленная утка» выходит из
игры. Игра продолжается до тех пор, пока
не будут «убиты» все «утки». Затем команды
меняются ролями. Выигрывает команда «охотников»,
которая быстрее «запятнала» всех «уток».
Методические указания. Игра
большой интенсивности. Необходимо следить
за тем, чтобы играющие не перевозбудились.
^
Игра «Выручалка»
Цель: развитие
точности движений, ловкости и быстроты
реакции, взаимовыручки.
Количество игроков: 10–20.
Инвентарь: небольшие
мячи.
Инструкция. Играют
две команды. Условия и порядок игры те
же, что и в предыдущей игре. За кругом
располагаются водящие, внутри круга –
игроки поля. Отличие игры в том, что игроки
на поле могут «выручать» тех, кого уже
«запятнали»: игрок поля, поймавший мяч,
«запятнанным» не считается и имеет право
ввести на поле игрока, ранее вышедшего
из игры.
Методические указания. Педагогу
(инструктору, вожатому) следует быть особо
внимательным, так как эта игра отличается
большой интенсивностью.
^
Игра «Живая корзина»
Цель: развитие
точности и улучшение координации движений.
Количество игроков: 5–6.
Инвентарь: баскетбольные
мячи, табуретка.
Инструкция. Если
нет баскетбольных щитов, то игра может
проходить по упрощенным правилам. Площадка
размечается условно, вместо щита и баскетбольной
корзины на возвышении (табуретке) стоит
игрок. Его задача заключается в том, чтобы,
не сходя с места, поймать брошенный ему
мяч. Игра ведется по упрощенным правилам
баскетбола (без аутов). Продолжительность
игры – два тайма по 5 минут.
Методические указания:
^
Игра «Встречная эстафета»
Цель: развитие
точности и быстроты движений.
Количество игроков: 8–16.
Инвентарь: два
мяча.
Инструкция. Игроки
каждой команды делятся на две группы
и строятся в две колонны лицом друг к
другу на расстоянии 12–14 м. У направляющих
рядом стоящих колонн – по мячу. По команде
направляющие выполняют ведение мячей
к противоположным колоннам. Обойдя колонну
сзади против часовой стрелки, игроки
подводят мячи к началу колонны, передают
направляющему, а сами становятся в конец
колонны.
Выигрывает команда, быстрее поменявшаяся
местами в колоннах и правильно выполнившая
задание.
Методические указания. За
допущенные ошибки игрокам могут начисляться
штрафные очки, влияющие на общий результат
игры.
^
Готовимся играть в баскетбол
Цель игровых
заданий и эстафет: овладение
элементами баскетбола, тренировка умения
распределять внимание, развитие точности
и быстроты движений. Выбор заданий определяется
условиями, количеством и состоянием здоровья
участников. Игры могут проводиться в
парах, командами, в них могут участвовать
все, включая взрослых.
^
Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с элементами волейбола
Игра «Мяч в воздухе»
Цель: развитие
внимания, координации и точности движений.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: 2–3
мяча.
Инструкция. Игроки
делятся на 2–3 команды и встают каждая
в свой круг. По сигналу начинается передача
мяча (заранее обусловленным способом)
в любом направлении. Игрок, допустивший
ошибку, покидает круг. Игра продолжается
до тех пор, пока в круге не останется один
человек, который считается победителем
в своей команде. Затем победители каждой
команды играют между собой, выявляя чемпиона.
Вариант: игроки
не выбывают, а за ошибки командам, которые
они представляют, начисляют штрафные
очки. Выигрывает команда, у которой сумма
штрафных очков меньше.
Методические указания. Игра
большой интенсивности, педагогу (инструктору)
следует быть особо внимательным.
^
Игра «Мяч капитану»
Цель: развитие
координации, точности движений, внимания.
Количество игроков: 8–16.
Инвентарь: волейбольные
мячи.
Инструкция. Игроки
делятся на команды и выстраиваются в
колонны. Напротив каждой команды на расстоянии
4–5 м стоит капитан, который поочередно
посылает мяч игрокам своей команды. После
обратной передачи игрок идет в конец
колонны. Побеждает команда, игроки которой
дольше продержат мяч в воздухе.
Вариант: игроки
встают в круг, а капитан – в центр круга.
Все передачи идут через капитана. Выигрывает
команда, которая сделает меньше ошибок
в течение 3 мин.
Методические указания. Эту
игру можно повторять несколько раз.
^
Игра «Попади в квадрат»
Цель: развитие
умения ориентироваться в пространстве,
внимания, точности движений, комбинаторики.
Количество игроков: 8–16.
Инвентарь: волейбольные
мячи.
Инструкция. Игроки
каждой команды выстраиваются на лицевых
линиях волейбольной площадки, которая
с обеих сторон разделена на квадраты.
В каждом квадрате – цифра, обозначающая
количество очков, начисляемое за попадание
в этот квадрат. Первый игрок называет
цифру и делает верхнюю (нижнюю) прямую
подачу. Если мяч приземлился точно в указанном
квадрате, игроку начисляется соответствующее
количество очков; если мяч попал в другой
квадрат, из названного игроком числа
вычитается два очка. Если при подаче игрок
сделал ошибку (мяч задел сетку, ушел за
пределы площадки, игрок переступил линию
подачи и т.п.), то очки не начисляются.
Методические указания. Итоги
подводятся после того, как все игроки
побывали в роли подающего. Победитель
определяется по наибольшей сумме очков.
^
Игра «Не урони шарик»
Цель: развитие
умения ориентироваться в пространстве,
внимания, точности, комбинаторики движений.
Количество игроков: 8–16.
Инвентарь: надувные
шарики по числу игроков.
Инструкция. Играющие
с надувными шариками в руках двумя командами
размещаются на площадке. По сигналу ведущего
игроки начинают передачу над собой, перемещаясь
по своей площадке. При этом они могут
передавать шарик партнерам по команде.
Задача обеих команд – не допустить, чтобы
шарик коснулся пола и вышел за пределы
площадки. Игра продолжается 3–5 мин. Побеждает
команда, сделавшая меньше ошибок.
Методические указания. Эту
игру следует проводить на волейбольной
площадке.
^
Подвижные игры на прогулках
Прогулки в лес или в парк
особенно полезны. Во время прогулки
можно совместить ходьбу с подвижными
играми и развлечениями, купанием, воздушными
и солнечными ваннами. Чтобы прогулка
была веселой и интересной, можно
организовать игры, которые не требуют
особого оборудования, специальной
площадки. Имея с собой только волейбольный
или теннисные мячи, можно провести
множество разнообразных игр
и эстафет.
^
Игра «Пятнашки мячом»
Цель: развитие
ловкости, умения ориентироваться в пространстве,
точности и быстроты движений.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: мяч.
Инструкция. Все
играющие произвольно располагаются на
лужайке или поляне, в центре – водящий
с мячом в руке. По сигналу начинается
игра: водящий должен «запятнать» мячом
любого игрока, который после этого сам
становится водящим. Играют 6–8 мин.
Методические указания. Если
у детей сохраняется интерес к этой игре,
ее можно повторить после небольшого перерыва.
^
Игра «Круговая лапта»
Цель: развитие
ловкости, чувства дистанции, точности
и быстроты движений.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: мяч.
Инструкция. Двое
водящих находятся за границами условной
площадки на расстоянии 10–12 м, все остальные
– в центре площадки. Водящие, перебрасывая
мяч друг другу, стараются «запятнать»
тех, кто находится на площадке. Те, в кого
попали мячом, выбывают из игры, но их могут
«выручить» те играющие, которые поймали
мяч. Выигрывает тот, кто последним останется
на площадке. Водящими становятся двое,
первыми выбывшие из игры.
Методические указания. Играют
3–4 раза, с небольшими перерывами для
отдыха.
^
Игра «Змейка»
Цель: развитие
координации коллективных действий, умения
ориентироваться в пространстве.
Количество игроков: 6–7.
Инструкция. 5–6
участников, взявшись друг за друга, выстраиваются
в колонну – «змейку». Водящий встает
перед «змейкой» и старается «запятнать»
последнего. Стоящий в «змейке» первым
– капитан – преграждает путь водящему:
широко расставляет руки, ставит заслоны,
выполняет различные движения туловищем.
«Змейка» следует за капитаном и помогает
преградить путь водящему. Если водящий
«запятнал» игрока, замыкающего колонну,
он становится капитаном, а «запятнанный»
игрок – водящим.
Методические указания. Игру
можно повторять несколько раз, с небольшими
перерывами на отдых.
^
Игра «Ногой по мячу»
Цель: развитие
равновесия и точности движений, ощущения
пространства при отсутствии зрительного
контроля.
Количество игроков может
быть любым.
Инвентарь: волейбольный
мяч.
Инструкция. В
шести шагах от игрока помещается волейбольный
мяч. Водящему завязывают платком глаза.
Затем, после поворота на 360°, он должен
подойти к мячу и ударить по нему ногой.
Играют по очереди несколько раз. Выигрывает
тот, кто большее количество раз попал
по мячу.
Методические указания. Место
для игры следует подобрать ровное, без
канав, кустарника или пней.
^
Игра «Шишки, желуди, орехи»
Цель: развитие
внимания, быстроты реакции, точности
движений.
Количество игроков: более
шести.
Инструкция. Играющие
встают по трое, один за другим, лицом к
центру, где стоит водящий. Первые в тройках
– «шишки», вторые – «желуди», третьи
– «орехи». По сигналу водящий произносит
любое из трех названий, например, «орехи».
Все играющие-«орехи» должны поменяться
местами. Водящий стремится встать на
любое освободившееся место. Если ему
это удается, то игрок, оставшийся без
места, становится водящим. Можно выкрикнуть
два названия и даже три. Побеждает тот,
кто ни разу не был водящим.
Методические указания. По
желанию детей эту игру можно проводить
несколько раз.
^
Игра «Рыбы, птицы, звери»
Цель: развитие
быстроты реакции, внимания, обогащение
словарного запаса.
Количество игроков может
быть любым.
Инвентарь: волейбольный
или теннисный мяч.
Инструкция. Все
играющие встают полукругом на расстоянии
4–5 м от водящего, который держит в руках
волейбольный или теннисный мяч. Водящий,
бросая кому-либо из играющих мяч, произносит
одно из трех слов: «рыбы», «птицы», «звери».
Если названо, например, слово «рыбы»,
играющий должен поймать мяч, сделать
шаг вперед и тут же вернуть его водящему,
быстро назвав любую рыбу, например, сказать:
«Щука». Тот, кто не успевает дать нужный
ответ или повторяет его, выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто не сделал ни одной
ошибки. Победитель становится водящим.
Методические указания. Игра
повторяется 2–3 раза.
^
Игра «Волейбол в кругу»
Цель: освоение
элементарных умений передачи мяча, развитие
точности движений.
Количество игроков может
быть любым.
Инвентарь: волейбольный
мяч.
Инструкция. Играющие
становятся в круг и начинают передавать
мяч друг другу любым способом, как в волейболе.
Тот, кто не смог принять или передать
мяч, получает штрафное очко. Выигрывает
тот, кто получил меньше штрафных очков.
Методические указания. По
желанию участников игру можно повторить
2–3 раза.
^
Информация о работе Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата