Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа
Изучение сенсомоторного развития ребенка занимает одно из важных мест в возрастной психологии и психофизиологии (Е.И.Бойко, Н.И.Чуприкова). Онтогенетическое исследование сенсомоторного развития позволяет раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека. В связи с последними достижениями возрастной психофизиологии и нейропсихологии одной из актуальных проблем является изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка с позиции структурно-функционального созревания мозга.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы………………………………7
Особенности строения опорно-двигательного аппарата…………7
Осанка и некоторые деформации опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………………………11
Классификация и этиология возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………17
Глава 2. Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………26
2.1. Метод коррекции опорно-двигательного аппарата у дошкольников…………………………………………………………………..26
2.2. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников по средствам подвижных игр…………………………………29
Заключение………………………………………………………………53
Список используемых источников…………………………………….55
Это наиболее тяжелая форма дегенеративно-
Артрит различной этиологии
К воспалительным заболеваниям костей
относятся остеомиелит, ряд типично
протекающих форм первично хронического
остеомиелита (опухолевидный остеомиелит,
склерозирующий остеомиелит, послетифозный
остеомиелит и т.д.), а также
абсцесс Вгоdie.
Остеомиелит — гнойное воспаление костного
мозга и всех элементов кости, вызванное
заносом в кость инфекции током крови
из какого-нибудь очага (гематогенный
остеомиелит) или возникшее в результате
открытого повреждения (травматический,
или раневой, остеомиелит). Остеомиелит
может быть неспецифическим и специфическим
(туберкулезный, сифилитический и др.).
В клинической практике чаще встречается
неспецифический остеомиелит, возникающий
вследствие гематогенного распространения
инфекции, перехода воспалительного процесса
на кость с других тканей и органов (панариций
и пр.), а также экзогенного инфицирования
при открытых переломах. Одним из видов
экзогенного остеомиелита является огнестрельный,
возникающий при огнестрельных повреждениях
опорно-двигательного аппарата. По течению
различают острый и хронический остеомиелит.
Последний может быть первично хроническим
и развившимся из острого.
Таким образом, этиологии и классификации
нарушений ОДА ведущими учеными:
дефектологами и психологами
уделяется большое значение, о
чем свидетельствует степень
изученности этого вопроса в
разрезе раздела нарушений ОДА.
^ ГЛАВА 2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
2.1. Метод коррекции опорно-двигательного
аппарата у дошкольников
Сколиоз – тяжелое прогрессирующее заболевание
позвоночного столба, характеризующиеся
дугообразным искривлением во фронтальной
плоскости и скручиванием позвонков вокруг
вертикальной оси. В результате прогрессирования
этих изменений у больного может сформироваться
вначале реберное выпячивание, а в дальнейшем
реберный горб – гиббус.[17, 20]
Сколиотическая болезнь возникает в период
роста позвоночного столба. Можно разделить
на три группы:
Первично-патологические факторы могут
иметь как врожденный, так и приобретенный
характер. Например, при диспластических
нарушениях роста позвонков и формирования
межпозвонковых дисков образуется клиновидный
позвонок и позвоночный столб по мере
роста приобретает дугообразную форму.[19]
Рост и развитие позвоночного столба могут
быть нарушены при рахите.
Статико-динамические факторы причинно
связаны с развитием сколиоза вследствие
длительного асимметричного положения
тела. Так, косое расположение таза может
долго сохраняться в связи врожденной
разницей в длине нижних конечностей,
односторонним врожденным вывихом бедра.[7,
20]
Общепатологические факторы способствуют
возникновению сколиотического процесса
либо его прогрессированию в связи с резким
снижением сопротивляемости организма.[19]
Немаловажное значение для возникновения
и развития сколиотической болезни имеют
уровень физического развития ребенка
и гигиенические условия, в которых он
воспитывался. Условия, способствующие
возникновению нарушений осанки, и сама
плохая осанка облегчают возможность
возникновения и прогрессирования сколиотической
болезни.
Лечение сколиотической болезни весьма
сложно. Оно бывает успешным, если проводится
комплексно, с использованием ортопедических
средств, лечебной физической культуры,
общетерапевтических и гигиенических
мер.
Физические упражнения способствуют также
нормализации деятельности внутренних
органов, а в ряде случаев и функции позвоночного
столба.[11]
Задачами лечебной физической культуры
являются:
Для решения этих задач на фоне общеразвивающих
упражнений используются гимнастические
упражнения для мышц спины и пояснично-подвздошных
мышц, а также мышц ягодичной области
[4, 13].
В лечении больных детей для оказания
корригирующего действия применяются
специальные корригирующие гимнастические
упражнения двух типов – симметричные
и асимметричные.[5, 13]
К симметричным корригирующим упражнениям
относятся такие, при которых сохраняются
срединное положение позвоночного столба.
Их корригирующий эффект связан с неодинаковым
напряжением мышц при попытке сохранить
симметричное положение частей тела при
сколиозе: мышцы на стороне выпуклости
напрягаются более интенсивно, а на стороне
вогнутости несколько растягиваются.
При этом мышечная тяга с обеих сторон
постепенно выравнивается, устраняется
ее асимметрия, частично ослабевает и
поддается обратному развитию мышечная
контрактура на стороне вогнутости сколиотической
дуги. Симметричные упражнения не нарушают
компенсаторных приспособлений и не приводят
к развитию противоискревлений. Важные
преимуществом симметричных корригирующих
упражнений является относительная простота
методики их проведения и подбора, не требующая
учета сложных биомеханических условий
работы деформированного опорно-двигательного
аппарата при сколиозе.[13, 16]
Асимметричные корригирующие упражнения
позволяют сконцентрировать их лечебные
действия на данном участке позвоночного
столба. Например, при отведении ноги в
сторону выпуклости дуги сколиоза меняется
положение таза и дуга уменьшается. При
поднятой руке со стороны вогнутости руки
она уплощается за счет изменения положения
пояса верхних конечностей. Корригирующих
эффект при торсионных применениях может
быть достигнуть путем поворота таза или
туловища.[16]
Асимметричные упражнения должен подбирать
врач или инструктор, строго учитывая
локализацию процесса и характер действия
упражнений на кривизну позвоночного
столба.[6]
Из общеразвивающих упражнений широко
используются упражнения на координацию
и равновесие, а также упражнения для всех
мышечных групп, выполняемые из различных
исходных положений в соответствие с уровнем
физического развития больного.
2.2. Профилактика нарушений опорно-двигательного
аппарата дошкольников по средствам подвижных
игр
Изучение научно-методической литературы
показало, что долгое время научное обеспечение
решения оздоровительных задач в процессе
физкультурного образования шло по пути
собирания отдельных элементов из различных
оздоровительных технологий, не меняющих
системы коренным образом. Создалась некая
их совокупность, не представляющая собой
ни целостности, ни оригинальности. Так,
решение проблемы профилактики нарушений
опорно-двигательного аппарата (ОДА) детей
осуществляется путем разработки подвижных
игр.[8]
Целью данного курсового проекта была
разработка ряда подвижных игр для профилактики
нарушений ОДА детей дошкольного школьного
возраста в процессе физкультурного образования.[3]
Задачи:
В работе с детьми с нарушениями
ОДА соблюдают следующие
В рамках профилактически-коррекционной
работы целесообразно использовать
следующие подвижные игры в работе
с детьми с нарушениями ОДА.[ 8]
^ Подвижные игры направлены на совершенствование
двигательных навыков в меняющихся условиях,
на улучшение функций различных анализаторов,
обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным
воздействием. Это игры с элементами ползания,
ходьбы, бега, метания, с преодолением
различных препятствий. [7, 8]
Применяют спортивные игры по упрощённым
правилам: волейбол, баскетбол, футбол,
настольный теннис. Очень эффективны в
работе с детьми с нарушениями ОДА плавание
в бассейне и катание на лошадях. [14]
^
Игра «Ручей»
Цель: обучение
детей выполнению согласованных быстрых
коллективных действий.
Количество игроков: 8–20.
Инвентарь: флажок
или набивной мяч для обозначения места
поворота.
Инструкция. Играют
две команды, игроки которых выстраиваются
в колонну по одному у стартовой линии.
В 15–20 м от нее обозначают место поворота
(флажок, набивной мяч). По сигналу направляющие
команд бегут к месту поворота, обегают
предмет, возвращаются к команде и берут
за руку очередного участника. Теперь
они бегут вдвоем, держась за руки, обегают
поворот, возвращаются, берут за руку третьего,
и так продолжается, пока все игроки не
будут бежать вместе, держась за руки.
Побеждает команда, закончившая бег первой
и без нарушения правил.
Методические указания. Игра
большой интенсивности, поэтому нужно
следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.
^
Игра «Вызов номеров»
Цель: воспитание
внимания, развитие быстроты и ловкости.
Количество игроков: 10–20.
Инвентарь: флажок
или набивной мяч для обозначения места
поворота.
Инструкция. Играют
две команды, которые выстраиваются в
колонну по одному у стартовой линии. В
15 м от нее напротив каждой команды обозначается
место поворота. Капитаны распределяют
игроков по номерам. Ведущий называет
номера. Игроки, услышав свой номер, бегут
к точке поворота, обегают ее и возвращаются
на место. Прибежавший первым получает
очко, вторым – 2 очка. Победившая команда
определяется в конце игры по количеству
набранных очков.
Методические указания. Игра
отличается большой интенсивностью, поэтому
необходимо следить за тем, чтобы дети
не перевозбудились.
^
Игра «Догони обруч»
Цель: развитие
быстроты и ловкости, глазомера.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: обручи
по числу играющих.
Инструкция. Для
игры обозначают стартовую линию, в 5–6 м
от нес – контрольную, а в 8–9 м от стартовой
– финишную. Две-три команды выстраиваются
у стартовой линии, в руках у каждого игрока
– обруч. По первому сигналу стартующие
делают замах обручем, по второму – выполняют
бросок обруча так, чтобы он катился. Как
только обруч достигает контрольной линии,
бросивший выбегает и старается догнать
обруч, прежде чем тот докатится до финишной
линии. Побеждает тот, кто несколько раз
был первым.
Методические указания. Падение
обруча считается ошибкой.
^
Игра «Самый ловкий»
Цель: развитие
умения ориентироваться в пространстве,
быстроты и точности движений.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: мячи
по числу игроков.
Инструкция. Игроки
выстраиваются на стартовой линии двумя-тремя
командами. Направляющие подбрасывают
мяч, бегут вперед (все в одном направлении)
как можно дальше, но с таким расчетом,
чтобы поймать мяч на обратном пути. Поймав
мяч, игрок возвращается на свое место.
Побеждает та команда, у которой окажется
в сумме наибольшее расстояние от стартовой
линии.
Вариант: играющие
подбрасывают мяч, садятся, встают и ловят
его, после второго подбрасывания выполняют
упор лежа, после третьего – бегут вперед
до обозначенной линии и ловят мяч.
Методические указания. Учитываются
все случаи, когда мяч пойман, отмечается
и личный рекорд.
^
Игра «Кто дальше?»
Цель: воспитание
чувства ответственности и развитие скоростно-силовых
качеств.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: набивные
мячи.
Инструкция. Две-три
команды выстраиваются в колонны перед
стартовой линией. По сигналу первые номера
выполняют прыжок в длину с места, вторые
выполняют прыжок с места приземления
первых и т.д., пока не выполнит прыжок
последний в команде.
Вариант: вместо
прыжка может выполняться бросок набивного
мяча.
Методические указания. Побеждает
команда, имеющая самый дальний суммарный
прыжок.
^
Информация о работе Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата