Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Изучение сенсомоторного развития ребенка занимает одно из важных мест в возрастной психологии и психофизиологии (Е.И.Бойко, Н.И.Чуприкова). Онтогенетическое исследование сенсомоторного развития позволяет раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека. В связи с последними достижениями возрастной психофизиологии и нейропсихологии одной из актуальных проблем является изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка с позиции структурно-функционального созревания мозга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы………………………………7

Особенности строения опорно-двигательного аппарата…………7

Осанка и некоторые деформации опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………………………11

Классификация и этиология возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………17

Глава 2. Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………26

2.1. Метод коррекции опорно-двигательного аппарата у дошкольников…………………………………………………………………..26

2.2. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников по средствам подвижных игр…………………………………29

Заключение………………………………………………………………53

Список используемых источников…………………………………….55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.09 Кб (Скачать файл)

Подвижные игры в походах

 
В походах решаются задачи активного  отдыха, укрепления здоровья, всестороннего  развития, расширения знаний об окружающем мире, природе; приобретаются навыки общения, взаимопомощи, заботливого  отношения к товарищам. 
Поход может пройти весело и интересно, если заранее продумать и предложить детям новые игры, в частности те, которые содержат элементы ориентирования на местности. 
^

Игра «Быстрей в поход»

 
Цель: ознакомление с туристским снаряжением, воспитание чувства взаимопомощи, развитие быстроты движений. 
 
Количество игроков: более десяти. 
 
Инвентарь: туристское снаряжение (рюкзак, штормовка, кружка, обувь и т.д.). 
 
Инструкция. Играют все участники похода, которые делятся на 2–3 равные команды. На старте находятся капитаны, около них собрано все снаряжение для похода: обувь, носки, штормовка (или куртка), кружка, мыло, полотенце и т.д. Количество предметов должно быть равно числу играющих в команде. Команды строятся на одной линии в 20 м от своего капитана. По сигналу направляющие бегут к капитану, кладут в рюкзак одну из вещей снаряжения (капитан помогает надеть рюкзак) и бегом возвращаются назад, снимают рюкзак, передают следующему, тот бежит к капитану, кладет еще одну из вещей и т.д. Последний игрок в команде бежит к капитану, помогает ему надеть штормовку и рюкзак, и они вместе возвращаются к своей команде. Побеждает команда, которая быстрее подготовила капитана к походу. 
 
Методические указания. Игру можно повторять 2–3 раза, меняя капитанов. 
^

Игра «К флажку»

 
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; умения ориентироваться в пространстве без зрительного контроля. 
 
Количество игроков может быть любым. 
 
Инвентарь: флажок, повязки на глаза. 
 
Инструкция. Посередине поляны ставится флажок (палка). Играющие располагаются полукругом в 40–50 м от флажка. По сигналу все завязывают глаза повязками. Даются команды: «Налево!», «На месте бегом марш!», «Направо!», «Кругом!» и др. Игроки выполняют эти команды. Затем дается команда: «К флажку шагом марш!». Все начинают двигаться к флажку, через 15–20 шагов дается команда «Стой!». Все останавливаются, снимают повязки. Победитель – тот, кто ближе всех подошел к флажку. 
 
Методические указания. Игра повторяется 4–5 раз. 
^

Игра «Переправа через болото»

 
Цель: развитие координации движений, равновесия, смекалки. 
 
Количество игроков: 10–20. 
 
Инвентарь: две доски. 
 
Инструкция. Играют 2–3 команды, которые делятся пополам. Одна половина каждой команды выстраивается с одной стороны «болота», вторая – с другой. Ширина «болота» 15–20 м. Направляющие на старте – с одной стороны «болота», они имеют по две доски длиной 50–60 см. По команде направляющие кладут одну доску перед собой и встают на нее, вторую кладут вперед на такое расстояние, чтобы можно было встать на нее, достав первую доску и не ступив в «болото». Таким образом играющие переправляются на другой «берег», где их ждут следующие игроки, которые подобным образом возвращаются обратно. Игра заканчивается, когда через «болото» перейдут все играющие. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. 
 
Методические указания. При проведении этой игры необходимо следить за выполнением всех правил техники безопасности. 
^

Игра «Ориентировка  по слуху»

 
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения, тренировка внимания. 
 
Количество игроков может быть любым. 
 
Инвентарь: свисток, повязки на глаза. 
 
Инструкция. Все играющие располагаются полукругом на расстоянии 2–3 м друг от друга и завязывают глаза повязками. Водящий встает в 30–40 м и дает сигнал – свисток. Все начинают двигаться в сторону водящего, стараясь подойти как можно ближе. По второму свистку все останавливаются, а водящий переходит на другое место и снова дает свисток. Так повторяется 5–6 раз. Затем дается длинный свисток – сигнал к окончанию игры. Все снимают повязки. Выигрывает тот, кто ближе других подошел к водящему. 
 
Методические указания. Игра проводится на большой ровной поляне. 
^

Игра «Грибная охота»

 
Цель: развитие равновесия, точности и быстроты движений. 
 
Количество игроков может быть любым. 
 
Инвентарь: доски-мостики, веревочные перила, мешки, шишки. 
 
Инструкция. Через канаву шириной 1,5–2 м переброшены параллельно два узких мостика. По два человека из каждой команды держат рядом с мостиком для страховки веревочные перила. На одной стороне канавы растут «грибы» (разбросанные шишки), на другой – находятся две команды играющих. По сигналу первые игроки переходят через мостик, срывают по одному «грибу», приносят их своей команде и кладут в «корзины» (полиэтиленовые мешки), затем отправляются следующие игроки и т.д. Играют 5–7 мин. По сигналу свистка игра заканчивается. Выигрывает команда, у которой в корзине больше «грибов». 
 
Методические указания. Игру можно повторить 2–3 раза. 
^

Игра «Неразлучные друзья»

 
Цель: развитие взаимопонимания в совместных действиях, улучшение координации движений. 
 
Количество игроков любое. 
 
Инвентарь: резиновое кольцо. 
 
Инструкция. Все играющие парами выстраиваются на одной стартовой линии. Левая нога одного и правая другого играющего в паре соединены резиновым кольцом. Каждая пара по сигналу преодолевает дистанцию длиной 25–30 м. Команда, раньше других пришедшая к финишу, получает одно очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков. 
 
^ Методические указания. При проведении этой игры необходимо внимательно следить за соблюдением техники безопасности. Веревочные перила рекомендуется держать взрослым. 
 
Помимо вышеописанных подвижных игр ведущими дефектологами, педагогами-психологами рекомендуется использовать в своей деятельности следующие игры и игровые приемы. 
 
Игра «Гусли-самогуды» 
 
(Педагог читает текст, звучит ритмичная музыка, ученики выполняют движения.) 
 
В сказочном дворце, 
На высоком крыльце, 
Звучит громко указ — 
Добрым молодцам наказ: 
«Кто сумеет танцевать 
Так, как гусли нам велят, 
Тот и будет помогать 
Нашим царством управлять». 
Гусли-гусли-самогуды 
Распевают песню всюду. 
Раз готовы вы, друзья, 
Танцевать нам всем пора! 
Вот и музыка звучит, 
А народ все ждет, стоит. 
Ой, пустились плечи в пляс, 
Веселей, еще хоть раз! 
Пальцы, локти скачут вместе, 
А народ стоит на месте. 
Пляска стала затихать, 
Тише музыка играть... 
Ноги стали просыпаться, 
Просыпаться, подниматься, 
Пятки, пальцы и колени 
Заплясали, как хотели. 
Как им весело плясать! 
Только стали уставать. 
Рад живот поупражняться, 
Научился напрягаться. 
Вдох и выдох, покрутись, 
Лежебока, эй, проснись! 
Вновь поднялись наши плечи. 
Выше, выше, резче, резче! 
Стали плечи затихать, 
Затихать и засыпать... 
Щеки, носик в пляс пошли. 
Брови нежно подними. 
Губы вытянулись в трубку. 
Потанцуй еще минутку. 
Вновь народ стоит и ждет: 
Что нам музыка споет? 
Эй, помощник, выходи, 
танец закажи! 
 
(Учитель показывает движения, а другие школьники повторяют за ним.) 
 
Игра «Деревья в лесу» 
 
(Звучит музыка.) 
 
Педагог. А теперь — игра. Вы готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за другом. В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны... Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются... Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя. 
Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто ласково стучит дождик. 
Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее... И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность. 
 
Хорошо играть в «сдутый шарик». Для этого в игровой комнате или спортивном зале надо разложить маты и подушки. Нужно представить себя воздушным шариком, из которого выпускают воздух. Начинается игра в положении стоя, затем ребенок медленно оседает и падает на подушки. Также можно изобразить тающую снежную бабу. 
 
"Мы-веселые ребята" 
 
Мы сидели на скамейке, 
Мы - веселые ребята, 
Мы - сеселые ребята, 
Мы все вместе говорили: 
- Правая рука, левая рука (показываем). 
Затем повторяем все сначала и добавляем: 
- Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова повторяем слова и постепенно присоединяем: 
- Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе.  
 
Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.  
 
"Нос-ухо-нос" 
 
Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: "Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: "Нос". Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, "лоб", вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!" (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое).  
 
Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.  
 
"Мы охотимся за львом" 
 
Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют: 
- Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте.) 
- Не боимся мы его. 
- Будем биться насмерть с ним. 
- И, конечно, победим - чух! 
- А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу.) 
- А, это топь (болото, лес, гора)! 
- Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы.) 
- По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх.) 
- Надо напрямик! (Снова повторяют все слова.) 
- А что же это там? (Всматриваются.) 
- А, это же нора! 
- А кто же в ней живет? 
- Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова.) 
- А что же это там? 
- А, это хвост! (Громко.) (Убегают, снова преодолевая, уже в обратном порядке, гору, лес, болото, топь.)  
 
"Купим мы с бабушкой" 
 
Игра о покупках. А вы любите делать покупки? Вот и помогите. 
Ведущий: Вы будете повторять за мной слова и делать те же движения, что и я: 
- Купим мы с бабушкой себе курочку. 
- Курочка по зернышку - кудах-тах-тах. (Бьем руками по коленям.) 
- Купим мы с бабушкой себе уточку. 
- Уточка - утя-тя-тя. (Руки перед собой крест-накрест, извиваются, будто уточка плывет.) 
Повторяем все сначала и добавляем: 
- Купим мы с бабушкой себе индюшонка. 
- Индюшонок - фу ты, ну ты. (Размахиваем руками.) 
Снова повторяем все сначала и добавляем: 
- Купим мы с бабушкой себе поросенка. 
- Поросенок - хрю-ки, хрю-ки. (Крутим кулачками перед носом, создается впечатление пятачка.) 
Снова перечисляем всех, кого купили с бабушкой, и присоединяем, 
- Купим мы с бабушкой себе коровенку. 
Коровенка - му-ки, му-ки. (Бодаемся рогами.) 
- Купим мы с бабушкой себе лошаденку. 
- Лошаденка - ну-ки, ну-ки. (Руки вперед, натягиваем "вожжи" на себя.) 
- Купим мы с бабушкой себе собачонку. 
- Собачонка - ав-ав. (Руками загребаем "уши".) 
- Купим мы с бабушкой себе кисоньку. 
- Кисонька - мяу-мяу. (Движение руками перед носом, как бы кошка умывается.) 
- Купим мы с бабушкой себе телевизор. (Показываем руками телевизор.) 
- Телевизор - время - факты. (Время - поднятая рука, факты - опустить руку перед собой.) 
- Дикторша - ля-ля, ля-ля. (Машем руками у рта.)  
 
Нельзя забывать, что после того, как что-то купили, все предыдущие покупки повторяются сначала.  
 
«Срезание призов» 
 
К двум стойкам прикрепляется веревочка, за которую на нитках привязаны призы. Они обертываются в цветную бумагу, чтобы не сразу можно было догадаться, где что находится. Тому, кто хочет получить приз, завязывают глаза и дают в руки ножницы. Он должен подойти к веревке и срезать один из призов.  
 
«Рукопожатие» 
 
Играющие встают рядом. Им завязывают глаза и предлагают сделать 3-4 шага вперед, повернуться спиной друг к другу, а затем, отойдя на несколько шагов в разные стороны, повернуться два раза на месте, сделать то же количество шагов обратно и обменяться рукопожатием.  
 
"...Повяжу я шелковый платочек" 
 
На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 15-20 воздушных шаров, разрисованных под матрешек. У каждого игрока небольшой платок, который необходимо повязать на шар. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.  
 
^ Игры в лесу и на поляне "птицы" и "клетка" 
 
Играющие образуют два круга: внешний и внутренний. Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки, и это - клетка. Внешний круг - это "птицы".  
 
"Клетка" под музыку движется вправо, а "птицы" - влево. По сигналу игроки внутреннего круга останавливаются и поднимают руки над головой, не разъединяя их. В это время "птицы" могут свободно вбегать в "клетку" и выбегать из нее. "Клетка" не может задерживать "птиц". По второму сигналу ведущего "клетка" захлопывается, то есть все опускают руки и приседают.  
 
Игроки, оставшиеся в круге, считаются пойманными и остаются в центре. Игра продолжается до победителя - последнего игрока из стаи "птиц".  
 
«Березка» 
 
Для проведения игры выбирают участок с небольшими березками. Участники игры разбегаются в разные стороны от водящего, который старается догнать и запятнать кого-нибудь. Спасаясь от погони, играющий может подбежать к березе и прикоснуться к ней. Такого игрока пятнать нельзя. Если водящий хочет продолжать преследование оставшегося у березы игрока, он должен громко сказать: "Раз, два, три, четыре, пять", отступая с каждым счетом на шаг от березы. Прежде чем водящий успеет закончить счет, тот, кто стоит касаясь березы, отбегает от нее, и водящий может продолжать погоню. Тот, кого водящий запятнал, выбывает из игры.  
 
^ Игры на воде для не умеющих плавать: 
 
"Щука" 
 
Играющие ходят и бегают на глубине по пояс в произвольных направлениях, изображая рыбок. На берегу, спиной к водоему, стоит водящий - "щука". По сигналу "Щука плывет!" ребята останавливаются и погружаются в воду до подбородка или с головой. "Щука" внимательно следит за тем, как "рыбки" спрятались. И "рыбка", сделавшая это неправильно, уходит к "щуке". Игра повторяется несколько раз.  
 
^ Катание на кругах 
 
Играющие садятся и ложатся на надувные резиновые круги и катаются на них, как на лодках, двигаясь на определенное расстояние. Кто быстрее преодолеет это расстояние - тот победитель.  
 
^ Поймай воду 
 
Играющие становятся по пояс в воде в шеренгу или в круг. Когда взрослый скажет, "Поймай воду!" - они должны вытянуть руки вперед, опустить их в воду, соединить кисти рук "лодочкой", зачерпнуть воды и поднять руки над поверхностью. Упражнение повторяется несколько раз. 
 
^ Игры в комнате: 
 
«Тихая музыка» 
 
Выберите водящего. Покажите ему предмет, который вы будете прятать. Пусть водящий уйдет из комнаты. Спрячьте этот предмет у кого-нибудь из играющих - в карман, туфли, за воротник и т.п. Зовите водящего и начинайте петь хором какую-нибудь песню. Когда водящий подходит близко к тому, у кого спрятан предмет, пойте громче, уходит дальше - пойте тише, так до тех пор, пока не найдет. Нашел - идет водить другой человек.  
 
«Поймай платочек!» 
 
Все игроки становятся в круг, в центре которого стоит ведущий с платочком в руках. Играющие хлопают три раза в ладоши, а ведущий в это время бросает платок вверх. Играющие хлопают громче и чаще. Когда ведущий поймал платочек, все игроки прекращают хлопать. Все должны быть внимательны, потому что ведущий не всегда может бросить платочек. Кто невовремя захлопал в ладоши, должен что-нибудь исполнить.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для  полноценного физического развития и укрепления здоровья детей с  нарушениями ОДА. 
 
Одной из таких форм являются подвижные игры, а также различные элементы гимнастики и физических упражнений. Ежедневные проведения утренней гимнастики, правильно подобранные комплексы физических упражнений растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов - зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом. 
 
Регулярные проведения подвижных игр на свежем воздухе с последующими водными процедурами способствуют профилактике и преодолению нарушений ОДА. 
 
Необходимо усовершенствовать процесс физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в детском саду, который будет направлен, с одной стороны, на коррекцию нарушений и укрепление здоровья, с другой – на их разностороннее развитие. 
 
И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность коррекционно-развивающей работы повышается. 
 
Анализ современных подходов к организации психо-коррекционного процесса с участием детей с нарушениями ОДА позволяет сделать вывод о необходимости включения различных форм и методов. Так, наиболее полная схема психологической коррекции описана в работах Е.М. Мастюковой, а также Л.А. Даниловой (Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997). 
 
Обобщенная система работы может включать следующие аспекты: 
 
1. Физическая реабилитация. 
 
2. Обучение навыкам саморегуляции. 
 
3. Развитие познавательных качеств и коммуникативных навыков. 
 
4. Коррекция негативных эмоций. 
 
5. Развитие дефицитных функций в системе диагноза.  
 
Физическая реабилитация детей с нарушениями ОДА должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.  
 
Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной раздражительности, являющейся симптомом усталости. Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-коррекционной работе. Наряду с лечебной физкультурой и массажем в большинстве случаев необходимо использовать подвижные игры. 
 
^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1.  
    Анастази А. Дифференциальная психология: Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 2001.-752 с.
  2.  
    Аношкин А.П. Педагогическое проектирование системы и технологии обучения: Учеб. пос. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 140 с. 
  3.  
    Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.
  4.  
    Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Прогресс, 1967. - 195 с. 
  5.  
    Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. Пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.- 144 с.
  6.  
    Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 272 с.
  7.  
    Джолли Хьюг Если ребенок заболел. // 3-е изд. – К.: СИРИН, 1996. – 256 с.
  8.  
    Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991.
  9.  
    Мастюкова Е.М. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М.,2005.
  10.  
    Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом?/ Е.М. Мастюкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2.
  11.  
    Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: метод. Посо<s

Информация о работе Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата