Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- рассмотреть процесс реализации Ушинским К.Д. целостного подхода к человеку и ребенку.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие антропологического подхода в педагогической теории К.Д.Ушинского;
2) рассмотреть физиологические основы познания человека и ребенка;
3) описать психологические основы познания человека и ребенка;
4) раскрыть условия успешности обучения в педагогике К.Д.Ушинского;
5) дать характеристику дидактического метода К.Д.Ушинского.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского.
I.1. Понятие антропологического подхода в теории К.Д.Ушинского. 5
I.2. Физиологические основы познания человека и ребенка. 8
I.3. Психологические основы познания человека и ребенка. 17
Глава II. Процесс реализации идей целостного подхода к человеку и ребенку в дидактике К.Д.Ушинского.
II.1. Условия успешности обучения в педагогике К.Д.Ушинского.23
II.2. Дидактический метод К.Д.Ушинского. 33
Заключение. 41
Список литературы. 42

Файлы: 1 файл

шилова курсовик важно.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)


                               

Содержание.

Введение.                                                                                                         3

Глава I. Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского.

          I.1. Понятие антропологического подхода в теории К.Д.Ушинского.                                                                                               5

          I.2. Физиологические основы познания человека и ребенка.            8

          I.3. Психологические основы познания человека и ребенка.          17

 Глава II. Процесс реализации идей целостного подхода к человеку и ребенку в дидактике К.Д.Ушинского.

         II.1. Условия успешности обучения в педагогике К.Д.Ушинского.23

         II.2. Дидактический метод К.Д.Ушинского.                                   33 

 Заключение.                                                                                                   41

 Список литературы.                                                                                 42  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 В настоящее время  тема  исследования актуальна,  так как при построении и  осуществлении педагогического  процесса необходимо  системное  использование данных всех наук  о человеке как предмете воспитания.

    Немаловажным  в работе социального педагога  является реализация целостного  подхода к человеку и ребенку, благодаря которому он в своей практической деятельности может руководствоваться системными данными всех наук о человеке. Это позволит социальному педагогу находить боле рациональные способы взаимодействия с человеком и ребенком, исходя из знания физических и психологических особенностей человека.

     Педагогические  идеи К.Д.Ушинского получили широкое освещение в исследованиях видных педагогов : Б.Г.Ананьева, П.П.Блонского, Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Н.К.Казанского, Н.А.Константинова, Д.О.Лордкипанидзе, В.Я. Струминского и др.

      В капитальном труде «Человек как предмет воспитания» К.Д.Ушинский дал развернутую и убедительную аргументацию своего положения о центральном месте психологии в задуманной им педагогической антропологии. Эта аргументация в научных работах Б.Г.Ананьева звучит актуально,  признавая  «ключевую» позицию психологии в классификации наук о человеке как предмете междисциплинарного изучения.    Дидактические принципы Ушинского изучал Гончаров Н.К.,  Блонский П.П.

 огромное значение  придавал изучению педагогики Ушинского как «науке о возрастном развитии ребенка в условиях определенной среды». Задача работ В.Я. Струминского  заключается в том, чтобы центр изучения дидактики Ушинского перенести на уяснение ее теоретической основы и найти стержень той дидактики, которую теоретически и практически разрабатывал Ушинский, но которую он не успел литературно оформить.

    Из вышеизложенного  исходит актуальность темы  исследования: «Реализация К.Д.Ушинским  целостного подхода к человеку и ребенку».

     Объект исследования- целостный подход к человеку и ребенку в педагогике Ушинского К.Д.

     Предмет исследования- процесс реализации Ушинским К.Д. целостного подхода к человеку и ребенку.

     Цель исследования- рассмотреть процесс реализации Ушинским К.Д. целостного подхода к человеку и ребенку.

     В соответствии  с объектом, предметом и целью  исследования были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть понятие антропологического подхода в педагогической теории К.Д.Ушинского;

2) рассмотреть физиологические  основы познания человека и  ребенка;

3) описать психологические  основы познания человека и  ребенка;

4) раскрыть условия успешности обучения в педагогике К.Д.Ушинского;

5) дать характеристику  дидактического метода К.Д.Ушинского.

      Решение  поставленных задач потребовало привлечения и использования следующих методов исследования:

  • метода интерпретации;

    -    анализа литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского.

 I.1. Понятие антропологического подхода в педагогической теории К.Д.Ушинского.

     Великий  русский педагог К.Д.Ушинский  впервые понял необходимость всестороннего изучения человека для его всестороннего образования и воспитания. В истории развития педагогической мысли впервые была поставлена фундаментальная проблема необходимости изучения, раскрытия  и понимания природы человека во всех ее сложных аспектах.

     К.Д.Ушинский брал человека как предмет воспитания во всем многообразии его отношений с себе подобными , социальной средой и природой[6,24]..

 Разрабатывая педагогическую  теорию К.Д.Ушинский стремился  прежде всего раскрыть общие фундаментальные проблемы педагогики. Он неоднократно указывал на «тесную связь, которая существует между воспитанием и философскими науками» и которой «так упорно»,по его словам, не хотели понять многие его современники.

К.Д.Ушинский отчетливо понимал, что  педагогика является социальной наукой, что общественное бытие определяет ход и направление воспитания, его задачи и содержание. «Воспитание, - писал он,- может двигаться вперед только с движением всего общества».

Эта основополагающая установка о  зависимости воспитания от общественного бытия явилась методологическим фундаментом педагогической концепции Ушинского.

Идея соответствия общественного  воспитания общественным потребностям получила наиболее яркое  воплощение в принципе народности воспитания, который стал ядром педагогической концепции Ушинского. В методологическом плане принцип народности воспитания выступал как коренная закономерность развития образования- школа и воспитания должны строится прежде всего в полном соответствии с особенностями и потребностями своей страны. Вывод Ушинского по проблеме народности воспитания был четко сформулирован в следующих словах : «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». « Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»[7,61].Принцип народности воспитания лежал в основе учения К.Д.Ушинского о родном языке как центральном предмете школьного образования[5,27].

Обучение детей родному языку, по мысли Ушинского, имеет три  цели: развитие той «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»; введение детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и объяснение им «логики этого языка, т.е.грамматических законов в их логической системе».Эти три цели, замечал  педагог, «достигаются не одна после другой, но совместно»[5,344].Чтобы вполне уяснить способы и средства их достижения, педагог должен «прежде понять хорошо, что такое язык народа, которому мы хотим учить»[5,344].

С принципом народности воспитания неразрывно слито учение Ушинского о труде как главном факторе воспитания. Связь воспитания с жизнью народа, по его мнению, должна осуществляться прежде всего на основе подготовки ребенка к трудовой деятельности, на основе воспитания в детях уважения к труду и трудовому народу, который является создателем материальных и духовных ценностей. Педагог подчеркивал, что человек развивается и формируется в трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека. «Серьезный и вольный, излюбленный труд», писал Ушинский, составляет смысл человеческой жизни, «и только следует желать, чтобы этот основной закон человеческой природы вошел в общее сознание»[10,120].Воспитание должно открыть ребенку этот закон, «должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду…дать ему привычку к труду»[13,159].

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»-так озаглавил К.Д.Ушинский капитальный педагогический трактат, главный труд своей жизни. В этом заглавии, как  в зеркале отразилось основное направление его научных поисков: стремление раскрыть закономерности развития человека, объяснить закономерности развития человека, объяснить закономерности самого воспитания как осознанного управления этим развитием. Лапидарно и четко определил педагог в заглавии своей книги существо педагогической деятельности, центральный объект педагогической науки.

Под педагогикой К.Д.Ушинский понимал  теорию воспитания. Воспитание он определял  как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», формирование личности под руководством воспитателя.

Раскрывая замысел своего труда, К.Д.Ушинский в предисловии к «Опыту педагогической антропологии» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[16,147].Возможность к этому Ушинский видел в переработке данных о человеке, взятых из всех смежных с педагогикой наук: физиологии и патологии человека, психологии, логики, филологии и истории, географии, статистики, политической экономии.

К.Д.Ушинский различал «педагогику  в обширном смысле слова, как собрание знаний, необходимых или полезных для педагогики, от педагогики в тесном смысле, как собрания воспитательных правил»[13,163].Последнюю педагогику в тесном смысле – он иначе формулировал как искусство воспитания, выведенное из педагогики в обширном смысле слова.

     Искусство воспитания , писал К.Д.Ушинский, самое высокое , сложное и самое необходимое из всех искусств. Оно требует от воспитателей  не только обширных знаний, но и способностей, наклонностей и других качеств , необходимых для определяемых обществом целей воспитания .

          Воспитателям нужны всесторонние знания  о человеческой природе. Им нужно знать человека, каков он есть в действительности, во всех возрастах, в различных условиях его жизни и деятельности, в семье, обществе и наедине со своей совестью, со всеми положительными его качествами и слабостями. Только тогда они будут в состоянии черпать из природы человека средства воспитательного влияния. Нигде односторонность понимания человека так не вредна, как в деле его воспитания[6,17].

      Воспитатель  должен знать природу своего  воспитанника. Отсюда для него  вытекает необходимость знания  антропологии, которая дает возможность  знать законы физического и  умственного развития ребенка,  формирования его мышления, образования  и развития понятий, умственных действий .

  Таким образом, антропологический подход к человеку как предмету воспитания и познания К.Д.Ушинский распространяет полностью на характер, направление, содержание образования, его организационные формы, систему и методы обучения. В рамках своей «Педагогической антропологии» великий русский педагог показал принципиально новый, целостный подход к человеческой личности.

     

 

          I.2.  Физиологические основы познания человека и ребенка.

     Выделяя в особую физиологическую часть своего «Опыта антропологии» уяснение физиологических процессов, составляющих материальную основу психики, Ушинский тем самым признавал правильность антропологического принципа единства психического и физического, который впервые провозглашен был в начале 40-х годов XIX в. Фейербахом и затем применен Чернышевским в его диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855 г.). Есть основания думать, что Ушинский в: свое время ознакомился не только с трудом Фейербаха «Сущность христианства» (1841 г.), который произвел такое огромное впечатление на основоположников марксизма Маркса и Энгельса, но и продолжал знакомиться с его последующими работами, в которых Фейербах критиковал идеалистическую философию Гегеля, психофизический дуализм и др. На статью Н. Г. Чернышевского-«Антропологический принцип в философии» Ушинский откликнулся предисловием к своей психологической монографии «Внимание», в которой призывал к научному изучению психологии и заявлял о единстве и неразрывности элементов психических и физиологических, составляющих в человеке единое существо. Физиологическая часть «Антропологии», предпосланная ее психологической части, не является данью дуализму, а только выражением исторической последовательности: организм человека сложился раньше, чем те высшие психические функции, и в частности процесс познания, которые на его основе развиваются. Однако же там, где еще сохранялись и сохраняются живучие традиции идеалистического мышления, деятельность познания представлялась настолько самостоятельной и независимой от каких-либо условий, что физиологические основы этой деятельности, как бы ни представлялись они общеизвестными, все же с большим трудом проникают в традиции дидактики: ни общие гигиенические условия сна и отдыха, ни условия питания, ни многообразная нервная деятельность и ее участие в функции познавательной работы обычно в таких случаях мало принимаются во внимание и не включаются в организацию самого процесса познания (и обучения) как его существенные факторы[12,32].

      Именно то обстоятельство, что первой частью своей «Антропологии» Ушинский сделал часть физиологическую, в которой показал, в соответствии с развитием психологии и физиологии своего времени, как вся жизнь организма является предпосылкой и основой работы психики и процесса познания,—в частности составляет большую заслугу Ушинского. Он повторяет, правда, общеизвестные еще и в его время истины из области анатомии, физиологии и гигиены, но которые большей частью проходили мимо ушей родителей и наставников и никогда почти серьезно не принимались во внимание, когда дело шло об обучении, не только в его время, но даже и в наше: здесь почти всегда вступала в свои права дидактика идеалистическая, не считающаяся с физиологическими основами умственной работы вообще и ребенка в частности[14,7].

      Говоря, например, об условиях роста и развития человеческого организма, Ушинский подчеркивает, что забота об организме, его питании, развитии не есть нечто чуждое воспитанию, а теснейшим образом с ним связанное, так как «посредством прямого влияния на процесс питания, на пищу и обстоятельства, условливающие питание — влагу, свет, температуру и воздух,— «может воспитание способствовать успешнейшему развитию растительного организма, как в растении, так в животном и в человеке, и даже видоизменять самые формы этого развития; но возможность через посредство деятельности нервного организма оказывать влияние на самый растительный организм и на развитие тела открывает гораздо более обширное и свободное поприще воспитанию» [13,145].

      Пользуясь общеизвестным примером такого расширения поприща для воспитания, начиная с простейших физиологических функций, Ушинский отмечает: «Взгляните, как поворачиваются многие цветы вслед за солнцем, как многие растения раскрывают, а другие закрывают чашечки своих цветов или свертывают и развертывают свои листья под влиянием света, как иные начинают благоухать только вечером, как, наконец, все ветки растения, стоящего на окне, направляются мало-помалу к окну, туда, откуда приходит к нему свет,— и вы поймете, почему и дети в мрачных жилищах -бледнеют, растут плохо, подвергаются различным болезням, в особенности золотушным, а переведенные в светлую, освещенную солнцем комнату поправляются и оживают, как цветы»[ 16,71]. Конечно, все это общеизвестно, но как мало все это вошло еще в педагогику практически!

      Отмечая наряду с питательным процессом в организме необходимость обновления истощенных сил организма, Ушинский отмечает то огромное значение, какое имеют в психической жизни регулярный отдых и сон, сокращение или избыток которых обязательно отражается так или иначе и на жизни сознания. «Достаточно на несколько минут закрыть утомленные глаза, чтобы почувствовать в них присутствие возвратившейся энергии и силы; достаточно посидеть, чтобы отдохнули ноги. И в самом деле, были люди, которые, считая сон за привычку, хотели отвыкнуть от такой дурной привычки; но, конечно, попытка их не удалась. Можно привыкнуть спать очень мало; но хотя на несколько минут должен отдаться человек тому полному отдыху, который дается только сном, чтобы быть способным для новой жизнедеятельности, и минутная дремота освежает человека больше, чем продолжительный отдых без сна» [16, 90].

Информация о работе Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского