Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель исследования- рассмотреть процесс реализации Ушинским К.Д. целостного подхода к человеку и ребенку.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие антропологического подхода в педагогической теории К.Д.Ушинского;
2) рассмотреть физиологические основы познания человека и ребенка;
3) описать психологические основы познания человека и ребенка;
4) раскрыть условия успешности обучения в педагогике К.Д.Ушинского;
5) дать характеристику дидактического метода К.Д.Ушинского.
Введение. 3
Глава I. Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского.
I.1. Понятие антропологического подхода в теории К.Д.Ушинского. 5
I.2. Физиологические основы познания человека и ребенка. 8
I.3. Психологические основы познания человека и ребенка. 17
Глава II. Процесс реализации идей целостного подхода к человеку и ребенку в дидактике К.Д.Ушинского.
II.1. Условия успешности обучения в педагогике К.Д.Ушинского.23
II.2. Дидактический метод К.Д.Ушинского. 33
Заключение. 41
Список литературы. 42
Содержание.
Введение.
Глава I. Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского.
I.1. Понятие
антропологического подхода в теории
К.Д.Ушинского.
I.2. Физиологические основы познания человека и ребенка. 8
I.3. Психологические основы познания человека и ребенка. 17
Глава II. Процесс реализации идей целостного подхода к человеку и ребенку в дидактике К.Д.Ушинского.
II.1. Условия успешности обучения в педагогике К.Д.Ушинского.23
II.2. Дидактический
метод К.Д.Ушинского.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В настоящее время
тема исследования актуальна,
так как при построении и
осуществлении педагогического
процесса необходимо системное
использование данных всех
Немаловажным
в работе социального педагога
является реализация
Педагогические
идеи К.Д.Ушинского получили ши
В капитальном труде «Человек как предмет воспитания» К.Д.Ушинский дал развернутую и убедительную аргументацию своего положения о центральном месте психологии в задуманной им педагогической антропологии. Эта аргументация в научных работах Б.Г.Ананьева звучит актуально, признавая «ключевую» позицию психологии в классификации наук о человеке как предмете междисциплинарного изучения. Дидактические принципы Ушинского изучал Гончаров Н.К., Блонский П.П.
огромное значение придавал изучению педагогики Ушинского как «науке о возрастном развитии ребенка в условиях определенной среды». Задача работ В.Я. Струминского заключается в том, чтобы центр изучения дидактики Ушинского перенести на уяснение ее теоретической основы и найти стержень той дидактики, которую теоретически и практически разрабатывал Ушинский, но которую он не успел литературно оформить.
Из вышеизложенного исходит актуальность темы исследования: «Реализация К.Д.Ушинским целостного подхода к человеку и ребенку».
Объект исследования- целостный подход к человеку и ребенку в педагогике Ушинского К.Д.
Предмет исследования- процесс реализации Ушинским К.Д. целостного подхода к человеку и ребенку.
Цель исследования- рассмотреть процесс реализации Ушинским К.Д. целостного подхода к человеку и ребенку.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие антропологического подхода в педагогической теории К.Д.Ушинского;
2) рассмотреть физиологические основы познания человека и ребенка;
3) описать психологические основы познания человека и ребенка;
4) раскрыть условия успешности обучения в педагогике К.Д.Ушинского;
5) дать характеристику дидактического метода К.Д.Ушинского.
Решение поставленных задач потребовало привлечения и использования следующих методов исследования:
- анализа литературы.
Глава I. Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского.
I.1. Понятие антропологического подхода в педагогической теории К.Д.Ушинского.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский впервые понял необходимость всестороннего изучения человека для его всестороннего образования и воспитания. В истории развития педагогической мысли впервые была поставлена фундаментальная проблема необходимости изучения, раскрытия и понимания природы человека во всех ее сложных аспектах.
К.Д.Ушинский брал человека как предмет воспитания во всем многообразии его отношений с себе подобными , социальной средой и природой[6,24]..
Разрабатывая педагогическую теорию К.Д.Ушинский стремился прежде всего раскрыть общие фундаментальные проблемы педагогики. Он неоднократно указывал на «тесную связь, которая существует между воспитанием и философскими науками» и которой «так упорно»,по его словам, не хотели понять многие его современники.
К.Д.Ушинский отчетливо понимал, что педагогика является социальной наукой, что общественное бытие определяет ход и направление воспитания, его задачи и содержание. «Воспитание, - писал он,- может двигаться вперед только с движением всего общества».
Эта основополагающая установка о зависимости воспитания от общественного бытия явилась методологическим фундаментом педагогической концепции Ушинского.
Идея соответствия общественного воспитания общественным потребностям получила наиболее яркое воплощение в принципе народности воспитания, который стал ядром педагогической концепции Ушинского. В методологическом плане принцип народности воспитания выступал как коренная закономерность развития образования- школа и воспитания должны строится прежде всего в полном соответствии с особенностями и потребностями своей страны. Вывод Ушинского по проблеме народности воспитания был четко сформулирован в следующих словах : «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». « Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»[7,61].Принцип народности воспитания лежал в основе учения К.Д.Ушинского о родном языке как центральном предмете школьного образования[5,27].
Обучение детей родному языку, по мысли Ушинского, имеет три цели: развитие той «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»; введение детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и объяснение им «логики этого языка, т.е.грамматических законов в их логической системе».Эти три цели, замечал педагог, «достигаются не одна после другой, но совместно»[5,344].Чтобы вполне уяснить способы и средства их достижения, педагог должен «прежде понять хорошо, что такое язык народа, которому мы хотим учить»[5,344].
С принципом народности воспитания неразрывно слито учение Ушинского о труде как главном факторе воспитания. Связь воспитания с жизнью народа, по его мнению, должна осуществляться прежде всего на основе подготовки ребенка к трудовой деятельности, на основе воспитания в детях уважения к труду и трудовому народу, который является создателем материальных и духовных ценностей. Педагог подчеркивал, что человек развивается и формируется в трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека. «Серьезный и вольный, излюбленный труд», писал Ушинский, составляет смысл человеческой жизни, «и только следует желать, чтобы этот основной закон человеческой природы вошел в общее сознание»[10,120].Воспитание должно открыть ребенку этот закон, «должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду…дать ему привычку к труду»[13,159].
«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»-так озаглавил К.Д.Ушинский капитальный педагогический трактат, главный труд своей жизни. В этом заглавии, как в зеркале отразилось основное направление его научных поисков: стремление раскрыть закономерности развития человека, объяснить закономерности развития человека, объяснить закономерности самого воспитания как осознанного управления этим развитием. Лапидарно и четко определил педагог в заглавии своей книги существо педагогической деятельности, центральный объект педагогической науки.
Под педагогикой К.Д.Ушинский понимал теорию воспитания. Воспитание он определял как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», формирование личности под руководством воспитателя.
Раскрывая замысел своего труда, К.Д.Ушинский в предисловии к «Опыту
педагогической антропологии» писал:
«Если педагогика
хочет воспитывать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать его
тоже во всех отношениях»[16,147].
К.Д.Ушинский различал «педагогику в обширном смысле слова, как собрание знаний, необходимых или полезных для педагогики, от педагогики в тесном смысле, как собрания воспитательных правил»[13,163].Последнюю педагогику в тесном смысле – он иначе формулировал как искусство воспитания, выведенное из педагогики в обширном смысле слова.
Искусство воспитания , писал К.Д.Ушинский, самое высокое , сложное и самое необходимое из всех искусств. Оно требует от воспитателей не только обширных знаний, но и способностей, наклонностей и других качеств , необходимых для определяемых обществом целей воспитания .
Воспитателям нужны всесторонние знания о человеческой природе. Им нужно знать человека, каков он есть в действительности, во всех возрастах, в различных условиях его жизни и деятельности, в семье, обществе и наедине со своей совестью, со всеми положительными его качествами и слабостями. Только тогда они будут в состоянии черпать из природы человека средства воспитательного влияния. Нигде односторонность понимания человека так не вредна, как в деле его воспитания[6,17].
Воспитатель должен знать природу своего воспитанника. Отсюда для него вытекает необходимость знания антропологии, которая дает возможность знать законы физического и умственного развития ребенка, формирования его мышления, образования и развития понятий, умственных действий .
Таким образом, антропологический подход к человеку как предмету воспитания и познания К.Д.Ушинский распространяет полностью на характер, направление, содержание образования, его организационные формы, систему и методы обучения. В рамках своей «Педагогической антропологии» великий русский педагог показал принципиально новый, целостный подход к человеческой личности.
I.2. Физиологические основы познания человека и ребенка.
Выделяя в особую физиологическую
часть своего «Опыта антропологии» уяснение
физиологических процессов, составляющих
материальную основу психики, Ушинский
тем самым признавал правильность антропологического
принципа единства психического и физического,
который впервые провозглашен был в начале
40-х годов XIX в. Фейербахом и затем применен
Чернышевским в его диссертации «Эстетические
отношения искусства к действительности»
(1855 г.). Есть основания думать, что Ушинский
в: свое время ознакомился не только с
трудом Фейербаха «Сущность христианства»
(1841 г.), который произвел такое огромное
впечатление на основоположников марксизма
Маркса и Энгельса, но и продолжал знакомиться
с его последующими работами, в которых
Фейербах критиковал идеалистическую
философию Гегеля, психофизический дуализм
и др. На статью Н. Г. Чернышевского-«
Именно то обстоятельство, что первой частью своей «Антропологии» Ушинский сделал часть физиологическую, в которой показал, в соответствии с развитием психологии и физиологии своего времени, как вся жизнь организма является предпосылкой и основой работы психики и процесса познания,—в частности составляет большую заслугу Ушинского. Он повторяет, правда, общеизвестные еще и в его время истины из области анатомии, физиологии и гигиены, но которые большей частью проходили мимо ушей родителей и наставников и никогда почти серьезно не принимались во внимание, когда дело шло об обучении, не только в его время, но даже и в наше: здесь почти всегда вступала в свои права дидактика идеалистическая, не считающаяся с физиологическими основами умственной работы вообще и ребенка в частности[14,7].
Говоря, например, об условиях роста и развития человеческого организма, Ушинский подчеркивает, что забота об организме, его питании, развитии не есть нечто чуждое воспитанию, а теснейшим образом с ним связанное, так как «посредством прямого влияния на процесс питания, на пищу и обстоятельства, условливающие питание — влагу, свет, температуру и воздух,— «может воспитание способствовать успешнейшему развитию растительного организма, как в растении, так в животном и в человеке, и даже видоизменять самые формы этого развития; но возможность через посредство деятельности нервного организма оказывать влияние на самый растительный организм и на развитие тела открывает гораздо более обширное и свободное поприще воспитанию» [13,145].
Пользуясь общеизвестным примером такого расширения поприща для воспитания, начиная с простейших физиологических функций, Ушинский отмечает: «Взгляните, как поворачиваются многие цветы вслед за солнцем, как многие растения раскрывают, а другие закрывают чашечки своих цветов или свертывают и развертывают свои листья под влиянием света, как иные начинают благоухать только вечером, как, наконец, все ветки растения, стоящего на окне, направляются мало-помалу к окну, туда, откуда приходит к нему свет,— и вы поймете, почему и дети в мрачных жилищах -бледнеют, растут плохо, подвергаются различным болезням, в особенности золотушным, а переведенные в светлую, освещенную солнцем комнату поправляются и оживают, как цветы»[ 16,71]. Конечно, все это общеизвестно, но как мало все это вошло еще в педагогику практически!
Отмечая наряду с питательным процессом в организме необходимость обновления истощенных сил организма, Ушинский отмечает то огромное значение, какое имеют в психической жизни регулярный отдых и сон, сокращение или избыток которых обязательно отражается так или иначе и на жизни сознания. «Достаточно на несколько минут закрыть утомленные глаза, чтобы почувствовать в них присутствие возвратившейся энергии и силы; достаточно посидеть, чтобы отдохнули ноги. И в самом деле, были люди, которые, считая сон за привычку, хотели отвыкнуть от такой дурной привычки; но, конечно, попытка их не удалась. Можно привыкнуть спать очень мало; но хотя на несколько минут должен отдаться человек тому полному отдыху, который дается только сном, чтобы быть способным для новой жизнедеятельности, и минутная дремота освежает человека больше, чем продолжительный отдых без сна» [16, 90].