Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- рассмотреть процесс реализации Ушинским К.Д. целостного подхода к человеку и ребенку.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие антропологического подхода в педагогической теории К.Д.Ушинского;
2) рассмотреть физиологические основы познания человека и ребенка;
3) описать психологические основы познания человека и ребенка;
4) раскрыть условия успешности обучения в педагогике К.Д.Ушинского;
5) дать характеристику дидактического метода К.Д.Ушинского.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского.
I.1. Понятие антропологического подхода в теории К.Д.Ушинского. 5
I.2. Физиологические основы познания человека и ребенка. 8
I.3. Психологические основы познания человека и ребенка. 17
Глава II. Процесс реализации идей целостного подхода к человеку и ребенку в дидактике К.Д.Ушинского.
II.1. Условия успешности обучения в педагогике К.Д.Ушинского.23
II.2. Дидактический метод К.Д.Ушинского. 33
Заключение. 41
Список литературы. 42

Файлы: 1 файл

шилова курсовик важно.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

    То обстоятельство, что ребенок выучивается родному языку сам собой и без участия педагога, еще не значит, что его освоение не требует педагогических усилий. Если ребенок осваивает многое самостоятельно и в родном слове получает стимулы для рождения собственной теоретической мысли, то это еще не значит, что освоение родного слова ребенком не требует специальных усилий и помощи со стороны педагога. Напротив, руководство весьма необходимо, так как обычно речь усваивается ребенком с многочисленными недостатками, с неверным пониманием того смысла, который вложен в слово; часто ребенок усваивает голые слова, не имея никакого представления о том реальном содержании, которое за ними скрывается, и связывая с ними совершенно произвольный смысл. В таких случаях обильная речь ребенка, которая нередко доставляет взрослым основание гордиться его успехами, является своего рода пустоцветом, который дает основание скорее для печальных размышлений. Вот почему Ушинский, обдумывая проблему начального обучения, тревожно. отмечал то быстрое развитие речи ребенка, которое особенно часто приходится встречать в семьях обеспеченных родителей. «Привычка чисто, гладко и изящно болтать всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, вовсе одна из других не вытекающие мысли есть одна из самых дурных человеческих привычек, и воспитатель должен искоренять ее, а не содействовать ее развитию. В этом отношении много зла приносит самым талантливым детям излишняя снисходительность родителей к детской болтовне»[9,23].

         Таким образом, во весь рост поднималась перед Ушинским проблема освоения родного языка в процессе начального обучения, проблема систематического контроля за тем пустословием, которое так засоряет детский язык до школы и превращается в своего рода болезнь; проблема ликвидации того разрыва, который так легко расширяется и углубляется жизнью, между словами ребенка и его действительным опытом, действительным содержанием, которое отвечает его словесному запасу, растущему с каждым днем. «Готовые понятия и готовые фразы, сыплющиеся в современное дитя из множества книг и множества уст, прежде чем оно само и самостоятельно успеет подумать о чем-нибудь, составляют большое зло современной цивилизации. В настоящее время нужен человеку сильный гений, чтобы выбиться из готовых фраз, ложащихся в него с самого детства»[4,168].

Выводы по главе II.

Итак, Ушинский создает  полноценную, всеобъемлющую теорию обучения- дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию человека, логически строго определяя их сущностные характеристики. Ушинский считал, что обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий: если, во-первых, оно будет связано с жизнь; во-вторых, будет построено в соответствии с природой ребенка и, наконец, в-третьих, если преподавание ведется на родном языке учащихся. 

  Заключение.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное можно сделать  заключение, что  К.Д.Ушинский впервые объединил в педагогике усилия и достижения антропологических наук, осуществил поразитальный по своему объему  педагогический синтез научных знаний о человеке, кардинально менявщий традиционный взгляд на задачи и содержание педагогики. Ушинский раскрыл коренную особенность функционирования педагогического знания- зависимость прогресса педагогики от глубины постижения ею закономерностей развития человека. Он предпринял первую попытку выявления и систематизации этих закономерностей, указал   неисчерпаемые возможности воспитания как осознанного и целенаправленного многосложными и многосторонними факторами развития личности. Итак, Ушинский впервые разработал и обосновал целостный подход к человеку и ребенку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы.

1. Ананьев Б.Г. Педагогическая антропология» К.Д.Ушинского и ее современное значение //Вопросы психологии. – 1969. - №2.- с. 3-14.

2. Ананьев Б.Г. Структура  индивидуального развития как  проблема современной педагогической антропологии //Советская педагогика. -1968. - №1.- с. 21-31.

3. Ананьев Б.Г. К.Д.Ушинский -великий русский психолог //Советская педагогика.- 1945. - №12.- с.98-111.

4. Данилов М.А. Дидактика К.Д.Ушинского. - М., 1948.-172 с.

5. Гончаров Н.К. Материалистические черты в педагогической системе К.Д.Ушинского // Советская педагогика. – 1946. - №12.- с. 23-29.

6. Гончаров Н.К. «Педагогическая антропология» К.Д.Ушинского- начало новой эры в педагогике //Советская педагогика. -1968. - №1.- с.9-20.

  7. Константинов Н.А. Народность как основа педагогической системы К.Д.Ушинского // Советская педагогика. -1946. - №4-5. -с .59-65.

8. Лорпиканидзе Д.О. Человек как предмет воспитания - венец русской классической педагогики // Советская педагогика.- 1968. - №1.-с.32-42.

9.Лорпиканидзе Д.О. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского.- М.,1950. -368 с.

10. О педагогическом наследии К.Д.Ушинского. – М.,1972. - 150 с.

11. Педагогические идеи К.Д.Ушинского. - М.,1971. -79 с.

12. Струминский В.Я. Великий русский педагог К.Д.Ушинский. -М., 1961.-48 с.

13.Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д.Ушинского.  -  М.,1957. -215 с.

14. Струминский В.Я. Педагогическая система К.Д.Ушинского. - М.,1968. -с.5-32.

15. Струминский В.Я. Проблема обучения в педагогической К.Д.Ушинского (дидактика).-В кн.: Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения, т.2.- М., 1954.- с 5-58.

16. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.  Т 8. – М.,1991. - с. 5-776.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие целостного подхода к человеку и ребенку на основе антропологии К.Д.Ушинского