Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и их место в структуре его профессиональной культуры.
Методы исследования:
- историческое наблюдение,
- психологическое определение,
- аналитическое обобщение.
Введение
1. Концептуальные основы ценностей в структуре профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра
1.1 Понятие и сущность профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра
1.2 Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра
2. Особенности проявления педагогических ценностей руководителя этнокультурного центра в процессе его профессиональной деятельности
2.1 Педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и их воплощение в его профессиональной деятельности
2.2 Государственное автономное учреждение культуры Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружной Центр национальных культур"
Заключение
Литература
- по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков) [15:43]:
1). Непосредственные знания на уровне восприятий и представлений.
2). Феноменологические, описательные знания на уровне обыденного, житейского языка.
3). Аналитико-синтетические
знания на уровне
4). Прогностические знания
– объяснение явлений и
5). Аксиоматические знания
– объяснение явлений и
- по отношению к изучаемому объекту (И.Я. Лернер, А.М. Новиков) [15:48]:
1). Знания об объекте действия.
2). Знания о действиях с объектом, способах действий.
В частности все технологические знания будут относиться к этой области.
- по уровням усвоения, овладения (В.П. Беспалько) [5:25]. Уровни усвоения рассматриваются в двух аспектах.
- Во-первых, как мера качества усвоения учебного материала;
- Во-вторых – как заранее устанавливаемая мера глубины, фундаментальности и подробности изучения материала.
Выделяются четыре уровня усвоения знаний:
1 уровень – знания-знакомства – узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или о действиях с ними.
2 уровень – знания-копии
– предполагает репродуктивные
действия путем
3 уровень – предполагает
продуктивные действия по
4 уровень – знания
трансформации – предполагает
возможность творческого
Следующий аспект рассмотрения и оценки уровня квалификации специалиста - специалисты с одним и тем же дипломом могут в дальнейшей профессиональной деятельности специализироваться в различных по ее характеру областях. В новых социально-экономических условиях неизбежно будет происходить расширение спектра профессиональной деятельности.
Сегодня вместо понятия «профессионализм» все чаще начинают использоваться понятия «образованность» и «компетентность». Общество все больше нуждается в широко образованных людях. Конечно, в любом деле важен профессионализм. Но само это слово привычно соединяется со словом «узкий». Такова природа профессионализма - чем он выше, тем уже. Образованность же наоборот - чем выше, тем шире. Высокообразованный человек - это не только безукоризненный специалист в своей области, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, владеющий несколькими языками. Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов, конкурентоспособных на мировом рынке. [3:29]
Когда говорят о профессионализме, то в первую очередь подразумевается владение тем или иным человеком технологиями. Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, вне профессиональный или над профессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умению доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания. Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления. Это - умение диалога и коммуникабельность, сотрудничество и т.д. Над собственно профессиональной – технологической подготовкой вырастает огромная вне профессиональная надстройка требований к специалисту – комплекс так называемых «базисных квалификаций» (В.А. Ермоленко, А.М. Новиков). [10:34, 20:146]
Таким образом, уровни развития, профессиональной культуры личности руководителя этнокультурного центра можно рассматривать по различным основаниям: по уровням сформированности профессиональных знаний и навыков, тактических, стратегических и профессиональных умений; по уровням овладения «базисными квалификациями»; по уровням овладения эстетическими, этическими, экономическими, экологическими, правовыми компонентами профессиональной культуры. Для руководителя такого ранга более важными представляются знания и умения обобщающего характера на уровне стратегии и тактики профессиональной деятельности.
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической деятельности, которая ведется в двух направлениях: постановка целей и задач Центра и воспитание коллектива, способного решить эти задачи, достичь поставленных целей.
Педагогическая культура деятельности руководителя этнокультурного центра представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития его личностных качеств, психолого-педагогических знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности.
В специальной литературе последних лет обозначено несколько подходов к определению сущности понятия «педагогическая культура». Отдельные авторы представляют ее как часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности. Другие видят в ней сущностную характеристику целостной личности, способной к диалогу культур в индивидуально-личностном плане. Третьи под ней понимают динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения, в качестве компонентов которых выделяются педагогическая позиция и личностные качества, профессиональные знания и культура педагогического мышления, профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности, саморегуляция личности и культура профессионального поведения. [14:117]
Сущностной анализ представленного понятия «педагогическая культура», в том числе и её педагогические ценности, позволяет выделить в ней несколько особенностей, раскрывающих как эволюцию их формирования и развития, так и сферу применения. Это послужило основанием для ее достаточной систематизации и отражения ее общих признаков и особенностей в виде трех уровней Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.
Реликтовый (лат. relictum - остаток, память) уровень включает в себя педагогические установки, ценности, нормы, способы и формы педагогического процесса этнокультурного центра, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры, который основывается на том, что процессы обучения и воспитания организуются как бы «по памяти», посредством реализации имеющегося эмпирического опыта предшествующей жизни.
Актуальный уровень обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства этнокультурного центра, выстроенного по требованиям действующего социального заказа. В частности этнокультурные центры призваны выявить, сохранить и популяризировать традиционную народную культуру данного этноса, данного региона. Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет «чему учить» и «каким быть» в условиях данного этнокультурного центра.
Потенциальный уровень содержит педагогические этнокультурные программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели, которой - подготовка образовательных, производственных и других систем к этнокультурным требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству специалистами, которые не могут увидеть перспектив развития или в силу стихийно сложившегося стиля управления не приветствуют принципиальных нововведений. Когда общество статично, этот уровень педагогической культуры развивается в жестких условиях непринятия. В динамичном обществе его представители становятся генераторами конструктивных преобразований в традиционной народной культуре, связанных с развитием народной культуры новыми поколениями. Эти ценности педагогической культуры руководителя этнокультурного центра отражают наиболее высокие показатели его профессионализма, дающие ему возможность выбрать «золотую середину» между развитием и вульгаризацией народной культуры.
Анализ сущности и уровней педагогической культуры позволяет выделить две группы ее компонентов: Бертон В. Принципы обучения и его организация.
1. Компоненты личностного плана
представляют собой
2. Компоненты деятельностного плана включают в себя педагогическое целеполагание, стиль педагогической деятельности, педагогическое общение и поведение, самосовершенствование в педагогической деятельности.
Перечисленные компоненты не могут исчерпывать всего ценностного педагогического содержания профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра, а лишь составляют ее ядро. При определенном уровне сформированности они позволяют руководителю успешно совершенствоваться в процессе своей повседневной профессиональной и педагогической деятельности. Однако для этого необходимо четко знать и понимать характеристику представленных ценностных педагогических и структурных компонентов профессиональной культур. [4:231]
В аспекте расширения спектра профессиональной деятельности коллектива в новых социально-экономических условиях особенно актуальными становятся (А.М. Новиков):
Профессионально-этическое (нравственное) воспитание:
В первую очередь речь идет о формировании духовности. Главная задача руководителя этнокультурного центра в формировании духовности коллектива заключается, в разрешении двух противоречий.
Во-первых, это преодоление разрыва между профессиональными и личностными воспитательными целями: ведь профессиональные знания в большинстве своем строятся таким образом, что они объективно обезличены и этически нейтральны.
Руководитель, конечно, воспитывает примером своей личности. Но эти воспитательные воздействия находятся как бы рядом с изучаемым предметом. Но самые гуманные цели обучения и воспитания, внутренне не принятые обучаемым, не будут достигнуты. Необходимо педагогическое и методическое обеспечение соединения различных позиций руководителя и подчиненного, построение всего процесса профессионального общения на основе внутренних профессиональных потребностей специалиста. Без этого мы будем по-прежнему сталкиваться с отвращением его к педагогическим проповедям, к формальным «воспитательным мероприятиям». [20:54]
Педагогическое мастерство руководителя этнокультурного центра в новых социально-экономических условиях будет заключаться и в том, чтобы поставить человека как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности и своей судьбы на протяжении всей жизни. В том числе, - жизненной профессионально-деятельной траектории. Специалиста необходимо научить анализировать свою будущую карьеру, проводить самооценку своих способностей, качеств личности, интересов и потребностей с точки зрения выбора той или иной будущей карьеры, возможных ее вариантов и изменений. Очевидно, это особая область содержания профессионального роста, которая может реализовываться, в частности, специальными курсами, психологическими тренингами и т.д.
Профессионально-эстетическое воспитание. Вопрос о формировании у коллектива эстетического отношения к своему труду до последнего времени у нас практически не поднимался. Эстетическое воспитание сводилось, в основном, к ознакомлению с искусством, технической эстетикой, эстетикой производственной среды. Это тоже, безусловно, важно. Но, не познав прекрасного в себе, в своей собственной деятельности, специалист будет видеть в искусстве только развлечение. Необходимо направить процесс, в частности, на то, чтобы раскрыть специалистам эстетические ценности труда в его содержании и организации, в производственной среде и орудиях, в процессе труда, а также в межличностном общении, характерном для совместных действий. Существенным моментом в этом аспекте является всемерное развитие профессионального творчества. Без профессионального творчества, хотя бы его элементов, труд специалиста в области народной художественной культуры не может быть подлинно человеческим трудом.
Профессионально-экономическое воспитание. В условиях рыночной экономики экономическая деятельность буквально каждого человека становится обязательным составным компонентом любой профессиональной деятельности. И, соответственно, применение каждого технического устройства, каждого технологического решения и действия должно включать их экономический анализ и экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением.
Информация о работе Понятие и сущность профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра