Понятие и сущность профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и их место в структуре его профессиональной культуры.
Методы исследования:
- историческое наблюдение,
- психологическое определение,
- аналитическое обобщение.

Содержание работы

Введение
1. Концептуальные основы ценностей в структуре профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра
1.1 Понятие и сущность профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра
1.2 Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра
2. Особенности проявления педагогических ценностей руководителя этнокультурного центра в процессе его профессиональной деятельности
2.1 Педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и их воплощение в его профессиональной деятельности
2.2 Государственное автономное учреждение культуры Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружной Центр национальных культур"

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Понятие и сущность профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра.docx

— 59.60 Кб (Скачать файл)

Жизнь убедительно свидетельствует, что поддержание этнической самобытности осуществляется всеми компонентами культурной среды, однако этот процесс становится достаточно эффективным лишь тогда, когда он направляется специалистами, вооруженными знаниями сущности этнокультуры и методикой ее формирования.

В последние годы профессия руководителя этнокультурного центра стала одной из наиболее востребованных в обществе. Созданное более 10 лет назад в вузах культуры и искусств направление подготовки «Народная художественная культура» обеспечивает специалистами учреждения социокультурной сферы, занимающиеся вопросами сохранения и развития культурного многообразия в России.

Развитие этнонациональных культурных центров требует формирования метапрофессиональных качеств руководителя этнокультурного центра: в блоке компетенций - ключевую этнокультурную компетентность:

- интегрированное качество личности, которое определяет степень усвоения этнонациональной культуры народа, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностей, интеграции идей этнопедагогики и современной педагогической теории в этнокультурном становлении и развитии личности, воспитании толерантного отношения к культурам других народов;

- в компоненте направленности - межкультурную толерантность, определяющую особый тип взаимодействия с этносами и их культурами; в регулятивной компоненте - этнокультурную ответственность, означающую готовность и способность действовать по сохранению культурного многообразия России, национально-культурного наследия и развития межкультурного сотрудничества народов.

Руководитель этнокультурного центра – это специалист широкого профиля, область профессиональной деятельности которого связана с социально-культурной сферой, разработкой и реализацией региональной национально-культурной политики, сохранением и развитием традиционной народной культуры. Профессия специалиста этнокультурной деятельности характеризуется как: область приложения сил, деятельности и проявления личности специалиста; исторически развивающаяся система; творчески формируемая реальность. Анализ развития профессии и ее современного состояния на основе системно-структурного подхода и интеграции с наукой, культурой, средствами массовой информации позволяет видеть ее значимую роль в создании гражданского общества и правового, демократического государства, высокоэффективной экономики, качественного образования и развитой социально-культурной сферы.

Развитие профессии руководителя этнокультурного центра, преподавателя, основанное на методологии системно-структурного подхода, базируется на следующих условиях (В.И. Введенский и др.): социальной функциональности профессии руководителя этнокультурного объединения (демократизм, гуманизация, сохранение и развитие традиционной народной культуры, приобщение к ее традициям населения, улучшение межнациональных отношений, этнокультурное развитие личности, воспитание межэтнической толерантности и т.д.); историчности (этапы развития профессии); конкурентоспособности профессии (востребованность специалистов на рынке образовательных услуг); непрерывности системы этнокультурного образования, наличия маневренности образовательных программ, разнообразие этнокультурных технологий и др.

30 специалистам народного художественного  творчества, присутствующим на семинаре  по теме «Традиционная народная культура Ямало-ненецкого автономного округа на рубеже тысячелетий», проведенном в Окружном Центре национальных культур было предложено проранжировать педагогические ценности руководителя этнокультурного центра в порядке убывания их значимости:

- 20% тестируемых на первое место поставили «духовность»,

- 15% - «патриотизм»,

- 14% - «стратегическое мышление (целеполагание)»,

- 13% - «знание народных обычаев (компетентность)»,

- 12% - «лидерство»,

- 11% - «педагогические навыки»,

- 10% - «умение общаться».

Далее по мере убывания следуют такие личностные качества, как тактичность, честность, принципиальность, сострадательность, доброта, порядочность, гибкость, коммуникабельность и т.п. На них приходится 5% ответов.

Таким образом, большинство тестируемых придерживается мнения о том, что основными педагогическими ценностями руководителя этнокультурного центра являются духовность, патриотизм, стратегическое видение и профессиональная компетентность. Иными словами, руководитель этнокультурного центра должен в полной мере обладать видением целей и задач коллектива, умением сплотить коллектив на достижение целей и задач, являть пример личной устремленности к обозначенным целям, проявляя при этом честность и порядочность. Тактическая составляющая педагогики этнокультурного центра отдается его специалистам, которые более глубоко погружаются в педагогические ценности народной культуры, развивая и обогащая каждый свое узкое направление. Руководитель этнокультурного центра, не углубляясь в сам процесс, должен видеть и предугадывать конечный результат и уметь вовремя направить его в нужное русло в соответствии со своим стратегическим видением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственное автономное учреждение культуры Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружной Центр национальных культур"

-   Изучение богатейшего духовного наследия, возрождение и пропаганда традиционной народной культуры оставляют благодатный след в сердцах специалистов любого уровня, дают возможность прикоснуться к истинному искусству, сохранить дух народных традиций. Денис Владимирович расскажете немного о вашей работе в Окружном Центре национальных культур.

-   История государственного автономного учреждения культуры «Окружной Центр национальных культур» (ОЦНК) насчитывает более 85 лет и неразрывно связана с историей округа.

Окружной Центр национальных культур это:

- крупнейший культурный, методический, информационный, организационный Центр  автономного округа;

- одно из ведущих учреждений  культурно-досугового типа, способное предоставить самый разнообразный спектр форм мероприятий: от проведения фестивалей, конкурсов различного уровня, уличных, площадных представлений до театрализованных концертов и спектаклей;

- имеет 85-летний опыт работы по сохранению и развитию культуры.

Основополагающим в деятельности учреждения является предоставление услуг в сфере культуры, развитие любительского художественного творчества, сохранение фольклора, обычаев, традиций народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, содействие формированию нравственно здорового, духовно богатого человека.

Окружной Центр, технически оснащённый, конкурентоспособный на рынке предоставления культурного продукта, расположен в современном красивом здании, в котором расположено шесть помещений для проведения тренинга, репетиций, дискозал для молодёжных развлекательных шоу-программ и дискотек, два зрительных зала: малый - для проведения конференций, камерных концертов, просмотра кинофильмов и большой - для проведения массовых, зрелищных мероприятий.

Структура Центра представлена следующими подразделениями: центр методической и координационной деятельности, центр культуры народов Севера, центр культуры тюркских народов, информационно-аналитический отдел, режиссёрско – постановочный отдел, художественно-постановочный отдел, музыкальная часть, дирекция по кино, отдел «Дирекция по организации окружных фестивалей и конкурсов», центр эстрадного творчества, репертуарно-издательский отдел.

Сохранение культурного наследия - одна из важнейших задач, успешно решаемых специалистами Окружного Центра: проводится большая работа по пропаганде, сохранению и популяризации национальных традиций, обычаев и культуры коренных малочисленных народов Ямала.

В Центре действуют 22 культурно-досуговых формирования, из них 8 детских: вокальные, хореографические коллектива, клубы по интересам, любительские объединения и театральные студии, в которых занимаются около 646 человек, из них 274 – дети. Пять коллективов имеют почетное звание «Народный (Образцовый) коллектив любительского художественного творчества», находятся в расцвете своего творчества, ведут активную концертную деятельность, являются победителями городских, окружных, российских и международных конкурсов и фестивалей: каждый из них имеет свой стиль, оригинальный репертуар, постоянно совершенствует мастерство.

Особая ценность Окружного Центра - заслуженные работники культуры Российской Федерации композиторы - Юрий Юнкеров, Сергей Цупиков и руководитель центра эстрадного творчества - Надежда Прыжанкова.

В стенах учреждения творят профессиональные певцы - Анжела Кульмаметова и Николай Родкин; прославленные профессиональные коллективы: ансамбль национальной песни «Сёётэй Ямал» - хранитель традиционной певческой культуры коренных малочисленных народов Севера и национальный ансамбль танца «Сыра'сэв» - носитель самобытной танцевальной культуры северных народов Ямала. Мастерство этих коллективов известно не только ямальцам, российской публике, но и зрителям Бельгии, Голландии, Италии, Франции, Германии, Канады, Китая.

В творческом арсенале Окружного Центра накоплен богатый опыт по организации и проведению фестивалей и конкурсов, направленных на развитие народного творчества. Наиболее яркие из них - окружного уровня - праздник танца «Кудесы», фестиваль любительских театральных коллективов «Ямальская рампа», праздник татарской и башкирской культур «Сабантуй», фестиваль фольклора народов Севера, фестиваль детского художественного творчества народов Севера «Солнце на ладони», фестиваль-конкурс славянской культуры «Мы славяне - мы едины!», конкурс молодых исполнителей эстрадной песни «Песня не знает границ», фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, а также Межрегиональный конкурс эстрадного творчества «Полярная звезда».

Весом и значителен вклад сотрудников Окружного Центра в развитие уникальной культуры Ямала, в осуществление трансляции в российскую и мировую культуры, сохранение культурного наследия края, пропаганду народного творчества.

Учреждением накоплен богатый опыт по организации и проведению широкомасштабных культурных проектов российского и международного уровней. Так специалистами учреждения за период 2007-2011г.г. организованы и проведены: Международный фестиваль стран Арктического региона «Арт-Арктика», финал VI конкурса молодых исполнителей эстрадной песни «Песня не знает границ» Уральского Федерального Округа, VI Российский фестиваль антропологических фильмов и Кочующий Северный кинофестиваль, Дни культуры Ненецкого автономного округа в Ямало-Ненецком автономном округе.

  Мероприятия подобного рода являются мощнейшим фактором укрепления политического престижа Ямало-Ненецкого автономного округа в Уральском федеральном округе, в России и за рубежом.

Самодеятельное народное творчество Ямала представлено творческими коллективами и артистами Окружного Центра на престижных государственных фестивалях и конкурсах наградами самого высокого достоинства:

Высока роль учреждения в формировании культурного имиджа Ямала, привитии интереса подрастающему поколению к традиционной культуре народов Севера, ее популяризации посредством новых, современных форм и интерпретаций: Окружной Центр по итогам II этапа Межрегионального смотра деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Ожерелье России» вошёл в состав лучших этнокультурных центров.

Творческий коллектив учреждения не раз был удостоен чести обеспечивать культурную программу мероприятий высокого российского и международного уровня, участниками которых были: Президент России, спикер Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, члены Правительства России, Генерал – губернатор Канады госпожа Кларксон.

Многолетний издательский труд специалистов учреждения был отмечен Почетным дипломом Министерства культуры за пропаганду национальной самобытной культуры и дипломами экспертов Государственного Российского Дома народного творчества на Всероссийском смотре информационной деятельности.

В своей деятельности учреждение стремится к расширению межнациональных связей различных этнических групп. Традиционными стали мероприятия, проводимые совместно с общественными национально-культурными организациями: региональное общественное движение коми-зырян ЯНАО «Обдорсаяс», Асоциация коренных малочисленных народов Севера ЯНАО и молодежное отделение «Ямал – потомкам!», региональное общественное движение коми-зырян Ямало – Ненецкого автономного округа «Изьватас».

Окружным Центром поддерживаются тесные культурные связи, установленные с национально-культурными центрами, ассоциациями, обществами, работа которых направлена на культурную консолидацию финно-угорских народов. Специалист учреждения по культуре северных народов является членом Совета координаторов от финно-угорских регионов Российской Федерации филиала ФГУК ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации».

В марте 2011 года учреждение путём изменения типа стало автономным. При новых веяниях на рынке предоставления культурных услуг, неизменно сохраняется курс учреждения - на удовлетворение культурных потребностей населения, сохранение и развитие народной традиционной культуры северных народов, поддержку любительского художественного творчества, самодеятельной творческой инициативы и социально культурной активности населения.

Развивая массовую культуру, пропагандируя гуманистическую идеи народного творчества, во все времена объединявшего самые широкие социальные круги общества, Окружной Центр национальных культур решает одну из важных социальных проблем – воспитание творчески мыслящих людей с активной гражданской позицией, от которых зависит дальнейшее процветание округа и страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Профессионализм руководителя этнокультурного центра, его профессиональная культура – явление весьма сложное и многогранное, т.к. специалист такого уровня является, прежде всего, творческой и незаурядной личностью.

Информация о работе Понятие и сущность профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра