Понятие и сущность профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и их место в структуре его профессиональной культуры.
Методы исследования:
- историческое наблюдение,
- психологическое определение,
- аналитическое обобщение.

Содержание работы

Введение
1. Концептуальные основы ценностей в структуре профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра
1.1 Понятие и сущность профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра
1.2 Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра
2. Особенности проявления педагогических ценностей руководителя этнокультурного центра в процессе его профессиональной деятельности
2.1 Педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и их воплощение в его профессиональной деятельности
2.2 Государственное автономное учреждение культуры Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружной Центр национальных культур"

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Понятие и сущность профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра.docx

— 59.60 Кб (Скачать файл)

Профессионально-экологическое воспитание. Еще одна важнейшая задача профессионального обучения - формирование у коллектива чувства экологической ответственности. Экологическое воспитание - это, не только владение специальными экологическими знаниями, которые тоже, безусловно, необходимы. Но и воспитание у специалистов высокой степени ответственности за принимаемые решения и действия, предвидения их последствий.

Профессионально-правовое воспитание. В качестве одной из главных составляющих гуманитаризации профессиональных умений является правовое воспитание специалистов культуры, которое, с одной стороны, должно формировать у каждого из них не только знания о своих гражданских правах, но и чувство собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, расы, религии, культуры. С другой стороны - формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обязанностей.

Педагогические качества, составляющие ядро профессиональной деятельности руководителя этнокультурного центра, как и любого руководителя, вообще, проявляются, реализуются и развиваются в его работе. На это важное обстоятельство указывал в свое время С.Л. Рубинштейн. «Мое сознание в своей внутренней сущности, - писал он, - опосредовано объективными связями, которые устанавливаются в общественной практике, и в которые я включаюсь, вхожу каждым актом своей деятельности, практической и теоретической. Каждый акт моей деятельности и я сам в нее тысячами нитей вплетен, многообразными связями включен в объективные образования исторически сложившейся культуры, и мое сознание насквозь опосредовано ими». [26:56]

Важнейшей характеристикой личности специалиста высшей образовательной квалификации, а это одно из основных требований к руководителю этнокультурного центра, выступает педагогическая направленность. Под ней принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений руководителя, выражающих его отношение к педагогическим аспектам профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты. В содержании педагогической культуры она выражается следующими компонентами: педагогическим интересом; склонностью к педагогической деятельности; стремлением к педагогическому труду; системой профессиональных специфических отношений; педагогическими убеждениями. Определяющим показателем педагогической направленности выступают педагогические убеждения - сплав знаний, чувств и воли руководителя этнокультурного центра. [3:32]

Педагогическая направленность руководителя этнокультурного центра тесно связана с другим качеством - педагогической эрудицией. В ее содержании, как составной части педагогической культуры, важную роль играют психолого-педагогические знания о личности, его темпераменте, характере, интеллекте, природе зарождения конфликтов в структурном подразделении (группе, коллективе), путях их предупреждения и разрешения, средствах, методах и способах взаимодействия с личностью, путях самовоспитания, самообразования и др.

Успешное решение сложных педагогических задач в профессиональной деятельности невозможно без творческого подхода. Педагогическое творчество руководителя этнокультурного центра выступает как специфическое качество, основанное на закономерностях психологии и педагогики. Оно направлено на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, средств и способов обучения.

В основе педагогического мастерства руководителя этнокультурного центра лежит высокий уровень развития его нравственных качеств, диалектическое мировоззрение. Проявление им творчества в профессиональной деятельности обусловлено наличием совокупности развитых качеств, прежде всего творческого мышления, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогических способностей. Не менее значимы навыки и умения профессионального обучения и воспитания подчиненных, чувство нового и ответственности за педагогические последствия принимаемых решений, педагогическое лидерство и др. [7:67]

Важными компонентами педагогической культуры руководителя этнокультурного центра является его педагогическая техника и культура речи. Первая по своему содержанию представляет собой совокупность навыков и умений осуществления педагогического взаимодействия с подчиненными ему сотрудниками. В нее входят навыки в организации и проведении специальных профессиональных занятий и воспитательных мероприятий, умение осуществлять служебную деятельность с учетом ее педагогических аспектов, навыки руководства процессом самообразования, умение применять современные технические средства в процессе проведения профессиональных занятий и воспитательных мероприятий. Культура же речи представляет особую область педагогической техники и выступает внешним показателем уровня общей культуры руководителя этнокультурного центра, основным инструментом его педагогического взаимодействия с подчиненными. Отличительными признаками педагогической культуры речи выступают ясность, краткость, правильность, уместность, эмоциональность.

Таким образом, педагогические ценности руководителя этнокультурного центра базируются на общепринятых педагогических ценностях руководителя, помноженных на особенности возрождения традиционной культуры и народной педагогики.

 

 

2. Особенности проявления  педагогических ценностей руководителя  этнокультурного центра в процессе  его профессиональной деятельности

 

2.1 Педагогические ценности  руководителя этнокультурного центра  и их воплощение в его профессиональной  деятельности

 

Народная культура и народная педагогика - теснейшим образом связанные между собой понятия. Народная педагогика, включая в себя все компоненты народной культуры, передает многовековой опыт воспитания норм и правил поведения в природе и обществе через примеры, обычаи, традиции. Народная педагогика как бы впитала в себя народную мудрость, общечеловеческие ценности. Основной педагогический прием народной педагогики – «Делай как я», т.е. учитель передает ученику то, что умеет делать сам.

Руководитель этнокультурного центра, конечно, не может все уметь делать самостоятельно, т.к. народная культура – это очень широкое и многогранное понятие. Но иметь профессиональное чутье, художественный вкус, знать особенности культуры местности, где расположен Центр, он не просто должен, но обязан. Он должен также знать общепринятые методы педагогики, чтобы уметь распознать искру таланта в молодом специалисте. И не просто распознать, а вдохновить его на покорение новых вершин в его творчестве. Ему необходимы умения выслушать специалиста, вовремя подать ему недостающие сведения для творческого роста, вовремя поправить, если он в чем – то заблуждается.

Вопросы использования традиций воспитания в народной педагогике освещены в трудах многих философов, педагогов, психологов (Ю.А. Азаров, В.П. Аникин, Ш.А. Амонашвили, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, Ф.И. Буслаев, Г.Н. Волков, Л.Н. Емельянов, З.С. Живова, Р.И. Жуковская, Н.А. Ильин, А.А. Исаев, Б.Т. Лихачев, СВ. Лурье, А.В. Кенеман, Н.В. Кузьмина, А.П. Орлов, Г.М. Пономарева, И.В. Суханов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.И. Фомина, М.Г. Харитонов, B.C. Цукерман и др.), а также в публикациях по обобщению опыта работы по данной проблеме (С.Д. Кириенко, Ф.Н. Никитин, В.П. Притупа, Г.И. Скрытнев, О.С. Танкасаева, С.Г. Тишулина). И, тем не менее, они не давали готовых рецептов и советов по организации коллектива единомышленников.

Известно, что искусство всегда идеологически направлено - оно является проводником в жизнь народов страны определенных политических, нравственных, эстетических, философских идей. Оно отражает действительность и оценивает ее, под его воздействием формируется человеческое сознание. Становление и развитие видов искусства всегда определяются жизнью народа, изменениями, которые происходят в жизни общества. При этом каждый этнос на основе выработанных уже эстетических идеалов создает искусство, характеризующееся стилевыми особенностями, методами и средствами воздействия на людей. Поэтому выбор произведений народного творчества уже характеризует ценностные ориентиры педагогической деятельности руководителя этнокультурного центра.

Произведения народного искусства всегда отражают правду жизни - взаимоотношения людей друг с другом, природой, трудовые действия, мечты о лучшем, картины жизни и так далее. А главными героями или образами своего творчества избирает личность или образ, которые отличает «активная жизненная позиция», верность долгу, отвага, ясность, единство внешней формы и внутреннего содержания.

Произведения народного искусства обладают способностью вовлечения слушателя, зрителя, читателя в круг тех мыслей и чувств, которыми живут или которые выражают герои, образы произведения, они как бы заставляют проникнуть в атмосферу происходящих или отображенных событий или явлений, ощутить себя их участниками.

Народное искусство проявляется в отражении в его произведениях душ и чаяний, психического склада людей того или иного этноса. Его «выразительный» язык близок национальному колориту, раскрывает мысли, тревоги и надежды народа. В народном художественном творчестве отобрано и сохраняется все самое ценное, самое красивое из явлений жизни природы и людей, опыта их жизнеустройства, как образец высокого эстетического вкуса и национальных особенностей народа, как часть его духовной культуры.

Народное искусство, являясь частью культуры, несет в себе ее ценности, выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям культуры и к самому себе: дает картину мира в слитности чувства и мысли, воссоздает идеальную художественную реальность - образную картину мира, подлежащую усвоению; приобщает к духовным ценностям, отражает религиозные, нравственные ценности, идеалы, традиции, культурно-исторический опыт человечества; способствует выработке художественной общности, через общение создателей произведений искусства и потребителей; включает человека в историю, в систему взаимоотношений и ощущений людей прошлого, сближает человека с природной средой, помогает осознать единство с миром; способствует социально-культурной адаптации учащихся к условиям современной жизни народа и осознанию учащимися себя как представителя определенной культуры.

Второй компонент – педагогический, предполагает развитие чувственно-эмоционального, рационально-интеллектуального и волевого начал личности. Гуманизация образования привела к рассмотрению личности как уникальной, к признанию «индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом». [21:17]

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

Важнейшей характеристикой педагогической деятельности руководителя этнокультурного центра является ее педагогическое целеполагание. Под ним понимается система целей и установок, определяющих педагогическое содержание деятельности, ее направленность на решение задач профессионального обучения и воспитания сотрудников. В нем находит свое выражение педагогическая направленность личности руководителя и его педагогическая предрасположенность. В его основе лежат мотивы - внутренние силы, которые побуждают его к активности в учебно-воспитательном процессе структурного подразделения. Налицо тесная взаимосвязь мотивации личности (убеждения, взгляды, чувства, интересы, желания, стремления) и характера совершаемых действий.

Профессиональная деятельность осуществляется в процессе общения и поведения руководителя. Эта сторона педагогической деятельности руководителя этнокультурного центра является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности. Педагогическая направленность общения предполагает умение руководителя продолжать выполнение основной задачи профессиональной деятельности, используя различные формы и методы своей работы. Ее содержание тесно связано с его педагогической направленностью и мастерством.

В профессиональной деятельности руководителя этнокультурного центра общение занимает особое место и является его обязанностью, ибо сама природа педагогической деятельности немыслима без общения. В то же время это не просто контакты, а важная форма социально-психологического взаимодействия людей. Путем общения в профессиональной деятельности осуществляется обмен информацией, формируются установки личности, ее позиция, правила и приемы поведения и т.д. Общение выполняет важнейшую функцию обратной связи в профессиональной деятельности руководителя, благодаря чему он из первоисточника черпает необходимую информацию о настроениях сотрудников, их мнениях, потребностях, интересах и т.д.

Формирование педагогических отношений требует от руководителя этнокультурного центра личностного самосовершенствования в процессе своей профессиональной деятельности. Этот процесс осуществляется по двум основным направлениям. [3:133]

Во-первых, самовоспитание. Как составная часть формирования педагогической культуры в ходе его профессиональной деятельности, оно представляет собой процесс целеустремленной и систематической работы, направленной на формирование у себя положительных и устранение отрицательных качеств. Во-вторых, самообразование. В педагогическом аспекте оно является процессом целеустремленной работы руководителя по расширению и углублению не только своих профессиональных, но и педагогических знаний, совершенствованию имеющихся навыков и умений учебно-воспитательной работы.

Организационной формой, в которой решаются задачи самосовершенствования, выступает самостоятельная работа руководителя этнокультурного центра. Ее основными видами в плане педагогической деятельности являются: самостоятельное изучение педагогической литературы; анализ педагогического опыта; само упражнения и самотренировки во владении педагогической техникой, элементами взаимодействия с сотрудниками в процессе совместной профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность руководителя этнокультурного центра находит свое законченное выражение в ее эффективности, под которой понимается конечный результат, достигнутый коллективом на том или ином ее отрезке и полученный с помощью профессиональной самооценки.

Информация о работе Понятие и сущность профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра