Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:52, курсовая работа
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Но чаще всего портфолио рассматривается как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии “Портфолио” в рамках воспитательной системы группы. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Технология портфолио и его характеристики………………………………5
2. Виды портфолио……………………………………………………………..12
3. Оценка достижений ученика по результатам анализа портфолио……….16
4. Языковое портфолио………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………………...36
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра педагогики
Курсовая работа
по педагогике
на тему: «Портфолио ученика как средство фиксации результатов его деятельности »
Выполнила:
студентка 3 курса факультета
иностранных языков, ФА-37
очной формы обучения
Моковеева О.В.
Проверила:
канд. пед. наук, профессор
Кондратенко Е.В.
Йошкар-Ола
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Технология портфолио и его характеристики………………………………5
2. Виды портфолио………………………………………………………
3. Оценка достижений ученика по результатам анализа портфолио……….16
4. Языковое портфолио………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников
и литературы………………………………………………
Введение.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Но чаще всего портфолио рассматривается как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии “Портфолио” в рамках воспитательной системы группы. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент должен переместиться с оценки на самооценку. Использование данной технологии позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Предоставленная ученику ответственность и самостоятельность должны обеспечиваться развитием таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, самоанализ, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при традиционной системе воспитания. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность учащегося, уровень осознания им своих целей и возможностей. Идею технологии “Портфолио” можно представить в формуле: “Возьми воспитание в свои руки”. Обучающийся должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность учащихся.
3
Идея портфеля или папки
индивидуальных учебных достижений
учащихся становится в нашей стране
в последнее время всё более
популярной. Всё больше школ применяют
его в своей практике. На Западе
его называют портфолио и говорят
о нём, как об одном из основных
образовательных трендов
Одним из существенных недостатков традиционной воспитательной системы является то, что цели воспитания задаются и определяются внешними факторами, обстоятельствами, даже муниципальными условиями, но никак не тем, кого непосредственно воспитывают. Поэтому в настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре эффективности педагогических технологий именно с точки зрения наличия в них элементов, ориентирующих учащихся на самостоятельную постановку целей воспитания, что становится органичной составной частью образования подрастающего поколения.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся является слаборазвитое умение определять цели и критически оценивать результаты своей деятельности. Решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика, призвано использование технологии сбора и ведения портфолио.
4
Целью исследования является определение возможностей и оценивания результатов деятельности ученика.
Задачи исследования:
Ученик выступает как объект оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении по результатам учебно - познавательной деятельности: учебные, творческие, социальные, коммуникативные и др.
Объектом же исследования является процесс оценивания результатов деятельности учащихся.
Предметом исследования является само портфолио, как рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.
Основными методами исследования являются теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, обобщение педагогического опыта, моделирование содержания портфолио.
Результаты исследования были представлены в научно - практической конференции «Человек в современно социуме: научный поиск молодых». По результатам исследования имеется публикация в сборнике конференции.
Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение XX века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или
5
строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея, так и термин «портфолио» применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин «портфолио» применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.
Идея применения портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80-х годах XX века, а в конце 80-начале 90-х годов XX века начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвящённых идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит о настоящей «портфолио - мании», захватившей образовательный мир. Кроме США и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх основных трендов современного образования.
Однако обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под «портфолио» в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. До сих пор ни в англо - американской, ни во франко - канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио.
Таким образом, портфолио не имеет какой-либо чёткой концепции. Поэтому, говоря о портфолио, для предотвращения недоразумений в научной и практической коммуникации рекомендуется всякий раз разъяснять, о чём идёт речь. Но чётко выделяются цели и задачи портфолио:
Основные цели портфолио:
6
Традиционно портфолио представляет собой подборку, или коллекцию, работ, целью которой является демонстрация достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам, портфолио позволяет решить две основные задачи:
- проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
- оценить его достижения и дополнить (заменить) результаты других форм контроля.
Понимание и учёт этого факта особенно важны в российском контексте, так как работа со всем спектром литературы существенно затруднена и сведения зачастую приходится черпать из той или иной отдельной публикации или на основе узкого круга источников.
Как правило, портфолио представляет собой папку - накопитель, в которую помещаются различные материалы – и рукописные, и ксерокопии. Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определённых работ; схемы, таблицы, графики, диаграммы; отчёты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио и видеоматериалы, описания работ; справки; грамоты; сертификаты и т.д.
Каждый материал или группа материалов, помещённых в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чём свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать, какие ошибки допущены и что с ними делать…). Комментарии не должны быть большими по объёму, часто достаточно одного – двух предложений.
7
Материалы могут быть перемещены
учеником в пределах портфолио и
изъяты из него. Например, ученик в какой
- то момент работы над портфолио рассматривает
какие - либо собственные результаты
Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любом структуре он организован таким образом, что нацеливает ученика на демонстрацию прогресса.
В нашей стране, говоря о папке или портфеле индивидуальных учебных достижений учащихся, чаще всего имеют в виду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике еще в начале XX века и даже раньше. О собрании учебных рабой учащихся, как об альтернативном способе оценки, говорили многие отечественные авторы. Однако эта идея не получила широко распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас, - это главным образом заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом американского.
Обзор современной литературы, посвящённый портфолио, показывает, что его сторонники видят в нём нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания учебных достижений учеников. За этой идеей стоит целая образовательная философия.
Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковой, а так называемый «портфолио - процесс» -
8
совокупность процессов обучения и учения.
Само же портфолио понимается как побочный продукт данного процесса.
При этом все отмечают, что цель создания портфолио может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Таким образом, акцент смещается с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку.
Идея использования портфолио ученика в последнее время получает широкое распространение.
С помощью портфолио педагоги стремятся конструировать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения. При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, «отражая динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся; показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; служит формой суждения и самооценки результатов работы учащегося».
Кроме того, очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним).
Информация о работе Портфолио ученика как средство фиксации результатов его деятельности