Портфолио ученика как средство фиксации результатов его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Но чаще всего портфолио рассматривается как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии “Портфолио” в рамках воспитательной системы группы. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Технология портфолио и его характеристики………………………………5
2. Виды портфолио……………………………………………………………..12
3. Оценка достижений ученика по результатам анализа портфолио……….16
4. Языковое портфолио………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая.1.docx

— 82.22 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный  университет»

Кафедра педагогики

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по педагогике

 

на тему: «Портфолио ученика как средство фиксации результатов его деятельности »

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса факультета

иностранных языков, ФА-37

очной формы обучения

Моковеева О.В.

 

Проверила:

канд. пед. наук, профессор

Кондратенко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Технология портфолио и его характеристики………………………………5

2. Виды портфолио……………………………………………………………..12

3. Оценка достижений ученика по результатам анализа портфолио……….16

4. Языковое портфолио………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………...34

Список использованных источников и литературы……………………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время большую  популярность приобретает образовательная  технология “Портфолио”. Но чаще всего  портфолио рассматривается как  часть программы профильного  обучения, хотя возможности его намного  шире. Интересным представляется использование  технологии “Портфолио” в рамках воспитательной системы группы. В  этом случае портфолио позволяет  судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент должен переместиться с оценки на самооценку. Использование данной технологии позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Предоставленная ученику ответственность и самостоятельность должны обеспечиваться развитием таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, самоанализ, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при традиционной системе воспитания. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность учащегося, уровень осознания им своих целей и возможностей. Идею технологии “Портфолио” можно представить в формуле: “Возьми воспитание в свои руки”. Обучающийся должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность учащихся.

 

3

Идея портфеля или папки  индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время всё более  популярной. Всё больше школ применяют  его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят  о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один их существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Под модернизацией понимается приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившими все сферы жизни и прежде всего – мир труда, экономические и социальные условия. В нашей стране сейчас широко используются термин «папка или портфель учебных достижений учащихся», а также и термин « портфолио».

Одним из существенных недостатков  традиционной воспитательной системы  является то, что цели воспитания задаются и определяются внешними факторами, обстоятельствами, даже муниципальными условиями, но никак не тем, кого непосредственно  воспитывают. Поэтому в настоящее  время с особой остротой встает вопрос о пересмотре эффективности педагогических технологий именно с точки зрения наличия в них элементов, ориентирующих  учащихся на самостоятельную постановку целей воспитания, что становится органичной составной частью образования  подрастающего поколения.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся является слаборазвитое  умение определять цели и критически оценивать результаты своей деятельности. Решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика, призвано использование технологии сбора и ведения портфолио.

 

4

 

Целью исследования является определение возможностей и оценивания результатов деятельности ученика.

Задачи исследования:

  1. определить основные характеристики портфолио как педагогической технологии;
  2. дать классификацию видов портфолио;
  3. выявить основные подходы к оценке портфолио.

Ученик выступает как объект оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении по результатам учебно - познавательной деятельности: учебные, творческие, социальные, коммуникативные и др.

Объектом же исследования является  процесс оценивания результатов деятельности учащихся.

Предметом исследования является само портфолио, как рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Основными методами исследования являются теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, обобщение педагогического опыта, моделирование содержания портфолио.

Результаты исследования были представлены в научно - практической конференции  «Человек в современно социуме: научный  поиск молодых». По результатам исследования имеется публикация в сборнике конференции.

 

      1. Технология портфолио и его характеристики.

Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение  XX века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или

5

строительный проект. При  помощи представленных в портфолио  документов можно было не только составить  себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея, так и термин «портфолио» применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин «портфолио» применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Идея применения портфолио  в школе происходит из США, где  она возникла в 80-х годах XX века, а в конце 80-начале 90-х годов XX века начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвящённых идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит о настоящей «портфолио - мании», захватившей образовательный мир. Кроме США и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх основных трендов современного образования.

Однако обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос о том, что имеется  в виду под «портфолио» в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. До сих пор ни в англо - американской, ни во франко - канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио.

Таким образом, портфолио  не имеет какой-либо чёткой концепции. Поэтому, говоря о портфолио, для предотвращения недоразумений в научной и практической коммуникации рекомендуется всякий раз разъяснять, о чём идёт речь. Но чётко выделяются цели и задачи портфолио:

Основные цели портфолио:

  1. отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений обучающихся;

6

  1. активация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;
  2. индивидуализация образования и социализация обучающегося.

Традиционно портфолио представляет собой подборку, или коллекцию, работ, целью которой является демонстрация достижений учащегося. Являясь по сути  альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам,  портфолио позволяет решить две основные задачи:

- проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

- оценить его достижения и дополнить (заменить) результаты других форм  контроля.

Понимание и учёт этого  факта особенно важны в российском контексте, так как работа со всем спектром литературы существенно затруднена и сведения зачастую приходится черпать  из той или иной отдельной публикации или на основе узкого круга источников.

Как правило, портфолио представляет собой папку - накопитель, в которую помещаются различные материалы – и рукописные, и ксерокопии. Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определённых работ; схемы, таблицы, графики, диаграммы; отчёты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио и видеоматериалы, описания работ; справки; грамоты; сертификаты и т.д.

Каждый материал или группа материалов, помещённых в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чём свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать, какие ошибки допущены и что с ними делать…). Комментарии не должны быть большими по объёму, часто достаточно одного – двух предложений.

7

Материалы могут быть перемещены учеником в пределах портфолио и  изъяты из него. Например, ученик в какой - то момент работы над портфолио рассматривает какие - либо собственные результаты                                                                           как достижения, но впоследствии расценивает те же результаты как рабочий момент. Тогда материал будет перемещён из раздела «Достижения» в «рабочие материалы». Элементы портфолио, как правило, датируется, чтобы можно было отследить динамику работы ученика.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так  как при любом структуре он организован таким образом, что  нацеливает ученика на демонстрацию прогресса.

В нашей стране, говоря о  папке или портфеле индивидуальных учебных достижений учащихся, чаще всего имеют в виду простое  собрание работ учащихся или новый  способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных  достижений широко применялись в  отечественной педагогике еще в  начале XX века и даже раньше. О собрании учебных рабой учащихся, как об альтернативном способе оценки, говорили многие отечественные авторы. Однако эта идея не получила широко распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас, - это главным образом заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом американского.

Обзор современной литературы, посвящённый портфолио, показывает, что его сторонники видят в  нём нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания учебных достижений учеников. За этой идеей стоит целая образовательная философия.

Идея портфолио связывается  с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковой, а так  называемый «портфолио - процесс» -

8

совокупность процессов  обучения и учения.

Само же портфолио понимается как побочный продукт данного процесса.

При этом все отмечают, что  цель создания портфолио может сводиться  к доказательству прогресса в  обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Таким образом, акцент смещается с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку.

Идея использования портфолио  ученика в последнее время  получает широкое распространение.

С помощью портфолио педагоги стремятся конструировать и реализовать  индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения. При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, «отражая динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся; показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; служит формой суждения и самооценки результатов работы учащегося».

Кроме того, очень важно  грамотно организовать запуск портфолио  учащихся, чтобы ученики были вовлечены  не только в процесс отбора материалов, но и совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в  разделах, необходимых материалов, комментариев к ним).

Информация о работе Портфолио ученика как средство фиксации результатов его деятельности