Портфолио ученика как средство фиксации результатов его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Но чаще всего портфолио рассматривается как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии “Портфолио” в рамках воспитательной системы группы. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Технология портфолио и его характеристики………………………………5
2. Виды портфолио……………………………………………………………..12
3. Оценка достижений ученика по результатам анализа портфолио……….16
4. Языковое портфолио………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая.1.docx

— 82.22 Кб (Скачать файл)

Это позволит организовать сотрудничество и проектировать  обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлечённости  в процесс организации собственного обучения.

Вероятно, нет необходимости  приниматься сразу за создание

9

портфолио со сложной структурой.

В зависимости от того, какую  цель преследует педагог, запуск портфолио  можно организовать по – разному. Например, процесс создания может проходить в три этапа: сначала собираются все работы ученика; потом из них отбираются лучшие; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.

Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В  некоторых случаях можно заранее  поставить перед школьниками  задачу: «Соберите все свои лучшие работы за четверть» или «Сложите в папку все письменные работы за этот месяц». Это и станет первым шагом к созданию портфолио.

В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется  материалами по выбору ученика, и  инвариантная, которая задаётся учителем с различными дидактическими целями (в том числе и для оценки образовательных результатов). Работа может быть организована в несколько  этапов, например, последовательно  могут создаваться отдельные  разделы и рубрики портфолио.

Процедура разработки портфолио может состоять из трех основных стадий:

Первая стадия. Организация и планирование. Это начальная стадия развития портфолио влечет за собой принятие решения со стороны учащихся и преподавателей. Исследуя обязательные вопросы в начале процесса обучения, учащиеся могут полностью понять цель портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития.                             Ключевые вопросы о преподавателе и учащимся:

1. Как я выбираю время, материалы и т.д. восприятие того, что я узнаю в этом классе?

2. Как я организовываю и представляю мои результаты, материалы и т.д., что у меня собрано?

10

3. Как портфолио будут поддерживаться и храниться?

Вторая стадия. Собирание. Этот процесс представляет собой                                                 собирание значимых материалов, отражающих образовательный опыт учащихся и цели сбора материалов. Решения на этой стадии должны приниматься по отношению к содержанию портфолио, основанного на намерениях и целях, специально идентифицированных для этого. Выбор и сбор материалов должен быть основан на разнообразии факторов, которые могут включать специфический предмет и процесс обучения или специальные проекты, темы или объединяются. Все отобранные материалы, включенные в собрание, должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания.

Третья стадия. Осмысливание. Везде, где это возможно, должны быть свидетельства мыслительных реакций учащихся после процесса обучения и их контроля, понимания развития ключевых знаний и навыков. Эти размышления могут быть отображены в виде обучающих материалов, журналов и других форм размышлений, проявляющихся после опытов, обдумывания процессов, в которых были задействованы учащиеся, и стиля мышления, который они проявляли в данных мероприятиях в течении своего периода времени. Помимо размышлений учащихся, портфолио также должен содержать и материалы, основанные на мнениях учителей и родителей.

Вот один из возможных алгоритмов запуска портфолио:

- мотивация: каждому ученику  должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;

- определение вида портфолио:  он может быть задан педагогом  или выбран учеником;

- определение сроков сдачи  и времени работы над портфолио:  на уроках в классе, во время  проектной, исследовательской или  творческой работы;

11

- определение общей структуры  портфолио;

- определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учениками (при этом можно выделять обязательные критерии);

- определение способов  оценивания: целесообразно ещё до  начала работы над портфолио  обсудить с учениками, каким  образом будет оцениваться портфолио,  все ли материалы, рубрики,  разделы будут оцениваться, что  именно станет объектом оценки.

Информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться  школьники, учителя, родители, консультант, но делать это можно только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит  портфолио. 

Таким образом, о портфолио  речь заходит, когда обсуждается  проблема обновления структуры и  содержания общего образования вообще и системы оценки образовательных  результатов в частности.

 

                     2. Виды портфолио.

В зависимости от того, с  какой целью создаётся портфолио  и в чем состоят особенности  его содержания, можно выделить следующее  виды портфолио:

1. В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:

- портфолио – собственность,  которая собирается для себя.

- портфолио – отчёт,  который собирается для учителя. 

2. По содержанию можно выделить следующие виды портфолио:

- портфолио достижений: включает  в себя лучшие результаты работы  ученика.

- рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений.

12

- проблемно – ориентированный  портфолио: включает в себя  все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения  какой-либо проблемы.

- тематический портфолио:  включает материалы, отражающие  работу ученика в рамках той  или иной темы.

Кроме того, существует и  электронный портфель (в английской терминологии – e-portfolio) - является электронной версией документированных отчетов (портфолио) обучающихся о достижениях в усвоении той или иной учебной дисциплины. Такие отчеты могут включать письменные работы, творческие задания, результаты тестирования, сертификаты и другие свидетельства результатов обучения.

Создание портфолио в  электронном виде позволяет:

1.представить работы учащихся в более полном и наглядном виде за счет использования различных форматов - текстового, аудио, графического, видео;

2.хранить, редактировать и демонстрировать работы учащихся;

3.обеспечить оперативный доступ, в том числе и дистанционный, к материалам электронного портфеля.

Электронный языковой портфель может включать не только сертификаты, отчеты и письменные работы учащихся, но и аудио- и видеоматериалы, которые  позволяют проследить развитие навыков  произношения, аудирования, говорения, а также уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Для создания электронных  портфолио используются различные  программные средства, в том числе  и специальные он - лайн оболочки, которые позволяют размещать работы учащихся на образовательных веб - сайтах.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определённым образом. Крупные блоки 

13

материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и  определяются в каждом конкретном случае.

Классический портфолио состоит из четырёх разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения». В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений. В портфолио обязательно должно быть чётко сформулированы содержание ( оглавление) с названиями разделов, наименованиями материалов.

 Раздел «Портрет» предназначен  для представления информации  об ученике – авторе портфолио,  который имеет возможность представить  себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография, и т.п. раздел должен отражать  особенности личности автора  портфолио, может включать записи  о нём других людей, характеристику, сертификаты. 

Например, в портфолио  достижений в этом разделе может  быть краткая история успехов. Здесь  обязательно помещается вступительная  статья – обоснование, где сформулирована цель создания портфолио, а также  аргументируется, почему те или иные материалы в него включены, какие  результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио  в этот раздел помещаются комментарии, отражающие соображения автора по поводу представленных в портфолио работ.

Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство  которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы  периодических изданий, иллюстраций), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находится словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал, одним словом, всё, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности ученика –

14

создателя портфолио. Иным словом, «Коллектор» - это своего рода копилка 

материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти  в архив, другой портфолио или  не будет привлекаться совсем.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые  созданы и систематизированы  учеником.

    В раздел «Достижения» помещаются все те материалы, которые, по мнению ученика, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.

Внутри всех разделов могут  выделяться рубрики, помогающие систематизировать  материалы и формировать структуру  раздела. Рубрики могут быть обязательными  и необязательными.

В обязательные рубрики входит принципиально важный для данного портфолио материал. Свободно выделяемые рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объём портфолио.

Число обязательных рубрик оговаривается отдельно: оно должно быть необходимым и достаточным  для отражения особенностей портфолио.

Структура портфолио (т.е. количество и название разделов и рубрик и их предполагаемое содержание) согласуется между учениками и учителем. Учитывая, что учитель использует портфолио для организации обратной связи, он может настоять на некоторых необходимых для его работы элементах структуры портфолио. Но он может полностью задать структуру портфолио для ученика.

Структуру портфолио нельзя считать определённой раз и навсегда. Она может меняться по мере того, как школьники осваивают способы  организации портфолио.

 

 

15

 

3. Оценка достижений ученика по результатам анализа портфолио.

Портфолио является альтернативным способом оценки учебных достижений учащихся. Такое понимание портфолио  отражает недовольство

многих учителей традиционным способом оценки учебных достижений, осуществляющимся посредством тестов, которые, по их мнению, не в состоянии  дать валидной картины подлинных умений их учеников.

При «portfolio - assessment», т.е. «портфолио - оценка» учащийся - в противоположность тестам – получает возможность представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно.

Важнейшей целью портфолио  является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности ученика по отношению к учению, самостоятельности в организации процесса учения ( т.е. движение в сторону самообучения) и участие в процессе оценивания качества результатов учения. То есть сама идея оценивания учебных достижений претерпевает в правильно понятом портфолио – процессе существенные изменения.

Оценивается не просто достижения, но и в процесс оценивания вовлекается  и пройденный учеником путь обучения, который, помимо самих продуктов  – собственно результатов обучения, - представляет комиссии – учителям, друзьям, родителям, гостям – и то, как он работал  для достижения этих результатов и даёт свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось и где лежит «зона ближайшего развития», т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях. Ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения.

Важность изменения форм оценивания учебных достижений подчёркивают очень многие авторы. При этом исходят  из положения,

16

которое в настоящее время  уже ни у кого не вызывает сомнения, а именно, что формы оценивания оказывают решающее влияние на процессы обучения, которые ему предшествуют. Из этого вытекает, что изменяя процедуру оценивания учебных достижений, мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс. То есть портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов учения.

Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Естественно, что традиционные тетради являются тоже такими документами. Но в портфолио речь идёт о том, что ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку или портфель. Тем самым от ученика требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят своё место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние, и внешкольные работы. В папку, помимо работ, кладётся и суждение (оценка) работы как самим учеником, так и учителем. Если собираются работы одного типа или предмета (часто это связано с письменными заданиями), то по собранным работам хорошо можно увидеть прогресс. Ученик работает над оформлением своего портфеля как в школьное, так и внешкольное время. Учитель помогает и консультирует ученика при выборе и оформлении портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу. Другие ученики могут также внести свои замечания и комментарии к отдельным частям портфолио своих товарищей.

Информация о работе Портфолио ученика как средство фиксации результатов его деятельности