Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:52, курсовая работа
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Но чаще всего портфолио рассматривается как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии “Портфолио” в рамках воспитательной системы группы. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Технология портфолио и его характеристики………………………………5
2. Виды портфолио……………………………………………………………..12
3. Оценка достижений ученика по результатам анализа портфолио……….16
4. Языковое портфолио………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………………...36
Так как работы, собранные
в портфолио, как правило, имеют
уровень, годный для предъявления, а
также оформление портфолио в
целом эстетически
17
котором ученики предъявляют своё портфолио. Эта процедура предъявления или защиты портфолио может быть поводом для того, чтобы конкретно говорить о росте достижений учеников в процессе работы. Презентация портфолио может быть связана с более или менее полным отчётом ученика о процессе своей работы и учебных усилиях.
Так, во многих школах США в качестве эксперимента проводится завершающий экзамен в форме портфолио, что, однако, не освобождает эти школы от американского варианта ЕГЭ, обязательного для всех школ. Во время экзамена дети презентуют портфолио, рассказывают как о предмете и результатах, так и о процессе своей работы, отвечают на вопросы учителей и комиссии. Работа, предъявленная учениками, оценивается по трём уровням: «Honors Standard», «Beacon Standard», «Competency Standard». Эта оценка сопровождается устным комментарием, т.е. обосновывается. Такая устная оценка происходит неоднократно в процессе подготовки портфолио к презентации, что является принципиально важным моментом. На заключительную презентацию портфолио – «портфолио – экзамен» - хорошо пригласить коллег со стороны (их других школ, институтов или органов образования).
Важным разделом и идее портфолио, как альтернативного способа оценивания, является анализ такого способа оценивания по сравнению с традиционным экзаменом или тестом, выделение тех преимуществ, которые даёт экзамен в форме портфолио. Анализ же здесь опускается. Однако он предметно важен, так как помогает лучше понять педагогическую суть процесса оценивания и идей портфолио как альтернативного способа оценивания учебных достижений учащихся.
Портфолио не есть самоцель. Формирование портфолио должно иметь смысл в контексте учения. Поэтому исходный пункт работы с портфолио –
18
это постановка вопроса, открытой, комплексной задачи, формулировка проблемы. Само портфолио служит свидетельством степени достижения поставленной перед самим собой цели. Поэтому важно, чтобы цели работы,
формулирующиеся в процессе договорённости между учеником и учителем, были открытыми и внятными. Только после этого эти цели могут быть связаны с индивидуальными интересами учащегося и зафиксированы в явном виде в письменной форме. Письменная фиксация учебных целей служит, с одной стороны, для ученика в качестве ориентира и помощи для систематического движения к намеченной цели, с другой – как основа для последующей самооценки и оценки со стороны прогресса в учении. После установления целей работы, письменная фиксация целей – первый шаг в работе над портфолио. После того, как цель пояснена и письменно зафиксирована, начинается собственно фаза работы и собирания. Посредством постоянного собирания и изготовления документов процесс учения становится внятным для внешнего наблюдателя. При этом многообразие документов является одним из существенных признаков качества портфолио.
Пожалуй, самая трудная
задача – это представить, т.е. сделать
видимым, свой собственный путь учения.
Для этого необходим
19
Здесь становится ясной разница между портфолио и простым собирание работ, как это происходит в папке или в портфеле работ. Всё дело в этой метакогнитивной интерпретации: я рассматриваю своё собственное учения, чтобы выявить, как я учусь. Собрание портфолио в данном случае сохраняет следы индивидуального процесса учения.
В завершающем рассмотрении (размышления, интерпретации) нал ним ученик сожжет сделать выводы на будущее. Для того чтобы ученики могли оценивать свою работу, помимо целей обучения должны быть разработаны ясные стандарты и критерии оценивания. В идеальном случае они устанавливаются вместе с учеником это важно как в традиционной школе, по крайней мере в Германии, коммуникация по поводу достижений и оценивания между учениками и учителем не происходит.
Для отбора материалов в портфолио могут быть самые разные рекомендации и критерии. Эти критерии должны помочь в организации обучения при помощи портфолио. Положения, помещённые ниже, могут служить примером таких рекомендаций:
Выберите для вашего портфолио:
1. три, с вашей точки зрения, лучшие работы из этого курса;
2. работы из начала, середины и конца курса;
3. работы, которые, по вашему мнению, показывают лучше всего, чему вы научились;
4. из перечисленных типов работ выберите по одному( например, обобщение текста, биографическое воспоминание, история, которую вы сами сочинили, комментарии к истории, сочинённой вашим товарищем);
5. две работы, которыми вы гордитесь;
6. три работы, которые вы хотите, чтобы их посмотрели (ваши товарищи, родители, гости школы).
Важно, что ученик не просто выбирает какую – то работу, но и обосновывает свой выбор.
20
Проблемное оценивание качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Портфолио, создающийся для оценки уровня компетенции в области иностранных языков, получил название "языкового портфеля". Европейский языковой портфель позволяет оценить достижения учащихся на основе "Общеевропейских компетенций владения языком".
Учителю рекомендуется представлять лучшие работы учащихся или лучшие попытки, а также, отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, и т.п.
Перед зарубежной школой, как и перед российской, возникает вопрос, почему и зачем используется портфолио в практике обучения? В новой системе оценивания работы, связанной с контролем развития учащихся согласно учебному плану, портфолио могут:
- ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся;
- поддерживать учебные цели;
- фиксировать изменения
и рост учащихся за
- поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей;
- обеспечивать непрерывность процесса обучения от года в год.
К настоящему времени в зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. Как показал проведённый анализ, в их основе лежат общие принципы.
1.Изменение целеполагания обучения и оценивания, которые становятся ориентированными на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится «обучить учащихся умению учиться, исследовать
21
сложные проблемы, решение
которых предполагает сотрудничество,
личную ответственность и толерантное
отношение к ситуации неопределённости.
Учащиеся станут выпускниками школы
лишь в том случае, если они продемонстрируют
достаточный уровень
2.Создание особой учебной среды, которая позволяет учащимся конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления и действия, формировать особенности мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Технология «портфолио» способствует реализации данных целевых установок, и она подходит для развития устойчивых черт мышления и трудовой деятельности.
3.Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает компоненты исследованияи планирования, от обучаемых требуются умения организовывать свое время, свои мысли; глубокое проникновение в принцессы познания, критики и рефлексии относительно целого спектра тем и собственной деятельности; принятие и участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.
Рассмотрим типы
портфолио, наиболее часто цитируемые
в
Портфолио документации. Этот тип известен как «рабочий» портфолио. Этот подход показывает развитие и рост в обучении учащихся. Представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включить все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата. Подобный сбор документации имеет смысл, когда отобраны определенные пункты, сосредоточенные на специфических образовательных опытах или целях.
22
Портфолио процесса. При сборе документов этого типа портфолио включают подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Они особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает объединение учащимися определенных знаний или навыков, развитие этих навыков, позволяющих овладеть основным мастерством. Дополнительно, портфолио процесса позволяет учащимся рефлексировать процесс обучения, включая использование журналов, фиксирующие эти результаты.
Портфолио показательный. Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученных по определенным пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы учащихся, отобранными как самими учащимися, так и учителями. Только законченная работа должна быть включена. Кроме этого, этот тип портфолиоособенно совместим аудиовизуальным развитием, включающим фотографии, видеозаписи и электронные отчеты по завершенной работе учащихся. Показательный портфолио должен также включить письменный анализ и реакцию учащихся на законченный процесс, определяющий включенные работы.
Хотя подходы к формированию и использованию этого типа портфолио могут варьироваться, существуют основные характеристики, в соответствии с которыми все показательные портфолио:
- ясно отражают спрогнозированные результаты ученика, указанные в обязательном учебном плане, которые учащиеся, как ожидается, достигнут;
- сосредотачиваются как на самом процессе обучения учащихся, так приобретении ключевых знаний, навыков и отношений;
- содержат образцы работ, выполненных в течение всего периода обучения;
- содержат работы, представляющие использование различных методов и приемов;
- содержат оценки работ учащихся учителями.
23
Оценочный портфолио - это разнообразный процесс, характеризующийся следующими качествами:
-непрерывный и продолжающийся, обеспечивающий как формирующиеся (продолжающиеся), так и сформированные, т.е. достигшие высшей точки, возможности контроля развития учащихся к достижению обязательных результатов;
-многомерный, то есть отражающий широкий спектр возможностей изучения процесса обучения;
-обеспечивающий отражение, включая возможности учащихся рефлексировать собственный процесс мышления, проводить самоанализ, поскольку они контролируют свое собственное понимание, вырабатывать свои собственные подходы к решению проблем и принятию решений, обеспечение усвоения умений и навыков.
Рассмотрим примерную структуру зарубежного портфолио по Федотовой Е.Е., Новиковой Т.Г., Прутченкову А.С. [3], который используется в профильном обучении на основе «метода Кейс - стади», который был впервые применен в Harvard Business School (США) в 1924 году и применяется до сих пор. В данном случае учащиеся старшей средней школы должны учесть тринадцать основных направлений, включенных в портфолио:
1.План действий после окончания школы. Учащиеся проводят рефлексию, определяя краткосрочные и долгосрочные цели карьеры и жизни, анализируют связанные с ними вопросы заработка, жизненных условий и др. В конечном итоге они должны определить, зачем им нужен диплом об образовании. Фактическими документами, включенными в портфолио, могут стать результаты экзаменов, интервью, рекомендательные письма и другие индикаторы достижений обучаемых.
2.Автобиография. Служит еще одной возможностью осуществить рефлексию своей жизни и определить планы на будущее. Предлагать проект
24
на выбор учащегося, например, история семьи, особые взаимоотношения между людьми, ценности или верования в средствах массовой информации и др.
3.Общественно полезная добровольная деятельность в школе и коммуне, стажировки, практики. Начиная с 7-го класса это часть учебной деятельности учащихся, которые разрабатывают резюме о прошлом трудовом опыте, включая опыт занятости, параллельно с выполнением проекта, демонстрирующего, чему они научились из предшествующего опыта. Проекты включают в себя эссе, видеоматериалы, образцы работ, письма поддержки и другие демонстрационные примеры их достижений.
4.Этические и социальные вопросы. Учащиеся должны продемонстрировать способности видеть многообразие перспектив, взвешивать и использовать доказательства, пояснить причины возникновения социальных и моральных проблем разнообразными способами: проведение дебатов, написание редакторского обращения (колонки), обсуждение важных вопросов, поднимаемых в романеили фильме или создание какого - либо другого проекта.
Информация о работе Портфолио ученика как средство фиксации результатов его деятельности