Портфолио ученика как средство фиксации результатов его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Но чаще всего портфолио рассматривается как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии “Портфолио” в рамках воспитательной системы группы. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Технология портфолио и его характеристики………………………………5
2. Виды портфолио……………………………………………………………..12
3. Оценка достижений ученика по результатам анализа портфолио……….16
4. Языковое портфолио………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая.1.docx

— 82.22 Кб (Скачать файл)

5.Искусство и эстетика. Оцениваются творческое выражение и творческое восприятие. Учащиеся создают «спонтанное» представление или выставку по какому-либо направлению искусства, должны продемонстрировать знание и понимание эстетической области через изучение или критику художественной работы, личности артиста или художника или области артистического выражения.

6.Средства массовой информации. Учащиеся должны продемонстрировать содержания деятельности различных средств массовой информации, их влияние на людей  и образ мышления через проект или другие виды деятельности: написание эссе, презентацию газеты, телепередачи и др.

7.Практические навыки. Учащиеся должны продемонстрировать

25

трудовые навыки в ряде областей - заботы о здоровье, медицинской помощи, занятости, гражданственности, самостоятельной жизни, пользование компьютерами и новыми технологиями, юридических прав (например, через использование водительских прав для участия в выборах, через выполнение практических заданий на компьютере и др.).

8.География. Используется разработанный учителями тест и деятельностное оценивание, разработанное учащимися для оценивания знаний географии и умений использовать карты, глобус и другие средства.

9.Иностранный язык или билингвальная подготовка. Учащиеся должны продемонстрировать компетентность работы на иностранном языке (говорящий, слушающий, читающий, пишущий). Кроме того, должны описать собственный опыт билингвального общения и уметь обсуждать социальные культурные проблемы связанные с важностью использования языков.

10.Наука и технологии. Учащиеся должны продемонстрировать знания: представить отчет об изученном в курсе старшей средней школы, сдать разработанный преподавателями школы или стандартный тест штата на оценивание приобретенных компетентностей: продемонстрировать применение научных методов при выполнении заданий (проведение и описание эксперимента ); продемонстрировать понимание, каким образом достижения науки используются в современном мире (провести исследование научного развития, включая анализ социальных затрат и прибылей, принять участие в дебатах и др.).

11.Литература. Учащиеся должны приготовить список изученных литературных текстов различных жанров как основу для обсуждения с Комиссией по защите портфолио, а так же разработать и представить эссе о литературных произведениях, в которых оно демонстрирует коммуникативные и рефлексивные навыки, позволяющие анализировать идеи и мысли авторов.

26

12.История. В дополнение к сдаче теста штата на оценивание компетентностей и теста школы, учащиеся должны подготовить обзор областей истории, которые они изучали в средней школе и временную шкалу важнейших исторических событий и личностей. Должны провести историческое исследование с привлечением основных и дополнительных источников и составлении библиографии. Должны продемонстрировать «умственные привычки» через установление связей между событиями прошлого и будущего, оценивание исторических фактов и др., через участие в дискуссиях.

13.Физическая подготовка. Учащиеся должны продемонстрировать и или документально подтвердить свое участие в спортивных командах, индивидуальные достижения в спорте в течении последний четырех лет. Целью оценивания данной компетентности является формирование здорового образа жизни, развитие чувства независимости, взаимозависимости, личной ответственности, принадлежности к спортивному обществу.

Решение о том, какие пункты следует включать в портфолио, должны основываться на целях портфолио. Без  цели портфолио - только папка с работой учащегося. Портфолио существует, чтобы придать смысл работе ребенка, иметь возможность обсудить ее и наполнить большим смыслом. Портфолио могут использовать для мотивации учащихся, осуществления обучения через рефлексию и самооценку и применяться при оценке размышлений учащихся и их письменных работ.

В зарубежной педагогике существует несколько подходов к оцениванию портфолио. Большая часть авторов соглашается с тем, что процесс оценивания зависит, прежде всего, от того, с какой целью разрабатывался портфолио.

Зарубежной педагогической практикой установлено, что для  оценивания портфолио необходимо использовать пять основных критериев:

27

- цель;

- степени организации портфолио;

- его компоненты и характерные детали;

- голос и его тональность презентующего портфолио;

- использование лексики и грамматики.

Согласно еще одной  точке зрения, необходимо использовать еще восемь критериев для оценки любого типа портфолио. К ним относятся:

- необычная презентация идеи;

- выполнение работы на уровне свыше возраста или ступени обучения;

- комплексная или усложненная презентация идеи;

- глубинное понимание проблемы или идеи;

- хорошее обеспечение ресурсами и вдумчивое использование материалов;

- наличие элементов исследования идеи;

- хорошая коммуникативная организация материала для презентации;

- наличие высокой степени интереса и настойчивости;

Приведем несколько примеров использования портфолио в школах Сан -Диего (США).

Bernardo Heights Middle School. Poway Unified. В этой школе портфолио используется как лучший способ оценки для учащихся. Большая часть учащихся считает, что они могут добиться больших успехов, отбирая и отрабатывая работы для портфолио. Каждую четверть учителя превращают портфолио в оценку, используя шаблон работы  «на 5». Возможность этой работы оценивается учителями от 50 до 100%. «Мы используем портфолио, потому что верим, что это позволит вовлечь учащихся в процесс обучения. Для этого учащиеся должны почувствовать себя хозяевами в выборе работ. Размышление над собственными работами позволит им посмотреть на себя как на учащихся. Чтение такого портфолио было бы замечательно, хотя оценка портфолио занимает больше времени, чемусловное выставление оценки. Например, при изучении математики в

28

это понятие включаются математические идеи и связи, математическое мышление, общение, использование инструментов и техник, рефлексия и оценка».

Chula Vista Junior High School, Sweetwater. Портфолио в указанной школе сейчас ориентированы на учащихся, у которых есть свобода выбирать работы, включаемые в портфолио, и при этом не существует списка обязательных работ для портфолио. Портфолио как собрание сочинений стимулируют рефлексию учащегося по поводу его навыков письма. Хотя только последний вариант работы учащегося помещается в портфолио, учащимся предлагается разместить хотя бы кусочек проделанной работы, чтобы увидеть разницу. Стандарты или рубрики не являются определителями оценок. " Портфолио дает учащимся возможность продемонстрировать семейное письмо. Часто участие в этом принимают родители».

O’Farrell Community School, San Diego Unified. Учащиеся этой школы используют портфолио, что бы выполнить 5 пунктов «Устава ОФаррелл»:

-Общественная деятельность (учащиеся собирают воедино свои размышления о 12- часовой помощи семье, школе, общине).

-Примеры творческих работ(учащиеся собирают свои работы).

-Научный проект (каждую четверть учащиеся отчитываются о проделанной научной работе).

-Школьное путешествие( ученик 8 класса рассказывает взрослому о школе).

-Академическая компетентность (каждый из учащихся пишет 4 разных « воспоминания» по математике и языку, при этом должен быть достигну ожидаемый уровень).

Рассмотрим портфолио в форме проекта на примере опыта профильной школы Ходгстон (Hodgston High School), Нью Касл Каунти, Делавэр, США. Школа является членом Коалиции базовых школ —

29

ассоциации инновационных учебных  заведений.

Идея выпускного проекта - портфолио основывается на предшествующем опыте участия учащихся школы в выставках и соревнованиях по различным направлениям, соответствующим профилю обучения. Значительное внимание в школе уделяется стратегии компетентностного и междисциплинарного подходов в профильном обучении. Именно эти наработки и стали основой для новой инициативы, подготовка к которой велась в течение года на семинарах для учителей школы.

Следующим логическим шагом стала  разработка плана выпускного проекта  - портфолио, состоящего из трех частей:

-выполненный в рамках профильного семинара-мастерской исследовательский проект, оформленный письменно, предполагающий привлечение учащимися новых знаний из различных учебных дисциплин;

-конкретный продукт деятельности, который спроектирован и выполнен учащимся в мастерской, связан с профилем обучения и исследовательским проектом и требует от учащихся овладения новыми умениями и навыками;

-официальная публичная устная презентация проекта - портфолио.

        Работа над портфолио включает пять этапов:

1. выбор консультанта портфолио и членов Проектного комитета.

2. выбор темы проекта - портфолио.

3. изучение темы, подготовка исследовательского проекта, готового продукта и устной презентации.

4. официальная устная презентация портфолио перед членами Проектного комитета.

5. оценивание.

Выбор консультанта осуществляется учащимися  в конце 11 или начале 12 (выпускного) года обучения в старшем звене  средней школы.

30

Консультантом может быть преподаватель  как академических, так и профильных дисциплин. Консультант и учащийся совместно планируют работу над  портфолио и отбирают членов Проектного комитета. Проектный комитет является важным ресурсом в течение всей работы над портфолио и проводит оценивание исследовательского проекта, выполненного продукта и устной презентации.

В комитет должны войти не менее  трех взрослых: консультантов: представитель  отделения английского языка, преподаватель  профильной подготовки, а также представители  бизнеса, общества и др. После отбора членов комитета учащийся подает список в Комиссию по оцениванию выпускных  проектов, которая осуществляет общее  руководство и координацию общешкольной работы над проектом - портфолио.

На втором этапе осуществляется выбор темы проекта. При этом авторами образовательной технологии подчеркивается важность направленности выбранной  темы на развитие интересов и способностей учащихся, усиление их мотивации. Поэтому  большое внимание уделяется самоанализу  склонностей, интересов и личностных качеств. Кроме того, изучение темы должно способствовать формированию новых  знаний и умений учащихся, привлечению  дополнительной информации. В процессе выбора и корректировки тем проектов - портфолио для учащихся проводятся консультации и обсуждение с преподавателями академических и профильных дисциплин. Спорные вопросы отдельно рассматриваются на собраниях и семинарах преподавателей школ.

Тема портфолио обсуждается  с членами Проектного комитета. В  случае несогласия одного из членов комитета с выбранной тематикой, члены  комитета должны в ходе обсуждения прийти к какому-либо решению и  проинформировать о нем учащегося. Члены комитета заверяют обоснование  темы портфолио своими подписями. Данные (ФИО) учащегося, тема проекта - портфолио, консультант, состав комитета

31

предоставляются в общешкольную комиссию и официально публикуются.

Приведем примеры тем проектов - портфолио. Учащимися гуманитарного профиля были избраны темы:

 «История дизайна плакатов, направленных на пропаганду войны», «Использование информационных систем в спортивной журналистике» и др. Учащиеся медико-биологического профиля выбирали такие темы, как «Влияние стрессов на детей», «СПИД и стоматология» и др. Примером портфолио в рамках строительно-архитектурного профиля стала тема «Архитектура Сикстинской капеллы и ее влияние на другие церкви» и др.

Третий этап связан с непосредственным выполнением письменного исследовательского проекта, изготовлением продукта, тренировкой  для устного выступления. Преподаватели  профильных дисциплин и английского  языка выделяют специальное время  на своих занятиях для отработки  необходимых навыков. Например, на уроках английского языка учащихся обучают  пошаговой методике проведения самостоятельного исследования и написания научно-исследовательской  работы. К проектам предъявляются  требования, характерные для реального  научного исследования. Проекты должны включать план исследования, оглавление, введение, тематически организованное содержание, заключение, таблицы, графики  и диаграммы, определения ключевых терминов, библиографию, правильно  оформленные цитаты из используемых источников, обработанные данные интервью и др. Большое значение уделяется  формулированию идей, логическому и  доказательному их раскрытию. Учащихся обучают методам и приемам  подготовки и использования наглядности  для устного выступления и  др. Особо поощряется привлечение  дополнительных ресурсов: Интернета, библиотек  близлежащих университетов и  колледжей.

Что же касается других стран, то в Англии, например, портфолио ученика начальной школы может содержать его успешные работы по

32

математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему  удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Кроме  того, туда может входить его исследовательский  проект о том, как он выращивал  на подоконнике луковицу и аудиозапись  его выступления в защиту этого  проекта. Он сам решает: что ему  нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт  какой - либо деятельности ученика: учебной, социальной, индивидуально - творческой.

Также, портфолио может быть полезно, если ребенок готовится поступать  в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США и Великобритании.

А во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», идентичный формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ). Он включает в себя уровень овладения родным языком, математическими знаниями, иностранными языками, ИКТ. Оценивается также гражданская и социальная ответственность и самостоятельность ученика.

Информация о работе Портфолио ученика как средство фиксации результатов его деятельности