Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Приобретение практических навыков в области рисунка и живописи – процесс интересный и сложный связанный с развитием таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, чувство формы, линии и цвета. Овладение выразительными средствами, требует также повышенного внимания, сосредоточенности упорства и трудолюбия. Силу воли и стойкость характера начинающему художнику приходиться проявлять на уроках, где каждое учебное задание новое испытание.
Преодолеть трудности, возникающие на первых порах обучение основам изобразительного искусства, помогает влюбленность в свое дело, радость соприкосновение с искусством, гордость за первые успехи.
Введение………………………………………………………………………......
Глава 1. Теоретические основы изучения изображения портрета как жанра
изобразительного искусства
1.1. Роль портрета в изобразительном искусстве, история его развития….
1.2. Портрет как средство передачи характера……………..……………….
Глава 2. Методические рекомендации по обучению изображения портрета учащихся в
художественных школах
2.1. Формирование художественно-образного мышления у учащихся в процессе
изображения портрета……………………………………………….
2.2. Методы и приемы обучения рисования портрета
в художественной школе……………………
………………………………………………………..
2.3. Методические разработки занятий по выполнению портрета…………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение…………
Ко второй позиции условно можно отнести мнение, согласно которому, эмоциональная, личностная основа творчества сама находит способ выражения. Средства искусства являются для этого лишь своеобразным материалом и инструментом, который художник выбирает практически подсознательно, руководствуясь своим внутренним чувством, интуицией. (Б.М. Неменский, Б.П.Юсов)
Третья точка зрения рассматривает развитие художественно-образного мышления как процесс, обусловленный на каждом этапе взаимодействием освоенных на данном уровне изобразительных навыков, знаний с общими психологическими процессами развития. (А.А.Мелик-Пашаев, Л.Б. Ермолаева-Томина).
Несмотря на кажущиеся различия существующих подходов в решении вопроса развития художественно-образного мышления во всех из них имеется нечто общее. Это признание важности согласованного взаимодействия практического опыта, знаний, умений с фантазией, воображением, эмоциональным настроем и эстетической позицией художника.
Объединяет эти три концепции также и то, что они выделяют ведущую роль тематического рисования в формировании художественно-образного мышления. Причина этого? в* том, что в^ этом виде изобразительной 8 деятельности особенно наглядно проявляют себя теоретические знания, практические навыки, полученные при рисовании с натуры, а также воображение, наблюдательность, избирательность, способность к художественному обобщению. Поэтому, почти во всех основных отечественных методиках обучения изобразительному искусству считается, что тематическое рисование является одним из важнейших видов рисования, способствующих развитию художественно-образного мышления.
Тем не менее, для успешного
рисования на тему необходимо владение
учащимися элементарными
Приобретение учащимися знаний и навыков происходит в тесной взаимосвязи с решением творческих задач, что обуславливает более успешное их усвоение. Другим значимым плюсом такого подхода является то, что учащиеся с первых же занятий начинают привыкать мыслить образами, овладевают навыками художественно-образного мышления, что позволяет в свою очередь активизировать весь процесс обучения в целом, повысить его эффективность. Это позволяет решить проблему оптимизации учебного процесса в условиях отведенного времени, что приобретает особую значимость в условиях сокращения количества учебных часов, отведенных на практические занятия дисциплинами предметной подготовки.
2.2. Методы и приемы обучению рисованию портрета в художественной школе
Основой правильного рисования портрета человека является познание базовых техник рисования головы.
Рисование карандашом головы требует и более глубоких знаний, и большего опыта, так как работа здесь заключается не только в правильном изображении головы, но и в передаче индивидуального характера и выразительности, которые особенно свойственны человеческому лицу.
Поэтому, решая задачи учебного рисунка, обучающиеся на курсе рисования в художественной школе, одновременно развивают в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, его характер. То есть перед начинающими художниками появляется важная, трудная задача - запечатление образа человека в портрете. В художественной литературе есть примеры замечательного умения двумя-тремя штрихами определять индивидуальные особенности образа, например, у Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» хорошенькое личико девушки сравнивается со «свежеснесенным яичком», грубое широкое лицо с «молдаванской тыквой». Очень важно путем наблюдения, набросков с натуры, рисунков по памяти развивать в себе, помимо конструктивного, и образное восприятие окружающего нас предметного мира; это помогает художнику избегать излишней сухости и протокольности в работе.
Для рисования карандашом портрета рекомендуется выбирать натуру с наиболее выразительными формами и стараться подчеркнуть их соответствующим освещением.
Начиная урок рисования, не стоит приниматься за работу, не рассмотрев голову человека со всех сторон, не отметив ее характерных черт, ее поворота и наклона. Заранее составьте себе определенное представление о модели и имейте его в виду в продолжении всей работы.
Независимо от точки зрения на натуру рекомендуется чувствовать ее «в целом». Как при рисовании куба, видимые его стороны рисуются с учетом сторон, скрытых от нашего взгляда. Так и при обучении рисованию головы, повернутой в профиль, необходимо чувствовать связь всех ее частей. Например, глядя на натуру спереди, нужно представлять ее с тыльной стороны, в профиль и в трехчетвертном повороте. Для того чтобы, изображая голову в повороте, близком к профилю, правильно нарисовать чуть намечающееся крыло носа, едва видимый из-за носа глаз или сократившуюся и почти незаметную часть губы, необходимо представлять эти формы в целом. И только при таком условии они, даже чуть намеченные, будут убедительны и смогут участвовать в построении всей головы. Чтобы при профильном повороте правильно, на месте, нарисовать ухо, глаз, скулу, надо представить местонахождение невидимых, но соответствующих им парных форм и мысленно увязать с ними изображаемые видимые формы.
Таким образом, вопреки мнению начинающих рисовать, мы можем сделать очень важный вывод, что построение головы в профиль не является наиболее легким, а, наоборот, требует большого внимания и опыта.
Без всестороннего чувства формы и освоения ее законов, без совершенствования своего умения весь процесс рисования сведется к механическому копированию натуры.
Благодаря свойствам нашего зрения всякий предмет воспринимается нами «сразу». Мы одновременно видим все его пластические и световые качества, а поэтому целостность зрительного восприятия и передача его играют решающую роль в правдивом изображении предметов.
Чтобы правильно научиться рисовать, нужно понять, что нельзя рисовать натуру, приставляя одну часть к другой, так как в натуре все существует вместе и нужно все рисовать едино.
Но так как изобразить «все сразу», «все вместе» физически невозможно, а рисование головы по частям, как правило, приводит к отрицательным результатам, то начинающий рисовальщик должен найти такой способ рисования, чтобы сохранить и целостность зрительного восприятия натуры и проработать ее детали. Для этого ему следует, прежде всего, построить обобщенную, но характерную массу всей головы, как это делает скульптор. Затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, но не срисовывать их в упор по отдельности, а сопоставлять их друг с другом и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке. Такая работа «отношениями» (в форме, в тоне, пропорциях) является в своем роде цементом, скрепляющим все части головы в одно проработанное целое.
Итак, подчеркиваем, что при обучении рисованию головы нужно, прежде всего, руководствоваться формой, работать «отношениями», усвоив последовательность работы от общего к частному, от простого к сложному.
В начале урока рисования, когда начинающий художник быстро намечает на листе общую форму головы, показывая ее основные части, он работает методом первоначального обобщения.
В середине работы в обобщенной форме выявляются ее мелкие формы. Здесь начинающий рисовальщик идет путем анализа, детализации.
В конце работы, когда найдены мельчайшие детали, начинающий художник вновь возвращается к обобщению, но обобщению завершающему, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.
Чтобы правильно научиться рисовать голову, необходимо начинать рисовать легким касанием карандаша к бумаге. Резкие, черные линии, к которым любят прибегать начинающие, мешают видеть ошибки, а тем более исправлять их. Злоупотребление резинкой разрушает поверхность бумаги, делая ее почти непригодной для дальнейшей работы. Нажим карандаша и сила тона должны увеличиваться по мере правильного продвижения рисунка.
Выбрав точку зрения на натуру, определите размер рисунка (немного меньше натуры, в зависимости от степени ее удаления от рисующего). Этого намеченного масштаба придерживайтесь в продолжение всей работы, так как в противном случае можно нарушить пропорции изображаемой головы.
Приступая к рисованию карандашом, нужно позаботиться о расположении рисунка на листе: оно зависит от поворота и наклона головы, а также от сопровождающего ее окружения (фона, части одежды, падающей тени).
Первая ошибка в рисунке у начинающих – рисование головы в центре листа, вне зависимости от ее положения в пространстве. Для примера возьмем рисунок головы, изображенной в профиль, и поместим его в середине квадратного листа таким образом, чтобы наружные контуры головы находились на одинаковых расстояниях от краев бумаги и центр рисунка совпадал бы с геометрическим центром квадрата (рис. 1).
В этом случае рисунок головы кажется несколько сдвинутым в сторону профиля и заниженным, так как лицевая часть «перевешивает» затылок: являясь выразителем сходства и экспрессии, она сосредотачивает на себе внимание зрителя. Подобное явление происходит при сравнении верхней и нижней частей головы — последняя, богатая деталями, кажется более весомой, чем верхняя.
Сравнивая рисунки (рис. 1 и 2), вы убедитесь, что небольшое перемещение головы на листе направо и вверх (рис. 2) улучшает его композиционное расположение, делает его более жизненным и убедительным. Этот принцип размещения применим для всех положений головы в пространстве.
При первоначальном наброске головы и шеи начинающий художник должен обратить внимание на их положение по отношению к вертикали и к горизонтали, о чем мы уже говорили при построениигипсовых голов. Голова может быть поставлена прямо, наклонена или повернута. Повороты и наклоны часто сочетаются в движении, взаимно дополняя друг друга.
Парная симметрия в строении головы (два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазничные впадины, две скулы) позволяет представить себе как бы проходящую по лицу серединную (профильную) линию. При прямом положении головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив голову на две равные части. При повороте головы вправо или влево эта вспомогательная линия примет более или менее вогнутый характер и разделит голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень поворота.
Серединная (профильная) линия помогает в процессе рисунка ставить на место все парные формы головы и, проходя посредине переносицы, основания носа, губ и подбородка, точно определяет их положение.
Поперечная, вспомогательная линия, проходящая через середину глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две приблизительно равные части: верхнюю лобную – от теменных костей до переносицы, и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта поперечная (вспомогательная) линия характером своего расположения по объему головы (прямая или вогнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса. На рис. 3 и 4 можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается обратное явление.
Вышеупомянутые
Опираясь на поперечную линию «крестовины», намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основания носа, нижнего края подбородка. Одновременно необходимо обращать внимание на пропорциональные отношения частей, все время сравнивая их друг с другом и со всей головой (рис. 6).
Вопрос о пропорциях осложняется перспективными сокращениями форм в зависимости от положения головы. Одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные (например, при трехчетвертном повороте, наклоне и ракурсе).
Разместив на листе общую форму головы, уяснив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу), наметив вспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, следует постепенно переходить к рисованию основных поверхностей, составляющих объем головы (рис. 7).
Как и на уроке рисования гипсовой головы, нужно легкой светотенью отделить всю лицевую поверхность от боковых, идущих к затылку. Граница лицевой поверхности пройдет по вискам, скуловым частям и подбородку. При помощи той же светотени, не забывая о необходимости обобщения, намечайте более мелкие формы, лежащие на передней поверхности лица. Так, например, на рис. 7 показана обобщенная форма носа в повороте и размещенные на поверхностях его детали: на боковых поверхностях – крылья носа, на нижней – ноздри.
Разбирая форму лба, как и в гипсе, нельзя не отметить, что в нижней своей части он образуется пятью поверхностями: средней – фронтальной, двумя боковыми, к ней прилегающими, и двумя височными. При рисовании живой формы все эти плоскости необходимо обосновывать анатомически. Следует также найти место для обобщенных форм глаз, скул, подбородка, ушей, носа и т. д. (рис. 8).