Портрет как средство передачи характера человека. обучение школьников изображению портрета в художественной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Приобретение практических навыков в области рисунка и живописи – процесс интересный и сложный связанный с развитием таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, чувство формы, линии и цвета. Овладение выразительными средствами, требует также повышенного внимания, сосредоточенности упорства и трудолюбия. Силу воли и стойкость характера начинающему художнику приходиться проявлять на уроках, где каждое учебное задание новое испытание.
Преодолеть трудности, возникающие на первых порах обучение основам изобразительного искусства, помогает влюбленность в свое дело, радость соприкосновение с искусством, гордость за первые успехи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......
Глава 1. Теоретические основы изучения изображения портрета как жанра
изобразительного искусства
1.1. Роль портрета в изобразительном искусстве, история его развития….
1.2. Портрет как средство передачи характера……………..……………….
Глава 2. Методические рекомендации по обучению изображения портрета учащихся в
художественных школах
2.1. Формирование художественно-образного мышления у учащихся в процессе
изображения портрета……………………………………………….
2.2. Методы и приемы обучения рисования портрета
в художественной школе……………………
………………………………………………………..
2.3. Методические разработки занятий по выполнению портрета…………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение…………

Файлы: 1 файл

курсач,малинская!!!!!!!!!.doc

— 947.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от Петровской эпохи они утверждали ценность человека как государственного деятеля и признавали его право на проявление естественных чувств. Именно в этой форме портрета широко развернулся талант А. П. Антропова, И. П. Аргунова, М. Шибанова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского.

В XVIII в. также широкое распространение получила портретная миниатюра. Благодаря малым размерам она была очень удобна в быту, в дороге как память о близких. Миниатюрные портреты известны в России с Петровской эпохи. Как правило, имена живописцев-миниатюристов не сохранялись. Известно, что особенно славились миниатюры В. Л. Боровиковского.

Вторая половина XVIII в. – эпоха преобразований, проводимых Петром I, дала мощный толчок к развитию культуры, искусства, живописи. Происходят обновления во всех сферах жизни русского общества. Искусство переносит перемены легко. Традиционная система иконописи сдала свои позиции. На смену ей приходит портрет. В XVIII в. наступает расцвет русского портрета. И хотя для написания парадных портретов ещё приглашаются художники из-за рубежа, но всходит звезда трёх русских гениев: Боровиковского, Левицкого, Рокотова.

XIX век начался с романтизма. Художники времен «натиска и бури» сосредотачивают свое внимание не на внутреннем мире человека, а на внешнем проявлении его натуры, чувств, эмоций. Для романтизма характерны символы при написании портретов. Например, на портрете Пушкина Кипренский изобразил небольшую скульптуру музы. Также характерная скупая цветовая гамма с преобладанием темных тонов.

С середины XIX века после реформ 60-х г.г. в искусство приходят разночинцы и  в нём утверждаются новые идеалы. Начинается эпоха реализма. Художника интересует единство внутреннего и внешнего "я", он стремится передать конкретный образ человека. Широк диапазон портретов – от парадных до бытовых, даже шаржированных. Самым известным портретистом того времени был Иван Крамской, организатор Товарищества передвижных выставок.

 

Урок 3. Жизнь и творчество Ван Гога

Тема урока: Жизнь и творчество Ван Гога

Цели и задачи  урока:

-  познакомить  учащихся с жизнью и творчеством художника;

- развить у  учащихся эстетические чувства,  умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитать  у учащихся любовь к историческим  ценностям,

- продолжить  эстетическое воспитание, используя  учебный материал к уроку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  репродукции работ.

Основные методы работы: лекция, рассказ, демонстрация иллюстративного материала, беседа.

План урока:

1. Организационная  часть                                                             1 мин.

2. Проверка домашнего задания                                                   6 мин.

3. Лекция (изучение  нового учебного материала)                    30 мин.

4. Закрепление  учебного материала                                             5 мин.

5. Подведение  итогов урока                                                          3 мин.

Ход урока:

I.  Проверка домашнего задания;

II. Лекция.

Содержание лекции.

Винсент Ван Гог 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерт в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, протестантский пастор, а матерью – Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

В 1880-х Ван Гог обратился  к искусству, посещал Академию художеств  в Брюсселе (1880 – 1881) и Антверпене (1885 – 1886), пользовался советами живописца А. Мауве вГааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Крестьянка», 1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.

В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога П. Кормона. Изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», 1887, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам; «Папаша Танги», 1887, Музей Родена, Париж).

В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам). В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: Поле зерновых с воронами. Она была свидетельством трагической смерти художника.

Рассмотрим  работы художника:

Рис.1. Автопортрет

Рис. 2. Автопортрет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К жанру портрет  относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты.

Само происходит от старофранцузского выражения, означающего  «воспроизводить что-либо черта  в черту». Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. В одном из залов Третьяковской галереи экспонируется портрет

Уже в Древнем  Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика.

Поразительной правдивостью и одновременно жесткой  определенностью психологической  характеристики отличались древнеримские  скульптурные портреты. Выдающимся явлением своего рода были живописные портреты ритуально-магического назначения, которые создавались в Египте в I в. до н. э. – IV в. н. э. В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-мифологические образы, некоторые мастера создавали психологически точные портретные произведения. Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человеческая личность.

Именно в  портрете прослеживается стойкость  реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими достижениями. Произведения В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда художников следующего поколения.

 

Список использованной итературы

 

  1. Андроникова, М.А. Об искусстве портрета. [Текст] / М.А. Андронникова. – М.: Искусство, 1975.
  2. Андроникова, М.А Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. [Текст] / М.А. Андронниковаю – М.: Искусство, 1980.
  3. Андроникова, М.А. Портрет и портретное [Текст] / М.А. Андронникова. – М.: Искусство. 1984.
  4. Аникушин, М.В. О портретном творчестве. [Текст] / М.В. Аникушин. – М.: Искусство, 1988.
  5. Басин, Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание. – М.: Искусство, 1986.
  6. Габричевский, А. Г. Портрет как проблема изображения. [Текст] / А.Г. Габричевский. – М.: Искусство, 1988.
  7. Габричевский А.Г. Искусство портрета [Текст] / А.Г. Габричевский. – М.: Искусство, 1984.
  8. Гращенков,  В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М.: Искусство, 1996.
  9. Гривнина, А.С. Искусство XVIII века в западной Европе. [Текст] / А.С. Гривнина. – М.: Искусство, 1984.
  10. Зингер, Л. С. Очерки теории и истории портрета. [Текст] / Л.С. Зингер. – М.: Искусство, 1974.
  11. Зингер, Л. С. Путь к портрету-типу [Текст] / Л.С. Зингер. – // Художник. – 1980.
  12. Зингер, Л. С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. [Текст] / Л.С. Зингер. – М.: Искусство, 1969.
  13. Евреинов, Н. Н. Оригинал о портретистах. [Текст] / Н.Н. Евреинов – М.: Совпадение, 2005.
  14. Раздольская, В.И. История искусства зарубежных стран XVII–XVIII веков [Текст] / В.И. Раздольская. – М.: Искусство, 1988
  15. Кисунько, В. Портрет – пластический образ времени. [Текст]. // Художник. – 1990.
  16. Лотман, Ю. М. Портрет. [Текст]// Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: Академический проект, 2002. – С. 349–375. – (Мир искусств).
  17. Лушников, Б.В. Рисунок. Портрет: Учебное пособие для вузов. – [Текст] / Б.В. Лушников. – М.: Просвещение, 2004.
  18. Романычев, А. Возможности портрета. [Текст] / А. Романычев. // Художник. – 1987.
  19. Стасевич, В. Н. Искусство портрета. [Текст] / В.Н. Стасевич. – М.: Искусство, 1987.
  20. Сидоров, А.А. Портрет как проблема социологии искусств. [Текст] / А.А. Сидоров – М.: Искусство, 1987.
  21. Тухенгольд, Я.А. О портрете. [Текст] / Я.А. Тухенгольд. – М.: Искусство, 1989.
  22. Фриче, В. К. Социология искусства. [Текст] / В.К. Фриче. – М.: Искусство, 1981.

 

Электронный ресурс

  1. http://mirslovarei.com/content_bes/Portret-49145.html./Портрет
  2. http://bse.sci-lib.com/article103287.html./История портрета
  3. http://www.dissercat.com/ Портрет
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет
  5. http://www.c-cafe.ru/words/115/11435.php/портрет
  6. http://rusportrait.ru/портрет
  7. http://philologos.narod.ru/lotman/portrait.htm/история портрета
  8. fotodi.ru
  9. glossary.ru/История портрета
  10. ru.wikipedia.org. wiki/История_портрета
  11. bagetmaster.ru › info/304.html
  12. art-portrets.ru › history_portrait.html
  13. kostyor.ru › 7-06/academy.php
  14. scala-rostov.ru › article125.html
  15. kievportret.at.ua › publ/istorija_portretaportret
  16. popasnaya.at.ua › publ/fotomontazh/stati…portreta…33
  17. memorial.krsk.ru › Work/Konkurs/12/Korh/0.htm
  18. neuch.ru›Рефераты›31290.html/Особенности жанра портрет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рис. 1. В. Серов. «Девочка с персиками», 1887.

Рис. 2. «Портрет папы Иннокентия IX»

Рис. 3. Диего Веласкес. «Портрет папы Иннокентия X», 1650.

Рис. 4. Автопортрет  Пушкина пером и тушью

Рис.5 Рембрандт. «Портрет старика», 1654

Рис. 6.Ф. Рокотов. «Портрет неизвестной в розовом платье», 1770-е годы.

Рис. 7. Рембрандт. «Портрет жены Саскии в образе богини Флоры», 1634

Рис. 8. «Портрет четы Арнольфини»

Рис. 9. Эль Греко. «Портрет кабальеро с рукой на груди», ок. 1580

Рис.10. Самуэль Купер. «Незаконченная миниатюра с портретом Кромвеля»

Рис. 11. Джон Сарджент, «Портрет мадам Х», 1884, Музей Метрополитен

Рис.12. Фёдор  Рокотов. «Портрет неизвестного в треуголке»

Рис. 13. Ганс Гольбейн Младший.

Рис. 14. Хуан Грис. «Портрет Пикассо», 1912

Рис. 15. Борис  Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918.

 

Рис. 16. Масло: Ван Гог, «Автопортрет», 1889 год.

 


Информация о работе Портрет как средство передачи характера человека. обучение школьников изображению портрета в художественной школе