Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Приобретение практических навыков в области рисунка и живописи – процесс интересный и сложный связанный с развитием таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, чувство формы, линии и цвета. Овладение выразительными средствами, требует также повышенного внимания, сосредоточенности упорства и трудолюбия. Силу воли и стойкость характера начинающему художнику приходиться проявлять на уроках, где каждое учебное задание новое испытание.
Преодолеть трудности, возникающие на первых порах обучение основам изобразительного искусства, помогает влюбленность в свое дело, радость соприкосновение с искусством, гордость за первые успехи.
Введение………………………………………………………………………......
Глава 1. Теоретические основы изучения изображения портрета как жанра
изобразительного искусства
1.1. Роль портрета в изобразительном искусстве, история его развития….
1.2. Портрет как средство передачи характера……………..……………….
Глава 2. Методические рекомендации по обучению изображения портрета учащихся в
художественных школах
2.1. Формирование художественно-образного мышления у учащихся в процессе
изображения портрета……………………………………………….
2.2. Методы и приемы обучения рисования портрета
в художественной школе……………………
………………………………………………………..
2.3. Методические разработки занятий по выполнению портрета…………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение…………
В отличие от Петровской эпохи они утверждали ценность человека как государственного деятеля и признавали его право на проявление естественных чувств. Именно в этой форме портрета широко развернулся талант А. П. Антропова, И. П. Аргунова, М. Шибанова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского.
В XVIII в. также широкое распространение получила портретная миниатюра. Благодаря малым размерам она была очень удобна в быту, в дороге как память о близких. Миниатюрные портреты известны в России с Петровской эпохи. Как правило, имена живописцев-миниатюристов не сохранялись. Известно, что особенно славились миниатюры В. Л. Боровиковского.
Вторая половина XVIII в. – эпоха преобразований, проводимых Петром I, дала мощный толчок к развитию культуры, искусства, живописи. Происходят обновления во всех сферах жизни русского общества. Искусство переносит перемены легко. Традиционная система иконописи сдала свои позиции. На смену ей приходит портрет. В XVIII в. наступает расцвет русского портрета. И хотя для написания парадных портретов ещё приглашаются художники из-за рубежа, но всходит звезда трёх русских гениев: Боровиковского, Левицкого, Рокотова.
XIX век начался с романтизма. Художники времен «натиска и бури» сосредотачивают свое внимание не на внутреннем мире человека, а на внешнем проявлении его натуры, чувств, эмоций. Для романтизма характерны символы при написании портретов. Например, на портрете Пушкина Кипренский изобразил небольшую скульптуру музы. Также характерная скупая цветовая гамма с преобладанием темных тонов.
С середины XIX века после реформ 60-х г.г. в искусство приходят разночинцы и в нём утверждаются новые идеалы. Начинается эпоха реализма. Художника интересует единство внутреннего и внешнего "я", он стремится передать конкретный образ человека. Широк диапазон портретов – от парадных до бытовых, даже шаржированных. Самым известным портретистом того времени был Иван Крамской, организатор Товарищества передвижных выставок.
Урок 3. Жизнь и творчество Ван Гога
Тема урока: Жизнь и творчество Ван Гога
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника;
- развить у
учащихся эстетические чувства,
- воспитать
у учащихся любовь к
- продолжить эстетическое воспитание, используя учебный материал к уроку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: репродукции работ.
Основные методы работы: лекция, рассказ, демонстрация иллюстративного материала, беседа.
План урока:
1. Организационная
часть
2. Проверка домашнего задания
3. Лекция (изучение
нового учебного материала)
4. Закрепление
учебного материала
5. Подведение
итогов урока
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания;
II. Лекция.
Содержание лекции.
Винсент Ван Гог 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерт в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, протестантский пастор, а матерью – Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.
В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880 – 1881) и Антверпене (1885 – 1886), пользовался советами живописца А. Мауве вГааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Крестьянка», 1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога П. Кормона. Изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», 1887, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам; «Папаша Танги», 1887, Музей Родена, Париж).
В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам). В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: Поле зерновых с воронами. Она была свидетельством трагической смерти художника.
Рассмотрим работы художника:
Рис.1. Автопортрет
Рис. 2. Автопортрет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К жанру портрет
относятся произведения изобразительного
искусства, в которых запечатлен
внешний облик конкретного
Само происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту». Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. В одном из залов Третьяковской галереи экспонируется портрет
Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика.
Поразительной
правдивостью и одновременно жесткой
определенностью
Именно в портрете прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими достижениями. Произведения В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда художников следующего поколения.
Список использованной итературы
Электронный ресурс
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1. В. Серов. «Девочка с персиками», 1887.
Рис. 2. «Портрет папы Иннокентия IX»
Рис. 3. Диего Веласкес. «Портрет папы Иннокентия X», 1650.
Рис. 4. Автопортрет Пушкина пером и тушью
Рис.5 Рембрандт. «Портрет старика», 1654
Рис. 6.Ф. Рокотов. «Портрет неизвестной в розовом платье», 1770-е годы.
Рис. 7. Рембрандт. «Портрет жены Саскии в образе богини Флоры», 1634
Рис. 8. «Портрет четы Арнольфини»
Рис. 9. Эль Греко. «Портрет кабальеро с рукой на груди», ок. 1580
Рис.10. Самуэль Купер. «Незаконченная миниатюра с портретом Кромвеля»
Рис. 11. Джон Сарджент, «Портрет мадам Х», 1884, Музей Метрополитен
Рис.12. Фёдор Рокотов. «Портрет неизвестного в треуголке»
Рис. 13. Ганс Гольбейн Младший.
Рис. 14. Хуан Грис. «Портрет Пикассо», 1912
Рис. 15. Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918.
Рис. 16. Масло: Ван Гог, «Автопортрет», 1889 год.