Портрет как средство передачи характера человека. обучение школьников изображению портрета в художественной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Приобретение практических навыков в области рисунка и живописи – процесс интересный и сложный связанный с развитием таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, чувство формы, линии и цвета. Овладение выразительными средствами, требует также повышенного внимания, сосредоточенности упорства и трудолюбия. Силу воли и стойкость характера начинающему художнику приходиться проявлять на уроках, где каждое учебное задание новое испытание.
Преодолеть трудности, возникающие на первых порах обучение основам изобразительного искусства, помогает влюбленность в свое дело, радость соприкосновение с искусством, гордость за первые успехи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......
Глава 1. Теоретические основы изучения изображения портрета как жанра
изобразительного искусства
1.1. Роль портрета в изобразительном искусстве, история его развития….
1.2. Портрет как средство передачи характера……………..……………….
Глава 2. Методические рекомендации по обучению изображения портрета учащихся в
художественных школах
2.1. Формирование художественно-образного мышления у учащихся в процессе
изображения портрета……………………………………………….
2.2. Методы и приемы обучения рисования портрета
в художественной школе……………………
………………………………………………………..
2.3. Методические разработки занятий по выполнению портрета…………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение…………

Файлы: 1 файл

курсач,малинская!!!!!!!!!.doc

— 947.50 Кб (Скачать файл)

Обобщенная форма облегчает  перспективное построение поверхностей, образующих голову, подсказывая расположение на них более мелких деталей. Но даже на такой начальной стадии обобщения нельзя рисовать условную, грубо намеченную схему; для этого рекомендуется намечать общий «обруб» головы и ее частей, руководствуясь отбором поверхностей, обоснованных анатомией, а не случайной игрой светотени. Например, хрящи и костное основание носа образуют его четыре поверхности; лобные бугры и надбровные дуги – фронтальную поверхность лба.

Полностью прием «обрубовки»  применим только как показательный  при перспективном построении плоскостей, образующих объем головы. В рисунке живой натуры условная схема должна быть лишь руководством в работе как отдельный чертеж, как средство для сознательного рисования модели; она должна помочь понять сущность живой формы.

Парные формы головы рисуются одновременно, а не по отдельности; глаза надо намечать сразу, находя им место в глазных впадинах. Скулы, надбровные дуги, лобные бугры тоже увязываются друг с другом.

Рисование головы «парными формами» предполагает их сопоставление  и сравнение во время работы. Этот принцип, положенный в обучение рисованию живой натуры имеет особо важное значение. Здесь сравнение парных форм помогает не только их перспективному построению и размещению, но и передаче их «видимости», так как, будучи одинаковыми по существу, в различных поворотах они воспринимаются различно и по своему виду и по размерам.

Мы уже говорили на уроках рисования, какое огромное значение имеет такой метод при изображении  головы в профиль.

При трехчетвертном повороте головы сравнение парных форм друг с другом дает возможность более точно расположить глаза по отношению к боковым поверхностям носа, определить соотношение между боковыми стенками носа, его крыльями, ноздрями, губами, выявляет различия между ближайшим и удаленным («сокращенным») глазами.

Начинающий художник, сравнивая парные части лица, без труда отмечает их характерные особенности: может быть, асимметрию в глазах или нависающее на один глаз веко, или приподнятую бровь, опущенный угол рта, слегка сдвинутый в сторону нос и т. д.

Таким образом, обучение рисованию «парными формами» способствует объемному восприятию натуры, перспективному построению ее форм и выявлению характерных особенностей изображаемой головы.

Для всестороннего изучения объема головы нельзя ограничиваться рисованием ее в одном или двух положениях. Вначале рекомендуется на одном листе строить голову в самых различных ракурсах, поворотах и наклонах, одновременно наблюдая и сравнивая перспективное сокращение их поверхностей (рис. 10).

Чтобы работать над формой более сознательно. На гипсовой голове воображаемый «разрез» можно заменить специально проведенной линией. На рисунке (рис. 1) урока рисования гипсовой головы показан этот прием.

Лучше всего строение шеи видно, когда голова при небольшом  повороте несколько закинута назад. Соответствующим освещением следует подчеркнуть конструктивную связь между изображаемыми формами. Так, можно представить себе, что плечевой пояс, ограничиваемый спереди ключицами, а сзади видимыми верхними краями капюшонной (трапециевидной) мышцы, образует площадку, в которую как бы вставлена цилиндрическая форма шеи.

Прежде всего, следует  определить расположение головы, увязав ее с ключицами. Для этого от яремной  ямки, находящейся между ключицами (намеченными как основание рисунка), по направлению грудино-ключично-сосцевидной мышцы определяется положение уха. Проведенная от него к глазницам поперечная вспомогательная линия и профильная (идущая от яремной ямки через щитовидный хрящ, подъязычную кость и через середину нижней челюсти вверх по профилю), пересекаясь, образуют крестовину, при помощи которой голова строится обычным способом.

При данном положении  головы другая грудино-ключично-сосцевидная  мышца сокращена и, начинаясь  также от яремной ямки, идет по направлению  скрытого от нашего взгляда второго  уха.

Итак, размещение рисунка  на листе, выбор движения (поворота и наклона) головы, набросок ее первоначальной характерной формы определение  пропорций ее главных частей, их объемное обозначение условной светотенью (рис.9) – все это можно отнести к началу рисунка, подготовляющего переход к обучению рисованию деталей.

2.3. Методические разработки занятий  по выполнению портрета

Урок 1. Понятие  портрет и его место в искусстве

Тема урока: Понятие портрет и его место  в искусстве

Цели и задачи  урока:

-  познакомить  учащихся с понятием портрет, его особенностями в искусстве;

- развить у  учащихся эстетические чувства,  умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитать  у учащихся любовь к историческим  ценностям,

- продолжить  эстетическое воспитание, используя  учебный материал к уроку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  репродукции работ.

Основные методы работы: лекция, рассказ, демонстрация иллюстративного материала, беседа.

План урока:

1. Организационная  часть                                                             1 мин.

2. Проверка домашнего  задания                                                   6 мин.

3. Лекция (изучение  нового учебного материала)                    30 мин.

4. Закрепление  учебного материала                                             5 мин.

5. Подведение  итогов урока                                                          3 мин.

Ход урока:

I.  Проверка домашнего задания;

II. Лекция.

Содержание лекции.

Портрет (фр. portrait, от cтарофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).

В изобразительном  искусстве портрет  – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».

На развитие портретного жанра влияют две тенденции:

- прогресс технических  изобразительных навыков; 

- развитие представлений  о значимости человеческой личности.

Наибольших  вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его  разума, его действенной и преобразующей  силы. «Портрет в своей современной функции – порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». Именно поэтому жанр находится в упадке в ХХ веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?». Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.

Портреты могут  являться важными государственными или семейными знаками, создающимися для увековечивания памяти изображённого. Часто наследие художника включает огромное количество портретов членов его семьи – но не только по причине его привязанности к ним, а ещё и потому, что родственники являются бесплатными и наиболее удобными натурщиками.

 

 

Урок 2. Исторические сведения о портрете

 

Тема урока: Исторические сведения о портрете

Цели и задачи  урока:

- познакомить учащихся с историей портрета;

- развить у  учащихся эстетические чувства,  умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитать  у учащихся любовь к историческим ценностям,

- продолжить  эстетическое воспитание, используя  учебный материал к уроку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  репродукции работ.

Основные методы работы: лекция, рассказ, демонстрация иллюстративного материала, беседа.

План урока:

1. Организационная  часть                                                             1 мин.

2. Проверка домашнего  задания                                                   6 мин.

3. Лекция (изучение  нового учебного материала)                    30 мин.

4. Закрепление  учебного материала                                             5 мин.

5. Подведение  итогов урока                                                          3 мин.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания;

II. Лекция.

Содержание лекции.

Искусство портрета насчитывает уже несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего вида человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла легко найти своего бывшего владельца. Этим же целям служили и живописные фаюмские портреты, которые были выполнены в технике энкаустике (восковая живопись).

Древняя Греция подарила нам идеализированные портреты государственных деятелей, поэтов, философов. Древний Рим на первый план в портрете поставил правдивость и точность характеристики.

Наивысшего расцвета портретный жанр достиг в период Возрождения, когда главной ценностью считалась гуманистическая энергичная творческая личность.

XVIII век изменяет, приоритеты и на первый план выходит камерный, противоположный парадному портрет. В XIX веке человеческая личность представлена во всей психологической сложности, поставлены оценки социальным ролям человека.

XX век – период, насыщенный самыми противоречивыми тенденциями. От яркой и реалистичной индивидуальной характеристики до экспрессивной деформации модели. Сегодня портрет – один из главенствующих жанров, благодаря искусству «нового реализма» – «видео-арт», кино, фото.

Портрет и русское искусство.

Русский портрет  ведет свою историю с именных  икон, конца XVII – начала XVIII вв., когда были сделаны первые попытки внести в церковные каноны изменения. В школе Симона Ушакова придавались лику святых черты конкретных людей (например, икона «Алексий – божий человек» из собрания Нижегородского художественного музея). В собрании того же музея есть икона XVII в. «Царевич Дмитрий», где явно прослеживается стремление передать святому черты реального человека.

Икона – картина, являющаяся принадлежностью иконостаса (алтарной перегородки в православных церквах), а также объектом домашнего почитания у христиан в православных странах. По мере развития церковной архитектуры такие изображения на Западе стали помещать над или за алтарем или в отдельных часовнях, а на Востоке – на перегородке, отделявшей алтарь от средней части церкви. Со временем эта перегородка становилась все выше и получила название иконостаса. По традиции, иконы играли очень важную роль в духовном воспитании и в религиозной жизни восточных христиан, а иконописание рассматривалось как одна из форм священнодействия. Иконы освящаются церковью и становятся священными. Почитание иконы направлено не на саму икону, а на ту божественную реальность, которая выражена через нее. На II Никейском (787) и на IV Константинопольском соборах (869–870) были окончательно решены вероучительные и дисциплинарные вопросы, связанные с иконопочитанием и обсуждавшиеся в ходе иконоборческих споров.

В эпоху петровских реформ было явное стремление жить по- западному. Так в моду вошли портреты. Приглашались западные художники, которые оставили нам изображение людей высшего света.

Жанр портрета был достаточно разнообразен. Характерным именно для XVIII века стал парадный портрет, завезенный в Россию из Европы вместе с приглашенными иностранными живописцами.

Его задача – показать величие сана и значительность модели. В России это, прежде всего, портреты императоров и императриц в полном царском одеянии, а также вельмож, близко стоявших ко двору.

В таком портрете важную роль играл фон и предметы окружающей обстановки – аксессуары. Они должны были указывать на сословное положение изображенного и его заслуги перед государством.

Помимо полной формы парадного портрета в рост были приняты его варианты: поколенный портрет с регалиями, поясной портрет в парадном одеянии, которые могли позволить себе лица и более низкого ранга.

Особенно большое распространение получил в XVIII веке камерный портрет. Камерный портрет давал живописцу большие возможности для правдивой и более глубокой характеристики моделей.

Информация о работе Портрет как средство передачи характера человека. обучение школьников изображению портрета в художественной школе