Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы изучить воспитательную систему В.А. Караковского.
Задачи исследования:
Выделить в ней наиболее важные моменты, рассмотреть влияние его нововведений на систему образования. Как при этом изменялась тенденция развития личности ребенка.
Выявить наиболее приемлемые методы для возможного внедрения в практическую деятельность учителей.
Выяснить его вклад в развитие системы образования. Изучить личность В.А. Караковского с точки зрения его профессиональной деятельности.
Выяснить его вклад в педагогику как науку.
Проанализировать практическое применение системы на опыте школы №825 г. Москвы

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теория воспитательной системы В.А. Караковского …...….....5
1.1. Обучение и воспитание в школе ………………………………………..5
1.2. Школьный коллектив ……………………………………………………6
1.3. Самоуправление в школьном коллективе …………………………....8
1.4. Дидактические и воспитательные системы в школе ...……………...10
1.5. Начальное образование ………………………………………………...14
1.6. Коммунарская методика ……………………………………………….17
1.7. Роль родителей в воспитании детей …………………………………22
1.8. Роль игры в учебной деятельности …………………………………....24
1.9. Общественный смотр знаний …………………………………………25
1.10. Система воспитания …………………………………………………26
1.11. Комплексный подход в системе воспитания ………………………..32
Глава 2. Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского ………………………………………………………………….34
2.1.Организационное строение школьного коллектива ………………….34
2.2. Использование Коммунарской методики …………………………….36
2.3 Промежуточный тип деятельности …………………………………….37
Заключение ……………………………………………………………………39
Список литературы …………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Зимуха Курсовая работа (4).docx

— 70.57 Кб (Скачать файл)

Учительский труд настолько многогранен, так  плохо подвержен точным измерениям, так органически связан с неуловимыми  движениями человеческого характера что порой ему невозможно дать объективной оценки.

Все, что  говорит и делает педагог, потеряет свой смысл и значение, если не будет  пронизано чувством высочайшей ответственности  за формирование человека, гражданина.

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Практическое применение воспитательной системы 

В.А. Караковского

 

2.1.Организационное строение школьного  коллектива

Директор  московской школы № 825 В.А. Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы  и педагогического совета (в котором  иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов  представителей от всех классов, начиная  с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они  проводят решение, не совпадающее с  мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные  органы самоуправления: советы дела, совет "сборовских комиссаров", дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.

Неофициальная сторона отношений в школе  очень сложна. Большую роль здесь  в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как  правило, исходят оценки тех или  иных событий. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно  влияющие на жизнь школы. Первая - это  администрация школы и небольшая  группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа - остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Однако наличие этих четырех сил, несмотря на их объективные различия, не означает, что в школе происходит какая-либо открытая борьба между ними. Хотя процесс принятия решений часто не оформляется демократическими процедурами, на самом деле он глубоко демократичен. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет. 

Общий стиль  взаимоотношений регулируется разветвленной  системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном  заинтересованное обсуждение детских  проблем, доброжелательное отношение  к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной  чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что  в этой сфере почти всегда возникают  личные дружеские связи. Дети и многие классные руководители отмечают, что  для них наиболее важным является свободное общение друг с другом вне урока и даже вне подготовки какого-нибудь внеурочного дела. Совершенно естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение - характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.

В сфере  деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

 

2.2. Использование Коммунарской  методики.

Существенной  характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который  проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой  комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности, хотя в его  состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Сбор не имеет какой-либо практической, утилитарной цели.

Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Условно можно сказать, что сбор - это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сюда приезжают для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира реального.

Сбор, занимая  по времени меньше одного процента продолжительности учебного года, является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства "мы". Сбор служит функциональной основой, которая в  значительной степени формирует  структуру системы. Кроме того, сбор - это и школа актива, поскольку  он включает в себя интенсивную организаторскую  работу. Старшеклассник-комиссар берет  на себя функции организатора, педагога, да и психолога. Сбор для его участников имеет и развивающее, и образовательное, и психокоррекционное значение. Показывая учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, сбор и у воспитанников, и у воспитателей порождает желание изменить обычную жизнь своей школы, совершенствовать ее воспитательную систему.

 

2.3 Промежуточный тип деятельности.

В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный  тип деятельности, занимающий связующее  положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.

Общешкольные  ключевые дела выполняют важные самостоятельные  функции, они вносят в жизнь школы  определенный ритм, организационную  упорядоченность и тем самым  создают важные структурные образования  системы, каждое из которых решает и  свои специфические задачи. Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет  потребности ребят в новых  впечатлениях, в свободном общении; дидактический театр как часть  Праздника знаний активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться  школьным интеллектуалам; Праздник песни  удовлетворяет важную потребность  в сценическом самовыражении.

Если  на сборе деятельность подчинена  главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятельность, ее продукты.

Сборы и  ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности. В школе используются коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки. 
Обыденная, в том числе и рутинная, учебная и другая работа, которая требует напряжения и не всегда соответствует личным интересам школьника, стимулируется межличностными отношениями между педагогами и учащимися, складывающимися во внеурочной деятельности и свободном общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Я рассмотрел основные идеи воспитательной системы Караковского. К ним относятся – обязательное создание внутришкольного коллектива; присутствие элементов самоуправления внутри него; внедрение коммунарской методики, основной целью которой являлась подготовка к коллективной работе. Благодаря ей школьники должны были научиться совместно работать, заниматься коллективным творчеством, то есть она должна была содействовать развитию личности ребенка. Развитие у ребенка адаптации к различным жизненным ситуациям. Очень часто у Караковского применялась методика коллективных творческих дел. Воспитание также должно быть системным и применяться комплексный подход в воспитании, что привело бы к большей эффективности труда воспитателя.

Караковский, по-моему, пытался внедрить действенные методы в работу школы. Он старался опираться на личностные особенности детей, развивал коммутативные способности учащихся, старался приобщить к процессу образования не только детей, но и их родителей.

Караковский внес большой вклад в развитие системы образования.

 

Список литературы

 

  1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.
  2. Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М.: Моск. рабочий, 1987.
  3. Караковский В.А. Директор-учитель-ученик. – М.: Знание, 1982.
  4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,1992.
  5. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. – М: Знание, 1979.
  6. Караковский В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива. – М., 1978.
  7. Стать человеком. – М.: Знание, 1992.
  8. Фролов А.А., Макаренко А.С. Основы педагогической системы. – Горький, 1990.

 

 


Информация о работе Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского