Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:47, курсовая работа
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Глава 1. Педагогика - наука о воспитании
1.1. Педагогики как наука
Педагогика как наука
представляет собой совокупность знаний,
которые лежат в основе описания
анализа, организации проектирования
и прогнозирования путей
Свое название педагогика получила
от греческих слов «пайдос» - дитя и
«аго» - вести. В дословном переводе
«пайдагос» означает «детоводитель».
Постепенно слово «педагогика» стало
употребляться в более общем смысле для
обозначения искусства «вести ребенка
по жизни», т. е. воспитывать его и обучать,
направлять духовное и телесное развитие.
Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии
знаменитыми, называют и имена воспитавших
их педагогов. Со временем накопление
знаний привело к возникновению особой
науки о воспитании детей. Теория очистилась
от конкретных фактов, сделала необходимые
обобщения, вычленила наиболее существенные
отношения. Так педагогика стала наукой
о воспитании и обучении детей. Такое понимание
педагогики сохранилось вплоть до середины
ХХ в. И только в последние десятилетия
возникло понимание того, что в квалифицированном
педагогическом руководстве нуждаются
не только дети, но и взрослые.
Самое краткое, общее и вместе с
тем относительно точное опрёделение
соврёменной педагогики - это наука о воспитании
человека. Понятие «воспитание» здесь
употребляется в самом широком смысле,
включая образование, обучение, развитие.
Расширение пределов понятия «воспитание»
вступает в противоречие с историческим
названием наука. Во все времена
педагоги искали лучших путей помощи людям
в использовании данных им природой возможностей,
формировании новых качеств. Тысячелетиями
по крохам накапливались необходимые
знания, одна за другой создавались, проверялись
и отвергались педагогические системы,
пока не остались самые жизнестойкие,
самые полезные. Развивается и науки о
воспитании, главной задачей которой становится
накопление, систематизация научных знаний
о воспитании человека.
Функция педагогики - познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также решаются в педагогических лабораториях.
Несмотря на то, что педагогика занимается
«вечными» проблемами, ее предмет конкретен:
это воспитательная деятельность, осуществляемая
в учебно-воспитательных учреждениях.
Педагогика рассматривается как прикладная
наука, направляющая свои усилия на оперативное
решение возникающих в обществе проблем
воспитания, образования, обучения.
Источники развития педагогики: многовековой
практический опыт воспитания, закрепленный
в образе жизни, традициях, обычаях людей,
народной педагогике; философские, обществоведческие,
педагогические и психологические труды;
текущая мировая и отечественная практика
воспитания; данные специально организованных
педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов,
предлагающих оригинальные идеи и системы
воспитания в современных быстро изменяющихся
условиях.
Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; определение целей восприятия; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие, ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики: воспитание; развитие; образование; обучение. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека.
Образование - это система внешних
условий, специально организуемая обществом
для развития человека. Обучение - процесс
передачи знаний от педагога ученику.
Педагогика - это самостоятельная
наука, имеющая свой объект и предмет
изучения. Коллектив ученых под руководством
академика В.А. Сластенина считает,
что «объектом педагогики выступают те
явления действительности, которые обусловливают
развитие человеческого индивида в процессе
целенаправленной деятельности общества.
Эти явления получили название образования.
Оно и есть та часть объективного мира,
которую изучает педагогика. Образование
изучают и другие науки (философия, социология,
психология, экономика и т.д.). Однако эти
науки не изучают закономерности целостного
процесса обучения, воспитания и развития
личности.
Предметом педагогики является реальный
целостный педагогический процесс,
целенаправленно организуемый в
специальных социальных институтах
(семье, образовательных и культурно-
Педагогика изучает сущность, закономерности,
тенденции и перспективы развития педагогического
процесса как фактора и средства развития
человека на протяжении всей его жизни.
Она разрабатывает теорию и технологию
образовательного процесса.
Таким образом, педагогика - это наука
о целостном процессе образования
человека, включающем в себя обучение,
воспитание и развитие личности. Об
этом же писал известный публицист
и педагог С. И. Гессен: «Педагогика
- наука. Этим она отличается от самого
образования, служащего ее предметом.
В этом смысле педагогика является одной
из наук о человеке, а именно - о его образовании,
становлении как личности.
1.2. Историческое развитие научно-педагогического знания
Как всякая наука, педагогика возникает
из потребности общества. Появление
педагогики - это ответ на потребность
общества в более эффективной
подготовке подрастающего поколения
к вступлению в жизнь. Эта потребность
возникла тогда, когда накопился опыт
воспитания, который нужно было осмыслить,
чтобы выработать правила наставления
по воспитанию молодежи, найти для воспитательной
деятельности более разумные и рациональные
формы. В начале педагогическая мысль
стала оформляться в виде отдельных суждений
и высказываний и о содержании и задачах
воспитания, об отношениях учащихся к
учителю и нормах их поведения, которые
затем стали носить характер советов,
правил и рекомендаций.
Истоки теоретической и
Историческое развитие
научно-педагогического знания проходит
несколько этапов:
1. Зарождение педагогических
идей в русле философских
2. Формирование педагогических
взглядов и теорий в рамках
философско-педагогических
3. Переход от гипотетических
и утопических теорий к
В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинтилиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.
В следующих классических трудах воплотились педагогические идеи и наставления. Это - трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.
В эпоху Возрождения идеалы воспитания
и образования представлены в
романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»,
в педагогическом сочинении Вивеса
«О порче нравов», в трактатах Эразма
Роттердамского «О первоначальном воспитании
детей», Т. Мора «Утопия», Ж-Ж. Руссо «Эмиль,
или О воспитании». Однако труды, в которых
воплощались педагогические воззрения,
были плодом гуманистической образованности
философов, ученых и просветителей. В этом
заключается их отличие от современных
исследований в области педагогической
науки.
Весь период зарождения педагогических
идей и взглядов сопровождался возникновением
новых форм педагогической мысли, обновлением
взглядов на природу и практику обучения
и воспитания человека.
Только с ХVII века педагогическая
мысль начинает опираться на данные
передового педагогического опыта.
Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке
(1571-1635) разработал содержательное понятие
образования и соответствующую методологию,
установив критерии педагогических исследований.
В период с ХVII по XVIII века наметился
этап генерирования новых педагогических
идей из опытно-экспериментальных, инновационных
для того времени школ. В истории развития
педагогической мысли этот факт связан
с именами И. Песталоцци (1746-1827) Гербарта(174б-1841),
Ф. Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).
Следующий этап в развитии педагогической
науки связан с обогащением педагогического
знания в недрах философии под
влиянием педагогических трактатов, романов
и сочинений. В результате, философы
и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи
теории и практики обучения и воспитания.
В данной области были выявлены социальный,
исторический и культурологический аспекты.
Однако к середине ХIХ века влияние
философии на развитие педагогики изменяется.
На смену вписывания педагогической
проблематики в универсальные
С начала ХХ века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе.
Психология отделилась от философии
в качестве самостоятельной науки.
Активно развивались такие естественные
науки, как биология, химия, физика и математика.
Вышеозначенные моменты стимулировали
становление педагогической науки и практики.
В этот период в педагогике прослеживаются
две основные парадигмы - педагогический
традиционализм и альтернативное направление.
К традиционализму тогда относили социальную
педагогику (Источниками педагогической
науки и практики считали социально-исторические
знания) религиозную педагогику (стремление
синтезировать веру и науку на основе
религиозных канонов), педагогику, ориентированную
на философское осмысление процесса воспитания
и образования.
Современный этап развития педагогического
знания (вторая половина ХХ века) основан
на саморазвитии научной отрасли, сочетающей
процессы интеграции и дифференциации
с широким взаимодействием с другими науками
- философией, психологией, социологией,
физиологией, Математикой, политологией,
экономикой.
В процессе дифференциации научной
дисциплины выделяются различные области
педагогики: общая, дошкольная, школьная,
профессиональная, социальная, возрастная,
сравнительная, коррекционная, военная,
спортивная. А также история педагогики,
педагогика высшей школы, антропогогика
(обучение, воспитание и развитие человека
на протяжении всего жизненного пути).
Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук. Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концепций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагогической фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. Активно развивается Методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загоязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и Методику проведения.