Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:47, курсовая работа
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.
Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. «Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.
Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.
И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой».
При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:
организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,
нравственно- воспитательная и личностно- развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся,
стимулирующая, когда
коллектив выступает как
1.3.3.2. Особенности самовоспитания школьников
Движущие силы и механизм самовоспитания личности.
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие - “личность”.
О личности мы судим по следующим признакам:
1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.
2. Личность характеризуется
таким уровнем психического
А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия мо-гут быть разрешены усилиями самого воспитанника.
В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.
Нравственный идеал и самовоспитание.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:
трудолюбие;
творческое отношение к труду;
высокая культура поведения.
В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:
работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.
Глава 2. Предмет педагогики
Предметом педагогики как
области научного познания является
особая функция общества - воспитание. Поэтому
педагогику можно назвать наукой о воспитании.
Объектом исследования
в педагогике является человек, развивающийся
в результате воспитательных отношений.
Предмет педагогики - определяющие
развитие личности противоречия, закономерности,
отношения, технологии организации
и осуществления
Область внимания и влияния
научной педагогики связана с
изучением и с реализацией
педагогических явлений и процессов.
Возможны разные взгляды на объект
и предмет педагогической науки.
Среди них следующий: ее объектом является образование - сфер
обучения и воспитания, а предметом - закономерности
процессов, происходящих в системе отношений,
которые формируются в этой сфере.
Иначе существует педагогическая практика - сознательная или стихийная. Ее объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом - способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обусловливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизации в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человек
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении знания.
Объект педагогики. С момента своего зарождения и до середины
ХХ в. объектами научного и практического
и интереса педагогики были дети, учителя,
работники дошкольных и школьных учреждений,
семья и их участие в подготовке подрастающего
поколения к жизни, которые и образовывали
объективное поле педагогики. Она исторически
родилась и долгое время росла, «окутанная
пеленками» такого традиционного подхода,
но постепенно стала выпускаться из них.
С ХVIII в. в число ее объектов включилась
деятельность технических школ (готовящих
квалифицированных мастеровых), а с ХIХ
в. - и высших образовательных учреждений
В 60-х гг. прошлого века начала интенсивно
развиваться педагогика взрослых, прежде
всего военных (хотя истоки ее обнаруживаются
много раньше), а затем спортсменов, трудовых
коллективов, юристов и др.
Новое время - рубеж третьего
тысячелетия, а также важные события, происходящие
в нашей стране и мире, потребовали существенно
расширить объектное поле педагогики.
Ныне педагогика не может уже оставаться
наукой о детстве и школе. Жизнь вынуждает
ее расширить поле своих научных изысканий,
охватывать все периоды жизни человека,
распространять свое педагогическое влияние
не только на деятельность специальных
педагогических учреждений, но на другие
структуры общества, условия и факторы
жизни. Педагогика столкнулась с принципиально
изменившимися условиями жизни людей
силами, оказывающими на них значительное
социально-педагогическое влияние. Источники
новых «педагогических сил» вышли далеко
за рамки семьи и школы. Выпали из-под контроля,
плохо поддаются целенаправленному педагогическому
усовершенствованию, существенно ослабили
силу традиционной школьной и семейной
педагогики, комнатных воздействий, повысили
роль реалий «педагогики жизни».
Объектами исследований
и практического интереса педагогика
становится широкий круг реалий жизни
государства, общества: их структуры, субъекты, факторы и условия жизнедеятельности,
оказывающие влияние на воспитанность,
образованность, обученность, развитость
гражданина, цивилизованную (и непременно
духовную) самореализацию каждого человека
в жизни, на социальные группы общества,
прогресса страны и человечества. Такой
объект, отвечающий реалиям современности,
повышает одновременно социальную значимость
и ответственность педагогики в обществе.
Предмет педагогики. Объекты научного и практического интереса
педагогики выделяются по наличию у них
педагогического качества - свойств и
закономерностей педагогической природы
(одновременно им могут быть присущи и
иные качества, например, биологические,
физиологические, психологические, социальные,
экономические и др.). Это качество объективно
присудить отдельным людям, группам, обществу
в целом. Педагогика призвана специально
«высвечивать» и обнаруживать объекты
и явления одним качеством, исследовать
их, создавать систему научных знаний,
взаимодействуя с другими науками, изучающуюся
со своих позиций.
Предмет педагогики есть везде, где:
· осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие и самоорганизация граждан (независимо от возраста и социального положения в педагогических учреждениях и в процессе труда, семейной жизни);
· оказывается педагогическое влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость и самореализацию граждан любых факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда, быта и пр.) независимо от того, как это происходит, а также преднамеренно или стихийно;
· существуют и обнаруживаются
результаты (позитивные или негативные)
целенаправленного или стихийно
Имеются и обстоятельства жизнедеятельности, которые, не являясь
по своей природе только или по преимуществу
педагогическими, тем не менее, оказывают
на отдельных людей и группы педагогическое
воздействие. Это политика в обществе,
экономика, деятельность государственных
органов и хозяйствующих структур, состояние
правопорядка, уровень безопасности жизни,
культуры и пр. Отстраниться от их изучения
и рассматривать, например, деятельность
школы, педагога изолированно, в отрыве
от них, педагогика не может, если хочет
быть реалистичной и практичной, а не витать
в словесных облаках абстрактных мудрствований.
Поэтому то, что в этих объектах связано
с воспитанием, образованием, обучением,
развитием, активной самореализацией
людей, оказывает влияние на внутреннюю
жизнь педагогических учреждений, на успех
и просчеты в деятельности педагогов,
общества, государства, требует сегодня
пристального внимания педагогики и относится
к ее предмету. Именно в этой ипостаси
раскрывается современная сущность педагогики,
круг научных и практических проблем,
ее значение и социальная миссия.