Предмет и задачи педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи педагогики.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Реальным предметом  современной педагогики выступает  широкое поле педагогической действительности в государстве, обществе, их структурах, группах, специальных педагогических учреждениях, труде к жизни людей, каждого человека, представленное в виде педагогических фактов, закономерностей, механизмов процессов образования. воспитания, обучения, развития и самосовершенствования. Можно также сказать, что предметом педагогики выступают особенности окружающего мира и человека, взятые для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности, ее интересов и ответственности. Там, где в действительности существует предмет педагогики, есть и ее специальный научный интерес и социальная ответственность, там она в состоянии и обязана принять конструктивное участие в помощи и поддержке людей, общества и государства.                      

С одной стороны наличие  в обществе и жизни людей очевидных  реалий педагогической природы (например, педагогических учреждений) определяет ее объект, а с другой - педагогический взгляд на общество и жизнь людей дополнительно выявляет другие объекты, которые она обязана изучать и участвовать в их совершенствовании. В результате возникает объектно-предметное поле педагогической науки, реальные явления в котором представляют собой педагогическую деятельность в обществе. Она существует не зависимо от чьего-то признания или непризнания, ее нельзя отменить, закрыть или игнорировать. Она играла и играет важнейшую роль в жизни общества не только сама по себе, но и влияя на качество других сфер и явлений - политических, экономических трудовых, правовых, нравственных, культурных, социально-демографических, и др., что повышает ее социальную значимость и ответственность. Нерешенность многих проблем совершенствования педагогической действительности ныне реально и значительно сказывается на осуществляемых преобразованиях и предпринимаемых мерах.                                                                                   

Можно заключить, что  современная педагогика - это одна из наук о жизни людей и общества, не только о воспитании или образовании, школе, учителе, учениках, детях, но и  о жизни деятельности всех граждан  в сложившихся общественных условиях, о педагогическом обеспечении их жизненного успеха, совершенствование условий для этого и будущее общества с помощью воспитания, обучения, образования, развития и самосовершенствования людей, их общностей, всего населения.

 

 

 

 

 

Глава 3. Цели, задачи и  функции педагогики

 

Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах.

Основная цель педагогики - всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.                                                                                           

Новое время, начало третьего тысячелетия, важные события, происходящие в нашей стране и мире, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и необходимостью «педагогизации общества, проникновения педагогических идей во все сферы жизни».

Задачи педагогики - описание, объяснение прогнозирование явлений  и процессов, происходящих в сфере  образования.                                          

Следует различать теоретические  и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько  важных теоретических задач:

* выяснение закономерностей  процесса воспитания, образования; 

* изучение и обобщение  практики, опыта педагогической деятельности;

* разработка новых  методов, средств, форм, систем  обучения, воспитания, управления образовательными  структурами; 

* внедрение результатов  исследований в практику преподавания;

* планирование образования  на ближайшее и отдаленное  будущее. 

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.

Функции педагогики - своего рода производные от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые  для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения.                                                                                                         

Функции педагогики - аналитическая, прогностическая, проективно - конструктивная.                                                                                       

Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:                                                                                            

1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно - следственных связей процесса  воспитания;         

2) анализ, обобщение, интерпретация  и оценка педагогического опыта.

Прогностическая функция:

1) обеспечение научно - обоснованного целеполагания, планирования  и развития системы воспитания;

2) обеспечение эффективного  управления образовательной политикой. 

Проективно - конструктивная функция:

1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

2) внедрение результатов  педагогических исследований в  практику;

3) научно - методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Проанализировав функции  педагогики легко выделить и задачи этой науки. Таким образом, можно  выявить определенную классификацию  задач педагогики:

· Научное обоснование  развития системы образования, содержания образовательного процесса.

· Исследование сущности, структуры, функций педагогического  процесса.

· Выявление закономерностей  и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

· Разработка эффективных  форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

· Разработка содержания и методик самообразования и  самовоспитания людей.

· Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

· Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся:

1) изучение истории  развития педагогического знания  и его использования в обществе;

2) разработка методологии  и методики педагогического познания;

3) создание научной  картины педагогической действительности, присущей обществу, жизни и деятельности ею граждан, и разоблачение антинаучных походов к воспитанию, образованию, обучению и развитию1

4) проведение широкомасштабных  и непрерывных исследований по  актуальным педагогическим проблемам и видам целенаправленной педагогической активности групповых и индивидуальных субъектов ее, разработка адекватных педагогических теорий. практических рекомендаций и содействие их проведению в жизнь;

5) развитие педагогического  движения в обществе для поддержании ее педагогической сферы в состоянии, обеспечивающем цивилизованную самореализацию в жизни его граждан и непрерывное прогрессивное развитие его самого;

6) теоретическая и  прикладная разработка развернутой  многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта старших поколений молодому и младшим, для подготовки последних к его приумножению, отвечающему современным условиям и потребностям;

7) педагогическое способствование  становлению и совершенствованию личности граждан всеми средствами, которыми располагает общество, единства, взаимосвязи и преемственности деятельности педагогических учреждений и социально-педагогических влияний субъектов государственного управления, права, экономики, культуры, информации, семьи и др.;

8) разработка систем  функционирования педагогических  учреждений и повышение их  эффективности в соответствии  с требованиями времени;

9) разработка форм, методов,  средств и интенсивных технологий  педагогической работы по решению  задач воспитания, обучения, образования, развития, помощи в самореализации подрастающего поколения и граждан;

10) разработка дифференцированных  педагогических систем работы  с различными возрастными, профессиональными  иными социальными группами граждан;

11) приоритетная разработка актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания, подготовки граждан к обеспечению безопасности жизнедеятельности, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;

12) предвидение педагогических  последствий существующих условий  жизни, происходящих в обществе  перемен, принимаемых государственных  решений, состояния педагогической  сферы общества, ее институтов, деятельности  их субъектов;

13) разработка вопросов  управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами и  педагогической деятельностью, его  научного, организационного, методического,  учебно-технического, кадрового и  педагогического обеспечения (педагогической диагностики, педагогической экспертизы, педагогического сопровождения, педагогического консультирования, педагогической помощи, педагогической поддержки, педагогической коррекции, исправления педагогической запущенности и др.);

14) разработка системы  профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных ведомств, предприятий, чья деятельность так или иначе включена в педагогическую реальность или влияет на нее и требует проявления педагогической осмотрительности, активности и компетентности;

15) участие в международных  педагогических проектах, обмене  информацией, изучение зарубежного  опыта педагогической работы, а  также возможностей и путей  его использования в условиях  современной России;

16) подготовка научно-педагогических  и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных  педагогов для работы вне стен  образовательных учреждений, в гуще  жизни общества, деятельности его  структур, среди людей.

Решая эти задачи для достижения главной цели, педагогика реализует свои основные функции социальные, научные и практические, в числе которых:

1) социальная - служение людям и обществу передачей опыта старших поколений, содействие им в решении текущих жизненных проблем педагогическими средствами;

2) научно-развивающая - Способствование утверждению научного подхода к решению педагогических проблем в государстве и обществе, деятельности педагогических учреждений и педагогов, консолидации научно-педагогических сил; повышение методологического, теоретического и прикладного уровня педагогических исследований, осмысление педагогического опыта в стране и за рубежом; организация взаимодействия со смежными науками;

3) познавательная - исследование  педагогической действительности  во всех ее составляющих и зависимостях, вскрытие педагогических закономерностей объяснение педагогических явлений и их зависимостей, разработка общей и частных педагогических теорий;

4) диагностическая - изучение и оценка состояния педагогической действительности результатов целенаправленной педагогической деятельности и неуправляемых влияний иных сфер общества;

5) прогностическая - научно обоснованное предвидение потребного педагогического будущего, тенденций педагогических процессов, эффективности предпринимаемых мер по совершенствованию практики, определение перспектив ее совершенствования в связи с социальными изменениями в стране;

6) проективно-конструктивная - разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики;

7) организационно-методическая - разработка и совершенствование способов организации и методов построения педагогических систем и процессов, обеспечивающих достижение поставленных целей;

8) практически преобразовательная - участие во внедрении в практику научно-педагогических знаний, разработанных предложений, интенсивных педагогических технологий и эффективного (передового) педагогического опыта; повышение уровня и эффективности педагогической ра,5оты, а с ее помощью и содействие развитию общества;

Информация о работе Предмет и задачи педагогики