Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:47, курсовая работа
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Реальным предметом
современной педагогики выступает
широкое поле педагогической действительности
в государстве, обществе, их структурах, группах, специальных педагогических
учреждениях, труде к жизни людей, каждого
человека, представленное в виде педагогических
фактов, закономерностей, механизмов процессов
образования. воспитания, обучения, развития
и самосовершенствования. Можно также
сказать, что предметом педагогики выступают
особенности окружающего мира и человека,
взятые для научного рассмотрения в аспекте
педагогической деятельности, ее интересов
и ответственности. Там, где в действительности
существует предмет педагогики, есть и
ее специальный научный интерес и социальная
ответственность, там она в состоянии
и обязана принять конструктивное участие
в помощи и поддержке людей, общества и
государства.
С одной стороны наличие
в обществе и жизни людей очевидных
реалий педагогической природы (например,
педагогических учреждений) определяет
ее объект, а с другой - педагогический
взгляд на общество и жизнь людей дополнительно
выявляет другие объекты, которые она
обязана изучать и участвовать в их совершенствовании.
В результате возникает объектно-предметное
поле педагогической науки, реальные явления
в котором представляют собой педагогическую
деятельность в обществе. Она существует
не зависимо от чьего-то признания или
непризнания, ее нельзя отменить, закрыть
или игнорировать. Она играла и играет
важнейшую роль в жизни общества не только
сама по себе, но и влияя на качество других
сфер и явлений - политических, экономических
трудовых, правовых, нравственных, культурных,
социально-демографических, и др., что
повышает ее социальную значимость и ответственность.
Нерешенность многих проблем совершенствования
педагогической действительности ныне
реально и значительно сказывается на
осуществляемых преобразованиях и предпринимаемых
мерах.
Можно заключить, что современная педагогика - это одна из наук о жизни людей и общества, не только о воспитании или образовании, школе, учителе, учениках, детях, но и о жизни деятельности всех граждан в сложившихся общественных условиях, о педагогическом обеспечении их жизненного успеха, совершенствование условий для этого и будущее общества с помощью воспитания, обучения, образования, развития и самосовершенствования людей, их общностей, всего населения.
Глава 3. Цели, задачи и функции педагогики
Педагогическая
Основная цель педагогики - всемерно способствовать цивилизованной
самореализации каждого человека в жизни
и развитию общества на основе научного
познания педагогической действительности,
разработки и реализации эффективных
мер по ее совершенствованию.
Новое время, начало третьего тысячелетия, важные события, происходящие в нашей стране и мире, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и необходимостью «педагогизации общества, проникновения педагогических идей во все сферы жизни».
Задачи педагогики - описание,
объяснение прогнозирование явлений
и процессов, происходящих в сфере
образования.
Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько важных теоретических задач:
* выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
* изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
* разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
* внедрение результатов
исследований в практику
* планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.
Функции педагогики - своего
рода производные от ее задач: направления,
сферы компетенции, необходимые
для эффективного решения этих задач.
В свою очередь функции задают
программу, содержание и технологию, определяют
условия эффективности и характер анализа
результатов такого решения.
Функции педагогики - аналитическая,
прогностическая, проективно - конструктивная.
Аналитическая функция характеризует решение следующих задач
педагогической науки:
1) теоретическое изучение,
описание и объяснение
2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.
Прогностическая функция:
1) обеспечение научно
- обоснованного целеполагания,
2) обеспечение эффективного
управления образовательной
Проективно - конструктивная функция:
1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;
2) внедрение результатов педагогических исследований в практику;
3) научно - методическое обеспечение управления образовательными структурами.
Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки. Таким образом, можно выявить определенную классификацию задач педагогики:
· Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.
· Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
· Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
· Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
· Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.
· Исследование особенностей
и содержания деятельности педагога
и путей формирования и развития
его профессионального
· Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся:
1) изучение истории
развития педагогического
2) разработка методологии
и методики педагогического
3) создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу, жизни и деятельности ею граждан, и разоблачение антинаучных походов к воспитанию, образованию, обучению и развитию1
4) проведение широкомасштабных и непрерывных исследований по актуальным педагогическим проблемам и видам целенаправленной педагогической активности групповых и индивидуальных субъектов ее, разработка адекватных педагогических теорий. практических рекомендаций и содействие их проведению в жизнь;
5) развитие педагогического движения в обществе для поддержании ее педагогической сферы в состоянии, обеспечивающем цивилизованную самореализацию в жизни его граждан и непрерывное прогрессивное развитие его самого;
6) теоретическая и
прикладная разработка
7) педагогическое
8) разработка систем
функционирования
9) разработка форм, методов,
средств и интенсивных
10) разработка дифференцированных
педагогических систем работы
с различными возрастными,
11) приоритетная разработка актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания, подготовки граждан к обеспечению безопасности жизнедеятельности, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;
12) предвидение педагогических
последствий существующих
13) разработка вопросов
управления педагогическими
14) разработка системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных ведомств, предприятий, чья деятельность так или иначе включена в педагогическую реальность или влияет на нее и требует проявления педагогической осмотрительности, активности и компетентности;
15) участие в международных
педагогических проектах, обмене
информацией, изучение
16) подготовка научно-
Решая эти задачи для достижения главной цели, педагогика реализует свои основные функции социальные, научные и практические, в числе которых:
1) социальная - служение людям и обществу передачей опыта старших поколений, содействие им в решении текущих жизненных проблем педагогическими средствами;
2) научно-развивающая - Способствование утверждению научного подхода к решению педагогических проблем в государстве и обществе, деятельности педагогических учреждений и педагогов, консолидации научно-педагогических сил; повышение методологического, теоретического и прикладного уровня педагогических исследований, осмысление педагогического опыта в стране и за рубежом; организация взаимодействия со смежными науками;
3) познавательная - исследование
педагогической
4) диагностическая - изучение и оценка состояния педагогической действительности результатов целенаправленной педагогической деятельности и неуправляемых влияний иных сфер общества;
5) прогностическая - научно обоснованное предвидение потребного педагогического будущего, тенденций педагогических процессов, эффективности предпринимаемых мер по совершенствованию практики, определение перспектив ее совершенствования в связи с социальными изменениями в стране;
6) проективно-конструктивная - разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики;
7) организационно-методическая - разработка и совершенствование способов организации и методов построения педагогических систем и процессов, обеспечивающих достижение поставленных целей;
8) практически преобразовательная - участие во внедрении в практику научно-педагогических знаний, разработанных предложений, интенсивных педагогических технологий и эффективного (передового) педагогического опыта; повышение уровня и эффективности педагогической ра,5оты, а с ее помощью и содействие развитию общества;