Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:50, курсовая работа
В
целом следует говорить о личностно ориентированном, комплексном
сопровождении ребенка в системе общеобразовательной школы и
образовательных центров для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной помощи.
К числу проблем, требующих безотлагательного решения при
внедрении рассмотренных принципов, следует отнести:
1. разработка методического аппарата обследования ребенка с высоким
риском школьной дезадаптации и методик интегративного характера,
направленных на диагностику и прогноз отклоняющегося психосоциального
развития детей дошкольного и школьного возрастов;
2. разработка индивидуализированных программ коррекционно-
развивающего обучения и воспитания, обеспечивающих адекватное
взаимосвязанное развитие познавательной и речевой деятельности,
эмоционально-волевой мотивационной сферы и личностного роста ребенка с
последующей адаптацией его к обычным условиям обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………………………………………...7
1.1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………...7
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………..…………………………...19
1.3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………...27
ГЛАВА II.ОПЫТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК……………………………………………………………………………………….37
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………….37
2.2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ…………………………………………………46
2.3 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
- экстенсивный характер учебных нагрузок;
-преобладание отрицательной оценочной ситуации и возникающие на
этой почве «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами;
-повышенный уровень респектации родителей в отношении своего
ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в
связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье.
Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его
возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В
школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период
начального обучения. И, хотя проявления школьной дезадаптации на этом
возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для
социального роста личности оказываются наиболее губительными.
Выводы многих известных педагогов и психологов, результаты
современных исследований свидетельствуют о том, что истоками поступков
и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении,
игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в
дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося
поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и, при стечении
неблагоприятных обстоятельств, приводит в конечном итоге к стойкой
недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в
подростковом возрасте.
Школьная дезадаптация, выраженная в педагогической запущенности,
неврозах, дидатогениях, различных эмоционально-поведенческих реакциях
(отказ, компенсация,
может наблюдаться на всех ступенях школьного обучения, но внимание
должны привлекать новички, второгодники, учащиеся первых, четвертых,
девятых и выпускных классов, нервные, конфликтные, эмоциональные дети,
как правило, при развитой форме школьной дезадаптации все эти
компоненты четко выражены. Однако следует учитывать и возрастные
особенности формирования школъной дезадаптации (дошкольный и
младший школьный возраст, ранний и старший подростковый, юношеский
возраст). Каждый из этих этапов личностного развития вносит свои черты в
динамику ее становления, поэтому требует специфических для каждого
возрастного периода приемов диагностики и коррекции. Преобладание того
или иного компонента в проявлениях школьной дезадаптации зависит еще и
от ее причин.
Причины полной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут
быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными
социально бытовыми условиями, отклонениями в психическом и физическом
развитии детей.
Наблюдение за младшими школьниками позволяют выделить основные
сферы, где обнаруживаются трудности адаптации к школе:
- непонимание детьми
профессиональной роли;
- недостаточное развитие
общения и способности
другими детьми.
2.2 Разработка программы профилактики социально-педагогической
дезадаптации среди мальчиков и девочек с учётом гендерных
особенностей
Характерологические и даже патохарактерологические реакции
принципиально обратимы. Но их повторение может привести к упрочению
аномального поведения и создать основу для патологического формирования
личности. Наряду с другими психогениями, эти реакции участвуют в
оформлении психопатий. Отсюда понятна необходимость ранней
диагностики нарушений поведения с целью принятия мер против фиксации
патологических личностных реакций. Имеется и еще более важная цель -
предупреждение нарушений поведения. Для ее достижения применительно к
каждому ребенку необходимо:
l) охарактеризовать темперамент, особенности личности, выявить, имеются
ли психопатические или акцентуированные (своеобразные) черты;
2) обнаружить или исключить
возможность существования
неполноценности ЦНС;
3) оценить влияние семьи, школьного и другого детского коллектива;
4) изучить материально-бытовое состояние семьи, ее культуру, связь с
основным населением;
5) получить данные о развитии ребенка – асинхрония (неравномерность),
ретардация (отставание), акселерация (ускорение), характер протекания
пубертатного периода, темп полового созревания;
6) диагностировать текущие
хронические соматические и
Заболевания и оценить роль перенесенных в прошлом вредностей и
болезней.
Профилактике развития характерологических реакций может помочь
раннее выявление акцентуаций (своеобразных черт) характера. Выявив у
ребенка, например, гипертимные черты (постоянно повышенное настроение,
неумеренную подвижность, непрекращающуюся деятельность,
сверхобщительность, излишнюю разговорчивость, нетерпимость к
огорчениям, стремление к лидерству, вспыльчивость, шаловливость),
воспитатель в порядке профилактики поведенческих нарушений должен
препятствовать чрезмерной опеке и ограничениям активности детей в семье,
памятуя об их склонности к реакции эмансипации. Учитывая определенный
риск возникновения реакций компенсации у детей, лишенных душевной
заботы и глубоких эмоциональных привязанностей, родители и воспитатели
должны направить свои поиск в полезном и психологически оправданном
направлении. Можно, например, создать такому ребенку условия для
наиболее тесного общения с другими детьми, требующими внимания, или,
если это невозможно из-за характерологических качеств, поручить ему
заботу о животных и тем самым помочь восполнить недостающий запас
эмоционального тепла и направить компенсацию в социально приемлемое и
полезное русло.
С чертами эмоционально-волевой неустойчивости нередко связано
развитие реакций имитации, предупреждению отрицательных вариантов
которой может способствовать организация досуга в рамках спортивных,
художественных коллективов или в других кружках по интересам, где всегда
есть образцы для подражания и атмосфера, способствующая возникновению
положительных «идеалов» (тренеры, руководители, наиболее умелые
сверстники и т. п.).
Тормозимый, робкий, пугливый, недостаточно уверенный в себе
ребенок более других подвержен опасности дать реакцию отказа.
Необходимо учитывать эту особенность и не отрывать его от
привычной обстановки, или, если отрыв неизбежен, проводить специальную
подготовку перед расставанием с родителями. Элементами такой подготовки
должно быть откровенное и понятное для ребенка объяснение целей
покидания дома, создание психологически благоприятной обстановки в
новом месте, выделение лица, которое на время возьмет на себя роль
родителей. При необходимости желательно назначение средств, снимающих
эмоциональное напряжение (транквилизаторы, седативные препараты).
Очень полезна в такой ситуации психотерапия.
Истероидная акцентуация характера чаще других способствует
возникновению у детей реакции оппозиции и протеста. Для их избегания
требуется много терпения и осторожности, а также авторитет, основанный на
любви и нежности к детям. Необходимо тренировать у них способность
сдерживать себя и бороться с эгоистическими и эгоцентрическими
установками.
В профилактике характерологических реакций существенную роль
может сыграть оптимизация условии воспитания в семье или детском
учреждении. В профилактических целях следует внимательно оценивать
существующие в семье отношении, тип воспитания и особенности личности
членов семьи. Не следует думать, что члены семьи ничего не могут сделать, в
частности, для исправления уже сложившейся конфликтной ситуации.
Наоборот, после доверительных бесед, выявляющих все явные и
скрытые опасности для ребенка, существующие в семье, многие
задумываются, ищут помощи и поддержки, стремясь создать более
благоприятную обстановку. В этот момент могут пригодиться знания и опыт
врача или психолога, при конфликтных отношениях между взрослыми
иногда они могут выступить в роли посредника. В случае невозможности
быстрого изменения атмосферы семьи можно рекомендовать временное
направление ребенка в другие условия жизни (к прародителям, в санаторий,
интернат, круглосуточные детские ясли-сад). Остановимся на некоторых
внешних влияниях, отрицательные стороны которых необходимо
предотвратить. Серьезным испытанием для ребенка во многих случаях
оказывается поступление в ясли, детский сад или школу, к которым ребенка
следует основательно подготавливать. Рассмотрим возможные
профилактические
В настоящее время семья стала нуклеарной, т. е. состоящей из родителей и
детей, чаще одного, и в связи с этим у ребенка, ограниченного рамками
семьи, меньше возможности приспособиться к жизни в обществе вне дома,
особенно если ребенок не посещал детсад. «Неорганизованным» детям в
первую очередь следует рекомендовать принимать большее участие в
детских группах; это можно сделать и на игровых площадках, и в процессе
коллективных игр, организуемых родителями. Большое значение имеет
подготовка ребенка к школьной программе. При этом важны не только
уровень интеллекта и минимум знаний, но и, может быть, в большей мере,
характерологические свойства, которые нуждаются в оценке у каждого
начинающего учебу.
Своевременное выявление личностно характерологических
возможностей детей и дошкольников могло бы предотвратить отрицательные
реакции тех, кто из-за незрелости, безответственности, неорганизованности,
Безынициативности или неустойчивости еще не готов к учебе и в связи с
этим может пострадать от невыносимых для него условий школьной жизни.
У детей же, по своим характерологическим особенностям еще не готовых к
школе, желательно в семье или в дошкольных детских учреждениях
специально воспитывать необходимые для организованного обучения
качества. Многие дети к шести годам уже способны освоить школьную
программу, однако переход от детского сада к учебе в классе не должен быть
резким. По нашему убеждению, не в школе, а в детском саду, со своим
воспитателем ребенок шести лет должен начинать знакомство с грамотой.
Такой постепенный переход от игры в учебу в дошкольном детском
учреждении предупредит возникновение характерологических реакций у
многих первоклассников. У подавляющего большинства детей 10-13 лет
начинается пубертатный период. Это влечет за собой глубокие физические,
психологические и социальные последствия. Так, в 12 лет у девочек и в 14
лет у мальчиков начинается бурный рост. Нередко к значительным
психологическим переживаниям приводит тот факт, что в 11-12-13-летнем
возрасте девочки, как правило, выше и имеют большую массу тела, чем
мальчики. С одной стороны, некоторые из девочек чувствуют себя «белыми
Информация о работе Причины социально-педагогической дезадаптации среди мальчиков и девочек