Причины социально-педагогической дезадаптации среди мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

В
целом следует говорить о личностно ориентированном, комплексном
сопровождении ребенка в системе общеобразовательной школы и
образовательных центров для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной помощи.
К числу проблем, требующих безотлагательного решения при
внедрении рассмотренных принципов, следует отнести:
1. разработка методического аппарата обследования ребенка с высоким
риском школьной дезадаптации и методик интегративного характера,
направленных на диагностику и прогноз отклоняющегося психосоциального
развития детей дошкольного и школьного возрастов;
2. разработка индивидуализированных программ коррекционно-
развивающего обучения и воспитания, обеспечивающих адекватное
взаимосвязанное развитие познавательной и речевой деятельности,
эмоционально-волевой мотивационной сферы и личностного роста ребенка с
последующей адаптацией его к обычным условиям обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………………………………………...7
1.1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………...7
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………..…………………………...19
1.3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………...27
ГЛАВА II.ОПЫТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК……………………………………………………………………………………….37
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………….37
2.2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ…………………………………………………46
2.3 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

дезадаптация среди мальчиков и девочек.docx

— 119.40 Кб (Скачать файл)

воронами», с другой - у  части мальчиков может возникнуть ущемленность

своей  «неполноценностью».  Класс раскалывается на группы по интересам,

соответствующим различной степени физической и половой зрелости. Менее

зрелые отвергаются, третируются, могут чувствовать себя недостаточно

полноценными и реагировать компенсацией, имитацией, а иногда и

протестом. Предупредить это  при замедленных изменениях тела в период

полового созревания может правильно поставленное половое воспитание.

Оно же необходимо и для  рано созревающих, так как поможет им

привыкнуть, в частности, к возникающим у них проявлениям сексуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Выводы и  рекомендации

 

В процессе оценки среды, в  которой находится ребенок, может  помочь

знакомство с учителем начальных классов, так как его личность нередко

играет решающую роль в  предупреждении или возникновении

поведенческих срывов у детей. Понимая, что педагог должен обладать

сочувствием, теплотой, ясностью выражения своих мыслей, мы едва ли

затруднимся в выводах о роли данного учителя в адаптации  ученика к

новым  социальным обязанностям:

1. Обязательное посещение детьми 5 и 6 лет дошкольных учреждений.

2. Проведение в течение  недели во время каникул знакомства  со школой.

3. Продление обучения на два года, а не оставление неуспевающих на второй

год.

4. Обучение детей начальных классов одним и тем же учителем в течение

ряда лет.

5. Присутствие родителей в первые дни в классе вместе с ребенком.

6. Прикрепление более старшего ученика к каждому вновь поступившему,

чтобы руководить его действиями в течение некоторого времени.

Наряду с этими рекомендациями следует предложить детям

повышенного риска специальные  программы для обучения, наладить

большую связь школы с  жизнью и повысить ответственность школьного

медицинского персонала  за выполнение всех рекомендаций, касающихся

поступления детей в школу. Все это представляется важным для

профилактики нарушений  поведения у детей младшего школьного возраста,

в особенности - с органической неполноценностью, с акцентуированными

или психопатическими чертами.

Оценивая возможности  психопрофилактики вообще и нарушений

поведения в частности, приходится считаться с материально-бытовыми

условиями семьи. Трудные  жизненные условия семьи оказывают

отрицательное влияние на ребенка в нескольких направлениях. В таких

условиях ребенком обычно занимаются меньше, усилия семьи недостаточны

для подготовки к школьной жизни, для облегчения его общения с целью

помочь в овладении школьной программой. Как правило, нет достаточного

разнообразия в игровом  материале, в оснащении всем необходимым для

выработки навыков чтения, письма и счета. Все это и нередко царящая в

таких семьях напряженная психологическая атмосфера делают таких детей

весьма уязвимыми, так  как они оказываются малосведущими, менее

умелыми в общении, без достаточной домашней помощи. Ребенок из

подобной ситуации должен зачисляться в группу риска, требующую помощи

и постоянного наблюдения. Нередко наилучшим решением оказываются

общие оздоровительные мероприятия. Наряду с этим необходима большая

воспитательная работа с  родителями, которые во многих случаях не хотят,

а не знают, как помочь своему ребенку, или не видят его трудностей.

Привлечение других организаций для укрепления материально-бытового

благополучия может оказаться существенным для улучшения жилищных

условий, характера работы родителей, получения  предоставляемых

государством дополнительных льгот и благоприятно скажется на

психическом здоровье ребенка.

Вместе нередко находятся дети не только из семей равного

культурного уровня, но и  разных национальностей. К сожалению, это может

сказаться на психическом  благополучии некоторых детей в тех коллективах,

где воспитатель или учитель не сумеет индивидуализировать подход и

требования, а детям низкого  культурного уровня или плохо понимающим

язык основной популяции придется постоянно переживать чувство

неполноценности или даже вины. Не исключено, что последнее  может

вызвать характерологический и личностный протест со стороны ребенка,

нарушить его приспособление. Не меньшее значение может иметь  и

отношение сверстников, которые, «воспитывая» или дразня отстающего, еще

больше затрудняют его  положение. Тактичное и умелое вмешательство

способно скорригировать позицию воспитателя, а вместе с ним и отношение

всего детского коллектива.

Даже легкое отставание, не достигающее выраженной задержки

психического развития, у тормозимого, чувствительного, пугливого,

необщительного ребенка  может стать не только препятствием в освоении

учебного материала, но и причиной характерологической реакции (протеста).

не всегда легко разобраться  в том, что является основной причиной срыва

адаптации: уровень интеллекта, черты характера или и то, и  другое в равной

мере. Чаще всего приходится иметь в виду последнее, и направлять

профилактические усилия на стимулирование развития и на коррекцию

личностных особенностей. Акселерация, помимо определенных

соматических трудностей, таит в себе опасность психологических

осложнений. Чрезмерно крупные  в сравнении со сверстниками дети

переживают свою некоторую  неуклюжесть, внешнюю измененностъ, а

главное - резкое отличие  от сверстников, тем более, если становятся

объектом насмешек. У детей  с астеноневротической, сенситивной

(чувствительной), психастенической, истероидной акцентуацией это  может

вести к характерологической  реакции. Защитить акселерированных детей

можно лишь совместными усилиями педагогического персонала, медиков и

родителей. Необходимо для  блага как ускоренно, так и  замедленно

развивающихся детей широко разъяснять им и ровесникам понятия о

развитии, о различных темпах созревания, о психологических особенностях

разных  детей. Сказанное относится и к неравномерно (асинхронно)

развивающимся детям, возможно с тем дополнением, что они нуждаются в

еще большей психотерапевтической защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В свете современной науки становится очевидной необходимость

полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг., о

целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в

воспитании детей говорили многие видные педагоги и психологи (Н-К.

Крупская, Д.С.Макаренко, П.П. Блонский, М. М. Рубинштейн и др.). Но в

силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания

практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась " бесполой",

ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких важнейших

характеристик, как половые  психологические особенности. В  соответствии с

игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен

на развитие «усредненного» существа (Т.А. Репина). А результаты не

заставили себя ждать: у нас появилась целая популяция молодых людей, так

называемых мужчин (по анатомическому признаку) с так называемой

сексуально " поисковой" ориентацией. Их отличительная особенность -

самоощущение в себе женского начала. А духовно-эстетическую нишу

мужественности стали занимать женщины с противоположными

гормонально-генетическими сдвигами и нарушениями. Причем большинству

женственных юношей и мужественных девушек, а впоследствии мужчин и

женщин с такими комплексами, их самочувствие уже стало привычным, а

потому они считают себя совершенно нормальными. При этом на наших

глазах мужественные девушки с деградирующими детородными функциями

все более и более теснят слабеющих в мужестве юношей. А  ведь лишь

мужчины могут полноценно и целенаправленно поддерживать сильную

государственность. В нынешней глобальной цивилизации в последствие

объективного распределения психологических возможностей полов, у

женщин - другие цели. Это  в основном - поддержка жизни семьи,

воспитание детей. У мужчин - забота о внешних по отношению к семье

факторах (в первую очередь  это факторы, обеспечивающие нормальное

функционирование государственных  и цивилизационных институтов), без

чего не может существовать полноценная семья в государстве. И лишь в

человеческом объединении усилии мужчин и женщин - согласно объективно

заданным приоритетам  психологических особенностей полов, где не

существует подавления мужского либо женского начал - возможна сильная

государственность, основанная на сильной и объективно нормальной семье.

Задача каждого педагога является - изменить сложившуюся обстановку

в стране, обучая и воспитывая детей с учетом их гендерной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов в высш. Пед.учеб.

завед. / Р.С.Немов.- М., 1994.

2. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе [Текст] / Л.Л. Шпак.-

Красноярск, 1991.

3. Чиникайло,С.И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации

младших школьников [Текст] l С.И. Чиникайло. - Мн., БГМУ, 2005.

4. Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. М.: ООО Апрель Пресс, 2000.

5. Обухова, Л.В. Возрастная  психология [Текст] / Л.В. Обухова.- М., 1996.

6. Крайг Г. Психология развития [Текст] Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.:

Питер,2005.

7. Артюхова И.С. В первом классе - без проблем [Текст] И.С. Артюхова. -

М.: Чистые пруды, 2008.

8. Мечинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника

[Текст] / Н.А. Мечинская.- М., 1989.

9. Зобков В.А. Психология  отношения и личности учащегося [Текст] /

В.А.Зобков. - Казань, 1992.

10 . Гуткина И.И. Психологическая готовность к школе [Текст] И.И.

Гуткина.- М.: Академический проект, 2000.

11.  Кулагина И.Ю. Возрастная  психология [Текст] И.Ю. Кулагина.- М.:

Изд-во УРАО, 1997.

12. Бужигеева. М.Ю. "Гендерные особенности детей на начальном этапе

обучения" Педагогика. №8. 2002

 

13. К.Ефремов Н. Ефремова. "Он и Она. Мобильность и стабильность"

Народное образование.№6. 2003

14. Л.Н. Надолинская. "Влияние гендерных стереотипов на воспитание и

образование" Педагогика.№5. 2004

15. Н. Буленкова. «Школа воспитания девушек». Воспитание

школьников.№6. 2002

16. "Женственность и мужественность: вопросы их формирования у детей и

подростков" Воспитание школьников. №6. 2001

17. А.Е. Алешина. А.С. Воловин. "Проблемы усвоения половых ролей

мужчины и женщины", «В одном классе - два разных мира» Л. Маленкова.

Народное образование. №2. 2002

 

 


Информация о работе Причины социально-педагогической дезадаптации среди мальчиков и девочек