Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:50, курсовая работа
В
целом следует говорить о личностно ориентированном, комплексном
сопровождении ребенка в системе общеобразовательной школы и
образовательных центров для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной помощи.
К числу проблем, требующих безотлагательного решения при
внедрении рассмотренных принципов, следует отнести:
1. разработка методического аппарата обследования ребенка с высоким
риском школьной дезадаптации и методик интегративного характера,
направленных на диагностику и прогноз отклоняющегося психосоциального
развития детей дошкольного и школьного возрастов;
2. разработка индивидуализированных программ коррекционно-
развивающего обучения и воспитания, обеспечивающих адекватное
взаимосвязанное развитие познавательной и речевой деятельности,
эмоционально-волевой мотивационной сферы и личностного роста ребенка с
последующей адаптацией его к обычным условиям обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………………………………………...7
1.1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………...7
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………..…………………………...19
1.3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………...27
ГЛАВА II.ОПЫТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК……………………………………………………………………………………….37
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………….37
2.2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ…………………………………………………46
2.3 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
воронами», с другой - у части мальчиков может возникнуть ущемленность
своей «неполноценностью». Класс раскалывается на группы по интересам,
соответствующим различной степени физической и половой зрелости. Менее
зрелые отвергаются, третируются, могут чувствовать себя недостаточно
полноценными и реагировать компенсацией, имитацией, а иногда и
протестом. Предупредить это при замедленных изменениях тела в период
полового созревания может правильно поставленное половое воспитание.
Оно же необходимо и для рано созревающих, так как поможет им
привыкнуть, в частности, к возникающим у них проявлениям сексуальности.
2.3 Выводы и рекомендации
В процессе оценки среды, в которой находится ребенок, может помочь
знакомство с учителем начальных классов, так как его личность нередко
играет решающую роль в предупреждении или возникновении
поведенческих срывов у детей. Понимая, что педагог должен обладать
сочувствием, теплотой, ясностью выражения своих мыслей, мы едва ли
затруднимся в выводах о роли данного учителя в адаптации ученика к
новым социальным обязанностям:
1. Обязательное посещение детьми 5 и 6 лет дошкольных учреждений.
2. Проведение в течение
недели во время каникул
3. Продление обучения на два года, а не оставление неуспевающих на второй
год.
4. Обучение детей начальных классов одним и тем же учителем в течение
ряда лет.
5. Присутствие родителей в первые дни в классе вместе с ребенком.
6. Прикрепление более старшего ученика к каждому вновь поступившему,
чтобы руководить его действиями в течение некоторого времени.
Наряду с этими рекомендациями следует предложить детям
повышенного риска специальные программы для обучения, наладить
большую связь школы с жизнью и повысить ответственность школьного
медицинского персонала за выполнение всех рекомендаций, касающихся
поступления детей в школу. Все это представляется важным для
профилактики нарушений поведения у детей младшего школьного возраста,
в особенности - с органической неполноценностью, с акцентуированными
или психопатическими чертами.
Оценивая возможности психопрофилактики вообще и нарушений
поведения в частности, приходится считаться с материально-бытовыми
условиями семьи. Трудные
жизненные условия семьи
отрицательное влияние на ребенка в нескольких направлениях. В таких
условиях ребенком обычно занимаются меньше, усилия семьи недостаточны
для подготовки к школьной жизни, для облегчения его общения с целью
помочь в овладении школьной программой. Как правило, нет достаточного
разнообразия в игровом материале, в оснащении всем необходимым для
выработки навыков чтения, письма и счета. Все это и нередко царящая в
таких семьях напряженная психологическая атмосфера делают таких детей
весьма уязвимыми, так
как они оказываются
умелыми в общении, без достаточной домашней помощи. Ребенок из
подобной ситуации должен зачисляться в группу риска, требующую помощи
и постоянного наблюдения. Нередко наилучшим решением оказываются
общие оздоровительные мероприятия. Наряду с этим необходима большая
воспитательная работа с родителями, которые во многих случаях не хотят,
а не знают, как помочь своему ребенку, или не видят его трудностей.
Привлечение других организаций для укрепления материально-бытового
благополучия может оказаться существенным для улучшения жилищных
условий, характера работы родителей, получения предоставляемых
государством дополнительных льгот и благоприятно скажется на
психическом здоровье ребенка.
Вместе нередко находятся дети не только из семей равного
культурного уровня, но и разных национальностей. К сожалению, это может
сказаться на психическом благополучии некоторых детей в тех коллективах,
где воспитатель или учитель не сумеет индивидуализировать подход и
требования, а детям низкого культурного уровня или плохо понимающим
язык основной популяции придется постоянно переживать чувство
неполноценности или даже вины. Не исключено, что последнее может
вызвать характерологический и личностный протест со стороны ребенка,
нарушить его приспособление. Не меньшее значение может иметь и
отношение сверстников, которые, «воспитывая» или дразня отстающего, еще
больше затрудняют его положение. Тактичное и умелое вмешательство
способно скорригировать позицию воспитателя, а вместе с ним и отношение
всего детского коллектива.
Даже легкое отставание, не достигающее выраженной задержки
психического развития, у тормозимого, чувствительного, пугливого,
необщительного ребенка может стать не только препятствием в освоении
учебного материала, но и причиной характерологической реакции (протеста).
не всегда легко разобраться в том, что является основной причиной срыва
адаптации: уровень интеллекта, черты характера или и то, и другое в равной
мере. Чаще всего приходится иметь в виду последнее, и направлять
профилактические усилия на стимулирование развития и на коррекцию
личностных особенностей. Акселерация, помимо определенных
соматических трудностей, таит в себе опасность психологических
осложнений. Чрезмерно крупные в сравнении со сверстниками дети
переживают свою некоторую неуклюжесть, внешнюю измененностъ, а
главное - резкое отличие от сверстников, тем более, если становятся
объектом насмешек. У детей с астеноневротической, сенситивной
(чувствительной), психастенической, истероидной акцентуацией это может
вести к характерологической реакции. Защитить акселерированных детей
можно лишь совместными усилиями педагогического персонала, медиков и
родителей. Необходимо для блага как ускоренно, так и замедленно
развивающихся детей широко разъяснять им и ровесникам понятия о
развитии, о различных темпах созревания, о психологических особенностях
разных детей. Сказанное относится и к неравномерно (асинхронно)
развивающимся детям, возможно с тем дополнением, что они нуждаются в
еще большей психотерапевтической защите.
Заключение
В свете современной науки становится очевидной необходимость
полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг., о
целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в
воспитании детей говорили многие видные педагоги и психологи (Н-К.
Крупская, Д.С.Макаренко, П.П. Блонский, М. М. Рубинштейн и др.). Но в
силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания
практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась " бесполой",
ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких важнейших
характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с
игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен
на развитие «усредненного» существа (Т.А. Репина). А результаты не
заставили себя ждать: у нас появилась целая популяция молодых людей, так
называемых мужчин (по анатомическому признаку) с так называемой
сексуально " поисковой" ориентацией. Их отличительная особенность -
самоощущение в себе женского начала. А духовно-эстетическую нишу
мужественности стали занимать женщины с противоположными
гормонально-генетическими сдвигами и нарушениями. Причем большинству
женственных юношей и мужественных девушек, а впоследствии мужчин и
женщин с такими комплексами, их самочувствие уже стало привычным, а
потому они считают себя совершенно нормальными. При этом на наших
глазах мужественные девушки с деградирующими детородными функциями
все более и более теснят слабеющих в мужестве юношей. А ведь лишь
мужчины могут полноценно и целенаправленно поддерживать сильную
государственность. В нынешней глобальной цивилизации в последствие
объективного распределения психологических возможностей полов, у
женщин - другие цели. Это в основном - поддержка жизни семьи,
воспитание детей. У мужчин - забота о внешних по отношению к семье
факторах (в первую очередь это факторы, обеспечивающие нормальное
функционирование
чего не может существовать полноценная семья в государстве. И лишь в
человеческом объединении усилии мужчин и женщин - согласно объективно
заданным приоритетам психологических особенностей полов, где не
существует подавления мужского либо женского начал - возможна сильная
государственность, основанная на сильной и объективно нормальной семье.
Задача каждого педагога является - изменить сложившуюся обстановку
в стране, обучая и воспитывая детей с учетом их гендерной принадлежности.
Список литературы
1. Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов в высш. Пед.учеб.
завед. / Р.С.Немов.- М., 1994.
2. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе [Текст] / Л.Л. Шпак.-
Красноярск, 1991.
3. Чиникайло,С.И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации
младших школьников [Текст] l С.И. Чиникайло. - Мн., БГМУ, 2005.
4. Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. М.: ООО Апрель Пресс, 2000.
5. Обухова, Л.В. Возрастная психология [Текст] / Л.В. Обухова.- М., 1996.
6. Крайг Г. Психология развития [Текст] Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.:
Питер,2005.
7. Артюхова И.С. В первом классе - без проблем [Текст] И.С. Артюхова. -
М.: Чистые пруды, 2008.
8. Мечинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника
[Текст] / Н.А. Мечинская.- М., 1989.
9. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося [Текст] /
В.А.Зобков. - Казань, 1992.
10 . Гуткина И.И. Психологическая готовность к школе [Текст] И.И.
Гуткина.- М.: Академический проект, 2000.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст] И.Ю. Кулагина.- М.:
Изд-во УРАО, 1997.
12. Бужигеева. М.Ю. "Гендерные особенности детей на начальном этапе
обучения" Педагогика. №8. 2002
13. К.Ефремов Н. Ефремова. "Он и Она. Мобильность и стабильность"
Народное образование.№6. 2003
14. Л.Н. Надолинская. "Влияние гендерных стереотипов на воспитание и
образование" Педагогика.№5. 2004
15. Н. Буленкова. «Школа воспитания девушек». Воспитание
школьников.№6. 2002
16. "Женственность и мужественность: вопросы их формирования у детей и
подростков" Воспитание школьников. №6. 2001
17. А.Е. Алешина. А.С. Воловин. "Проблемы усвоения половых ролей
мужчины и женщины", «В одном классе - два разных мира» Л. Маленкова.
Народное образование. №2. 2002
Информация о работе Причины социально-педагогической дезадаптации среди мальчиков и девочек