Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 12:00, реферат
Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания в моей работе — знакомство дошкольников с историческим прошлым и настоящим Донского края, ведь чтобы любить, надо знать.
Ведущая цель моей работы в данном направлении - формировать личность дошкольника как достойного носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания в моей работе — знакомство дошкольников с историческим прошлым и настоящим Донского края, ведь чтобы любить, надо знать.
Ведущая цель моей работы в данном направлении - формировать личность дошкольника как достойного носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
Изучив научную идею других педагогов о значимости народной культуры, в том числе культуры Донского края, для возрождения и восстановления прерванной связи времен, исходя из актуальности, я пришла к выводу о необходимости приобщения дошкольников к культуре нашего края и его окружающего мира. Я поставила перед собой задачи: сформировать духовно - нравственные качества и творческие способности детей; создать предметно - пространственную среду; организовать взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей; формировать представлений о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае; воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово; воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Донского края.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм и методов сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива МБДОУ и членов семей воспитанников.
Перед началом работы я определила направления своей деятельности: создание условий для удовлетворения и реализации этнокультурных образовательных потребностей; изучение литературы по введению и формированию регионального компонента; выработку принципов и механизмов взаимодействия в содержании образования на всех ступенях воспитания.
Я использую такие формы работы как посещение семьи ребенка, интегрированные занятия, игры, праздники, развлечения, совместную деятельность с родителями, театрализацию, продуктивную деятельность. Для меня приемлемы следующие методы и приемы: речевое общение (беседа), игры, совместные праздники с родителями, наблюдения, рассматривание иллюстраций.
Я разработала определенную систему своей деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края:
1 этап – организационный
Перед тем как начать работу по данной проблеме я изучила методическую литературу. Для меня было интересно, как другие педагоги работают с детьми и делятся своим опытом по данному вопросу. Основным пособием для меня стало «Доноведение для дошкольников. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л. и др. Ростов-на-Дону. 2011.»
В сентябре 2014 года я провела обследование в форме беседы с дошкольниками старшей группы по Донскому краю и его окружающему миру. В беседе принимало участие 15 детей. В результате, 5 детей совсем не участвовали в беседе, 10 детей кое в чем были компетентны. Следовательно, многие дети не знали элементарных знаний о своем родном крае и о его окружающем мире.
Вопросы беседы были посвящены: 1. Донскому краю и его окружающему миру. Очень важно знакомить детей с природой своего края, наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Родная окружающая природа наполнит душу ребенка гармонией, чистотой, красотой и многообразием природного мира. 2. Народным приметам, фольклору (загадки, сказки, былины) – в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского донского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.
2 этап – формирующий
Данный этап имеет несколько направлений моей работы, по которым планируются занятия:
1-е направление: история
Дона — содержанием этого
2 направление: Народные донские праздники
Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями Донского казачества на комплексных занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами, определяющими своеобразие культуры нашего региона. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих празднеств, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа.
3 направление: Природа Дона
Целью этого направления является формирование созидательного отношения к окружающему миру через знакомство с природой Дона, чувства привязанности к своему дому и любви к Родине; осознания себя частью природы, желания ее оберегать. Дети не только знакомятся с природными местами, степным ландшафтом, флорой и фауной, но и сами активно участвуют в добывании этих знаний: вместе с родителями, братьями и сестрами — старшеклассниками — выискивают в дополнительной литературе сведения, которые могут удивить окружающих, проводят эксперименты, сажают кусты и деревья на территории детского сада и дома.
4 направление: Родина начинается с семьи
Родина начинается с семьи. Моя цель — формирование у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Взаимодействие не только с детьми, но и с родителями в этом направлении, на наш взгляд, также не менее важная задача.
3 этап – аналитический
Реализуя содержание вышеназванных направлений, я стараюсь пробудить в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству, учить быть нравственно развитым гражданами. Любить и почитать свой родной край.
Как в группе, так и в детском саду создана предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности ребенка на основе народной культуры.
В группе:
• игры по краеведению, игры наших бабушек;
• предметы декоративно - прикладного искусства;
• гербарии разнотравья Донской земли, лекарственные растения;
• карты Ростовской области, России
• элементы казачьего костюма.
В детском саду:
• выставки фотографий о родном крае; одежды прежней и современной; о людях Донского края;
• костюмерная;
Помимо этого в течение учебного года я провожу с дошкольниками походы по родному краю, краеведческие игры, работу с картой сл. Родионово-Несветайской, Ростовской области, встречи с жителями.
Нельзя не отметить мою работу с родителями в данном направлении, которые рассказывают о своей семье, предках, делятся своими рецептами, впечатлениями о проводимых мероприятиях в группе.
Моя работа, направленная на формирование нравственно-патриотических основ у дошкольников на материале регионального компонента, показала свою эффективность. По результатам диагностики в конце учебного года воспитанники имели устойчивую мотивацию на дальнейшее познание истории и культуры родного края, возник интерес к семейным традициям и более глубокому познанию рода своего.
Положительная динамика участия детей в общесадовых мероприятиях, конкурсах, фольклорных праздниках свидетельствовала о воспитании активной жизненной позиции маленьких граждан России. У детей сформировалось чувство уверенности в себе, признание личного достоинства, основанного на реальных заслугах, гуманным стало отношение к младшим, уважительным к старшим.