Воспитание у младших дошкольников культуры поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение эффективных условий воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.

Объект исследования.

Объектом исследования является культура поведения детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение.

Теоретическое обоснование необходимости воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.


1.1. Культура поведения и ее значение в жизни ребенка.
1.2. Условия и методы воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.


Педагогическая работа по воспитанию у детей младшей группы культуры поведения.

2.1 Определение уровня культуры поведения у детей младшей группы.
2.2. Деятельность воспитателя по воспитанию у детей культуры поведения.
2.3. Выявление изменений в поведении детей после проведенной работы.

Выводы.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - 5.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)


Московский  городской педагогический университет

Кафедра  эстетического развития дошкольников

 

 

 

 

 

Автюхова Анна Николаевна

студентка V курса

 

 

 

 

 

Воспитание у младших  дошкольников культуры поведения.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

                                                         Научный руководитель:           

                                                          Курочкина И.Н.

Профессор, доктор педагогических наук

 

 

 

 

 

Москва, 2006 г.

ПЛАН

 

 

Введение.

 

    1. Теоретическое обоснование необходимости воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.

 

 

1.1.  Культура поведения и ее значение в жизни ребенка.

1.2. Условия и методы воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

    1. Педагогическая работа по воспитанию у детей младшей группы культуры поведения.

 

2.1 Определение уровня культуры поведения у детей младшей группы.

2.2. Деятельность воспитателя по воспитанию у детей культуры поведения.

2.3. Выявление изменений  в поведении детей после проведенной работы.

 

Выводы.

 

Список литературы.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  исследования.

 

Культура поведения людей является одним из важнейших показателей  состояния общества, а также условием его успешного развития.

Именно культура поведения определяет эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие человека, его успешную жизнедеятельность, что, несомненно, влияет на продвижение общества вперед по пути прогресса.

Первый опыт культуры поведения  складывается у ребенка в процессе общения со взрослыми. И именно взрослый является источником, удовлетворяющим эту важную социальную потребность в общении. Поэтому и в семье, и в дошкольном учреждении ребенок должен получить от взрослых первичные  представления о нормах поведения, принятых в обществе. С первых жизненных шагов начинается работа взрослых по формированию у ребенка представлений о культуре поведения.

Возникает противоречие: с одной  стороны взрослые – родители и  воспитатели – осознают необходимость  воспитания у детей культуры поведения. С другой стороны они не осознают в полной мере значения создаваемых воспитателем условий для воспитания у детей культуры поведения.

Это противоречие обуславливает актуальность проведения исследования по вопросам воспитания на современном этапе у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.

 

 

Цель  исследования.

 

Целью исследования является определение эффективных условий  воспитания у детей младшего дошкольного  возраста культуры поведения.

 

Объект  исследования.

 

Объектом исследования является культура поведения детей  младшего дошкольного возраста.

 

Предмет исследования.

 

Предметом исследования является процесс воспитания у детей  культуры поведения.

 

Гипотеза.

 

Эффективное воспитание у младших дошкольников культуры поведения возможно при следующих условиях:

      1. если воспитатель проводит систематическую и целенаправленную работу по воспитанию у детей культуры поведения;
      2. если учитываются психолого-возрастные особенности детей;
      3. если происходит взаимодействие воспитателя и родителей;
      4. если используется система методов при воспитании у детей культуры поведения.

 

Задачи  исследования.

 

    1. Определить значение и содержание культуры поведения для ребенка младшего дошкольного возраста.
    2. Составить план работы с детьми младшей группы по воспитанию культуры поведения и проверить его в практической деятельности.
    3. Определить уровень культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста до и после проведенной работы.

 

 

Методы  исследования.

 

  1. Анализ психолого-педагогических работ.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа с родителями о поведении детей.
  4. Организация игровых ситуаций.
  5. Педагогический эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическое обоснование необходимости воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.

 

 

1. Культура поведения и ее  значение в жизни ребенка.

 

В глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность  человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться.

В жизни современного человека культура поведения  играет все более важную роль, способствуя развитию его доброжелательных отношений с близкими и друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Взаимоотношения не только взрослых людей, но и детей зависят оттого, соблюдают они или нет нормы и правила общения.

Культура поведения в своей  основе  имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общежития. Хочешь, чтобы уважали тебя, уважай других. Культура поведения является одним из важнейших показателей состояния общества, условием его успешного развития. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Поэтому и в семье, и в дошкольном учреждении ребенок должен получить от взрослых первичные  представления о нормах поведения, принятых в обществе. Р.С. Немов, как и многие другие психологи и педагоги, считал, что только постоянное общение ребенка с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ребенку возможность приобщения к духовным ценностям.

Конкретные представления о  культуре поведения усваиваются  растущим человеком вместе с опытом поведения, с накапливанием нравственных представлений. Поэтому начинать воспитание культуры поведения следует с  раннего детства.

Л.И. Божович считала, что с момента рождения ребенок, со всеми присущими ему особенностями организма, попадает в условия определенной среды. Чтобы жить в этой среде он должен усвоить достижения её культуры, что осуществляется в процессе общения с людьми и под их руководством, т.е., посредством воспитания и обучения. Однако психическое развитие не сводится лишь к усвоению социального опыта. Усвоение последнего входит в развитие, но не исчерпывает его. В процессе развития происходит качественное преобразование самой личности ребенка, причем происходит оно на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.

Уже у младших дошкольников в  разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого общения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании.

Многие педагоги (Р.С. Буре, С.В. Петерина и др.) определяют понятие «культура поведения дошкольника» как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.  Культура поведения тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников условно выделяются  следующие компоненты (С.В. Петерина и др.):

- культура деятельности;

- культура общения;

- культурно-гигиенические навыки  и привычки.

Культура деятельности  проявляется в поведении ребенка на занятиях, играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формирование элементарных навыков культуры деятельности у детей начинается с самого простого: научить ребенка правильно пользоваться расческой и носовым платком, играть игрушками,  держать в руке карандаш и ложку. Формировать у ребенка  культуру деятельности – значит воспитывать у него  умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

 Дети должны научиться самостоятельно готовить все необходимое для занятий или труда, подбирать игрушки, которые будут соответствовать их игровым замыслам. Важный показатель культуры деятельности – тяга ребенка к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.

Анализируя умение и желание ребенка трудиться, его интерес к выполняемой работе, понимание цели работы  и ее необходимости можно оценить результаты работы педагога по воспитанию у детей культуры деятельности. Кроме этого, для определения уровня культуры поведения  можно использовать такие показатели, как активность и самостоятельность ребенка; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; умение принять и оказать помощь в коллективном труде.

Культура деятельности имеет огромное значение в жизни ребенка и особенно в жизни будущего школьника. В школе от  него потребуется умение организовать свой труд: не только подготовить все необходимое для занятия, но также четко и последовательно выполнить задание, не отвлекаясь по пустякам. Будущий школьник должен уметь не только пользоваться учебными пособиями, но и хранить их в полном порядке; сам он должен быть подтянутым и аккуратным. Все эти элементы культуры деятельности следует формировать заблаговременно, пока ребенок находится в детском саду. И если в дошкольные годы он приобретет необходимый опыт, то, став школьником, сумеет организовать свой учебный труд.

Культура общения требует от ребенка выполнения норм и правил  общения со взрослыми и сверстниками, основанными на уважении и доброжелательности. Ребенок должен иметь соответствующий словарный запас и уметь его использовать; а также он должен знать формы обращения, уметь говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Кроме этого  культура общения подразумевает вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Культура общения предполагает умение  не только действовать нужным образом, но и сдерживать себя от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е., поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой в манере говорить и проявлять свои чувства  характеризует такое важное качество ребенка как общительность.

Уже в младшем возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить  простые фразы, его приучают  называть взрослых по  имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

При организуемых педагогом  воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей  в значительной мере определены заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения ребенка в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Многие ученые признают большую роль, которую играет культура поведения в воспитании ребенка. Е.А. Аркин отмечал огромное значение, которое имеет культура общения и для развития интеллекта ребенка, и для роста всей личности ребенка.

Культурно-гигиенические  навыки – важная составляющая часть культуры поведения.  Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.  Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой,  своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Е.А. Аркин указывал, что при воспитании у детей культурно-гигиенических навыков надо терпеливо и систематически путем повторного напоминания, поощрения, настойчивых требований путем работы с семьей добиваться самостоятельного и аккуратного выполнения таких процессов как раздевание, одевание, умывание, уборка игрушек.

Информация о работе Воспитание у младших дошкольников культуры поведения