Культура поведения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение условий воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
В соответствие с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
провести анализ литературных источников по данной проблеме;
определить методологическую основу и конкретные методики для исследования культуры поведения;
изучить особенности осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста;
провести анализ результатов, полученных в ходе исследования;

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Проблема воспитания культуры поведения детей принадлежит  к числу наиболее важных проблем  в педагогике и психологии (Л.Бадалян, Г.М. Бреслав, Л.А.Венгер , В.М. Мухина ).

В настоящее время  от правильного морального воспитания детей зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества. Научно-технический прогресс сам по себе не способствует моральному совершенствованию человека, но в то же время дает в руки аморальных людей могучие средства уничтожения природы, культуры и других ценностей.

Изучением воспитания культуры поведения в настоящее время занимаются многие отечественные ученые.

Л. Воюева, Т.Прокофьева, С.Чернавина, С.Якобсон изучают проблему морального выбора способа (линии) поведения.

Ученые доказывают необходимость нравственного воспитания ребенка с помощью совместного труда, игры, которые способствуют формированию у детей отзывчивости, сочувствия, сопереживания, добросовестности, творческого отношения к делу, дисциплинированности в индивидуальной и коллективной работе, трудолюбия и деловитости, заботливого отношения к младшим, развивают привязанность (Г.Н. Година, Л.П. Князева, К.П.Кузовкова, М.А.Стародубова ).

Р.Буре, С.Козлова, Я.Неверович , Л.Островская отмечают положительное влияние совместной со взрослым деятельности на нравственное развитие дошкольников.

А.Виноградова, В.Миронов, Л.Стрелкова, обнаружили зависимость формирования у детей дошкольного возраста гуманных чувств от содержания литературного произведения.

Вместе с тем эта  проблема считается до сих пор  недостаточно разработанной, и некоторые вопросы, касающиеся воспитания культуры поведения, остаются во многом неясными. В связи с этим мы обратились к изучению воспитания культуры поведения у старших дошкольников.

Для успешного решения этой задачи необходимо иметь ясное представление о развитии нравственных качеств, педагогических условиях и методах морального воспитания дошкольников.

Цель исследования: изучение условий воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.

В соответствие с целью  были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. провести анализ литературных источников по данной проблеме;
  2. определить методологическую основу и конкретные методики для исследования культуры поведения;
  3. изучить особенности осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста;
  4. провести анализ результатов, полученных в ходе исследования;
  5. на основе анализа результатов исследования составить педагогические рекомендации для воспитателей и родителей по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологической базой исследования являются идеи о нравственности и нравственном воспитании личности, раскрытые в работах Н.В.Архангельского, А.С.Макаренко, А.М.Виноградовой, а также  о необходимости воспитания культуры  поведения с помощью совместного труда, игры (Г.Н.Година, Л.П.Князева, К.П.Кузовкова, М.А.Стародубова).

В ходе работы использовались следующие  методы исследования:

    • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; обобщение и систематизация данных психологических и педагогических исследований по проблеме воспитания культуры поведения у дошкольников;
    • эмпирические: беседа, наблюдение, эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных;

        Исследование проводилось в три этапа:

Первый  этап-поисково-теоретический; включал целенаправленное изучение научной литературы, посвященной воспитанию культуры поведения у дошкольников. Проведенный анализ научной литературы  позволил определить проблему, сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования.

Второй  этап-опытно-экспериментальный; состоял из констатирующего среза, формирующего эксперимента.

Третий  этап-аналитико-обобщающий; состоял в анализе, систематизации и обобщении полученных данных, оформлении результатов и выводов в тексте курсовой работы, апробации полученных данных в ходе педсовета, разработке психолого-педагогических рекомендаций по теме исследования.

Объект  исследования:  культура поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности воспитания культуры поведения в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза  исследования: если ребенок непосредственно участвует в бытовой, игровой и трудовой деятельности с взрослыми и сверстниками, видит положительный пример взрослого в семье и детском саду, знакомится с поведением героев литературных произведений, то это обеспечит эффективность воспитания культуры поведения в дошкольном возрасте.

Теоретическая значимость курсовой работы: анализ литературных источников позволил нам выявить особенности воспитания культуры поведения, определить условия формирования нравственности в дошкольном возрасте.

Практическая  значимость: на основе полученных результатов нами составлены педагогические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов и психологов, которые могут быть полезны для работы с детьми и родителями.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, 4 таблицы, 2 диаграммы, приложение.

База исследования: МБДОУ общеразвивающего вида № 63 города Мурманска. В исследовании принимало участие 17 детей старшего дошкольного возраста.

 Апробация-основные результаты исследования представлялись в докладе, озвученном в ходе педсовета, проходившим в ДОУ №73 г.Мурманска (январь 2014 год).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Культура поведения и ее воспитание в дошкольном возрасте

1.1Сущность понятия «культура поведения»

Существует множество  определений понятия «культура  поведения».

Например, культура поведения – это такое поведение, в котором сказывается высокая духовная культура, гуманное отношение к человеку, уважение его личности [21].

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения [33] .

Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общежития [8].

Культура поведения – правила или стандарты поведения общества, которые определяют модели поведения как соответствующие, а другие – как несоответствующие [27].

На наш взгляд, самым  полным, отражающим все аспекты культуры поведения, является определение С. Якобсона, что культура поведения – это соблюдение норм морали вопреки собственной выгоде и интересам при отсутствии внешнего контроля и принуждения.

Если нравственные нормы  определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает:

  • каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности;
  • каков внешний облик поведения человека;
  • в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.

В широком плане в  понятие «культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека (рис. 1):

  • этикет – правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах;
  • культура быта – характер личных потребностей и интересов, взаимоотношение людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетический вкус;
  • эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики – выражение лица и телодвижения (грация);
  • культура речи – умение правильно и грамотно выражать свои мысли;
  • культура труда – способность правильно организовать рабочее время и место.

Таблица 1.

Компоненты культуры поведения

Культура общения включает в себя и моральные качества личности.

Дисциплинированность (лат. discipline – обучение, воспитание) – определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, обязательное усвоение и выполнение людьми установленных норм, правил [35] .

Ответственность (нравственная) – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений [35].

Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие [35].

Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав [35].

Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам [35] .

Культура поведения  человека характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично  он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Особенности воспитания культуры поведения в дошкольном возрасте

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [30].

В «Программе воспитания и обучения в детском саду»  сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом  и его составной части –  воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей, а также средства и пути нравственного воспитания.

Эффективным средством нравственного воспитания являются:

    • правильно организованный режим;
    • занятия;
    • игры;
    • разнообразная самостоятельная художественная деятельность.

Если воспитатель активизирует деятельность ребят, их познавательные интересы, целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом, то это также является средством нравственного воспитания и воспитания культуры поведения.

Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы в виде конкретных требований:

  1. привитие детям необходимых гигиенических навыков;
  2. привитие культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в различных видах деятельности;
  3. воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств;
  4. формирование начальных элементов трудового воспитания.

Все задачи ориентированы  по возрастам и расположены в  различных разделах программы.

Такой принцип изложения  программных требований позволяет  воспитателю наполнить нравственным содержанием разнообразную деятельность детей, организовать их повседневное общение, целенаправленно формируя у них  нравственные качества.

В содержании культуры поведения дошкольников можно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.

Содержание культуры поведения дошкольников можно представить  в виде схемы:

Таблица 2.

1. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам.

Дети в среднем и  старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.

Информация о работе Культура поведения дошкольников