Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования: изучение условий воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
В соответствие с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
провести анализ литературных источников по данной проблеме;
определить методологическую основу и конкретные методики для исследования культуры поведения;
изучить особенности осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста;
провести анализ результатов, полученных в ходе исследования;
Введение
Проблема воспитания культуры поведения детей принадлежит к числу наиболее важных проблем в педагогике и психологии (Л.Бадалян, Г.М. Бреслав, Л.А.Венгер , В.М. Мухина ).
В настоящее время от правильного морального воспитания детей зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества. Научно-технический прогресс сам по себе не способствует моральному совершенствованию человека, но в то же время дает в руки аморальных людей могучие средства уничтожения природы, культуры и других ценностей.
Изучением воспитания культуры поведения в настоящее время занимаются многие отечественные ученые.
Л. Воюева, Т.Прокофьева, С.Чернавина, С.Якобсон изучают проблему морального выбора способа (линии) поведения.
Ученые доказывают необходимость нравственного воспитания ребенка с помощью совместного труда, игры, которые способствуют формированию у детей отзывчивости, сочувствия, сопереживания, добросовестности, творческого отношения к делу, дисциплинированности в индивидуальной и коллективной работе, трудолюбия и деловитости, заботливого отношения к младшим, развивают привязанность (Г.Н. Година, Л.П. Князева, К.П.Кузовкова, М.А.Стародубова ).
Р.Буре, С.Козлова, Я.Неверович , Л.Островская отмечают положительное влияние совместной со взрослым деятельности на нравственное развитие дошкольников.
А.Виноградова, В.Миронов, Л.Стрелкова, обнаружили зависимость формирования у детей дошкольного возраста гуманных чувств от содержания литературного произведения.
Вместе с тем эта проблема считается до сих пор недостаточно разработанной, и некоторые вопросы, касающиеся воспитания культуры поведения, остаются во многом неясными. В связи с этим мы обратились к изучению воспитания культуры поведения у старших дошкольников.
Для успешного решения этой задачи необходимо иметь ясное представление о развитии нравственных качеств, педагогических условиях и методах морального воспитания дошкольников.
Цель исследования: изучение условий воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
В соответствие с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
Теоретико-методологической базой исследования являются идеи о нравственности и нравственном воспитании личности, раскрытые в работах Н.В.Архангельского, А.С.Макаренко, А.М.Виноградовой, а также о необходимости воспитания культуры поведения с помощью совместного труда, игры (Г.Н.Година, Л.П.Князева, К.П.Кузовкова, М.А.Стародубова).
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап-поисково-теоретический; включал целенаправленное изучение научной литературы, посвященной воспитанию культуры поведения у дошкольников. Проведенный анализ научной литературы позволил определить проблему, сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования.
Второй этап-опытно-экспериментальный; состоял из констатирующего среза, формирующего эксперимента.
Третий этап-аналитико-обобщающий; состоял в анализе, систематизации и обобщении полученных данных, оформлении результатов и выводов в тексте курсовой работы, апробации полученных данных в ходе педсовета, разработке психолого-педагогических рекомендаций по теме исследования.
Объект исследования: культура поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности воспитания культуры поведения в старшем дошкольном возрасте.
Практическая значимость: на основе полученных результатов нами составлены педагогические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов и психологов, которые могут быть полезны для работы с детьми и родителями.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, 4 таблицы, 2 диаграммы, приложение.
База исследования: МБДОУ общеразвивающего вида № 63 города Мурманска. В исследовании принимало участие 17 детей старшего дошкольного возраста.
Апробация-основные результаты исследования представлялись в докладе, озвученном в ходе педсовета, проходившим в ДОУ №73 г.Мурманска (январь 2014 год).
Глава 1. Культура поведения и ее воспитание в дошкольном возрасте
1.1Сущность понятия «культура поведения»
Существует множество определений понятия «культура поведения».
Например, культура поведения – это такое поведение, в котором сказывается высокая духовная культура, гуманное отношение к человеку, уважение его личности [21].
Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения [33] .
Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общежития [8].
Культура поведения – правила или стандарты поведения общества, которые определяют модели поведения как соответствующие, а другие – как несоответствующие [27].
На наш взгляд, самым полным, отражающим все аспекты культуры поведения, является определение С. Якобсона, что культура поведения – это соблюдение норм морали вопреки собственной выгоде и интересам при отсутствии внешнего контроля и принуждения.
Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает:
В широком плане в
понятие «культура поведения» входят
все области внешней и внутренн
Таблица 1.
Компоненты культуры поведения
Культура общения включает в себя и моральные качества личности.
Дисциплинированность (лат. discipline – обучение, воспитание) – определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, обязательное усвоение и выполнение людьми установленных норм, правил [35] .
Ответственность (нравственная) – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений [35].
Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие [35].
Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав [35].
Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам [35] .
Культура поведения человека характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.
1.2.Особенности воспитания культуры поведения в дошкольном возрасте
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [30].
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части – воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей, а также средства и пути нравственного воспитания.
Эффективным средством нравственного воспитания являются:
Если воспитатель активизирует деятельность ребят, их познавательные интересы, целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом, то это также является средством нравственного воспитания и воспитания культуры поведения.
Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы в виде конкретных требований:
Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы.
Такой принцип изложения
программных требований позволяет
воспитателю наполнить
В содержании культуры поведения дошкольников можно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.
Содержание культуры поведения дошкольников можно представить в виде схемы:
Таблица 2.
1. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам.
Дети в среднем и старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.
Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.