Природа как средство эстетического воспитания в детском саду.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели. Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников
§1. Сущность эстетического воспитания
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
§3 Психологические основы эстетического воспитания
§4 Роль природы в эстетическом воспитании
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая готовая - копия.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу  человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача – ввести ребенка  в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Человек, ощущающий прекрасное в  природе, удивляется ее совершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны.

Эстетическое отношение к природе  делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем [14, с.21].

Очень важно обращать внимание ребенка  на прекрасное в природе. Исходя из вышесказанного, целью исследования было: выявить, каковы наиболее эффективные формы работы с детьми по ознакомлению с природой. Данной проблемой занимались такие педагоги как Саморукова А.Г., Николаева Р.И., Виноградова И.Ф., Козлова С.А. и другие.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.

 

Предмет исследования: формы и методы эстетического воспитания дошкольников при ознакомлении с природой.

 

Задачи исследования:

1). Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.

2). Описать собственный опыт работы по данной проблеме.

3). Подобрать практический материал для работы (конспекты экскурсий, конспекты занятий по развитию речи, экологическому образованию, ИЗО творчества, тексты стихов, консультации для родителей).

Методы исследования: изучение литературы, беседа, наблюдение.

База исследования: КУ ЦФРР «Гнёздышко» г. Алчевска.

 

 

 

Глава 1. Особенности эстетического  восприятия окружающего мира дошкольниками.

 

«А воля, а простор, природа,

прекрасные окрестности  городка,

а эти душистые поля, а  розовая

весна и золотистая осень  разве

не были нашими воспитателями!»

К.Д. Ушинский

 

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется развитыми средствами. Одно из них – ознакомление с природой.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения [21, с. 48].

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей  степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той  или иной форме соприкасаются  с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера  или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и  растениями дают детям много радостных переживаний.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в  их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном  опыте и воспитании правильного  отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического [4, с.85].

Отсюда вытекает необходимость  уделить особое внимание вопросу  взаимосвязи умственного и нравственного  воспитания при ознакомлении старших  дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во-первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во-вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка. [3, с. 102].

 

1.1 Психологические основы эстетического воспитания.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего  возраста в условиях социального  окружения и активного педагогического  руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь  в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы  у ребенка, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает  и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего, в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним». Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании». Можно поэтому утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью, сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности, свободной и в субъекте игры и в ее объекте [17, с. 83].

Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в «проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находит». Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием.

К трем годам отчетливо  проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и  бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг  вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который  обращает внимание на эстетические объекты:

«Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту  в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства  детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в  жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и  «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях» .

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с  тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного  образа, к осознанию некоторых  эстетических средств, постепенному проникновению  во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

К концу старшего дошкольного  возраста ребенок может более  сосредоточенно слушать музыкальные  и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются  художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно, благодаря  обучению, у детей формируется  эмоциональная отзывчивость на различные  выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется  интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве, к различным  видам художественной и игровой  деятельности. У детей наблюдается  яркое выражение эмоциональной  восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются.

Также большой вклад  в эстетическое воспитание детей  вносят их творческие способности. Они  проявляются не только когда они  занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

Развлечения, являясь  формой активного отдыха, становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных  эмоций, поднимают настроение и, в  то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.

Многие поэтические  и музыкальные произведения, подобранные  по темам, например о природе родного края, могут составить содержание лирических концертов («Березонька моя», «Зимушка-зима»), на которых дети еще раз встретятся в стихах и песнях, услышанными или выученными ранее на занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям большую радость.

Но богатейший эмоциональный  опыт дает детям природа. Почувствовать  красоту природы, увидеть в ней  поэтическое начало помогают лирические стихи, где художественный образ  создается с помощью таких  изобразительно-выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания, эмоциональных ассоциаций.

В целом эмоциональное  восприятие зависит от общего интеллектуального  и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть, словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством воспитателя.

Знания о природных  явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся  становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек  не может воспринимать и создавать  гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к познанию [5, с. 37].

 

1.2. Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой.

 

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду»  в процессе ознакомления детей с  природой осуществляются образовательные  и воспитательные задачи, которые  неразрывно связаны между собой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию [10, с. 96].

Пример воспитателя  оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка. [4, с. 54].

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания в детском саду.