Природа как средство эстетического воспитания в детском саду.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели. Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников
§1. Сущность эстетического воспитания
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
§3 Психологические основы эстетического воспитания
§4 Роль природы в эстетическом воспитании
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая готовая - копия.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

4. «Что и как ест  хомяк?»

Знакомим детей с  набором кормов для хомяка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает. Обращаем внимание детей на то, как  зверек берет еду лапками, как  грызет овощи зубами, какую принимает  позу, как берет еду из кормушки.

5. «Хомяк – чистоплотный  зверек».

Учим детей замечать, как хомяк ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно  пользуется туалетом, какие при этом совершает действия.

6. «Как узнать ель?»

Рассмотреть ель, назвать  характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.

7. «Какие у ели иголки?»

Проводим наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви  у ели покрыты иголками, которые  растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно – зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотронуться.

8. «Какой снег?»

Наблюдаем такие свойства снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают на теплой руке – становятся капельками воды.

9. «Замораживаем воду».

Показываем детям, что  жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лед (а не в снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки, чтобы украсить ими участок, елку.

10. «Какие птицы прилетают  на кормушку».

Учим детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

11. «Когда птицы бывают  заметны?»

Знакомим детей с  явлением затаивания птиц, с их маскировочной  окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят  или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.

В старшей группе впервые  организуются дежурства в уголке природы. Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон. Фиксация в календаре природы наблюдений организовывалась с ознакомления детей со страницей календаря, условными обозначениями; учим рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики дней недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.

1. Вызываем интерес  к явлениям природы, используя  стихи, загадки, музыку. Затем  знакомим их со страницей календаря  в зависимости от времени года, например: «Сентябрь», обращаем внимание на разлиновку, клеточки дней недели, погоды, место для рисунка на тему «Живая природа».

Рассказываем, что сегодня  – в понедельник – начнутся наблюдения за природой на участке  и что результаты наблюдений надо зарисовать в календаре с помощью условных обозначений (значков).

2. Ознакомление детей  со значками. Демонстрируем страницу  «Условные обозначения», уточняем  последовательность дней недели, цвет каждого дня, рассматриваем  с детьми значки, обозначающие  явления погоды, животных.

Для уточнения понимания символики значков проводим с детьми игровые упражнения типа: «Я загадала день недели, который обозначается голубым (желтым или др.) цветом. Какой это день? Покажите его в календаре». Или: «Я загадала воробья. Каким значком он обозначается. Покажите».

3. Формирование практических  умений в изображении значков.  Предлагаем детям с помощью  трафарета нарисовать 3 – 4 квадратика  – «дни недели», затем закрасить  контуры двумя способами –  без трафарета и с ним. Обращаем  внимание на тщательность закрашивания, уточняем, какой день (по цвету) изобразил тот или иной ребенок.

Дети упражняются в  рисовании значков, обозначающих погодные явления, учатся рисовать фигурку человека, раскрашивать этот значок в соответствии с погодой, изображать птиц, насекомых.

Дети рисуют новые  квадратики и учатся изображать в  них солнечную или дождливую  погоду, пробуют рисовать значками птиц, насекомых.

На прогулке организуем наблюдение за погодой. Предлагаем всем рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь. Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Затем дети определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). В свою очередь мы даем другое определение погоды: ветреная (тихая). В заключение обсуждаются температурные особенности погоды. Обращаем внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагаем дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог, например: сегодня погода солнечная, тихая, теплая. Предлагаем детям запомнить это определение, чтобы после прогулки зафиксировать результаты наблюдения в календаре природы.

В группе все собираются возле календаря, выясняют, какими значками и где следует отметить погоду. Помогаем тем, кто захочет, нарисовать значки, закрасить клеточку дня недели (понедельника).

Рассматривая с детьми страницу календаря, подводим итог: «Целую неделю в конце сентября мы с вами наблюдали за осенней природой; каждый день отмечали погоду, рассматривали растительность нашего участка, искали животных. Все это отображено в календаре. Пройдет время, мы забудем про сентябрь, но календарь напомнит нам, что было в эти дни».

Календари используем в  итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.

После каждой прогулки или  экскурсии придя в группу, дети рисуют то, что им больше всего запомнилось.

Также для закрепления  и систематизации знаний детей о  природе в течение года используем настольно – печатные игры, диафильмы. Анализируя проделанную практическую работу, можно сделать следующие выводы:

─ У детей старшего дошкольного возраста значительно  развивается способность к аналитико-синтетической  деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. Учитывая это, в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой.

─ В старшей группе необходимо формировать умение обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Вторым направлением в практической работе был подбор материала для работы с детьми. Он включал в себя конспекты экскурсий, наблюдений, календарь природе, конспект занятия по ознакомлению с природой, беседы.

Данный материал представлен  в приложении 1 к работе.

         2.2. Конспект интегрированного занятия

(Ознакомление с природой + ИЗО) в старшей группе на тему: «Многообразие и разнообразие осенних листьев».

Цель: 1.Расширить представления  детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев.

2.Сформировать элементарные  представления о процессах, происходящих  в природе. 

3.Воспитывать умение  замечать красоту в осенней  природе. 

4.Познакомить с новой техникой изображения осенних листьев.

Методические приемы: показ предметных картинок и иллюстраций с изображением осенней природы/ рассказ воспитателя; подвижная игра; использование художественного слова; показ техники изображения набрызгом; пояснения.

Предварительная работа: в ясный осенний день предложить детям походить по опавшей листве; прислушаться как шуршат листья, рассматривать листья различных деревьев.

Материал: картинки с изображением листьев различных деревьев и иллюстраций с изображением осенней природы, атрибуты к п/и «Мы осенние листочки» букет осенних листьев; листы желтой бумаги; засушенные листья с деревьев, гуашь разноцветная, разведенная в тарелочках, зубные щетки.

Ход занятия;

Воспитатель: О том, как  хороша природа,

Нечасто говорит народ.

Но, глядя с берега крутого

На розовеющую гладь,

Порой одно он скажет слово,

И это слово - благодать! И, действительно, ребята, природа дает нам благо или другими словами  можно сказать добро. Воспитатель  обращает внимание детей на иллюстрации, изображающие осеннюю природу. Воспитатель: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льется ... Ребенок 1:   Это время года осенью зовется! Дети в желтых нарядах разбрасывают листья (из цветной бумаги) под ноги всем.

Воспитатель: Вот художник, так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный  дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? Дети: Осень! (хором) Ребенок 2:   День осенний  так хорош!

Сколько листьев соберешь!

Золотой большой букет -

Нам от осени привет. Ребенок  читает стихотворение с.букетом  осенних листьев в руках. После  прочтения стиха передает букет  воспитателю. Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько красивых листьев принес на наше занятие Миша. Здесь и желтые, и оранжевые, и багровые, и бурые листья. А как вы думаете, почему осенние листья окрашены в разные цвета? Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, верно. Листья, которые сейчас у меня в руках, слетели с разных деревьев, а разные деревья осень раскрашивает в разнообразные цвета. Давайте поставим этот букет в вазу и будем им любоваться. А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу.

Воспитатель демонстрирует  детям картинки с изображением листьев  различных деревьев, дети называют - с какого дерева.

Воспитатель проводит игру «Мы - осенние листочки». Ребята хором  вместе с воспитателем говорят слова  и делают движения, которые он показывает:

Мы - листочки, мы -  листочки.  Дети стоят кружком

Мы - осенние листочки,   с листочками в руках.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.    Дети разбегаются.

Мы летали, мы летали.    Дети бегают, помахи-

А потом летать устали!   вают листочками.

Перестал дуть ветерок -    Дети приседают на

Мы присели все в  кружок,   корточки, поднимая

листочки над головой.

Ветер снова вдруг подул.   Дети снова разбегают

И листочки быстро сдул.   ся, помахивая листоч-

Все листочки полетели   ками. Дети подбрасыва

И на землю тихо сели.   ют листочки вверх и следят, куда они

упадут.

Воспитатель читает детям стихотворение М.Авдеевой, дети усаживаются на стульчики.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как шуршат листья под ногами.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают? Нравятся ли вам цветные листочки? Любите ли вы их собирать? Почему? Что  вы с ними делаете? Воспитатель рассказывает о том, что сбрасывая листья, деревья  готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут. Опавшие листья убирают только с асфальта и твердых покрытий. II часть.

Воспитатель: Сегодня  я научу вас очень интересному  способу изображения. Раньше мы с  вами рисовали кисточкой, палочкой, ватой, пальчиками, а сегодня научимся рисовать зубной щеткой. А рисовать мы будем  осенние листья, из которых потом  соберем большой осенний ковер. Для этого нам понадобятся: лист желтой бумаги, осенний лист (у всех разные), цветная гуашь, зубная щетка. (столы застелены клеенкой) Воспитатель демонстрирует технику исполнения. Дети смотрят, потом выполняют на местах. Воспитатель комментирует:

На лист желтой бумаги положите свой осенний листочек. Окуните  щетку в тарелочку с краской. Стряхните излишки краски. Держите  щетку перед листом. Быстро проведите  палочкой по щетке по направлению  к себе. Передвигайте щетку так, чтобы  обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Оставим бумагу и листочек сохнуть, а потом уберем листья. Дети увидят силуэты листьев, окруженные брызгами краски. После полного просыхания можно вырезать листья, оставляя широкий край окрашенной бумаги, сделать коллаж из листьев, наклеив эти силуэты на  лист бумаги.

2.3. Вывод.

Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного  их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства  и литературы, в которых запечатлены  живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитание дошкольников, Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально – творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия.

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания в детском саду.