Природа как средство эстетического воспитания в детском саду.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели. Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников
§1. Сущность эстетического воспитания
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
§3 Психологические основы эстетического воспитания
§4 Роль природы в эстетическом воспитании
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая готовая - копия.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Сопоставляя жизненные явления  с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. Лирика природы, по выражению В.И. Лейсбона развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.

Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о  природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима  творческая деятельность.

Поэтические произведения о природе  являются наиболее эффективным и  специфическим средством развития творческого подхода ребенка  к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции способствуют отображению этих качеств и в детских пейзажных рисунках.

Влияние выразительной стороны поэтического образа на детский рисунок проявляется в педагогике ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что значительно повышает эстетические качества изображения.

Дети могут создавать творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.

Этот творческий процесс у детей  протекает по-разному. Например, четырех  – пятилетние дети рисуют, исходя из личного опыта непосредственного  восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим изображением произведения. По мере повышения уровня восприятия художественного описания природы дошкольник начинает изображать картину уже согласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать его описанию. Дети шести лет стараются в рисунках по поэтическому произведению как можно теснее передать его содержание. Определенный запас поэтических образных представлений дает им возможность включать их в один рисунок, дополняя его образами, сложившимися во время наблюдений. При этом логическая связь между образами в рисунках не нарушается. Ребенок воспринимает целую ситуацию в произведении, в котором раскрываются не только пространственные, но и логические взаимосвязи, т.е. более глубокие зависимости: причинные, целевые, временные [13, с.140].

Своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски зелени; могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчеркивают их различия в величине. Главный образ выделяется размерами (большими или маленькими), цветом.

Передача пространства в рисунке  наиболее трудная задача для дошкольников, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между  предметами, но и понять условность их изображения на плоскости. Усвоить определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе.

Иногда ребята могут дополнять  картину о растительном мире изображением животных или птиц. Дети живо передают состояние природы, время дня, года. Е.А. Флерина дала определение этому процессу: «детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании отражения, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства» [12, с.53].

По рисункам можно судить о том, что особо привлекло внимание ребенка, какие ошибки есть в его представлениях, чем дополнить знания о природе [9, с. 14].

Умело, руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно – эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания [12, с.19].

  
Заключение

 

Одним из средств всестороннего  развития и воспитания детей является ознакомление с природой.

Процесс познания окружающей природы затрачивает не только область умственного развития ребенка, но и способствует формированию гуманного отношения к природе.

Программа воспитания и обучения в  детском саду определяет основные задачи, содержание и принципы организации работы по ознакомлению детей с природой в соответствии с их возрастными особенностями.

В ходе ознакомления расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются  познавательные способности, воспитывается  должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса к ней.

Формами организации работы по ознакомлению детей с природой являются занятия, экскурсии, наблюдения, прогулки, работа в уголке природы и на участке, игровая деятельность.

Каждая из форм работы предполагает использование педагогом различных  методов и приемов.

 

Список литературы

 

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко – Москва,1991.- 126 с.
  2. Буре Р.О. Воспитание дошкольников в труде/ Р.О. Буре – Москва, 1971,- 78 с.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой/ С.А. Веретенникова – Москва, 1973 .- 71 с.
  4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой/ С.А. Веретенникова  – Москва, 1980 .- 92 с.
  5. Горизенко Е.В. Природа и люди/ Е.В. Горизенко  – Москва, 1976 .- 203 с.
  6. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко, Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика/ Ф.А. Сохина – Москва, 1986.-263 с.
  7. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями/ В.А. Дрязгунова  – Москва, 1981.- 156 с.
  8. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников/ Л.И. Егоренков – Москва, 2000 .-140 с.
  9. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных/Е.И. Золотова– Москва, 1988 .- 116 с.
  10. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой / Л.А. Каменева,  Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой/ П.Г. Саморукова– Москва, 1983.- 83 с.
  11. Ковалев А.Г. Воспитание чувств/ А.Г. Ковалев – Москва, 1971.- 64 с.
  12. Компалецева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке/ Л.В. Компаленцев – Москва, 1985.- 207 с.
  13. Лучич М.В. Детям о природе/ М.В. Лучич – Москва, 1973.- 147 с.
  14. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу/ М.В. Лучич – Москва, 1969.- 75 с.
  15. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду/ М.М. Марковская  – Москва, 1989.- 62 с.
  16. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе/ А.Ф. Мазурина – Москва 1976.- 96 с.
  17. Николаева С.И. Методика экономического воспитания в детском саду/ С.И. Николаева – Москва, 2000.- 178 с.
  18. Н.А. Ветлучина Система эстетического воспитания в детском саду/ Н.А. Ветлучина – Москва, 1962.- 46 с.
  19. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е.И. Удальцова– Минск, 1976.- 93 с.
  20. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?/ Т.А. Шорыгина – Москва, 2001.- 63с.
  21. Л.П. Песко Экологическое и эстетическое воспитание детей/ Песко Л. П.  – Москва, 1984.- 102 с.

 

 

Приложение №1

 

Экскурсия в  осенний парк (старшая группа)

 

Программное содержание

  1. Конкретизировать представление об осенних изменениях в природе.
  2. Уметь видеть изменения продолжительности дня; распускание листьев на деревьях; появление семян, плодов, начало листопада.
  3. Закреплять умение подбирать слова – признаки: дерево (большое, красивое, яркое, разноцветное, осеннее).
  4. Формировать понимание слова осень – богатая, щедрая, добрая, запасливая.
  5. Воспитывать в ребенке умение видеть красоту осени, любоваться ее великолепным нарядом.
  6. Видеть зависимость состояния природы от продолжительности дня (светового).
  7. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их с художественным образом.
  8. Воспитывать эстетическое чувство.
  9. Обогащать словарный запас детей по данной теме. Формировать связанную диалоговую речь.

 

Предварительная работа

Экскурсия в парк в середине осени:

  1. Ежедневные наблюдения за изменениями в природе;
  2. Чтение книг «Осень» Н. Калинина, «Кто как одет» Э. Шим, «Полянка в лесу» М. Пришвин, «Готовятся к зиме» А. Бианки;
  3. Рассматривание картины «Золотая осень»;
  4. Заучивание стихотворений.

 

 

Ход экскурсии

В группу входит взрослый, одетый в костюм осени. Здоровается: «Я осень золотая, в гости к  вам пришла и подарков много вам  я принесла. Приглашаю вас в  парк, полюбоваться на яркий, разноцветный наряд природы. Я вам принесла волшебный сундучок, в который вы будете складывать дары осени, которые найдете на прогулке».

Воспитатель:

  • Спасибо тебе Осень за твой сундучок и приглашение. Мы сейчас же с ребятами отправимся в парк. А тебя Осень мы приглашаем подольше погостить у нас.

Дети все вместе говорят:

Осень, осень, гости недель восемь,

С громами сильными,

С дождями с ливнями,

Льется дождик с неба

Больше будет хлеба.

Осень: – Ну, спасибо  дети, а сейчас я отправлюсь в  другой детский сад, чтобы всех ребят  пригласить в осенний парк.

Дети идут по дорожкам парка. Останавливаются там, где  лучше просматриваются все деревья.

  • Ребята посмотрите, как красиво вокруг, все деревья словно нарядились к празднику. Почему? (Наступила золотая осень). Вот мы и пришли в гости к осени.

Как хорошо в гостях у  осени

Среди березок золотых.

Подольше б золото не сбросили

Стал бы лес багрян и тих.

По чаще б солнышко усталое

Гостило б в золотом  лесу.

Чтоб защитить от ветра  малого

Лесную позднюю красу.

Летом в начале сентября деревья еще зеленые. Теперь березки, клены окрасились в желтый цвет. Осины – красные. Между ними елочки зеленеют. Давайте обратим внимание на то, что каждое дерево окрашено по разному. Как вы думаете ребята, почему листья на деревьях меняют свою окраску? (Потому, что солнце мало греет. Дни стали короче)

Утром, когда вы встаете  в детский сад еще темно, вечером тоже рано темнеет. Растения получают мало света.

А в листьях всегда есть желтая краска и зеленая. Только летом, когда листья получают много  света, они зеленого цвета. Осенью, когда  солнечного света становится меньше, листья теряют зеленую окраску и получают желтый, оранжевый или красный цвет.

А теперь найдите листья самой разной окраски и расскажите, какие они. (Лист красный, желтый, зеленый, красивый, нарядный, яркий, разноцветный, золотой).

Как называется время  года, когда начинается листопад? (Осень)

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев  золотых

Мы букет хороший  сделаем из них.

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости  к нам пришла.

Ребята давайте сложим красивые, разноцветные осенние листочки в сундучок. Это первый подарок осени, который мы нашли.

  • Дети, отгадайте загадку.

Весной зеленела

Летом загорела

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Рассмотрите ее. Листочки у рябины ажурные, расположенные  попарно. Так и кажется, что кто-то набросил на рябину сплетенное кружево. Но вот порывистый, осенний ветер скоро сорвет все листочки с рябины. Останутся только ягоды. Долго будут гореть они как костер. Потом прилетят птицы, чтобы полакомиться ягодами рябины.

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания в детском саду.