Природа как средство эстетического воспитания в детском саду.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели. Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников
§1. Сущность эстетического воспитания
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
§3 Психологические основы эстетического воспитания
§4 Роль природы в эстетическом воспитании
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая готовая - копия.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов  зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются  первичные знания. С этой целью  воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих знаниях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей и средней – 2 занятия в месяц, в старшей – по 1 занятию каждую неделю. Начиная со средней группы организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки [10, с.36].

Экскурсия – значение состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Можно организовать экскурсию в  парк, сквер, ближайший лес и т.д. В городских условиях природа  отдыха связана с системой зеленых  насаждений.

Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека [8, с. 102].

Готовясь к экскурсии, воспитатель  заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, что можно  показать, что надо взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое короткое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес к намеченной экскурсии.

Очень важно, чтобы дети почувствовали  природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т.д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детьми (несколько цветков, веточек и др.) [3, с. 74].

Прогулки – здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т.п. Здесь можно организовать разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления, в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.

Повседневные наблюдения не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные).

Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю [10, с.29].

Работа на земельном участке. Эта  работа сочетается с наблюдением  и способствует накоплению знаний о  растениях и животных, совершенствованию  трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Работа в уголке природы. Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно [3, с. 71].

 

Глава 2. Практическая (из опыта работы)

 

Практическая часть  работы предполагала описание собственного опыта работы по данной проблеме, а  также подбор практического материала.

В детском саду №18 г. Алчевска ознакомление детей с природой осуществлялось как на занятиях, так и в повседневной жизни – в уголке природы и на участке. В старшей группе занятия по ознакомлению с природой проводятся ежедневно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знания у детей. Экскурсии в лес, парк, сквер могут показать детям, что происходит в природе. Все, что видит ребенок, он лучше воспринимает и в действии, поэтому стараемся привлекать детей к посильному труду.

2.1 Целевая прогулка, опыты, труд детей.

Проводя экскурсии осенью, обращаем внимание детей на цвет неба сквозь ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Если в парке, сквере есть сосны и ели, яркие краски лиственных деревьев хорошо выделяются на фоне их темной зелени.

Детям нравится собирать опавшие разноцветные листья разной формы. Мы можем спросить у ребенка, у всех ли деревьев одинаковые листья. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей, используем листья в игре. Позднее, осенью, когда под деревьями будут только сухие листья, послушать как они шуршат под ногами. Показываем, как они покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам.

Незабываемое зрелище – листопад.

Листопад, листопад

Листья желтые летят…

Когда облетят все  листья, рассматриваем внимательно  место на ветке, откуда рос листик. Там мы увидим еле заметные почки. Это деревья готовятся к весне, закладывают почки с осени. Все увиденное закрепляем в речи детей.

Также показываем и называем цветы, которые служат украшением парков, скверов, бульваров. Рассматриваем их форму, окраску, части цветка.

Осенью можем видеть, как улетают в далекий путь некоторые птицы, а какие остаются с нами.

Увлекательное занятие  сбор плодов и семян, это воспитывает  любовь к растениям, и дети видят, что растения, увядая осенью, оставляют после себя плоды с семенами. Играем в игры «Детки на ветке» и «Путаница» [1, с. 76].

Экскурсии зимой очень  нравятся детям. Дети любят валяться на снегу, кататься на коньках, санках им это доставляет огромное удовольствие. Если будет идти снег, понаблюдаем, как он кружится в воздухе. Предлагаем поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет. Уместно прочитать стихотворение И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Предлагаем подобрать определения к слову снежинка. Интересно видеть детям, например, как громадные вихри снега переносятся ветром с места на место.

В начале зимы к кормушке прилетают птицы, чаще всех воробьи. Во время кормления удобно наблюдать  за птицами, за их повадками. Обращаем внимание детей на цвет оперения птиц. Описываем их внешний вид, чем они похожи и чем не похожи.

Покормили птиц – теперь можно и поиграть. Во время игр  и развлечений показываем, как  на морозе вода превращается в лед. Воду разливаем в разные формы  и замораживаем. Можно добавить краски в воду и получить цветные льдинки.

Любуясь деревьями в  разную погоду, приучаем детей высказывать  свои впечатления, сравнивать. Используем пословицы и поговорки, понятные детям. Тогда и они используют их в речи и придумывают свои иногда очень удачные выражения: «У елки ледяные пальчики»; «Елка закуталась в снег, до самых глаз, как в пуховое одеяло»; «Красиво, как в снежном царстве».

Зимой деревья обнажены и хорошо видны ствол и ветви. Дети любят отгадывать деревья по стволу и расположению веток. А после того как мы прочитаем прелестную сказку Н. Павловой «Зимняя пирушка», они будут внимательно рассматривать деревья и узнавать их.

Но только подмечать  красивое – недостаточно. Нам хочется, чтобы дети умели действительно  беречь прекрасное. А это главным образом зависит от нас, от нашего примера. После снегопада можно показать детям дерево, ветви которого прогнулись под тяжестью снега. Осторожно стряхиваем снег и скажем, что так делают взрослые, для того чтобы не поломались ветви.

Если хотим показать, как зимует травка, осторожно раскапываем  снег в том месте, где летом  видели травянистую растительность. Дети увидят среди пожелтевшей травы  зеленые остренькие травинки, а рядом  совсем зеленые листочки, которые  окружают почки зимующих знакомых растений: одуванчика, кашки и др. Ребята поймут, что им тепло под толстым слоем пушистого снега. Здесь уместно сказать пословицу – шутку: «Спасибо, мороз, что снегу нанес».

Пришла весна. Дети замечают, что весеннее солнце иное, чем зимой: теперь оно такое яркое, что слепит глаза. День заметно удлинился, и вечером уже хорошо видно. С крыш скатываются прозрачные, блестящие капельки, падают вниз.

─ Это капель, – скажут они.

Проводя экскурсии, обращаем внимание, что на месте растаявшего  снега поднимается пар. Предлагаем рассмотреть облака, полюбоваться ими и подумать, на что они похожи. Обращаем внимание, что облака не закрывают небо, как было зимой, а держаться кучками. Читаем стихотворение Е. Баратынского:

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Собираем несколько  веток с разных деревьев, чтобы  было большое количество почек, и, принеся  их в группу, поставим в воду с  водой. Быстрее всех других распускаются ветки тополя, ольхи, орешника, березы, груши, черной смородины, бузины, сирени, ивы.

С приходом весны дети замечают, что корм для птиц, насыпанный в кормушки, все чаще остается не тронутым. [2, с. 52].Не видно там щеглов, свиристелей и снегирей. Мы объясняем, что эти птицы улетели к северу, так как они любят более холодный климат. А оставшиеся птицы заметно изменились. Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд и громко крича. У синицы появилась новая звенящая песня в три слога «ци – ци – фи». Она тоже скоро перестанет прилетать за кормом, переберется на опушку леса. Скоро прилетят скворцы. Загадываем загадку:

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его … (скворец)

Приучаем детей слушать  пение птиц.

Гуляя с детьми, мы замечаем, что с южной стороны около  стен зданий появились остренькие иголочки молодой травы, а рядом появились небольшие холмики земли. Там мы видим шарики, которые затем превратятся в пушистые стебельки, покрытые буроватыми чешуйками – будущими листьями. Они очень быстро растут и вскоре поднимут навстречу солнцу ярко – желтые цветы, это мать – и – мачеха.

Как только стает снег, начинаем экскурсии в ближний  лес. Напоминаем о правилах поведения  в лесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы  ничего не сломать и ничего не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые, необычные явления природы) [16, с. 48].

Показываем красоту  весеннего леса, красоту оживающей  природы. Просим глубже дышать, вдыхая лесной аромат. Предлагаем ребятам  сфотографировать красивые явления, которые  они заметили. Выйдя на поляну, обращаем внимание на первоцветы, муравейники, многочисленные травы. Специально останавливаемся около берез, елочек. Предлагаем детям придумать и сказать деревьям ласковые слова, полюбоваться ими.

Рассказываем, что лес  – это «многоэтажный дом». На каждом его «этаже» свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живет много лесного «народа» – зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. Особый «этаж» – под землей занимают кроты, черви, почвенные насекомые. Все это – лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок людей. В завершении просим попрощаться с лесом – вслух сказать ему добрые слова. В свободное время читаем рассказ М. Пришвина «Этажи леса».

Дети очень любят  стихи и быстро запоминают их. Поэтому  хорошо если во время экскурсии мы будем читать (наизусть) стихотворения или отрывки из них, потешки, загадывать детям загадки, приводить уместные пословицы и поговорки.

В своей работе широко используем труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с целью накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях.

Продолжаем определять уровень экологической воспитанности  дошкольников. С помощью несложных  заданий, вопросов, тестов выявляем их знания о потребностях живых существ  и способах удовлетворения этих потребностей, о среде обитания.

1. «Что было сначала,  что будет потом?»

Следующие вопросы: Каким  было растение до того, как на нем  появились цветы? С чего начиналось растение? Что будет после цветов? Вырастут ли на следующий год на участке цветущие растения? Что нужно для этого сделать?

2. «Собираем семена  садовых цветов».

Осмотр цветов, выявление  зрелых семян, сбор их в коробочки  или пакеты. Обращаем внимание детей  на то, что цветок один, семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.

3. «Где же растут  садовые растения?»

Целевая прогулка за пределы  детского сада (в соседнюю школу  или детский сад, в парк, сквер  и др.). Рассматривание цветов, любование  их красотой, определение названий.

Информация о работе Природа как средство эстетического воспитания в детском саду.