Проблема поощрения и наказания в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Наше исследование связанно с достижением цели, которая заключается изучении особенностей использования поощрений и наказаний в воспитании детей старшего дошкольного возраста и в определении границ их использования.
В соответствии с поставленной целью нами определено следующее:
Задачи:
Выявить степень влияния поощрений и наказаний на развитие ребенка;
Изучить динамику развития детей, в воспитании которых используют поощрения и наказания;
Сравнить уровень развития детей в воспитании, которых используются и поощрения, и наказаний .

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Полын Снежаны.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

 Другой мерой  наказания, также обусловливающей  регулирование прав и обязанностей  ребенка, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно- полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими товарищами . [7, с. 184-191] В качестве меры наказания , связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, также приемлемы в отношении дошкольников и младших школьников. К примеру, можно на  время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, игрушку и другое. Однако рекомендовать отмену ранее данного обещания, как меру наказания, едва ли можно. Ведь в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна  его справедливость.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ  НАКАЗАНИЕ.

Остановимся кратко на вопросе о физических наказаниях, сторонниками которых в наши дни продолжают оставаться некоторые родители. Нетрудно понять, что физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в чувстве страха. Именно этим, а не тем, что наказываемый ребенок будто бы «понял свою ошибку», объясняется его крик: «Простите, я больше не буду!» «Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех органов организма, — отмечает    Б. Ф. Ломов, - что приводит к повышению его реактивности. Особо следует отметить повышение тонуса скелетной мускулатуры, сократимости и возбудимости мышц, а также увеличение чувствительности всех анализаторов. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем обычно, предусмотрительность поведения». Таким образом, в ситуации, где ребенок, по выражению родителей, проявляет упрямство, не подчиняется их требованиям, не хочет признавать их правоту и свои ошибки, физическое наказание создает иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения,

проявляет все  признаки покорности и послушания. Родителям в этих случаях невдомек, что подчиняется, просит прощения и  т. п. не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные его связи с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения, животная эмоция страха.

На основании  данных исследования П. П. Распопов в  книге «О фазовых состояниях возбудимости мозговой коры в связи с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями учащихся» можно предположить, что использование физических наказаний ведет к образованию у воспитанника состояния так называемой пароксизмальной фазы,  характеризующейся крайней резкостью и напряженностью реакций, независимо от силы и длительности болевых ощущений, охранительным торможением, охватывающим деятельность коры больших полушарий, возникновением явлений «затмения» и большой склонностью к аффектам. Такое фазовое состояние может относительно прочно фиксироваться,

становиться одним из личностных качеств. Следует иметь в виду, что в зависимости от индивидуально-личностных и возрастных особенностей проявления фазовых состояний могут быть весьма различными. При определенных условиях внешней реакцией на использование физического наказания может стать полное безразличие, являющееся, однако, признаком серьезных сдвигов нервных процессов в сторону патологии.

 

1.3 Поощрения  и наказания,  как методы стимулирования.

Поощрение –  один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Дети дошкольного  возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, позвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянутся и делать все лучше.

Для того чтобы  поощрение являлось оценкой детского поведения и приобрело нравственный  оттенок, надо, чтобы оно содержало  в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.

Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка, которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т.п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению – поступить  так в другой раз.

Особенно важно  поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия  своих действий.

Расстроенный, взволнованный мальчик подходит к воспитателю:

- Я нечаянно  опрокинул цветок. Его приготовили,  чтобы пересадить, а я задел.

- Хорошо, что  сказал об этом, - говорит педагог.  – Сейчас мы вместе приведем  все в порядок.

Прибегая к  поощрениям как к корректировке поведения дошкольника, не следует забывать о чувстве меры. Если ребенка хвалят за каждый пустяк, то данный метод воспитания теряет свой смысл. В одном случае дети привыкают к похвалам и не обращают на них внимания, в другом – начинают многое делать напоказ, хотя, в сущности, выполняют свои повседневные обязанности. Захваливание детей, не обладающих в достаточной степени сдержанностью и скромностью, приводит к самолюбованию, позерству, «примерному» поведению лишь в присутствии взрослых. В.Г. Белинский говорил: «Заставляйте ребенка любить добро ради самого добра, а не из-за награды , не из-за выгоды быть добрым».

Следует также  предостеречь родителей от мнения, будто в воспитании ребенка можно  многого добиться одними поощрениями.

Лена привыкла, что дома ее всегда и за все хвалят. Раскрасит рисунок и идет к соседям показывать, уберет свои игрушки наместо и бежит к маме:

- Правда, я молодец?

- Молодец! Ты  ж ведь у меня самая лучшая.

И так изо  дня в день. Девочка настолько  привыкла к похвалам, что даже замечания в мягкой форме вызывали у нее слезы.

Поощрение –  положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Одобрение –  простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, доверием в виде поручения, ободрением перед сверстниками, родителями. Все это предполагает внимательное отношение к успехам и неудачам воспитанников, переживание вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрения более  высокого уровня – благодарности, награждения  и т.д. – вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам продолжительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения  требует тщательной дозировки и  известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неразумное или избыточное поощрение приносит не только пользу, но и вред воспитанию.  Учитывается прежде всего психологическая сторона поощрения, его последствия.

  1. Поощряя, воспитатель будет стремиться к тому, чтобы поведение воспитанника мотивировалось  и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
  2. Поощрение не противопоставит воспитанника остальным детям. Поэтому поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся  успеха, но и те, кто добросовестно трудился, показывал пример честного отношения к делу. Поощряйте всех, кто проявлял высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность,  отзывчивость, помогая другим, хотя инее добился выдающихся личных успехов.
  3. Применяя поощрение, отмеряйте – кому, сколько и за что. Тогда оно будет соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям.  Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.
  4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества воспитанников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.
  5. Пожалуй, главное в нынешнем дошкольном воспитании – соблюдать справедливость.  Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь со всеми воспитанниками.

Гуманистическая педагогика не отрицает наказаний, а  требует лишь изменения их меры, характера, способа введения. По этому  вопросу ведутся длительные и бесплодные дискуссии. Некоторые педагоги требуют полной отмены наказаний. Большинство – за их умеренность. Именно сила и интенсивность наказаний считается критерием гуманизации воспитательной системы.

Наказание –  это метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и все методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное  превращение внешних стимулов в стимулы внутренние. Известные виды наказания, связанные с: 1) наложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ограничением определенных прав; 3)выражением морального порицания, осуждения. В нынешнем детском саду  практикуются разнообразные формы наказания: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание.

Среди педагогических  условий, определяющих эффективность  метода наказания, следующие:

  1. Сила наказания возрастает, если оно исходит от авторитетного для воспитанника человека. Воспитанник острее переживает чувство вины, если его проступок осудили не только воспитатель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому воспитатель опирается на общественное мнение.
  2. Не рекомендуется применять наказания для всей группы.
  3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.
  4. Наказание действительно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняют нормальные отношения.
  5. Наказывая, воспитатель ни при каких обстоятельствах не должен оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок – наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
  6. При решении вопроса за что наказывать, рекомендуется проводить такую поступательную линию: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.
  7. Основа для применения метода наказания – конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нет каких-либо общих рецептов в вопросах о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие ребенка его совершить, наказание может быть очень разным – от самого легкого до самого сурового.
  8. Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не следует торопится с наказанием  до сих пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  9. Не допускается превращение наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы. Не становитесь на пути формальных мер, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
  10. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог определяет для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он его отвергает, то видит лишь проступок, но не ребенка его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.
  11. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

 

1.4. Поощрение  – один из методов воспитания  положительного  поведения дошкольников.

 

Поощрение — один из методов корректировки  детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Дети  дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой  детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.

Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению — поступить так в другой раз.

Особенно  важно поощрять ребенка тогда, когда  он сам понимает характер и последствия  своих действий.

Расстроенный, взволнованный мальчик подходит к воспитателю:

  • Я   нечаянно     опрокинул   цветок.   Его   приготовили,   чтобы _ 
    пересадить, а я задел.
  • Хорошо,  что сказал  об  этом, — говорит  педагог.— Сейчас 
    мы имеете, приведем  все в порядок.

Прибегая к поощрениям как к корректировке поведения дошкольника, не следует забывать о чувстве меры. Если ребенка хвалят за каждый пустяк, то данный метод воспитания теряет свой смысл. В одном случае дети привыкают к похвалам и не обращают на них внимания, в другом — начинают многое делать напоказ, хотя, в сущности, выполняют свои повседневные обязанности. Захваливание детей, не обладающих в достаточной степени сдержанностью и скромностью, приводит к самолюбованию, позерству, «примерному» поведению лишь в присутствии взрослых. В. Г. Белинский говорил: «Заставляйте ребенка любить добро ради самого добра, а не из-за награды, не из-за выгоды быть добрым».

Информация о работе Проблема поощрения и наказания в воспитании детей