Проблема поощрения и наказания в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Наше исследование связанно с достижением цели, которая заключается изучении особенностей использования поощрений и наказаний в воспитании детей старшего дошкольного возраста и в определении границ их использования.
В соответствии с поставленной целью нами определено следующее:
Задачи:
Выявить степень влияния поощрений и наказаний на развитие ребенка;
Изучить динамику развития детей, в воспитании которых используют поощрения и наказания;
Сравнить уровень развития детей в воспитании, которых используются и поощрения, и наказаний .

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Полын Снежаны.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

  Одна из  распространённых ошибок родителей  и даже воспитателей заключается  в том, что всё воспитание  сводится к фиксированию внимания  на недостатках ребёнка: он нашалил – мы его одёргиваем, ответил взрослым дерзко – мы делаем замечание, испачкал костюм – грозимся наказать, раскапризничался – награждаем шлепком и т. д. добиваемся от ребёнка послушания любыми средствами, не вникая, какой ценой оно достигнуто. А потом вдруг обнаруживаем, что у ребёнка не сформировано сознательное отношение к собственному поведению.

  Родители, серьёзно  думающие о воспитании своих  детей, в применении различных  мер воздействия всегда опираются  на сознание ребёнка, добиваясь  от него осознанного отношения к собственным поступкам.

 

1.5.1. Допустимы ли наказания?

Наказание — сложный и трудный метод  воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности. Прибегая к нему, всегда надо учитывать, когда и в какой ситуации, а также в какой связи с другими способами воздействия оно применяется; какова мера наказания и какое действие оно окажет на ребенка: поможет ли исправить его поведение, предотвратит ли в дальнейшем непослушание в аналогичных ситуациях. Прежде всего должны быть исключены такие наказания, которые вызывают физическую боль, страх, подавляют детскую волю.

Наказания могут носить различный характер, но в любом случае эта мера воздействия призвана помочь ребенку осознать свою вину, усилить чувство ответственности за свои действия перед взрослыми и сверстниками.

Очень важно никогда не примешивать  к наказанию субъективных моментов: раздражения, усталости.

На  детей дошкольного возраста впечатляющее воздействие оказывает временное изменение обычно теплого отношения на более холодное, официальное: лишение ласки, к которой ребенок привык, воспринимается им как наказание.

Ребенок чутко  улавливает изменение отношений  взрослых к нему, особенно в том случае, если он дорожит их привязанностью. Так, педагог «не замечает» провинившегося, отвечает на вопросы сухо, а обращаясь ко всем детям, смотрит мимо него. Обычно ребенок, стараясь вернуть к себе прежнее расположение, долго не выдерживает подобного игнорирования и «ссору» заканчивает примирением: он приносит извинения за свой поступок.

1. Очень  остро реагирует ребенок, когда  мать или отец временно перестают с ним разговаривать. Но если взрослые хотят молчанием подчеркнуть свое недовольство, то оно не должно выглядеть как надутость, так как дошкольник может расценить это как панибратство и будет ожидать, чтобы родители заговорили с ним первые,

2. Не  только молчанием можно наказать  ребенка, но и словом. Это не значит, что взрослые должны обрушиваться на него с бранью или пускаться в рассуждения о том, что хорошо, а что дурно. Малыш менее всего способен осмыслить длинные нравоучения и нотации, однако он поймет, если ему скажут осуждающе: «Как же ты посмел так сделать! Стыд какой!»

3. Для  ребенка чувствительным наказанием  может явиться запрещение заниматься любимым делом. Например, в детском саду воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести.

Дома  родители могут временно запретить  сыну или дочери играть с товарищами, если ребенок обижает детей, спрятать игрушки, если малыш нарочно ломает их.

4.Остро  воспринимают дети такую меру  наказания, как лишение обещанных удовольствий. Можно отменить или перенести на другой день предлагаемый поход в театр, в зоопарк, поездку на речном трамвае, отказать в покупке интересной игрушки и т, д. Но об этом ребенку следует сказать так, чтобы он понял справедливость наказания: «За то, что ты не слушаешься, мы решили не покупать тебе конструктор до тех пор, пока не исправишься». Или: «За плохое поведение ты не поедешь в этот выходной день в гости к' бабушке. Надо заслужить, чтобы тебя взяли с собой». Такая форма наказания заставляет дошкольника задуматься над своим поступком.

Излишне говорить, что взрослые должны быть непреклонны в своем решении, иначе ребенок будет всегда надеяться на его отмену.

Дошкольника, отличающегося повышенным самолюбием, иногда целесообразно предупредить, что о его поступке, если он повторится, расскажут ребятам, папе или другим членам семьи. И разумеется, если предупреждение не возымело успеха, так и сделать. Например, поставить в известность родителей о поведении сына или дочери. В данном случае воспитатель должен быть уверен, что они поддержат его. Однако такой метод воздействия следует применять крайне редко, так как ребенок может сделать неправильный вывод.

Воспитатель может посоветовать родителям обсудить поведение сына или дочери дома с участием всех членов семьи. Однако делать это нужно лишь в исключительных случаях, чтобы ребенок понял: если речь идет о нем на семейном совете,— значит, это очень серьезно. Конечно, такое обсуждение требует от взрослых максимум такта. Важно, чтобы ребенок почувствовал не только недовольство, но и доброжелательность и уверенность в том, что подобное не повторится.

5.Опытные  педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито.

Общественное  мнение — сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха. Нельзя забывать, что если детский поступок часто подвергается коллективному обсуждению, то у ребенка невольно притупляется чувствительность к более деликатным влияниям.

Иногда  применяют так называемый метод  естественных последствий, т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил—убери, налил воду—вытри, оторвал пуговицу — пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение.

Но  и этим методом надо пользоваться весьма продуманно, .так как не во всех случаях он приемлем. Нельзя, например, оста-. вить ребенка без прогулки за то, что он капризничал и не хотел одеваться; нельзя отправить малыша в детский сад в испачканном платье за то, что он неряшлив (вряд ли это поможет, если у ребенка нет навыка аккуратности!).

Применяя  метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью — нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.

Нельзя наказывать ребенка трудом: не послушался —  будешь за это убирать комнату или наводить порядок в своем шкафу. Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, можно вызвать неприязнь к труду, а это противоречит основным принципам воспитания. Напротив, любые трудовые поручения должны приносить детям радость, удовлетворение от затраченных усилий.

Отстранение ребенка от выполнения трудовых поручений  должно восприниматься им как, наказание. Совершенно очевиден вред частых наказаний: ребенок перестает реагировать на них, привыкает к тому, что это явление обычное, а не исключительное.

Малыш что-то строит из песка. Однако игра постоянно нарушается окриками мамы: «Не бери песок руками», «Не садись на корточки — запачкаешь пальто» и т. д.

У ребенка, видимо, уже создалось прочное  «противостояние» маминым окрикам: он будто и не слышит их. Это раздражает мать, она то и дело уводит его из песочницы и усаживает возле себя. Но это не производит на мальчика ни малейшего впечатления. Получая разрешение играть, он все повторяет снова. Вконец рассерженная мать хватает сына и тащит домой, а он, кривляясь и размахивая рукой, озорно посматривает по сторонам.

Частые  окрики, замечания усиливают негативизм ребенка. Робкие, тихие дети от постоянных одергиваний становятся еще более заторможенными, застенчивыми, «забитыми», а у легко возбудимых усиливается агрессивность, и они часто делают вид, будто не слышат распоряжений старших.

Беседуя с родителями, воспитатель должен предостеречь их от стремления добиваться послушания запугиванием.

— Если не будешь слушаться, придет дед и  унесет тебя,— говорит мать двухлетнему малышу. Он затихает, на лице испуг.

В другой раз, когда малыш отказывается есть, мать снова пытается действовать таким же способом:

- Не будешь есть — отдам чужой тете!

Совсем  маленькие дети верят в подобные угрозы: одни затихают, другие, наоборот, возбуждаются, начинают плакать. Чувство страха по-разному действует на детей, однако во всех случаях оно отрицательно влияет на их психическое состояние и может вызвать нервное перенапряжение.

  Надо учитывать, что дети испытывают  страх особенно остро потому, что многие еще не познанные ими жизненные явления полны для них тайн и чудес. Малыши боятся темноты, так как не узнают силуэты знакомых предметов, выглядевших при дневном освещении совсем не страшно. Они пугаются новых звуков, грома и молнии.

Послушание  ценой страха возможно, пока ребенок мал. Но когда ему уже 5—7 лет, мир познанного значительно расширяется, он перестаёт верить в то, что «мама отдаст его чужой тете» («Сколько раз об этом говорила и не отдала!»).

Случается, что воспитатели и родители по неопытности, злоупотребляют угрозой наказания: «Если будешь обижать Колю, никогда больше не разрешу тебе играть с ним», «Не хочешь быстро собираться в детский сад, оставлю одного дома», «За то, что плохо ведешь, переведу в младшую группу». Рано или поздно ребенок поймет, что угроза остается лишь угрозой. Но на данном этапе невыполнение обещания рождает у него надежду на безнаказанность, .тем самым подрывая авторитет взрослых.

Недопустимо прибегать к подкупу и обману. Если дошкольника заставляют подчиниться требованиям старших, обещая за это дать лакомство или игрушку, то он может специально упрямиться, капризничать, чтобы выторговать желаемое. И уже совсем неразумно не выполнять обещаний: однажды обманувшись, малыш в дальнейшем будет ставить под сомнение любое распоряжение взрослых.

Воспитатель должен предусмотреть ответную реакцию  детей на порицание. Верно, выбранное наказание вызывает у дошкольника чувство стыда за свой поступок, желание исправиться.

Всегда  нужно стараться довести до сознания ребенка неприглядность его действий, иногда полезно спросить, понял ли он, за что был наказан. Ведь дети часто просят прощения механически, не вникая в смысл происшедшего.

Если  ребенок сам признался в своем  проступке, сказал правду, надо отметить это. Однако одобрение не исключает порицания за неправильное поведение. В таких случаях можно сказать: «Хорошо, что признался. Но в следующий раз этого не делай!»

Требуя от дошкольника  послушания, следует помнить, что  любой из выбранных способов воздействия всегда должен быть основан на уважении личности ребенка, будить в нем совесть, развивать самосознание. Отсюда совершенно очевидно и неоспоримо, что физические наказания недопустимы.

1.5.2.  Почему мы наказываем  их?

 

Многие ли родители задумывались над тем, почему они  наказывают ребёнка?

   Большинство  объясняет это просто: потому, что  он не слушается родительского  слова, потому, что его поведение  выходит за рамки дозволенного, потому, что он не отличает  дурного от хорошего – в  общем, виноват ребёнок…

  Рассуждать  так – это значит возлагать на ребёнка ответственность за наши собственные ошибки. Разве не повинны мы, взрослые, в том, что не сумели вовремя сформировать те черты и качества характера, которые нам хотелось бы видеть в нём?

  К сожалению,  случается так, что родители задумываются над вопросами воспитания лишь тогда, когда поведение ребёнка начинает резко отклоняться от нормы. Вот здесь-то, спохватившись, они прибегают к наказаниям.

  Однако глубоко  заблуждаются те родители, которые  полагают, что при помощи только  одних наказаний можно добиться желаемых результатов в перевоспитании сына или дочери.

  Но как  же наверстать упущенное? Как  добиться исправления ребёнка? 

  Если уж  так случилось, что мы допустили  ошибки в его воспитании, то  не следует считать, что всё  упущено и воспитание начинать поздно. Воспитывать никогда не поздно, тем более в дошкольном возрасте, хотя, к сожалению, перевоспитывать всегда труднее, чем воспитывать с самого начала. В таких случаях придётся пересмотреть всю систему воспитания, чтобы понять, в чём заключались наши ошибки, и перестроить её.

  Нелегко  руководить поведением ребёнка,  если оно выходит за рамки  дозволенного и стало для него  привычным способом поведением. В таких случаях иногда приходится  прибегать к более строгой  меры – наказанию детей, как крайней мере воздействия, без которой уже обойтись невозможно. Советская педагогика не отрицает такой меры воздействия, но к наказаниям прибегать нужно как можно реже и только в том случае, когда без наказания обойтись нельзя.

  Когда мы  говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания возможны лишь в системе других воспитательных приёмов, что они не могут быть ведущими методами воздействия на ребёнка. Как уже говорилось, наряду с наказаниями должны применяться другие педагогические меры воздействия: разъяснение, убеждения, поощрения, разумная требовательность взрослых в сочетании с уважением к личности ребёнка, положительный пример окружающих взрослых и сверстников.

Информация о работе Проблема поощрения и наказания в воспитании детей