Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:18, курсовая работа
Наше исследование связанно с достижением цели, которая заключается изучении особенностей использования поощрений и наказаний в воспитании детей старшего дошкольного возраста и в определении границ их использования.
В соответствии с поставленной целью нами определено следующее:
Задачи:
Выявить степень влияния поощрений и наказаний на развитие ребенка;
Изучить динамику развития детей, в воспитании которых используют поощрения и наказания;
Сравнить уровень развития детей в воспитании, которых используются и поощрения, и наказаний .
Следует также предостеречь родителей от мнения, будто в воспитании ребенка можно многого добиться одними поощрениями.
Лена привыкла, что дома ее всегда и за все хвалят. Раскрасит рисунок и идет к соседям показывать, уберет свои игрушки на место и бежит к маме:
— Правда, я молодец?
- Молодец! Ты ж ведь у меня самая лучшая.
И так изо дня в день. Девочка настолько привыкла к похвалам, что даже замечания в мягкой форме вызывали у нее слезы. Особенно трудно было ей первое время в детском саду. Нелегко оставаться незамеченной, например, усидеть на занятиях и не выскакивать с ответом, ожидая, когда тебя вызовут. Обидно, когда не хвалят за то, что помогла малышу завязать шарф, убрала свою постель, т. е. поступила так, как все дети. Ведь дома подобные дела расценивались как что-то необыкновенное, а здесь ни у кого не вызывают восторгов.
Немало пройдет времени, прежде чем девочка поймет, что похвалу надо заслужить. Так, поощрение, применяемое непродуманно, наносит ущерб воспитанию положительного поведения.
Есть еще одно условие, которое нельзя не учитывать: поощрение всегда должно сочетаться с требовательностью.
Для того чтобы закрепить у шестилетнего сына желание чистить зубы на ночь без напоминания взрослых, мать иногда говорила бабушке так, чтобы слышал мальчик:
— Виталик все делает,
как папа. Теперь ему и напоминать
не приходится, чтобы он чистил зубы.
Это имело успех (сын очень хотел быть похожим на папу!). Но... день ото дня процедура с чисткой зубов стала у родителей занимать все больше и больше времени, так как мальчик не хотел ложиться спать. Однако мать не торопила сына, хотя и понимала его уловку. Будучи требовательной в одном, она проявляла снисходительность в другом, в результате режим у ребенка был нарушен.
В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании со все возрастающими требованиями они приносят желаемый результат.
Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.
Одним из важных средств поощрения являются подарки, однако прибегать к ним рекомендуется лишь в исключительных случаях, иначе ребенок может начать действовать из корыстных побуждений. Поощрение в виде игрушки, книжки, лакомства вполне возможно, но его нельзя превращать в подкуп: ты нас будешь слушаться, мы тебе — подарок.
Воспитатель должен применять в каждом конкретном случае определенную форму поощрения.
Галя — робкая, застенчивая девочка. Это нередко являлось причиной того, что она боялась признаваться в своем поступке. Именно поэтому педагог каждый раз подчеркивала, что девочка поступает правильно, честно, признаваясь в своей вине. Такой прием стимулирует хорошее поведение, вселяет чувство уверенности.
Особенно целесообразно
Активный пример сверстников — один из распространенных а практике методов поощрения. Он основан на детском стремлении к подражанию и потому особенно эффективен. Пример оказывает еще большее воздействие, если сочетается со словом взрослого, направляющим ребенка на восприятие положительного поведения. Это дает возможность дошкольнику на практике приобретать опыт послушания. Если слово взрослого направляет ребенка на сознательное восприятие положительного примера, побуждает его к действию, то сам пример как бы вооружает его конкретными представлениями о возможных формах поведения в определенных ситуациях: «Поступил как настоящий товарищ — сам вызвался помочь Тане»; «Машенька всегда делится тем, что у нее есть, поэтому и другие ребята для нее ничего не жалеют»; «Настя помогла малышам. Так всегда поступают старшие».
Ссылки на пример широко
Своеобразным поощрением может явиться рассказ о примерном поведении, хорошем поступке сына или дочери в кругу семьи или знакомых людей, мнение которых не безразлично ребенку. Всего несколько добрых фраз в присутствии дошкольника оказывают на него положительное влияние, принося удовлетворение от того, что его поведение оценивается положительно.
Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе.
Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно,- является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили...», «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д.
Безусловно, поощрение трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов. Не может, например, явиться поощрением дело, не интересующее дошкольника. Если малышу стирка носового платка принесет удовольствие, так как это доверяют ему впервые, то подобное поручение старшие ребята, выполняют без интереса. Только такого рода поручения, которые приносят детям удовольствие, создают чувство новизны, вызывают удовлетворение от затраченных усилий, воспринимаются детьми как поощрение.
Воспитатель может использовать и такой прием, как поручение ответственного, почетного дела:
— Коля хорошо справляется с обязанностями дежурного, знает, как ухаживать за растениями. Теперь ему можно доверить помогать тем ребятам, которые пока еще затрудняются все делать правильно.
Новое постоянное поручение обязывает, создает чувство ответственности. Кроме того, роль шефа необычная и выглядит для ребенка почетной.
Этот метод особенно эффективен по отношению к тем детям, которые не желают трудиться, и родители с трудом добиваются от них послушания.
Иногда полезно поощрить ребенка авансом за еще не совершенные им действия, выразив тем самым уверенность и доверие, что он не подведет старших: «Дочери не приходится напоминать, чтобы она вела себя хорошо, она ведь уже совсем большая», «Он внимательный, заботливый мальчик, радует нас своим поведением». Этот прием основывается на таких детских особенностях, как внушаемость, пробуждающееся самолюбие. Если ребенку безразлично, как о нем отзываются, то здесь уже идет речь не о воспитании, а о перевоспитании. Иначе говоря, если дошкольник не будет считаться с мнением окружающих, то станет поступать так, как ему заблагорассудится. Вот почему так важно поддерживать в детях стремление заслужить положительную оценку их действий. Появляющаяся с возрастом осознанность хороших поступков будет влиять на поведение ребенка, создавая основу для активного послушания.
1.5
Правильное воспитание-
Воспитание без наказаний возможно, если вся система воздействий на ребёнка с первых дней его жизни основывается на разумной требовательности к нему и уважении в нём человеческой личности. Когда к ребёнку в семье предъявляют определение требования, когда у него есть посильные обязанности, для него установлен и строго выполняется распорядок дня,- это упорядочивает поведение ребёнка, создаёт привычку владеть собой, управлять своими поступками. При соблюдении этих условий воспитания легче научить ребёнка поступать хорошо как в присутствии, так и в отсутствии взрослых, реагировать на «мягкие» меры воздействия.
Малыш, привыкший к мягкому и вместе с тем требовательному обращению, быстро реагирует на указания и замечания близких. К таким детям не приходит применять наказания.
Достаточно
такому ребёнку сделать
Умение
родителей обходиться без
Как определить
меру требовательности к
… Трёхлетняя Машенька, улучив минуту, когда в комнате не было мамы, быстро забралась на стул и стала «наводить порядок» на папином письменном столе. Её всегда привлекала таинственность и неприкосновенность папиного стола. Рассматривая папины книги и тетради, она нечаянно опрокинула чернильницу… Машенька испугалась и решила скрыть следы «преступления»: прикрыла чернильную лужу газетой.
Когда
мама вернулась в комнату,
-Машенька, ты опять трогала бумаги на папином столе?- строго спросила мама.
-Нет…- нерешительно отрицает девочка.
Мама подходит к столу, поднимает газету и… видит лужу.
-Маша, ты поступила плохо, не послушала папу и опять набезобразничала, всё разбросала, разлила чернила. Папа будет очень недоволен своей дочкой. Как плохо: ты ещё и правду не хочешь сказать!
Наказать
Машу или нет? Мама взвешивает
случившееся. Наказать проще
«Нет, наказывать не следует»,- окончательно утверждается в своём мнении мама . Не следует ещё и потому, что девочка не хотела признаваться в своём проступке: пожалуй, если сейчас накажешь- закрепишь привычку не признавать свою вину. Видимо, ребёнок и так боялся наказания, отпираясь от случившегося.
… Вечером
Машенька вместе с папой
- Вот теперь мы с тобой всё рассмотрели и все вещи привели в порядок. Всё, что лежит на письменном столе, брать нельзя. Если не послушаешься, то в следующий раз накажу.[17, c.62-64]
Машенькины родители поступают правильно, считая, что не следует применять по отношению к дочери сразу строгих мер. Недопустимо наказание применять там, где можно обойтись без него. А. С. Макаренко указывал, что наказания тогда будут иметь воспитывающее значение, если у детей уже есть «опыт» неправильного поведения.
А ведь часто мы склонны воздействовать на ребёнка сразу «крутыми» способами: наказать - и всё! А почему бы не использовать всю гамму воздействий, применяя их постепенно? Если «мягкая» мера не возымела успеха, то у родителей и воспитателей в запасе ещё несколько более «сильных» способов, заставляющих ребёнка послушаться. Чуткие воспитатели, понимающие мотивы детских поступков, а также возрастные и психологические особенности детей, сумеют проявить такт, гибкость, находчивость в выборе мер воздействия.
Родители всегда имеют немало способов, дающих возможность понять ребёнку, что им недовольны.«Суровый взгляд, холодно- вежливое обращение…и уже много-много, если отказать в прогулке с собой, в участии слушать сказку, которую будет читать или рассказывать отец или мать… Вот наказания, которые… произведут и сознание и раскаяние, и слёзы и исправление».
Информация о работе Проблема поощрения и наказания в воспитании детей