Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:18, курсовая работа
Наше исследование связанно с достижением цели, которая заключается изучении особенностей использования поощрений и наказаний в воспитании детей старшего дошкольного возраста и в определении границ их использования.
В соответствии с поставленной целью нами определено следующее:
Задачи:
Выявить степень влияния поощрений и наказаний на развитие ребенка;
Изучить динамику развития детей, в воспитании которых используют поощрения и наказания;
Сравнить уровень развития детей в воспитании, которых используются и поощрения, и наказаний .
Для ребёнка,
который привязан к родителям,
их суровый взгляд, нахмуренные
брови, неодобрительный жест
Можно выразить
недовольство поведением
Иногда мать или отец временно перестают разговаривать с ребёнком, стараясь этим подчеркнуть своё огорчение поступком дочери или сына.
Если ребёнок
дорожит привязанностью
…Почему
мама молчит? Она чем-то недовольна?
У мамы нахмуренны брови и
на вопросы дочери отвечает
неохотно. И вдруг догадывается:
«Виновата я! Ушла к Лариске,
а игрушки не убрала!..»
- Молодец,
Настенька, догадалась, что поступила
нехорошо: прежде, чем к Ларисе, надо
было убрать свои игрушки,- говорит
мама.- Ты уже большая, не жди,
чтобы об этом напоминали
Если вы
хотите молчанием подчеркнуть
своё недовольство поведением
сына или дочери, то оно не
должно выглядеть как «
Не только молчанием можно выразить своё недовольство поведением ребёнка, но и родительским словом. Это не значит, что вы должны обрушиться на него с бранью или пуститься в рассуждения о том, что хорошо, а что дурно. Маленький ребёнок менее всего способен осмысливать длинные нравоучения и нотации. Однако он поймёт, если вы скажете ему осуждающе: «Как же ты посмел нагрубить маме? Стыд какой!» ребёнок должен уметь откликаться на родительское слово, чувствовать и понимать, за что его осуждают. Важно, чтобы ребёнок реагировал на родительское слово и не оставался к нему равнодушным. Ваше слово всегда будет иметь вес в глазах ребёнка, если оно не расходится с делом, не повторяется «сто раз об одном и том же», не превращается в сухое назидание. Конечно, если слово расходится с делом, противоречит каждодневным поступкам взрослых, ребёнок не поверит самым красноречивым вразумлениям.
Для ребёнка
чувствительной мерой может
Дома родители
могут запретить временно сыну
или дочери играть с
Можно запретить пользоваться игрушками, если ребёнок нарочно ломает их. Это способ воздействия ощутим даже для самых маленьких. Обычно они тут же начинают просить вернуть им игрушку. В таком случае можно игрушку вернуть, но предупредить, что если это повторится , то с этой игрушкой ему играть не дадут до тех пор, пока он не научится обращаться аккуратно со своими вещами.
Иногда не
в меру расшумевшегося малыша,
не поддающегося уговорам
Детей, отличающихся повышенным самолюбием, иногда целесообразно предупредить, что об их поступке, если он повторится, расскажут другим членам семьи, а то и воспитательнице детского сада. В отдельных случаях полезно сообща всей семьёй осудить поступок ребёнка. Это сильный способ воздействия на ребёнка: одно дело не слушаться и не считаться с мнением мамы, и совсем другое дело, когда все единодушно осуждают твоё поведение, стыдятся и выражают удивление. Что ты мог поступить так некрасиво, так плохо.
Безусловно, что «общественное мнение» должно быть единодушным, а поэтому в отсутствие ребёнка целесообразно подготовить такую «встречу» ребёнка в семейном кругу, договориться, что все осудят поведение провинившегося. Однако осуждение поступка никоим образом не должно превращаться в суд над ребёнком; важно, чтобы ребёнок чувствовал не только недовольство близких, но и их доброжелательность, уверенность в том, что подобное не повториться.
Иногда можно
рассказать в присутствии
Прежде чем
решиться рассказать посторонни
- Придётся
рассказать воспитательнице,
Опытные
педагоги иногда используют
Многие родители
с успехом применяют так
Однако метод естественных последствий не всегда применим. Нельзя, например, оставить ребёнка без прогулки за то, что он капризничал и не хотел надевать ту одежду, которую ему предназначали взрослые; нельзя ребёнка отправить в детский сад в испачканном платье за то, что он неряшлив. Каждому ясно, что если, к примеру, маленький ребёнок капризничает, не желая возвращаться домой с прогулки, то вы не оставите его на улице одного. Всё, что может вредить нормальному самочувствию и развитию ребёнка, угрожает его безопасности и здоровью – нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки – ни в коем случае не должно использоваться как наказание.
Не достигая
цели такая мера воздействия,
которая превращается для
Например, за
то, что пятилетняя Галя мешает
папе заниматься и, несмотря
на неоднократные замечания
Галя с огорчением покидает комнату. Но, очутившись в коридоре, она обнаруживает, что и там много интересного: играет с кошкой, разговаривает с соседкой, открывает двери, когда раздаётся звонок. А когда из школы возвращается соседский мальчик, они оба затевают игру в мяч.
Сколько хлопот взрослым доставляют дети-«непоседы», неуравновешенные и шумливые. Их шаловливость, драчливость и непослушание чаще всего вызывает в нас желание тут же «расправиться» с «нарушителем» порядка. Родителям кажется, что только их замечание, окрики (а то и наказание) как- то ещё в силах сдерживать такого шалуна. В действительности же взрослые постоянной муштрой лишь подливают масло в огонь: дети возбуждаются ещё больше. У таких детей вырабатывается готовность к отпору, стремление поступать «назло».
Частые одёргивания, окрики, замечания лишь усиливают недостатки ребёнка. Робкие, тихие дети от постоянных одёргиваний становятся ещё более заторможенными, застенчивыми. Это о таких детях говорят: «забитый ребёнок». Зато легко возбудимые дети становятся особо агрессивными, «неподдающимися».
Совершенно
недопустимы различные
Совсем маленькие дети верят в такие угрозы: одни притихают, другие, наоборот, возбуждаются, начинают безудержно плакать. Чувства страха по-разному действуют на детей, в зависимости от особенностей их нервной системы. Однако во всех случаях чувство страха отрицательно влияет на психическое состояние ребёнка. Если в ребёнке постоянно поддерживать чувство страха, это может вызвать у него нервное расстройство.
Надо учитывать, что чувство страха у детей особенно остро потому, что многие ещё не познанные ребёнком жизненные явления полны для них тайн и чудес. Для них мир полон неизведанных, загадочных, а подчас и пугающих вещей. От взрослых зависит, как ребёнок будет относиться к различным явлениями предметам окружающего мира, как он будет их воспринимать и понимать.
Детям, которых запугивают темнотой, волком, медведем, стариком и т. д., «страшное» чудится и там, где им не грозит никакой опасности, их пугает всё незнакомое, непонятное.
…Родители
четырёхлетних близнецов
Послушание достигнуто, но какой ценой! Чувство страха глубоко травмирует психику ребёнка, накладывает отпечаток на его характер, а при неблагоприятных условиях может привести и к нервному заболеванию.
Но обычно
с возрастом ребёнка мир
Как дальше
держать ребёнка в повиновении?
- Вот не будешь слушать маму – умрёт она, и останешься один,- говорит папа шестилетнему сыну.- Вон у Валерика умерла мама потому, что он расстраивал её своим непослушанием.
В другой раз, при случае отец снова напоминает сыну:
- Слушай маму, не расстраивай её, а то у неё заболит голова. [17, стр.75-76]
Пока малыш
верит в сказанное отцом и
живёт под страхом, как бы
не случилось чего с
Случается, что родители по неопытности злоупотребляют угрозой наказания. Вместо того чтобы напомнить ребёнку, как надо вести себя или сделать ему замечание, говорят: «Если будешь обижать Колю, никогда больше не разрешу тебе играть с ним », «Не хочешь быстро одеваться – оставлю одного дома».
Бывает, что
и воспитатели не всегда
Недопустимо
прибегать к «подкупу» и
Никогда
не обещайте чего-либо ребёнку,
Информация о работе Проблема поощрения и наказания в воспитании детей