Проблема совершенствования урока в современной общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Основные пути совершенствования урока в современной школе…………….3
Типология и структура современного урока……………………………………6
Наблюдение за уроком……………………………………………………………7
Общие требования к современному уроку ……………………………………..9
Современные теории и концепции обучения………………………………….12
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом  в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Современные теории и концепции обучения

Деятельность людей в  процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность  обучения в целом и во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. С их учетом разрабатываются также разнообразные  педагогические (дидактические) концепции  обучения.

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений ли система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления. В практике активно  применяются ассоциативно - рефлекторная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория проблемного обучения, концепция  проблемно-деятельностного обучения, концепция программированного обучения и другие.

Все педагогические концепции, независимо от их содержания и направленности, конечную цель обучения трактуют как  овладение обучаемыми системой знаний и практической подготовленности, необходимых для успешной практической деятельности. Организационную сторону этого процесса обеспечивает руководитель этого занятия. Поэтому очень важно знать сущность, содержание и особенность основных концепций обучения, видеть их сильные и слабые стороны и с учетом этого организовать процесс обучения.

Руководствуясь основными  положениями той или иной концепции  обучения, педагог планирует свою деятельность и деятельность обучаемых по овладению или учебным материалом. При этом он использует наиболее эффективные формы, средства и методы обучения. Регулярный контроль и анализ результатов учения позволяют оперативно вносить необходимые коррективы, как в деятельность обучающегося, так и в деятельность обучаемых.

Современные ученые, представители  педагогики, психологии и других наук разработали целостную концепцию  обучения. Новые решения органически  объединяют продуктивные традиционные и инновационные подходы.

Наиболее распространенной является ассоциативно-рефлекторная концепция  обучения. Данная концепция опирается  на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга  человека, которые наиболее полное освещение нашли в работах  известных ученых И.М. Сеченова и  И.П. Павлова. Согласно их теории о физиологии высшей нервной деятельности в коре головного мозга человека постоянно  идет образование множества новых  условно-рефлекторных связей (ассоциаций) между самыми разнообразными системами  раздражителей и реакций. В соответствии сданной теорией процесс обучения представляется как совокупность раздражителей (преднамеренных педагогических воздействий) и реакций (познавательных действий обучаемых). Поэтому усвоение знаний, формирование навыков, умений и личностных качеств является ни чем иным, как процессом образования в сознании человека разнообразных систем ассоциаций разных по степени сложности. Данные положения и были положены в основу ассоциативно-рефлекторной концепции обучения, в разработке которой приняли активное участие ученые и педагоги С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин и другие.

Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения предполагает определенную логику (структуру, этапы) процесса познавания. Восприятие учебного материала и  опознавание познавательных задач; осмысливание изучаемого материала, доведенное до понимания его внутренних связей и отношений; запоминание и сохранение в памяти учебного материала; применение закрепившихся знаний на практике.

Центральным звеном данного  процесса выступает осмысливание изучаемого как активная аналитико-синтетическая  деятельность обучаемых в ходе решения  теоретических и практических задач. Несмотря на то, что основу данной концепции  составляет раскрытие содержания и  последовательности деятельности обучающих. Выполнение этих требований руководителем занятия способствует повышению эффективности процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Литература.

“Урок в современной школе” - Москва “Просвещение”, 1981 г. - В. А. Онищук.

“Практическая психология образования” 2-е изд. - Москва ТЦ “Сфера”, 1998 г. - Под редакцией И.В. Дубровиной.

“Психология и педагогика” - Москва издательство “Совершенство”,


Информация о работе Проблема совершенствования урока в современной общеобразовательной школе