Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:28, курсовая работа
Актуальность проблемы. Овладение навыком чтения важный этап в жизни каждого ребенка. Овладение навыком чтения детьми с интеллектуальной недостаточностью имеет принципиальную важность, так как эффективность дальнейшего обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Психологи замечали, что прежде дети учатся чтению и письму, а затем посредством чтения и письма.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проведения уроков чтения
в школе VIII вида…………....................................................................................7
1.1. Понятие об уроках чтения в школе VIII вида………………………...7
1.2. Особенности овладения навыком чтения школьниками
с нарушениями интеллекта …………………...…………………………..........12
Выводы…………………………………………………………………………..21
Глава II. Экспериментальные исследования навыков чтения у детей
в школе VIII вида……………………………………………………………….23
2.1. Сравнительный анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида……………………23
2.2. Исследование навыков чтения детей с нарушением
интеллекта………………………………………………………………………..38
2.3. Исследования устной речи у детей с нарушением интеллекта…...43
Выводы…………………………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………...58
Список изученной литературы……………………………………………….61
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Смоленский государственный Университет» (СмолГУ)
Кафедра специальной педагогики
УРОКИ ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ VIII ВИДА
Курсовая работа
факультета начального и
специального образования
Сиваковой М. А.
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доц.
Е. А. Колодовская
Смоленск
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы проведения уроков чтения
в школе VIII вида…………......................
1.1. Понятие об уроках чтения в школе VIII вида………………………...7
1.2. Особенности овладения навыком чтения школьниками
с нарушениями интеллекта …………………...…………………………..........
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Экспериментальные исследования навыков чтения у детей
в школе VIII вида……………………………………………………………….
2.1. Сравнительный анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида……………………23
2.2. Исследование навыков чтения детей с нарушением
интеллекта……………………………………………………
2.3. Исследования устной
речи у детей с нарушением
интеллекта…...43
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список изученной
литературы……………………………………………….
Введение
Актуальность проблемы. Овладение навыком чтения важный этап в жизни каждого ребенка. Овладение навыком чтения детьми с интеллектуальной недостаточностью имеет принципиальную важность, так как эффективность дальнейшего обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Психологи замечали, что прежде дети учатся чтению и письму, а затем посредством чтения и письма.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяется их представление о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе.
Контингент специальной (коррекционной) школы VIII вида неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком. Так, во 2-м классе некоторые ученики уже могут читать слитно отдельные, простые по структуре слова. Большинство детей только осваивает слоговое чтение, но есть и такие учащиеся, которые продолжают сохранять побуквенное чтение. Такая разнородность в уровнях овладения навыком, к сожалению, склонна сохраняться и в старших классах. Становясь старше, дети с недостаточно хорошим уровнем сформированности навыка чтения, испытывают неудобства психологического характера. Они стесняются читать в присутствии хорошо читающих детей, стремятся отстраниться от того вида деятельности, в котором они не успешны. Как помочь таким детям?
Задача учителя-дефектолога
заключается в поддержании
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования.
Объект исследования: уроки чтения в школе VIII вида.
Предмет исследования: условия эффективности овладения навыками чтения детьми в школе VIII вида.
Анализ состояния вопроса в теории и практике коррекционного обучения позволил сформулировать гипотезу исследования.
В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение о том, что условиями эффективного овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью навыками чтения являются: планомерная и целенаправленная работа педагога по выявлению схожести несформированных сторон речи и объединение по этому признаку детей в отдельные микрогруппы , а также правильно намеченный план направлений коррекционной работы.
Исходя из этого, целью исследования является определение условий эффективности овладения навыками чтения детьми в школе VIII вида.
Задачи исследования:
1. На основе анализа логопедической, психологической, нейропсихологической и психолингвистической литературы определить современные научно-теоретические подходы к изучению вопроса уроки чтения детей в школе VIII вида.
2.Обследовать специфические
ошибки чтения у младших
3. Экспериментально поверить эффективность выявленных особенностей диагностики и коррекции в практике работы с детьми младшего школьного возраста, страдающих дислексией.
Важнейшие источники исследования:
- литература по вопросам
истории, специальной
- учебные пособия для студентов педагогических вузов;
- статьи по дефектологии.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решение поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала в себя следующие методы исследования:
1) изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования;
2) анализ и обобщение материала полученного в наблюдениях, беседах, выработка гипотезы;
3) изучение состояния проблемы в опыте учителей;
4) наблюдение за учебно-
5) изучение педагогической документации;
6) планирование и проведение эксперимента;
7) изучение результатов деятельности школьников;
8) интерпретация полученных
данных в методических рекоменд
Практическая значимость исследования – разработка методических рекомендаций при коррекции нарушения навыков чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Теоретические выводы и практические результаты: могут быть использованы в школе VIII вида.
Апробация результатов исследования – основные положения и результаты работы докладывались на практических занятиях студентов по специальной психологии и специальной педагогике.
Положения, выносимые на защиту - условиями эффективного овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью навыками чтения являются: планомерная и целенаправленная работа педагога по выявлению схожести несформированных сторон речи и объединение по этому признаку детей в отдельные микрогруппы, а также правильно намеченный план направлений коррекционной работы.
Обьем и структура работы - работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка изученной литератур. Объем 65 страниц компьютерного набора, работа содержит 4 таблицы и 1 график.
ГЛАВА I. Теоретические основы проведения уроков чтения
в школе VIII вида
1.1. Понятие об уроках чтения в школе VIII вида
Главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У детей с нарушением интеллекта исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления [6].
Нужно отметить, что уроки чтения в школе VIII вида делятся на два этапа:
- объяснительное чтение
- литературное чтение
Объяснительное чтение - предполагает, прежде всего, размещение произведений в учебниках в зависимости от тематического принципа. Объяснение содержания произведения и его разбор опирается на имеющийся у детей опыт или на те явления, которые проходят в данный момент перед их глазами.
Литературное чтение - имеет монографический принцип расположения материала (хронологический). Отводится несколько уроков на изучение творчества одного писателя. Объяснение и разбор произведения опирается на знания детей, но не исключается также опора на их опыт. Изучается биография писателя. Используются произведения как малых, так и крупных форм. Появляются повести пьесы, поэмы, отрывки из романов, баллады [1] .
Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. Во 2—6-м классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы («Что такое хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.). Такое расположение материала дате возможность опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей. Начиная с 5-го класса, к разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого достигается также и за счет специального отбора произведения по жанрам. В книги для чтения для 2—6-го классов включают, как правило, произведения малых форм: небольшие по объему и доступные по сюжету рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы, загадки. Кроме художественных произведений в учебники помещают научно-популярные статьи. Их содержание в учебниках для младших классов во многом отражает тематику уроков развития устной речи.
С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает педагогу возможность к концу обучения систематизировать знания детей в области русской и современной литературы.
Заметно увеличивается объем текстов, усложняются сюжет, образность его передачи, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, сказок, в учебниках для 7—9-го классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм (повести, поэмы, баллады) [2] .
Усложнение содержания произведений требует работы не только по актуализации опыта детей, но и по формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора, послуживших источником творчества, и др.
Последовательность в отработке навыков чтения определена программой по русскому языку для специальной (коррекционной) школы. В 1-м классе у детей формируют навыки орфографически правильного слогового чтения, умение отвечать на вопросы. Во 2-м классе продолжается работа над слоговым чтением с последующим переходом к чтению целыми словами структурно простых двухсложных слов. Детей учат пересказывать близко к тексту содержание прочитанного материала. В 3-м классе школьники продолжают овладевать навыком чтения целыми словами. По мере накопления слов, воспринимаемых глобально, усвоения знаний об ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных учащиеся поэтапно переходят на орфоэпическое чтение. Они учатся читать безударное [о] как [а], оглушать звонкие согласные на конце слова, читать ого — его как [ова] — [ева] и др. В этом же классе со второго полугодия школьники начинают читать несложные тексты про себя, передавать содержание прочитанного в лицах. В 4-м классе закрепляются навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. Школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ прочитанного текста. В 5-м классе продолжает совершенствоваться техника чтения, а в 6-м классе учащиеся должны быть подведены к беглому чтению. Основное внимание здесь и в последующих классах уделяется осознанию читаемого. В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном главную мысль, выявлять свое отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику, находить средства языковой выразительности, пересказывать текст полно и кратко, с изменением лица рассказчика, делить произведение на части, озаглавливать их.